Советская колония или братская республика?
Где правда, где ложь? В чём же была реальная политика советского государства в Казахстане в 20-30 годы ? Неужели в организации геноцида? Обратимся к фактам.
В 1920 году была образована Киргизская( Казахская) АССР, и определена её территория. После национального размежевания с Россией и республиками Средней Азии в 1924- 1925 годы в состав Казахстана были возвращены Сырдарьинская и Джетысуйская области, а также считавшиеся ранее «исконными казачьими землями» по Иртышу, Тоболу, Уралу. В итоге территория Казахстана увеличилась на треть.. Казахстан становился теперь по своему огромному, хоть пока и не раскрытому экономическому потенциалу, по связующей роли между Средней Азией и Россией важнейшим регионом нового Союза ССР. Столица новой республики была переведена из Оренбурга в Кызыл-Орду, а затем в Алма-Ату. В 1936 году был повышен её статус до союзной республики с национальным парламентом и правительством и своей конституцией. Народу возвратилось исторически правильное название- казахи.
Полным ходом шла коренизация государственного управления. Если раньше казахов не допускали к управлению выше уездов, то к середине 20 х годов доля казахов среди руководителей краевых организаций составляла 40,2%. В 1926 году Президиум Каз.ЦИК состоял из 12 казахов, 2 русских, 1 узбека, 1 каракалпака. В СНК Каз. АССР из 16 работников было 11 казахов.
Политика ВКП(б) в экономике была направлена на преодоление отсталости. Промышленность края после революции была представлена только несколькими горнодобывающими предприятиями, да мелкими полукустарными производствами типа шерстомоек, маслобоек, салотопок. Посевные площади по сравнению с 1917 годом сократились более чем в 2 раза, скота уменьшилось в 4 раза.
Основная масса, а это около 75% населения, занималось кочевым и полукочевым скотоводством. Как и много столетий назад продолжала жить старыми обычаями и традициями.
Аграрная политика ВКП(б) реально в эти годы была нацелена в первую очередь на ликвидацию последствий колониальной политики царизма. В 1921-1922 годах была проведена земельно-водная реформа, которая прямо ставила своей целью перераспределение земельных и водных ресурсов в пользу «казахских трудящихся» за счет ограничения баев и ликвидации заимок, хуторов и других земельных угодий и имущества, принадлежащих казачеству и крестьянам-переселенцам.
В целом по Казахстану в 1921-22 годах в пользу «казахских трудящихся» было перераспределено более 1 млн. десятин земли, ранее принадлежавших крестьянам - переселенцам или казачеству. Коренному населению передавались все бывшие офицерские участки, а также изъятый у переселенцев скот, сельхозинвентарь, хозпостройки и т. д. В результате этого несколько сот тысяч переселенцев покинуло Казахстан.
Практика возвращения земельных угодий коренному населению продолжалась и позже. Национальный принцип очередности выделения земли привел даже к серьезным столкновениям на национальной почве в Павлодарском и Кустанайском уездах. Жители станиц и деревень там требовали прекращения национальной дискриминации, равной очередности в вопросах землеустройства. Однако часть руководителей, которых назовут «национальной оппозицией» М. Мынбаев, С. Садвокасов, С. Ходжанов, занимавшие важные посты в руководстве Каз. АССР, выступали против уравнения в землепользовании коренного и «пришлого» населения. Идея на первый взгляд правильная, что в национальной республике преимущество должно быть отдано коренному этносу, но в условиях Казахстана около половины населения уже не были коренными жителями. И республика была по статусу не национальная, а многонациональная. А поэтому, ставя переселенцев, приезжих во вторую очередь в вопросах землеустройства и других прав, нужно было ждать обострения национальных проблем, роста недоверия, отчужденности и в политических, экономических, культурных и других сферах. Это в планы большевиков никак не входило. Их основная цель заключалась не в том, чтобы растить самостоятельность и независимость национальных республик и малых народов, а в том, чтобы усиливать взаимозависимость, сближаться и дружно подниматься всем вместе в едином государстве. Требования «национальной оппозиции» шли вразрез с политикой центра.
Проблемы возникли и с коренизацией управления. В Казахстане коренизация часто сводилась к выдвижению «своих». Руководящие посты, зачастую, стали занимать представители той самой дореволюционной интеллигенции, нередко сторонников «Алаш-Орды», поборников старых родовых традиций с идеей скорой полной независимости. А новые кадры советских управленцев-казахов еще не выросли политически и сплошь и рядом попадали под влияние родовых авторитетов.
Москва в чрезмерной коренизации госаппарата в национальных окраинах, в политике передела земли по национальному принципу почувствовала потенциальную угрозу целостности страны.
В области культуры политика Советской власти была направлена на ликвидацию безграмотности, образование новой рабоче-крестьянской интеллигенции, повышения статуса и расширение прав женщины, отмены устаревших традиций и обычаев. Эта политика тоже была воспринята неоднозначно. Перевод казахского алфавита с арабского на латиницу, а в 1940 году и на кириллицу, часть старой интеллигенции восприняла как подрыв национальных корней, разрыв со старой культурой, забвение своей истории и т. д. Им возражали, что казахский язык никто не запрещает и не собирается этого делать. Наоборот, введен закон о делопроизводстве на казахском языке, повсеместно открывались национальные и смешанные школы, а в перспективе техникумы и ВУЗ ы, что в 30 е годы и было осуществлено. Стали издаваться учебники на казахском языке. Для казахской молодежи были открыты двери ведущих учебных заведений страны, в том числе в Москве и Ленинграде. Открыты десятки тысяч изб-читален, библиотек, начали работу тысячи киноустановок, созданы первые национальные театры и концертные залы. Были приняты меры к собиранию и распространению казахской песенно-музыкальной культуры, изучению памятников прошлого. В каждой области и районе появились свои газеты на казахском языке. Москва инициировала, подталкивала и организовывала воспитание новой национальной интеллигенции.
Но если Казахстан был частью СССР, то логично, что в единой семье алфавит и литература должены способствовать сближению языков и культур. Отсюда и переход на кириллицу… Как видим, судя по реальной политике Москвы, никакого геноцида казахов вовсе не планировалось и не осуществлялось, а многое делалось для подъема и выравнивания окраин и центра. Этот процесс не смогли остановить даже массовые репрессии30 х годов, в том числе и против казахской интеллигенции. Жертвами репрессий стали не только бывшие алашординцы и родовая знать, но и преданные Советской власти большевики в чём-то противившиеся линии Сталина или оклеветанные. Тотальная чистка коснулась не только казахов, а затронуло буквально все народы СССР и в первую очередь русских. В этой связи характерна судьба Филиппа Голощёкина, бывшего первого руководителя Казахской АССР, которого ныне показывают в учебниках как чудовище, организававшее «голодомор» и ликвидацию всех инакомыслящих в Казахстане.
Однако с ним не всё так просто!. Изучение его биографии показывает, что это был не какой-то монстр, а «твёрдый» большевик с дореволюционным стажем, много сделавший для осуществления Октябрьской революции в России. Бывал в тюрьме и на каторге, а позже активно участвовал в Гражданской войне. Затем успешно осуществлял НЭП в одной из губерний РСФСР.
В 1925 году он был направлен в Казахстан и избран там Первым секретарём Казкрайкома ВКП(б). Лично от Сталина получил поручение организовать в отсталом крае индустриализацию, оседание кочевников и коллективизацию, а также разобраться с оппозицией и отстранить тех, кто тормозил эти процессы.
К 1925 году в СССР был окончательно избран путь первоочередной индустриализации с акцентом на тяжелую промышленность, что было закреплено в решениях ХIV съезда ВКП(б). А в 1927 году принято решение о коллективизации. Решения казахстанских партийных форумов поддержали этот курс. Голощёкин обязан был выполнять эти решения. И он энергично приступил к делу.
После комплексного изучения природных ресурсов края был запущен процесс строительства шахт, заводов, электростанций, железных дорог по первому пятилетнему плану. На это были выделены из союзного фонда солидные средства. В Казахстан на стройки первых пятилеток приехали сотни тысяч квалифицированных рабочих и специалистов.
Вновь встал вопрос о земле. Главными противниками распределения земли по национальному признаку, а позже оседания и коллективизации стала не только старая элита, но и «национальная оппозиция» в рядах коммунистов, предлагавшая не ломать проверенные веками родовые отношения, а договариваться с баями…, ограничить число переселенцев. Они же выступали против решительной ломки старых обычаев и традиций.
В Казахстане ситуация осложнялась подавляющим превосходством кочевого и полукочевого населения, малочисленностью рабочего класса, слабостью коммунистической прослойки. На более чем 6 миллионное население коммунистов здесь насчитывалось около 30 тысяч и около 60 тысяч комсомольцев. Часть из них были приняты в компанию «ленинского призыва» и не имели практического опыта в работе с массами. Ситуация осложнялась почти поголовной неграмотностью населения, которое больше доверяло родовым лидерам и слухам.
Голощёкин предложил увеличить число коммунистов и комсомольцев из бедняков и середняков, повысить их активность и вытеснить из руководства Советами баев и других представителей старого мира. Позже казахские историки назовут это «Малым октябрём» и осудят за разжигание в казахском родовом социуме классовой борьбы. Голощёкину и его сторонникам удалось добиться, что VI Краевая партконференция ВКП(б) в ноябре 1927 года после серьёзных дискуссий признала ошибочным национальный подход к очередности землеустройства и заменила его на «классовый» и одинаковый для всех национальностей, населяющих Казахстан. Лидеры « национальной оппозиции» были выведены из состава Бюро Казкрайкома ВКП(б) .
В ноябре 1927 года V Всеказахская партконференция приняла решение о необходимости перевода к оседлой жизни представителей коренной нации. План предусматривал постепенный с 1930 по 1932 годы переход 242 тысячи хозяйств из 560 на осёдлый образ жизни. ВЦИК СССР одобрил этот план
Отметим, что это посильный план, растянутый по времени и дающий возможность осуществить его не спеша и обдуманно
Однако с 1927 года, когда в стране возник хлебный кризис, грозивший серьезно замедлить индустриализацию, в СССР был взят решительный курс на ускоренную коллективизацию и вытеснения кулака и бая.
Казахстан был важной частью СССР и его, естественно, не могли обойти эти процессы. Были резко увеличены планы хлебо и мясасдачи государству, ускорили процесс оседания и коллективизации…
Оседание и коллективизацию пришлось выполнять ускоренно до 1931 года силовыми методами. Побороть баев, биев, султанов удалось лишь путём репрессий и высылки.
Это обернулось бедой. .Кочевники и полукочевники, напуганные слухами и репрессиями против старой элиты, начали резать скот, убегать в Китай или другие республики СССР. Часть населения приняло участие в восстаниях против Советской власти.
Беда, как известно. не приходит одна… Холодная и затяжная зима 1931 года вызвала другую беду кочевников- джут, который перешёл в двухлетнюю засуху. Это привело к массовому падежу оставшегося скота и голоду населения, от которого погибло свыше миллиона жизней. Причиной гибели скота и людей стало сочетание неосмотрительной, торопливой политики и природных факторов , но не специально устроенного голодомора.
Голощёкина в 1933,несмотря на успехи в индустриализации, признали виновным в этих провалах, отозвали в Москву, а позже расстреляли, как врага народа.
В Казахстан прислали более гибкого политика Левона Исаевича Мирзояна, который сравнительно мягкими методами сумел остановить отток населения и завершить оседание и коллективизацию.
Теперь об утверждении, что Казахстан стал в советское время колонией. Если с этим согласится, то нужно признать, что это была странная колония, которую не грабят, как Англия, Франция, Испания и т.д. свои колонии, а всесторонне развивают…
За период 1928-1940 годы, начиная с Турксиба, протяженность железных дорог здесь выросла до 1658 километров. По Казахстану впервые стало ходить 50 поездов.
Кроме железных дорог были построены Риддерский и Карсакпайский полиметаллические комбинаты, Карагандийский угольный разрез, Шимкентский свинцовый, Балхашский и Жезказганский медеплавильные заводы, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, нефтепромыслы Эмбы.
Число рабочих выросло до 29 % населения. Были построены Ульбинская ГЭС, и много мелких электростанций, а также Карагандинская, Семипалатинская ТЭС. Производство электроэнергии по сравнению с дореволюционным выросло в 486 раз(!)
Построенные комбинаты и шахты не только были сырьевой базой СССР, но и базой для создания местной легкой промышленности, рабочими местами, школами профессионального мастерства и освоения новых технологий для миллионов казахов. Без этой индустриализации не было бы современного независимого Казахстана. Не будь целины у Казахстана были бы вечные проблемы с хлебом…
Уже перед войной в Алма-Ате действовала обувная и трикотажная фабрики, плодоконсервный комбинат, табачная фабрика. В Семипалатинске заработали кожевенный и мясоперерабатывающий комбинаты, в Талды- Кургане, Мерке, Жамбыле- сахарные заводы, а в целом по республике много хлебопекарных и маслодельных заводов.
К 1940 году предприятия республики удовлетворяли спрос своего населения на 60%. Недостаток восполнялся поставками из других республик, и в этом была ценность пребывания в единой семье народов. В целом индустриализация, проведенная в республике в 1926-1941 годах, превратили Казахстан в крупный развивающийся промышленный край СССР... Как отметил в своих мемуарах Д. А. Кунаев, если подытожить все достижения Казахстана в промышленности, то за годы Советской власти с 1920 по 1986 годы производство промышленной продукции выросло в …875 раз.
А если добавить сюда крупные изменения в культурно - образовательной сфере, в результате которых ликвидирована безграмотность, когда практически из ничего и при помощи центральных вузов, создано 55 казахстанских институтов и университетов, 289 научных учреждений с 50 тысячами научных работников, 231 техникумов и профучилищ, то говорить о Казахстане, как колонии России, подчеркивая только вывоз, голод, ошибки, перегибы, не замечая остального, будет большой натяжкой. Такой же голод, те же ошибки были везде. Это издержки, без которых, увы, не обходилось и не обходится ни одно крупное историческое дело.
( Из книги А. Нижникова «Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе»)
Свидетельство о публикации №222103100293