Шарль Азнавур. Музыкальная легенда

В 1980 году на экраны вышел совместный советско-французский фильм режиссеров Алова и Наумова «Тегеран-43». Захватывающий исторический детектив. В главных ролях - звезды: Ален Делон, Наталья Белохвостикова, Армен Джигарханян. Часть эпизодов снималась во Франции. Мысль о том, чтобы за кадром пел Азнавур, появилась у режиссеров после съемок в Париже. И это была отличная идея. В памяти у многих лента осталась именно благодаря песне, специально написанной Азнавуром.

ТАМАРА ГВЕРДЦИТЕЛИ, певица: Я, конечно, ошеломлена была, когда услышала эту песню сперва на французском, потом на русском, и, конечно, я была просто, я думаю, что это чувство испытала многомиллионная аудитория, все, кто смотрели, и все - ну, невозможно, это просто эпохальное произведение. Вечная песня - потому, что вечная любовь.
Музыка Азнавура волновала генерала де Голля, великий артист Морис Шевалье считал, что Шарль обладает драматическим талантом и говорил: «Он поёт о любви так, как до сих пор ещё никто никогда не пел. Он поёт так, как сам любит, чувствует и страдает». Шарль получал приз за призом. По опросу журнала Time и телеканала CNN в 1999 году Азнавура признали лучшим исполнителем ХХ века. Его имя присвоили одной из вершин Памира. В эстрадном мире Азнавур и сам стал недосягаемой вершиной. Но артист обладал спасительной самоиронией!

СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА, актриса: Знаете, как Азнавур замечательно сказал про себя? «Я не боюсь потерять свой голос, потому что у меня его нет!»

Конечно, это шутка. Неоспоримо одно: в том, что у ног Азнавура была публика всего земного шара - целиком его заслуга. Этот человек сделал себя сам! Поначалу взыскательная публика Азнавура не восприняла: какой-то он маленький, безголосый. Но Шарль «взял» слушателей в плен размахом души.

КАРЕН АКОПОВ, певец: В прошлом веке, когда я слышал Азнавура, голос неинтересный - щас я слушал, у него красивый голос, понимаете? Это, это, это, это, это то, что, это служение работа, вы понимаете? Это он сделал свой голос таким! По моим наблюдениям, легче владеть голосом, когда он маленький, чем голосом, который большой.
Шарль показал, как звучит песня, когда у артиста поет душа. И это находило отклик в сердцах самых разных слушателей. Несколько лет назад с московским журналистом Александром Черных приключилась история, в которую оказался вовлечён знаменитый шансонье и … простая русская пенсионерка!…

АЛЕКСАНДР ЧЕРНЫХ, журналист: Я заходил в метро, станция метро «Пушкинская» и уже за турникетами проходя увидел, как уже такая пожилая бабушка в платочке в таком, косынке стоит и разглядывает автомат по продаже журналов. И я подумал, что она может быть хочет купить журнал или газету, ей не хватает денег, подошёл и спросил, что: «Может быть вам купить что-то?» и она сказала, что: «Нет, она вовсе не за журналом и что там внизу такая рекламка, афиша наклеена с концертом Азнавура». И она вместе со мной так медленно пошла к эскалатору и уже на эскалаторе, а там длинный эскалатор на Пушкинской, она начала рассказывать, что вот она ужасно любит Азнавура, что она с детства там с юности все его песни знает наизусть. И вдруг начала петь.

Черных снял про пенсионерку сюжет и выложил его в сеть, озаглавив: «Хочу сводить бабу Лиду на Азнавура!» Он и не предполагал, во что эта история выльется. Внезапно на его публикацию откликнулось множество людей, готовых купить старушке довольно дорогой билет. Черных заинтересовался, откуда у бабушки такая любовь к французской песне?

АЛЕКСАНДР ЧЕРНЫХ, журналист: Она слушала с детства, с юности вот радио слушала, пластинки, что она всё время любила петь и на разных языках она поёт песни, и вот она сразу начинает напевать, напевать и она при этом говорит, что она никаких языков не знает, что это она просто на слух.
Благодаря интернету история о русской поклоннице долетела до Парижа. Девяностолетний Азнавур расчувствовался. Он пригласил женщину на ближайший концерт в Москве.
АЛЕКСАНДР ЧЕРНЫХ, журналист: Его просто покорило это пение, что ему очень это понравилось и, что он как он выразился, что очень печально, что вот люди пожилого возраста, что не все люди могут пойти на его концерт, и что он принял решение в будущем снизить цены на свои выступления.

ЭДУАРД МОСЕСОВ: Организовал билеты ей, провёл, приготовил огромнейший букет цветов.

Баба Лида была потрясена, что такой артист нашёл для неё время. Впрочем, люди, знающие маэстро, не удивились. Это был не единственный случай, когда Азнавур проявил незаурядные человеческие качества.

АЛЕКСАНДР ЧЕРНЫХ, журналист: Потрясающий урок нам, что вот и в преклонном возрасте могут сбыться какие-то мечты и в преклонном возрасте ты можешь стать каким-то героем сказки. Человек, который настолько добился всего, настолько известен - он сделает многих людей счастливыми, подарив такую сказку, не одной бабушке, а всем нам. Можно остаться потрясающе добрым, душевным, не загордиться, даже если ты окажешься на самой вершине.   
Азнавур оказался на эстрадном Олимпе не сразу. Вначале критики прохладно встретили нового певца. Врачи и вовсе советовали ему отказаться от сцены. Но Азнавур упрямо рвался вперед. Слабый голос изменить невозможно? Он решил петь, надрывая связки. Рост метр шестьдесят четыре Шарль тоже увеличить не мог. Но, проходя в дверь, стал нагибаться, как это делают все высокие люди. Выработал мягкую пластику. Начал экстравагантно одеваться, чтобы привлекать внимание. Шарль полностью преобразился: из робкого подростка превратился в сильную личность, способную держать в напряжении огромные залы.
ЭДУАРД МОСЕСОВ: Кто-то из великих сказал, что упрямство - это уже показатель гениальности.
Шарль начал сольную карьеру в 1956 году. После его дебюта в парижской «Олимпии» владелец зала сказал: «Если певец с такими вокальными данными сделает карьеру, я должен покончить с собой!» Но публика простила певцу небольшой голос.
КАРЕН АКОПОВ, певец: В «Олимпии» он дал 12 недель каждый день по выступлению, причём он, это было сольное выступление шоу одного человека. Это, там было 30 песен, он 30 песен ежедневно пел.

ТАМАРА ГВЕРДЦИТЕЛИ, певица: Почему мы плачем, когда его слушаем, а другой, имея голос, ничего нам не даёт? Потому что это Шарль Азнавур, потому что это великий художник, человек, который абсолютно в музыке, и его голос ни с чем не сравнить.

А впереди Шарля ждал знаменитый «Карнеги-холл» и первая грампластинка. Первая - из почти трёх сотен выпущенных альбомов! Публика оценила небывалый драматизм выступлений. Желая усилить свой репертуар, Азнавур даже написал французский текст для романса Александра Вертинского "Две гитары», сохранив русский припев. Каждое выступление Азнавура становилось событием и сопровождалось аншлагом! Его взлет был стремительным!

ЭДУАРД МОСЕСОВ: Каждый его выход на сцену, это было не просто исполнение песни, это был какой-то моноспектакль. Он со своей драматургией, со своей пантомимой, с завораживающим таким, добрым отношением к зрителю.

Азнавур снялся в 60 фильмах. Но известность музыканта затмевала славу актера. Когда же за оркестровку его песен взялся знаменитый композитор и дирижер Поль Мориа, Шарль стал звездой мирового масштаба. Американцы с почтением начали величать его «французским Фрэнком Синатрой».

МАРИЯ САФАРЬЯНЦ, музыкант: Сделать такую карьеру - надо было обладать огромной волей, характером - характер у него очень крутой.
Азнавур посетил множество стран, записал дуэты со всеми мировыми знаменитостями. Хиты маэстро исполняли Мирей Матье и Рэй Чарльз, Лайза Минелли и Хулио Иглесиас, Фрэнк Синатра и Патрисия Каас. Сцене Азнавур подчинял всю свою жизнь.
МАРИЯ САФАРЬЯНЦ, музыкант: Он понимал, для чего он на сцену выходит. Держался очень по-доброму, он даже с детьми какими-то фотографировался и в церковь армянскую пришёл. Но дальше он сказал: «Стоп!» Я увидела в нём, знаете, такую профессиональную жесть, вот это есть такое слово. И я поняла, что такое - отрабатывать свою звёздность и какая это огромная работа, какая это ответственность.
ЭДУАРД МОСЕСОВ: Он был так упрям в выходе на сцену, признании публики, что в 1963-м он был признанный гений эстрады.
В тот же год ушла из жизни Эдит Пиаф. Ей не было и пятидесяти. В последние годы бывшие друзья общались редко, но Шарль искренне ее оплакивал. Ведь с ней были связаны его первые шаги на эстраде!
КАРЕН АКОПОВ, певец: Он был учеником Пиаф, вот это самое, следующая это самое веха, это - Лайза Минелли, которая говорила, что «я тоже ученица Азнавура.» Пиаф гениальная, она вот эту энергию свою ещё подкрепляла чистым голосом, понимаете? А у Азнавура это комплекс, это голос вместе с внутренней энергией.
Шарль с детства пел в семейном ресторане. Щуплый мальчик с небольшим голосом публике не нравился. Тогда он стал играть в ночных клубах. Там познакомился с композитором Пьером Рошем - они объединились в дуэт «Рош и Азнавур». Исполнение Шарля освистывали, петь приходилось его партнеру. Юноши стали желанными гостями в парижских ресторанчиках. В одном из них Азнавура и приметила Эдит Пиаф. Она пригласила новый дуэт поработать у нее на разогреве. У Азнавура отлично получалось писать песни. Познакомившись с Эдит Пиаф в 1946 году, восемь лет он дарил ей хиты. Обычно дива продвигала своих юных любовников. Но Шарль зацепил Пиаф другим. Оба они были детьми улиц, и это нравилось простым слушателям.

ЭДУАРД МОСЕСОВ: Она сделала его артистом. Это его слова были. «Она, - говорит, - если б не она, я был, - говорит, - у неё шофёром». Я помню эти его слова. «Я был её шофёром, но шофёром, который и пел». Он вообще говорил так: «Я – не певец, который поёт, я – актёр, который ещё и поёт».

Они стали близкими друзьями. Шарль вполне мог влюбиться в Пиаф, но он только что женился на несовершеннолетней МишелИн РюгЭль и стал отцом. К тому же ему не хотелось превратиться в тень капризной звезды. А вот песни Азнавура стали шедеврами ее репертуара. «Тем, кто считает, что мы были любовниками, недоступна наша история. - писал Шарль. - Когда она плакала у меня на плече оттого, что её бросил мужчина, это было прекраснее всего!»

КАРЕН АКОПОВ, певец: Он великий человек, самое для меня поразительное и интересное, есть вызывающее в нём уважение то, что он при своей мощи и силы как человека, у него эмоции были очень чистые.

Любовники Пиаф сменяли друг друга, но лишь Азнавур каждый раз мчался к ней после звонка: «Срочно прилетай, без тебя я не могу выйти замуж!» На жену у Азнавура не хватало времени. Она подала на развод. А Шарль переехал жить к Пиаф и стал ее шофером, секретарем и собутыльником. Но не больше. Вскоре Шарль опять женился - на провинциальной певице Эвелин Плесси. Первый брак Азнавура продержался пять лет, следующий - и того меньше: Эвелин не хотела детей, а Шарль мечтал стать многодетным отцом. Он расстался и со второй женой. Певцу приписывали романы с Бриджит Бардо и Лайзой Минелли. Но настоящее семейное счастье шансонье обрел после женитьбы на Урсуле Торсель. Вместе они прожили более полувека. Троим детям дали русские имена. Всего у Шарля осталось пятеро детей.

ЭДУАРД МОСЕСОВ: Азнавур – один из немногих в мире актёров, который никогда не был в скандалах, сплетнях, никогда не был в интригах.

«Я никому не посвящаю песни. Ни Эдит Пиаф, ни жене, ни детям. Мои песни - другая часть жизни. Личная жизнь - это одно, а работа - другое. Компаньоны Эдит поглядывали на нас свысока. Они считали нас шутами. Я терпел ради Пиаф, она была мне как сестра. Но в один день у меня выросли собственные крылья!» Азнавур слушался великую Пиаф во всем. С ее легкой руки Шарль даже решился на пластическую операцию по коррекции носа. Но постепенно зависимость от капризов подруги стала угнетать Азнавура. Он решил выступать самостоятельно. Шарлю предстояла долгая дорога…
Публика ценила прежде всего драматический накал его выступлений. Мало кто знал, что он коренится в самой биографии артиста. Тяжелый путь Азнавура на вершину начинался в России. Его отец родился  в армянском села, расположенном в Грузии - в начале ХХ века она входила в состав Российской империи. Грянула Первая Мировая. За этим последовало беспрецедентное истребление армян - геноцид. Дед Азнавура решил увезти семью подальше от страшных событий - в Америку! Тем временем его сын женился на девушке из семьи турецких армян. Дальнейший путь лежал через Францию. Эта страна им так понравилось, что они решили остаться. Дед Азнавура открыл в Париже семейный ресторан «Кавказ». А вскоре родился Шарль.
РУБИНА КАЛАНТАРЯН, певица: В 24-м году он родился. И потому он меня называл «младшая сестра моя». Разница у нас несколько месяцев. Он меня попросил что-нибудь спеть не на сцене, а в нашей комнате, но, разумеется, что я могу петь Азнавуру? И я спела армянские песни. И вы знаете, он заплакал. Говорит: «Я почувствовал, что я в Армении».
Азнавур рано понял, что его будущее будет связано с лицедейством и поступил в детскую театральную школу. Родители его поддержали. В девять лет Шарль уже выступал на сцене, в двенадцать - снялся в кино.

МАРИЯ САФАРЬЯНЦ, музыкант: Когда его просили петь какие-то армянские песни, которые бесспорно он знал и это в нём с детства, там было много слышал и он говорит, что: «Я почти этого не пою, потому что, когда только я начинаю вот в армянскую мелодику и входить вот в это состояние, это меня деморализует». То есть, это его боль.

Шарль никогда не забывал о своём происхождении. В его сердце помещалась вся маленькая Армения. Он часто повторял: «Франция - моя страна, Армения - моя вера!» Его родная сестра Аида говорила, что они с братом не могут забыть родину своих предков, истерзанную в начале прошлого века геноцидом и кровавой резней.
ЭДУАРД МОСЕСОВ: Азнавур говорил: «я – армянин. Но француз».

КАРЕН АКОПОВ, певец: Эта кровь армянская, она, она уж, настолько он был гениален, настолько он всё в себя вбирал, что даже, даже вот эта кровь, она во французском тексте, но она есть.

Шарль впервые приехал в советскую Армению лишь в 1963 году. Он увидел места, где жили его предки и даже познакомился с бабушкой по отцовской линии.

МАРИЯ САФАРЬЯНЦ, музыкант: Он был замечательным французом и был замечательным армянином. В нём эти два начала, и он жалел свой народ, потому что он, конечно, этнический армянин.

К годовщине геноцида армян Азнавур написал несколько песен. А после землетрясения в Спитаке основал благотворительный фонд «Азнавур для Армении». Он даже стал послом Армении в ЮНЕСКО. И страна его ценила: в честь Шарля называли улицы, при жизни Азнавура ему установили памятник, он даже получил армянское гражданство.

ЭДУАРД МОСЕСОВ: В 88-м году он проявил себя как не просто армянин, как великий армянин, как великий патриот. Звёзды французской эстрады вдруг спели под его музыку гимн Армении. Написанную им музыку по поводу землетрясения, 90 человек он собрал тогда, самых великих французских, и они все спели.
РУБИНА КАЛАНТАРЯН, певица: Он прочувствовал Армению именно в год землетрясения. Миллионы посылал, он концерты давал, ездил по миру в пользу Армении. Он открыл фонд, Азнавур Армении помогал. Он этим выражал любовь к своей Родине.
Азнавура называют «последним шансонье». Его карьера продолжалась 85 лет! Маэстро не любил отмечать день рождения: по его мнению, человек и в преклонных годах должен жить, как в 30 лет. За свою жизнь Азнавур написал 1300 песен. В мире было продано 200 млн его дисков. Но финансы не были для него самоцелью. Не желая вести жизнь рантье, Шарль создавал песню за песней. Всеобщую любовь он заслужил не только талантом и гражданской позицией, но и умением оставаться грустным романтиком, поющим о вечной любви.
МАРИЯ САФАРЬЯНЦ, музыкант: Он стал великим французом. И то, что ему воздала эта пятая республика на его похороны, в его честь, но протокол их был самый, самого высокого государственного уровня.
ЭДУАРД МОСЕСОВ: Макрон сказал, что «каждый желал бы так умереть. Во славе, неожиданно, и столько добрых слов сказано на могиле».
В армянской церкви Дома инвалидов в Париже прошло отпевание. Тело артиста захоронили в семейном склепе. В церемонии прощания с Шарлем, который стал символом Франции, приняли участие около 200 человек: среди них - Мирей Матье, Жан-Поль Бельмондо, с которым Азнавур ужинал накануне смерти, экс-президенты Олланд и Саркози. Семья пожелала попрощаться с любимым Шарлем без пафоса и траурных маршей.
ЭДУАРД МОСЕСОВ: Он совершенно не готов был к смерти, это совершенно твёрдо. И поэтому, когда вот в апреле 18-го года он приехал в Питер, и так случилось, что концерт его был прерван и что он не состоялся, он сразу же… Я не знаю, он подписал ли этот договор, но он, был договор у него с местными властями Ленинградскими и с директором «Октябрьского», что он в апреле 19-го года… 20-го года обязательно поедет и даст здесь концерт. «До ста лет, - он говорил, - я проживу!»
Последний тур Азнавуру пришлось свернуть в Санкт-Петербурге: ему стало плохо, концерт перенесли. Под конец карьеры ему рукоплескал весь мир. Шарль собирался стать первым артистом, поющим до ста лет. Он ушёл на 95-м году жизни, сохранив голос до самого конца.


Рецензии