Путевые заметки по Чуйскому тракту. Часть5

Мост Цаплина

   Мы проехали мареновую долину. Посреди ровного места, где горы отстоят на сотни метров, поблизости нет скал, наблюдается нагромождение камней разного размера, хаотично разбросанных по поверхности. Миллионы лет назад, отступающий ледник таял, и находившиеся в его теле камни оставались здесь, чтобы спустя время порадовать людей необычайностью картины. На раскаленном солнце бродят овцы и козы, сглаживая однообразную картину тишины. Слева в глубокой расщелине бежит Катунь, а уходящий вдаль тракт перебирается по мосту на правый берег.

   Село Иня (Ийин) - плечо. Место, где находится уникальный рукотворный объект – мост Цаплина. Общая длина по настилу 142 метра, а пролёт над Катунью насчитывает — 100 метров. Пилоны моста высотой 21 метр. Им название – качающиеся пилоны. Такая конструкция позволяла гасить возникающую вибрацию и не позволяла раскачиваться пролету. Цепи моста перекинуты через вершины опор и закреплены в анкерных плитах.

   Раньше в районе села Иня была паромная переправа, которая сильно зависела от паводков и погодных условий.

    Молодой человек, студент Ленинградского института Сергей Афанасьевич Цаплин, в далеком 1936 году приехал на практику и убедил начальника стройки в надежности своего проекта. Для того времени построить переправу на основе двухцепной висячей конструкции - очень смелое решение! Рядом, на левом берегу – командировка. Людям, отбывающим срок, поставлена задача по досрочному строительству. Оттого второе название ининского моста – дембельский, поскольку обещана свобода за выполненную работу.

   Зима, декабрь 1934 года. Ночь. Пронзительный ветер в долине Катуни. На берегу горит костер, но у него никого нет. Подходят одиночки на минуту, чтобы отогреть руки и идут назад к группе людей, находящихся на льду. Тонкие холщовые брюки, давно изношенные до дыр, через которые проглядывается тело, рваная во многих местах телогрейка, чуть живые верхонки,  красные от мороза руки. Поставлена аккордная задача! А там, в случае успеха – свобода! За ними не присматривает даже охрана: ну, куда бежать среди гор, только навстречу смерти.

   Поддомкраченный задний мост автомобиля и закрепленные за ступицу троса, растянутые в длину, уходящие далеко в темноту. По  команде  начинается вращение: тонкие тросы сплетаются в ровное и единое полотно толстого каната. На нем будет подвешен пролет моста. Кажется – такая простая конструкция, но какая ответственность за жизни людей. Совсем юный мальчишка руководит группой.

   Около трех тысяч заключенных и местные жители участвуют в подготовительных работах: пилят и распускают на доски лес. Изможденные от голода строители вручную затягивают гайки, порой ложатся худым телом на длинные рукоятки ключей. Спешат, сроки есть сроки. И вот первые груженые автомобили взбираются на свежую древесину настила, водители на подножках, да разве уцелеешь, улетев с такой высоты, даже выпрыгнув из кабины?

   Как и было обещано, наиболее активных строителей моста амнистировали. Но по дороге в Бийск автомобиль ЗИС-5, которым управлял водитель-стажёр, упал в обрыв. Погибли 27 человек.

   В настоящее время переправа не эксплуатируется, нарушены доски настила. Остается надежда на ремонт в ближайшее время. Калифорнийский мост через пролив Золотые ворота, с основным пролетом свыше тысячи метров, выполнен по такому же проекту. Говорят, что это самый фотографируемый объект. Хочется, чтобы и Цаплинский  привлекал внимание проезжающих туристов.

   Серые берега, бирюза реки и голубое небо, в которое устремлен пролет подвесного моста. Простота и надежность на протяжении более восьмидесяти лет.
Хочу пожелать тебе хороших времен.

22 августа 2022 года
День первый  14.40


Рецензии
Каждый километр Чуйского тракта-своя волнующая душу история, или легенда! Очень интересный рассказ! Добавить бы в каждый рассказ по фото. У тебя их Валерий Фёдорович море. Успехов и здоровья крепкого! С теплом

Андрей Эйсмонт   31.10.2022 16:56     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, удачи и новых сюжетов.

Валерий Неудахин   02.11.2022 11:05   Заявить о нарушении