Тамицкая комсомольская ячейка

Вопрос об организации в селе Тамица первой комсомольской ячейки поднимался онежскими краеведами ещё в 1970-1980-х годах. Все собранные ими сведения, либо публиковались частично, либо вообще нигде не были напечатаны. Ещё тогда, почти 40 лет назад не было полной ясности, в каком именно году в Тамице была организована первая ячейка РКСМ.

В своём письме от 08.12.1980 г. онежскому краеведу Петру Степановичу Ануфриеву, комсомолец 1920-х годов, первый председатель Нижмозерской ячейки Иван Семёнович Телов пишет: «В апреле месяце 1920 г. с секретарём вновь организованной мною ячейки РКСМ Васькой Кабиковым, мы взяли у попа (отца Николая) граммофон на "временное пользование"».

Далее в письме от 24.04.1981 г. он повторяет: «В 1-й половине апреля месяца 1920 года, подыскав помещение под клуб для Кяндской ячейки и обеспечив её граммофоном, взятым мною под расписку у местного купца Логинова, я поехал сразу в Тамицу, где с помощью председателя волисполкома собрали молодёжь в здании бывшей потребиловки, и познакомили ребят с программой и уставом РКСМ. Записалось тогда в члены человек 20, а секретарём был выбран Васька Кабиков, с которым в тот же день мы сходили к местному попу (отцу) Николаю и отобрали у него на временное пользование под мою расписку граммофон с пластинками, которым комсомольцы пользовались. Позднее подыскивали помещение под комсомольский клуб. Проехав далее в Онегу, о всём этом было доложено Шуре Волгину и ячейка была зарегистрирована им. В 1920 г. летом до 1-й Уездной конференции РКСМ Шура Волгин ездил в Тамицу, Кянду и Нижмозеро, инспектируя и инструктируя секретарей этих ячеек. В 1921 г. летом Василий Кабиков был делегатом 2-й Уездной конференции РКСМ от Тамицкой ячейки, и, между прочим, наряду с другими делегатами получил подарок – восьмушку махорки. Из записавшихся в 1920 г. в комсомольцы помню – Кириллова Фёдора Егоровича (позднее переехавший в Онегу), Щетинина Александра (тоже позже переехавшего в Онегу; он недавно умер), Гришу Григорьева, с которым я учился вместе в ВНУ с 1915 по 1918 гг. (сын крестьянина по прозвищу "Стёпа-петушок"), Петька Дьячков (тоже учившийся вместе со мной в Онеге), который позднее умер. Если тебе удастся разыскать архивные материалы Онежского Укома за 1920-1921 гг., то ты, несомненно убедишься в существовании в то время Тамицкой ячейки РКСМ. … Возможно, что в 1922-1923 гг. ячейка распалась, и вновь была организована только в 1924 году».

В общих статистических сведениях о ячейках Онежской уездной организации РКСМ, выявленных в архивных документах отдела социально-политической истории ГААО, со дня образования по 1 февраля 1921 года, дата образования Тамицкой ячейки – 20 декабря 1920 г.

Подтверждение о том, что ячейка распалась и вновь была организована в октябре 1924 года, мы находим в воспоминаниях Ираиды Креневой, которая два года была секретарём ячейки. В числе первых комсомольцев, кроме самой себя, она называет следующих своих товарищей: Михаил Севастьянов, Семён Кабиков, Александр Воронин, Полина Кириллова, Михаил Завьялов (зав. лесопунктом). Упоминаемый здесь Михаил Севастьянов, в своих воспоминаниях указывает иные имена вместо Полины Кирилловой и Михаила Завьялова – Иван Кабиков и Ефим Леонтьев. Так или иначе, но на организационном собрании присуствовало шесть человек.

Через два-три месяца число комсомольцев выросло до 30 человек. Численно организация росла быстро, т.к. проводимая комсомольцами работа интересовала сельскую молодёжь. На тот период в Тамице было около 300 дворов. Комсомольская работа была тесно связана с интересами развития хозяйственной, общественной и культурной жизни тамицких жителей.

Конечно, в работе были и трудности. Для занятий ячейки не было помещения. Во многих семьях, старшие были против вступления их детей в комсомол. Крепко доставалось комсомольцам-безбожникам от верующих. Но, преодолевая эти трудности, организация день ото дня росла и крепла.

Для занятий и собраний комсомольцы арендовали второй этаж дома Макара Синицына. В одной из комнат проводились комсомольские занятия, а в другой – большой комнате, силами комсомольцев была оборудована сцена и места для зрителей (скамейки). Деньги, вырученные от продажи билетов на спектакли, шли на оплату аренды помещения хозяину дома и на другие расходы. Уборку помещений производили сами в порядке очереди.

Ираида Кренева вспоминала, что годы её комсомольской юности, остались в памяти как годы «горения, чувства ответственности».

Для неё, как секретаря ячейки, не представляло трудностей, через каждые две недели, в субботу после уроков, идти пешком 17 километров до волостного центра села Кянда, чтобы отчитаться перед секретарём волостного комитета Бахматовым и получить новые указания на следующие две недели. Затем, предстояло вернуться обратно в Тамицу.

Сельская молодёжь проводила свободное время на «вечеринках», где кроме танцев, курения и перебранки ничего не было. Комсомольцы шли на эти вечеринки с новыми комсомольскими песнями и играми. Приглашали в кино, которое показывали в школьном корридоре. Во время всего сеанса приходилось вращать ручку динамо-машины. Для этого подбиралась группа ребят. Один кто-либо из комсомольцев руководил сменой «крутильщиков», чтобы не было перерыва.

Многие из комсомольцев были с образованием в пределах 4-х классов, но тяга к знаниям была большая. Для общего образования читали произведения художественной литературы, иногда сопровождавшиеся показом диафильмов, через школьный проекционный фонарь, называемый «волшебные картинки». Учитель Иван Васильевич Семаков читал лекции на антирелигиозные и естественнонаучные темы. На отдельные темы текущей политики, комсомольцам поручалось делать небольшие доклады. Старались, чтобы в этом участвовали все члены ячейки.

Ираида Кренева вспоминала один случай, когда один из выступающих, от смущения, во время своего доклада опускался за столом всё ниже и ниже, и, наконец, спрятался под столом. Поэтому приходилось индивидуально беседовать с каждым докладчиком, укреплять его веры в свои силы.

Все комсомольцы имели отдельные поручения: участие в пионерской работе, в делегатских женских собраниях (были в то время и такие, для повышения культурного и общественного уровня женщин), помощь сельсовету, помощь учителям, в работе с неграмотными, проведение культурных мероприятий с сельской молодёжью.

Ираида Кренева, работавшая в то время учителем, например, работала с двумя классами четырёхклассной школы. В 9 часов начинались уроки. После уроков школьники дома обедали и готовили домашнее задание, а затем собирались в школе на пионерский сбор. Учителя присутствовали при этом и помогали в работе пионерских звеньев и всего отряда. Затем, в 7-8 часов вечера, учителя шли на занятия в комсомольский клуб. Здесь проводились собрания, чтение книг, лекции. Причём все эти занятия начинались и заканчивались пением песен: «Мы кузнецы», «Смело товарищи в ногу», «За власть Советов», «Картошка» и другие. После этого проводилась репетиция очередного спектакля. Пьесы ставились серьёзные, например, Островского «Бедность не порок». Публика посещала спектакли охотно, и, поэтому подготовка требовала много времени. Учителя руководили репетициями и играли главные женские роли.

Так же были и другие дела. Например, Ираида Кренева была членом сельсовета, занималась с неграмотными. Также она была членом Онежского уездного комитета комсомола, секретарём которого в то время был Михаил Павлович Костылев. Почти также были заняты и другие комсомольцы активисты. Так, например, Михаил Севастьянов был членом бюро ячейки, пионервожатым, членом правления кооператива, и некоторое время даже председателем правления.

В начале 1927 года был организован сбор средств на приобретение приёмника. Вскоре радио заговорило. Деревенские жители не верили в это «чудо», но, придя в избу-читальню, убеждались в его существовании.

Комсомольцы был «застрельщиками» благоустройства села. В 1926 году оказывали помощь в создании земельного передела, в 1927 году мелиоративного товарищества, в 1929-1930 годах коллективизации крестьянских хозяйств, которая завершилась созданием артели «Новая жизнь».

Вот так работали и жили в Тамице первые комсомольцы. Жизнь, била у них ключом…

Источники:

1. МБУК «ОИММ». Оп.3. Д.355. ЛЛ.73об., 80-80об.
2. МБУК «ОИММ». Оп.3. Д.351. ЛЛ.1-3, 6.
3. ОДСПИ ГААО. Ф.683. Оп.1. Д.12. Л.2.
4. Михаил Севастьянов. Жизнь била ключом. Советская Онега 11.01.1969. С.3.


Рецензии