Мехмед-Тахир ат-Табасарани - южнодагестанский проп
Сейид ал-Хаджжи Мехмед-Тахир-эфенди б. Шайх Сейид ‘Абд ар-Рахим ал-Хусайн б. Сейид ‘Али ал-Хусайн б. Шайх Сейид Ахмад ал-Хусайн б. Шайх Сейид Мехмед ал-Хусайн б. Сейид Хамза б. ал-Хаджжи Малла б. Пир Сейид ал-Хасан-эфенди ал-Хусейни ар-Рукали ат-Табасарани ’ад-Дагистани (тур. Seyyid Mehmed Tahir b. ;eyh Seyyid Abdurrahim H;seyin b. Seyyid ‘Ali H;seyin b. ;eyh Seyyid Ahmed H;seyin b. ;eyh Seyyid Mehmed H;seyin b. Seyyid Hamza el-mulakkab bi-Molla Hac; min evl;d-; P;r Seyyid Hasan Efendi ed-Da;;st;n; et-Teber;n; er-R;kk;l; el-H;seyn;, 1865/66–1957) — южнодагестанский шафи‘итский богослов и педагог, османский общественный и политический деятель. Автор работы по шафи‘итскому фикху — «Z;bdet;'l-makal fi ilmi'l-hal» (1902). Преемник (халифа) шайха Ахмада ар-Рукали ат-Табасарани ’ад-Дагистани (1848–1925). Кроме родного языка, владел еще арабским, персидским и турецкими языками.
Мехмед-Тахир ар-Рукали ат-Табасарани (тур. Seyyid Mehmed Tahir Efendi Hoca) родился в селе Рюккал (тур. R;kkal, Rukal) Кайтаго-Табасаранского округа Дагестанкой области (ныне, село Рукель в Дербентском районе Дагестана).
Тахир ар-Рукали был представителем рукельского семейства сейидов («S;d;t-; R;k;liye»), отец Тахира, шайх ‘Абд ар-Рахим ар-Рукали был из числа южнодагестанских алимов. Начальное религиозное образование Тахир получил в родном селе. Далее продолжил обучение в кружке у ал-Хусайна-эфенди (тур. H;seyin Efendi) в Комотини (тур. G;m;lcine; G;m;lcineli — ныне, город на северо-востоке Греции). Выучив арабский, персидский и турецкие языке начал вести самостоятельное обучение учеников.
26 апреля 1903 года он был назначен учителем в лейлийской школе Керекского санджака, оставил этот пост вскоре после того, как не смог адаптироваться к местному климату. 14 января 1905 года он был назначен учителем арабского языка и религиозных наук в Триполийской провинциальной школе Идади. 14 марта 1910 года он был отправлен в г. Пекин (по другим данным в г. Харбин) для обучения новообращённых мусульман. 14 января 1914 года оставил свой пост преподавателя после упразднения профессорско-преподавательского состава в Китае.
Участвовал в Первой мировой войне, когда грянула всеобщая мобилизация. Служил почётным капитаном кавалерии в г. Багдад. Издавал газету «Yeni Kafkasya» («Новый Кавказ»), владельцем и главным редактором которой был он сам. Газета «Новый Кавказ» издавалась в г. Стамбул в период с 1923 по 1927 год. До 15 декабря 1925 г. главным редактором был Мехмед-Тахир-эфенди, а с 6 февраля 1926 по 15 февраля 1927 г. — Ахмад Хакки.
После Первой мировой войны Тахир ар-Рукали был делегатом на Лозаннской конференции (с 20 ноября 1922 по 24 июля 1923 года, с перерывом 4 февраля — 22 апреля 1923 года) в качестве представителя Дагестана. После провозглашения Турецкой республики был арестован, в начале декабря 1925 г., по обвинению в противодействии закону о запрете ношения головного убора. Содержался под стражей в течение недели вместе с другими задержанными. 21 декабря 1925 года местный суд постановил, что некоторые из задержанных должны быть освобождены, а другие должны предстать перед судом в г. Анкара. Тахир ар-Рукали был доставлен в тюрьму г. Анкара в субботу, 25 декабря 1925 года. После месяца заключения здесь он впервые предстал перед судом Независимости Анкары 26 января 1926 года. Однако его признали невиновным и отпустили.
Скончался богослов в 1957 году. Известно, что у богослова была семья, так он в своем заявлении в суде Истиклала от 26 января 1926 года писал, что его «жена умерла 10–15 лет назад, и у него есть дочь», а остальные его родственники находятся на родине, в Южном Дагестане.
Автор: ‘Али Албанви
На фото: Мехмед-Тахир ар-Рукали // Seyyid Mehmet Tahir Efendi’nin Foto;raflar; [Me;ihat Ar;ivi, Maa; Defteri, No. 9, 13; Maa; Defteri, 8, 13; Maa; Defteri, No. 1, 19.].
’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута – аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафиитский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.
АР-РУКАЛИ (тур. er-R;kk;l;, R;kkal) — нисба указывающая на происхождение из южнодагестанского сел. Рюккал области Табасаран (сел. Рукель, ныне в Дербентском районе Дагестана). В XVII–XIX веке жители данного села говорили на татском наречии персидского языка, а также табасаранском языке. В настоящее время сельчане говорят на т. н. «азербайджанском языке», а местное население исходя из политических соображений чиновников, в переписях последних лет фиксируются как «азербайджанцы» (т. е. общегражданское определение граждан приграничного с Дагестаном, Азербайджана).
АТ-ТАБАСАРАНИ (тур. et-Teber;n;) — нисба указывающая на происхождение из исторической и географической области (провинции) Табасаран, к западу от Дербента, что в Южном Дагестане.
Литература / источники
1. ‘Али Албанви. Духовная родословная рукельских сейидов и суфийских шайхов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/fFJw7, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2022). — Яз. рус.
2. Alevilik Ara;tirmalari Dergisi. The Journal of Alevi Studies HAKEML; DERG; Yaz/Summer 2019, Say;/Issue 176 ayda bir yay;mlan;r - ;cretsizdir. ISSN 2146-4421 Ankara, Haziran – 2019. С. 129–131; 146–147. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/fFJwV, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2022). — Яз. тур.
3. Alkan, Harun. (2015). Ahmed H;s;meddin Da;;stan;’nin Hayat;, Eserleri ve Tasavvuf; G;r;;leri, Yay;mlanmam;; Y;ksek Lisans Tezi, Hitit ;niversitesi Sosyal Bilimler Enstit;s; Temel ;slam Bilimleri Anabilim Dal;, ;orum, T;rkiye [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cdn.hitit.edu.tr/sbe/files/90202_1605160939866.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2022). — Яз. тур.
4. Esra Yildiz. Ara;tirma Makalesi/Research Article Da;istan’dan ;in’e Uzanan ;lim Yolculu;u: ;in V;izi Da;istanli Seyyid Mehmet Tahir Efendi (Hayat;, Eserleri Ve ;stiklal Mahkemesinde Yarg;lanma S;reci) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/2125030, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2022). — Яз. тур.
5. Esra Yildiz. Dr., ;stanbul ;niversitesi, ;slam Tarihi ve Sanatlar; Anabilim Dal;, ;stanbul, PhD. Istanbul University.
6. Esra Yildiz. Ara;tirma Makalesi/Research Article Da;istan’dan ;in’e Uzanan ;lim Yolculu;u: ;in V;izi Da;istanli Seyyid Mehmet Tahir Efendi (Hayat;, Eserleri Ve ;stiklal Mahkemesinde Yarg;lanma S;reci) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dergipark.org.tr/tr/pub/apjir/issue/66452/1034919, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2022). — Яз. тур.
7. Esra Y;ld;z, ;eyh;lislaml;k Belgelerinde Hz. Peygamber’in ;lm; Miras; (1879–1924) Y;llar; Seyyid Ulema Biyografileri, ;stanbul ;niversitesi, Sosyal Bilimler Enstit;s;, ;slam Tarihi ve Sanatlar; Ana Bilim Dal;, Y;ksek Lisans Tezi, ;stanbul, 2017.
8. Seyyid Mehmed Tahir Efendi [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/fFJvL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2022). — Яз. тур.
9. Z;bdet;’l-makal fi ilmi’l-hal. / Seyyid Mehmed Tahir Da;;stani. -- ;stanbul: Arif Efendi Matbaas;, 1320. 48 s.; 24 cm. 1. ;sl;m f;kh; [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/fFJwH, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2022). — Яз. тур.
10. Osman G;MAN. Tanzimat’tan Cumhuriyet’e ;lmihal Literat;r; (1839–1922). С. 196. // T;rkiye Ara;t;rmalar; Literat;r Dergisi, Cilt 12, Say; 23, 2014, 167–211.
Свидетельство о публикации №222103101530