Роза Рымбаева. Как прежде, мы вдвоем!

Юность Розы Рымбаевой была похожа на сказку. Ее небывалый голос - лирическое сопрано в целых четыре октавы - покорял всех вокруг, Рымбаева побеждала на одном конкурсе за другим. Многих песен, которые пела Роза, другим исполнителям было просто не повторить. В 1977 году она получила Гран-при «С песней по жизни» - телевизионного песенного фестиваля самой большой страны в мире и получила престижного "Золотого Орфея" в Болгарии. С 1977 по 1979 годы она была финалисткой всесоюзного фестиваля «Песня года» и входила в десятку лучших певиц СССР. А в 22 года миниатюрная красавица с божественным голосом завоевала Гран-При знаменитого международного музыкального фестиваля в Сопоте. Мало кто мог похвастаться такими достижениями! Без нее не обходился ни один концерт, во всех уголках Советского Союза ее гастролей ждали с нетерпением. Как ждали выступлений главных звезд - Алла Пугачевой и Софии Ротару. Песни в исполнении Розы постоянно звучали в эфире: «Алия», «Любовь настала», «Как прежде мы вдвоем»!

       ЮРИЙ  МАЛИКОВ, музыкант: Она пела песни, которые нравились людям. Это достояние Советского Союза, достояние нашей республики.

Кажется, хрупкая скромная девочка из небогатой казахской семьи так и не осознала, что талант сделал ее настоящей дивой. Ведь Розе Куанышевне Рымбаевой несмотря на все звания и количество спетых хитов и записанных дисков, удалось сохранить то очарование и миниатюрность, которые покорили зрителей более четырех десятков лет назад, когда она еще совсем юной появилась на сцене. Наша съемочная группа побывала в гостях у Рымбаевой в ее родной Алма-Ате.

РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Салем, здравствуйте. Спасибо большое. Роскошный букет. Проходите, пожалуйста ко мне в дом. Вот так я живу. Проходите, пожалуйста. Розе розы подарили!
Сегодня Рымбаева - успешная женщина, народная артистка, почетный гражданин Казахстана. Она в такой прекрасной форме, что один из итальянских модных домов даже попросил ее стать лицом бренда одежды. И, конечно, Роза по-прежнему поет. Каждый ее день наполнен музыкой - концертами, репетициями, уроками со студентами. Кроме того, Рымбаева -  еще и счастливая мама.
РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Это рабочая комната. Здесь наша библиотека, наши фотографии с моими сыновьями. Это мой старший сын Али. Это тоже он. Это младшенький, ему 5 месяцев. Это Мадишка, мой младший сын, в руках у моей мамы, папы, у бабушки с дедушкой. Ну, главное богатство и главный инструмент в нашем доме это, конечно, рояль. У меня два пианиста, сына. И вот они с детства играли на этом инструменте.
Дети идут по ее стопам, идут с таким же успехом, как когда-то их мама. Но мало кто знает, что пришлось испытать этой хрупкой женщине и какую силу воспитать в себе, чтобы ее жизнь и жизнь ее семьи вновь наполнились радостью и покоем.... После триумфального взлета в карьере и обретенного в любви счастья, Розу ждали события, пережить которые и выстоять смогли бы немногие…. Рымбаева в одночасье потеряла самого любимого и родного человека, своего мужа, дирижера Таскына Окапова. Случилось это в конце 1999 года. Роза и Таскын жили в абсолютной идиллии. Но однажды утром она просто не смогла разбудить любимого, у Таскына во сне неожиданно остановилось сердце. Роза тогда носила под сердцем их второго сына. По утрам Таскын отвозил в школу их первенца Али.

РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Я просто пошла его будить, потому, что в семь утра он вёл Алишку в школу. Машину должен, конечно, заводить, потом Алишка выходит из дома. Эту картину, если представить, и мой ужас и крик на весь дом, мне очень трудно это вспоминать, тяжело. От моего крика проснулся Али, у меня ещё две племянницы жили мужа, они проснулись. И весь дом услышал и всполошился, мне кажется, в этот момент. Конечно, я стала звонить друзьям. Я не разговаривала, я кричала в трубку.
Они прожили вместе 24 года. Таскын был ее первой любовью и опорой во всем - и дома, и на работе. Буквально через несколько месяцев после его ухода на свет появился их младший сын Мади. Смотреть на него ей было горько: он так напоминал Розе своего отца! Но именно ради младшего сына она, оказавшаяся в полном отчаянии после смерти любимого, и научилась жить заново... Старший сын во всем ее поддерживал.
МАДИ, сын: Когда родился я, Али пришлось вырасти. Так как, ну, почти в одно время, когда родился я, у нас погиб отец. И это его подтолкнуло на быстрое взросление, чтобы заменить мне отца, чтоб я не остался без жесткой мужской руки. Он всегда наоборот говорил мне: «Если меня нет, если я на работе, никогда не оставляй маму одну. Потому что ты младший, а младшие всегда остаются с родителями».
  Роза Рымбаева родилась в 1957 году в семье железнодорожника на небольшой станции в Казахстане. Жили скромно, но многочисленные братья и сестры Розы занимались во Дворце творчества - так родители прививали им любовь к музыке. Роза упрямо развивала свой голос и стремилась попасть на сцену. Она пошла по стопам старшего брата, ставшего музыкантом.
РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Я выросла в многодетной семье, на станции, где мой отец был простым рабочим, железнодорожником. У нас большая семья - восемь детей. И единственное, конечно, минус - то, что в нашей маленькой станции не было школы, и нас отдали в интернат.
Детство закончилось, когда Рымбаевы-старшие отправили детей учиться в ближайший городок Семипалатинск. Перед Розой и ее братьями и сестрами постепенно открылись перспективы, о которых, живя у себя на станции, они и мечтать не могли.

РОЗА РЫМБАЕВА, певица: С первого класса я училась в городе. И после окончания школы я поступила в музыкальное училище Семипалатинское. Во время учёбы я уже участвовала на республиканских конкурсах. Я приехала на поезде в Алма-Ату, сошла с поезда, приехала до Дворца республики, и начались мои первые гастрольные, концертная жизнь. И Дворец республики, можно сказать – это самая главная сцена страны, она благословила меня с первого дня.
Родители назвали дочь в честь знаменитой казахской певицы Розы Баглановой. Они как будто предчувствовали: голос Розы Рымбаевой никого не оставит равнодушным. Юную прелестную девушку, в которую превратилась Роза, заметило всесоюзное телевидение.

ЮРИЙ  МАЛИКОВ, музыкант: Розочку очаровательную, молоденькую, юную, даже, я даже думаю, ей было лет, может, 14-15-16, она появилась где-то, как солнышко, вспорхнула в какой-то студии, в какой-то совместной программе. Да, мы часто встречались в передаче «Песня года», там, и на каких-то других, на «Огоньке», где-то еще. Вы знаете, очаровательный голос, ее ассоциировали, по-моему, с Мирей Матье. Вот такое у меня было впечатление, что у нее что-то было такое природное, что ей сотворило, сотворили родители, что ей потом помогло.

РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Я такая страшненькая, в короткой причёске, пела так глубоко, я аж сама удивилась. Ровно 42 года назад я впервые выходила на сцену Дворца республики, это была главная сцена нашей страны, и по сей день, это действительно, самая лучшая, самая большая сцена Казахстана.
Известный казахский музыкант Таскын Окапов заприметил совсем юную Розу на этой же сцене. Это была взаимная любовь с первого взгляда. Будучи вдвое старше юной избранницы, почти сорокалетний Таскын взял ее под крыло и принялся всячески опекать. Скоро Роза стала солисткой ансамбля «Гульдер», где он служил дирижером. Позднее был создан ансамбль «Арай».
РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Когда я выиграла в 75-м году на республиканском конкурсе, одного очень красивого мужчину крупным планом долго показывали, потому что он очень внимательно смотрел, слушал и, в общем, полностью воспринимал моё выступление. Это был мой муж будущий. Он случайно оказался в зале, думает: «Дай-ка я послушаю заодно», и услышал меня, увидел меня. С тех пор мы вместе были.
Став ее мужем, Таскын помог Розе вознестись на вершину эстрадного Олимпа. Позже певица доказала, что ее талант и характер сами по себе чего-то стоят, но она по-прежнему уверена: Таскыну Окапову она обязана всем!
РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Мне было 18 лет, это моя первая любовь, это мой первый музыкальный продюсер, дирижёр, художественный руководитель и композитор, аранжировщик. С ним я объездила половину мира, он дирижировал многими-многими оркестрами, не только Казахстана или Советского Союза, и за рубежом. Для начинающей, очень юной певицы, я думаю, что такой зрелый руководитель как раз, просто мне повезло, что я встретилась с ним. Я достигла всех высот, о каких я и не мечтала. Я сегодня народная артистка, я очень известная певица не только Казахстана, и я считаю, что я состоялась благодаря нему, его вот поддержки, его руководству. Певица, которая знала только в красивом платье брать в руки микрофон и выходить на сцену, и петь, когда за пультом стоял муж. И вся музыкальная жизнь моя, творческая жизнь, все планы, гастрольный график, всё было всегда – это под ответственность Таскана, я ни о чём не думала, я даже в магазин за продуктами не ходила.
Оградив Розу от домашних хлопот, Таскын позволил ей добиться невиданного успеха на сцене. Маститые музыканты до сих пор удивляются:
БЕЛЯКОВ откуда в этой миниатюрной и такой хрупкой, на первый взгляд, женщине берется столько энергии, столько экспрессии, откуда берется такой голос, непонятно. Казалось бы столь мощный и яркий, и богатый тембрально голос должен принадлежать человеку более внушительных комплекций. И здорово то, что с годами этот голос она не теряет, а наоборот, он крепнет.
ИБРАГИМОВ Вроде бы, с виду щупленькая, небольшая такая, дочь степей казашка, а обладает таким мощным, красивым голосом.
Рымбаева никак не могла решиться родить, хотя они с мужем всегда мечтали о детях. Лишь в 1991 году Роза подарила любимому Таскыну долгожданного первенца, сына Али. Рымбаевой тогда было уже 33 года! Не желая оставлять новорожденного дома, отец и мать часто брали его на свои выступления. Роза кормила Али прямо за кулисами. Он с детства включился в напряженный график, в котором жили родители - бесконечные концерты и изматывающие гастроли по всему бывшему Советскому Союзу.
РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Втайне все мужчины, особенно восточные мужчины, казахи, они все обязательно ждут мальчика. И конечно, у нас родился мальчик, копия его.
АЛИ, сын: Отец любил путешествовать. В год 3-4 раза выезжали. Чаще всего вдвоем. Потому что мама тогда действующая артистка, и надо было работать. Я пошел в музыкальную школу в 6 лет, а в 8 уже отца не стало, поэтому детство у меня где-то в музыкальной школе и закончилось. На большие концерты, на важные мероприятия родители меня забирали с собой. Ну, вот так мы в дороге и выросли практически, дети артистов.
МАДИ, сын: Когда мама ездила по своим выступлениям, по работам, мы были всегда у нее на руках, так как, наверное, во-первых, оставить было не кому и не хотела, наверное. А во-вторых, просто, наверное, она хотела, чтобы мы всегда были рядом.
Внезапно осиротели две племянницы Таскына Окапова, Алия и Мансук, и Роза Рымбаева с мужем решили взять их под крыло! Прошли годы, племянницы давно замужем и живут своими семьями, но не могут забыть, что в трудный момент Роза заменила им мать.
    РОЗА РЫМБАЕВА, певица: В любой казахской семье есть один сильный, главный, успешный человек. И он старается обязательно подтягивать своих родственников, родных поддерживать. Племянницы, да, они осиротели рано. Я оформила на них опекунство, двоих девочек я вырастила. Я вырастила четверых детей, получается.
Когда Рымбаева впервые увидела будущего мужа, ей было всего 17 лет!  Уже тогда она поняла, что Таскын – взрослый, статный, такой же музыкальный, как и она – ее любовь на всю жизнь. Они прожили «душа в душу», «сердце к сердцу» почти четверть века. Когда однажды утром Таскын не проснулся – мир Рымбаевой рухнул в один миг. Первые месяцы она прибывала в шоковом состоянии и абсолютно не представляла, как жить дальше….. Ведь Таскын был для нее всем!

ОРЕНБУРГСКИЙ Эта боль идет через всю ее жизнь, в том числе, и творческую. И я вижу особенно, когда она исполняет лирические песни, эта боль, которую трудно чем-то заглушить, и тем более, остаться хрупкой, но очень, конечно, сильной, собранной женщиной.
Когда младшему сыну Мади исполнилось четыре месяца, в память о муже Рымбаева дала концерт. И начала активно гастролировать, чтобы заработать: как-никак, на ней осталось четверо детей! Ее семья напоминала кисть руки - по одному пальцы переломать очень легко, сжатые в кулак - не победить.

РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Дети стимулировали меня: что Алишка, что Мадишка. Не терпелось поскорее выйти на сцену, доказать слушателям, которые засомневались и говорили: «Сможет ли она работать после Таскына? Вообще, что-нибудь она умеет делать на сцене как творческий человек?»

БЕЛЯКОВ Роза для себя решила, что жизнь на этом не кончилась, нужно жить дальше, и нужно доказывать в этой жизни, что ты что-то можешь. Это было вот, наверное, начало 2000-х, и Роза, конечно, себя вела очень по-бойцовски, очень крепко. Я не знаю, что, какие мысли были у нее в голове, я не знаю, что она делала по ночам, плакала в подушку или еще что, я не знаю этого. Я видел только ее решимость и ее одержимость музыкой, и желание жить дальше.
Роза продолжала работать, стиснув зубы. Рымбаева хорошо знала, что значит слово «надо» - родители так воспитали.
РОЗА РЫМБАЕВА, певица: У казахов вообще это так принято, если женщина берёт оружие в руку – это уже действительно другого выхода нет. Она уже должна, мужчин уже не стало, она должна защищать родину и брать оружие в руки. Это трагедия. Я, конечно, патриот, я, конечно, не дай Бог, если такие дни настанут, в первую очередь, наверное, мои сыновья пойдут защищать родину. Ну, я думаю, что надо будет - и женщины встанут в этот ряд.

Рымбаевой воевать не пришлось. Но она принесла другую жертву. Потеряв мужа, Роза навсегда закрыла свое сердце и решила замуж больше не выходить! Чтобы не травмировать детей. Роза и сама не может забыть Таскына - однолюб, наверное. Она пошла в родителей - Рымбаевы-старшие прожили  в любви и согласии целых семьдесят лет! Роза сама поставила детей на ноги. Старший постепенно занял место безвременно ушедшего отца. Сегодня ее первенец, Али Окапов - продюсер, композитор, певец, танцор и главный мужчина в семье, который может позволить маме вновь посвящать бОльшую часть времени музыке.

РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Али – это главная моя опора, он у меня главный мужчина в моей жизни. Он руководит, можно сказать, является моим музыкальным продюсером, он и воспитывает младшего братика, потому что брат тоже пошёл по его стопам – профессиональный пианист, и он тоже стал писать музыку, младший брат. Поэтому во всём он, конечно, обязательно советует, руководит, потому что он всё-таки настоящий профессионал, большой музыкант, который мне заместо отца является главным музыкальным руководителем.
ИБРАГИМОВ Она очень гордится своим сыном. Она говорит, что он ей достойный преемник. Он очень удачно продвигается и как певец, и как музыкант, и как композитор, и как аранжировщик. У неё очень, действительно, талантливый парень. Он уже известен в Казахстане.
РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Мадишка, подрастая, он даже не думал вообще о том, какая профессия его ждёт, что за труд, что за школа, он не понимал, он был маленьким. Но он всё равно заявил: «Я буду учиться там, где старший брат Али».
АЛИ, сын: Для вас - Роза Рымбаева, для нас это мама. У казахов так не принято: не быть мамой.
МАДИ, сын: Дома она мама, которая моет всю посуду, когда поможет, зашьет тебе одежду, которую, может, ты порвал, или которая всегда будет готовить тебе поесть, чтобы ты не голодал. Всегда нас встречает дома всегда с теплом, всегда сядет за стол, дает чай или поесть.
     Став Лауреатом «Золотого орфея» и получив Гран-при фестиваля в Сопоте, Роза вполне заслужила почетное право стать москвичкой. Советская столица сулила ей немало перспектив в карьере. Однако, справедливо рассудив, что первое место в Москве давно и прочно занято другой певицей, Рымбаева отказалась от этой идеи. Оставшись в Алма-Ате, Роза Рымбаева сделалась первой певицей Казахстана. Но тем не менее, она не избежала столичных дрязг и слухов желтой прессы.
        РОЗА РЫМБАЕВА, певица: «Ах, это же сыновья Розы Рымбаевой, поэтому они на сцене» - такие есть разговоры. Но они стараются доказать своей музыкой в своём стиле, направлении. Скоро будет женитьба моего старшего сына. Буду я готовиться стать бабушкой. У меня женская жизнь полноценная. Единственное, не хватает рядом сильного плеча. Я жалею только о том, что наш папа ушёл, его не вернёшь. Во всём остальном всё прекрасно. Дети выросли, каждый выбрал себе путь. Я состоялась как певица, как мама. Я продолжаю жить активной гастрольной жизнью, я востребована. О чём ещё жалеть?
        Трудно представить, что впервые Рымбаева блеснула на республиканском конкурсе песни, посвященном 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и проходившем аж в 1975 году! За окном сегодня - совершенно другое время, а Роза Рымбаева кажется прежней - хрупкой и миниатюрной, какой была в начале пути. Немногим известно, что под ее внешней хрупкостью таится невероятная сила духа. Она стала такой, пережив трагедию, с которой справится не каждый.
        ИБРАГИМОВ Она такая же, и осталась прежней Розой Рымбаевой, очень удачно сохранила свою форму, не делает никаких этих натяжек, надуваний на лице, у неё естественное лицо, и оно у неё такое же молодое и свежее, как будто это было тридцать лет назад.
         ОРЕНБУРГСКИЙ Я помню, что я еще был подростком, и занимался вокально-инструментальным ансамблем, так вот мой руководитель с таким пиететом рассказывал, что вот где-то на концерте он в оркестре аккомпанировал Розе Рымбаевой.
Известные певцы до глубокой зрелости держат свой голос в форме, занимаются чуть ли не каждый день. Рымбаева, даже став лучшей певицей Казахстана, до сих пор каждый концерт воспринимает как экзамен, который ей предстоит удачно сдать. Фонограмма? Никогда!
       РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Последние 15 лет или 20 лет уже я пою только живьём. Я даю концерт только с большими оркестрами. И, конечно, мой профессионализм, моя работа над формой, над голосовой формой, конечно, она даёт действительно постоянную стабильность. Стабильность в пении – это самое главное для певца. Сегодня ярко звучу, завтра хриплю – такого не бывает. Стабильность – это есть профессионализм.
ИБРАГИМОВ У нее хороший, большой, с хорошей школой голос. Она поёт открытым, не зажимает голос, поёт, как сказать, такой, как поют обычно в степи. Казахи, они же степной народ.
БЕЛЯКОВ Есть великолепная песня Сейдолла Байтерекова «Алия». Я много раз эту песню слышал и в исполнении Розы, и очень много раз, когда эту песню пытался кто-то изложить по-своему. Скажу честно, ни одно из других исполнений меня не убедило. А как это делает Роза, аж мурашки по телу идут.
РОЗА РЫМБАЕВА, певица: Когда я пою песню «Алия»- я плач о ней пою, потому что девочке 18 лет, она погибла, отдала жизнь за нашу победу, за наш мир сегодняшний, а если бы она была жива, она бы сидела, наверное, зрителем среди моих слушателей, была бы бабушкой, имела бы много внуков и правнуков. Публика ждёт «Алию», потому что это моя визитка. В этой песне есть лирика, в этой песне есть драматургия, в этой песне есть диапазон, где ты показываешь свои возможности, да, и в конце «Ура, Победа» – финальная такая нота очень высокая.
Самой Рымбаевой до финальной ноты еще далеко. Она остается одной из самых любимых певиц и Казахстана, и всей России. Пережив многое, Роза Рымбаева сумела продолжить жить, радуя многочисленных поклонников своим творчеством, а обоих сыновей - материнской любовью. Ей еще предстоит стать счастливой бабушкой и воплотить в жизнь то светлое будущее, которого не увидела героиня ее знаменитой песни «Алия».


Рецензии