Путевые заметки по Чуйскому тракту. Часть4

Айры Таш

   693-й  километр. Осталась сзади полоса сплошных бомов, красиво и величаво возвышались песчаные столбы из спрессованного песка. Вертикально уходящие вверх они держат форму многие годы, не смотря на воздействие ветров и осадков. Как стойкие оловянные солдатики они подпирают небо и смотрятся красиво и надежно.
Еще в1902 году, участок тракта стал колесным от Онгудая до Кош-Агача. Опасна дорога в обход бомов Кор-Кечу, Юркош, Большой Яломан, Кынгырар. Она забиралась по скалам вверх, очень опасна для движения на лошадях. Пришли на Кор-Кечу три крестьянина из деревни Талды: Ощепков, Болотнов и Чернов, разобрали камни на правом берегу Катуни и устроили паром. Второй переход оборудовали у Малого Яломана. Брали по пятнадцати копеек с таратайки, купцы рады – хоть двадцать, только избежать бы перехода по верху бомов, где запросто можно потерять лошадей и товар.

   Автомобиль движется вперед и на нас надвигается две каменных глыбы, расположенных по обе стороны дороги. Чуйский тракт проложен в расколовшийся каменный массив.

   Айры- таш (Айри-таш, Айриташ), в народе это место называют еще Чертовыми воротами. Перевести можно как  вилы, вилка, развилка, развилина, извилина, раздвоенный, разветвленный.  Алтайское «таш» — это камень; гора, сопка, возвышенность. Буквальный перевод — «раздвоенный камень». Возникший как творение рук человека. В далеком 1934 году здесь звучали взрывы, после которых заключенные вручную убирали камни, делали подпорные стенки, где ложилось полотно будущей дороги.  Сегодня два скалистых массива высотой 18 метров на протяжении почти 100 метров, прижимаются  с двух сторон к дороге.

   На бомах Кор-Кечу и Яломан объем скальных работ, проведенных заключенными вручную, с начала 1934 году превысил 100 тысяч кубометров, а объем кладки подворных стенок — 24 тысячи кубометров. В течение почти трех месяцев раздавались взрывы, свергавшие в бурные волны Катуни огромные глыбы гранита, тонны земли, песка и камня.

   На наш взгляд главная  достопримечательность этого места — остатки вьючной тропы. Старая дорога спускается сверху и прижимается к скале. Поднимаемся к каменному ложу тропы, она ведет наверх и кажется совершенно безопасной. Вот только нависают над самой головой каменные наплывы. Огромные плиты сложены талантливо природой, образуют выступы и провалы. Гулко звучат шаги, издалека времен слышен звук лошадиных копыт. Видятся на вьючные лошади, которые  устало двигаются в сторону Чуйской степи, понуро шагая которую сотню верст. Караван за караваном преодолевают сложный участок. На камнях скользко, особенно в дождь и любое неловкое движение может привести к трагедии.

   С подъемом открывается пространство и вид в сторону Ини. Широкая долина Катуни прекрасна в любую погоду. Солнце обжигает на высоте, оно здесь совсем близкое накаляет камень и тот отдает тепло в воздух. Снизу от реки струится невесомо прохлада, а взгляд манят горы. Там, впереди они почти соединяются, оставляя узкую ленту долины, куда мы и стремимся.

   Чуть проехав от Айры-таш, обогнув Кынгыральский бом, можно опять остановиться и совершить прогулку по Чуйскому тракту образца 1935 года, который также прижимается к скале. Хорошо сохранился каменный парапет.

   Буквально вгрызаясь в камни, строители Чуйского тракта строили дорогу, обеспечивая движение для автомобильной техники.

22 августа 2022 года
День первый  14.10


Рецензии
До чего чудесный рассказ!Красив Алтай, а Чуйский тракт кладезь удивительных историй.Успехов Валерий Фёдорович и здоровья крепкого!С теплом

Андрей Эйсмонт   31.10.2022 16:48     Заявить о нарушении
Спасибо, здоровья тебе и удачи!

Валерий Неудахин   02.11.2022 11:06   Заявить о нарушении