Советская колония или братская республика?

 В современных казахских учебниках истории при описании советского периода упор делается на то , что с приходом Советской власти была разрушена традиционная система хозяйства, уничтожены её лидеры и была навязана чуждая казахскому народу экономическая  и политическая системы, которая в  начале 30 х годов привела к грандиозному голоду с многочисленными жертвами.  Москва прислала  сюда  одного из палачей царской семьи Филиппа Голощёкина, который  вначале расправился с оппозицией, а затем устроил геноцид. Ссылаются на высказывание одного из высших чинов КазАССР Смагула Садвокасова, что Казахстан  и  при Советской власти оставался колонией России, откуда она выкачивала природные ресурсы, а пастбища, главное богатство казахов,  отдала  ненужным колхозам, и предприятиям, а позже распахала и даже погубила в годы целины. Многочисленные  стройки и предприятия привели сюда тысячи новых переселенцев, которых стало больше. чем коренных жителей… Казахский язык и древняя культура  пришли в упадок… При такой подаче истории 20-30 годов немудрено получить из молодёжи армию русофобов.
Где правда, где ложь? В чём же  была реальная политика  советского  государства  в  Казахстане в  20-30 годы ? Неужели в организации геноцида? Обратимся к фактам.
 В 1920 году была образована Киргизская( Казахская)  АССР, и определена её территория. После национального размежевания с Россией и республиками  Средней  Азии в  1924- 1925  годы в  состав  Казахстана  были  возвращены  Сырдарьинская и  Джетысуйская  области, а  также считавшиеся  ранее «исконными   казачьими  землями» по  Иртышу,  Тоболу,  Уралу.   В  итоге  территория  Казахстана  увеличилась на  треть..   Казахстан  становился  теперь по  своему   огромному,  хоть  пока  и  не  раскрытому экономическому  потенциалу, по  связующей  роли  между  Средней  Азией и  Россией  важнейшим  регионом  нового  Союза ССР.  Столица новой республики была переведена из Оренбурга в Кызыл-Орду, а затем в Алма-Ату. В 1936 году был повышен её статус  до союзной республики с национальным парламентом и правительством и своей конституцией. Народу возвратилось исторически правильное название- казахи.
Полным ходом шла коренизация государственного управления. Если раньше казахов не допускали к управлению выше уездов, то  к середине  20 х  годов доля  казахов  среди  руководителей  краевых организаций  составляла 40,2%.   В   1926  году  Президиум  Каз.ЦИК  состоял  из  12  казахов,  2  русских, 1  узбека, 1 каракалпака.  В  СНК Каз. АССР   из 16  работников  было 11  казахов. 
Политика ВКП(б) в экономике была направлена на преодоление отсталости. Промышленность края после революции была представлена  только    несколькими горнодобывающими  предприятиями,  да  мелкими  полукустарными   производствами  типа  шерстомоек, маслобоек,  салотопок. Посевные  площади     по  сравнению  с 1917  годом  сократились более чем  в  2  раза,  скота   уменьшилось в  4  раза.
Основная  масса, а это около 75% населения, занималось кочевым и полукочевым скотоводством. Как  и много столетий  назад  продолжала  жить  старыми  обычаями  и традициями.
        Аграрная  политика ВКП(б) реально   в  эти  годы была  нацелена  в первую очередь на   ликвидацию  последствий   колониальной  политики  царизма. В 1921-1922 годах была проведена земельно-водная  реформа, которая  прямо  ставила  своей  целью  перераспределение  земельных и  водных  ресурсов  в  пользу «казахских  трудящихся»  за  счет ограничения баев и  ликвидации  заимок,  хуторов и  других  земельных  угодий  и  имущества,  принадлежащих  казачеству  и  крестьянам-переселенцам. 
В  целом  по  Казахстану  в  1921-22  годах  в  пользу  «казахских трудящихся»  было  перераспределено более 1 млн.  десятин  земли, ранее  принадлежавших  крестьянам - переселенцам  или  казачеству.  Коренному  населению  передавались  все  бывшие  офицерские  участки,  а  также  изъятый  у переселенцев  скот, сельхозинвентарь, хозпостройки  и  т. д. В  результате  этого несколько  сот  тысяч  переселенцев  покинуло  Казахстан.
     Практика  возвращения земельных  угодий коренному населению  продолжалась и  позже. Национальный  принцип  очередности  выделения земли  привел  даже  к   серьезным  столкновениям на  национальной  почве в  Павлодарском и  Кустанайском  уездах.  Жители  станиц  и  деревень там требовали  прекращения   национальной  дискриминации,  равной  очередности в  вопросах  землеустройства.  Однако часть руководителей, которых назовут «национальной  оппозицией»   М.  Мынбаев,  С. Садвокасов, С. Ходжанов, занимавшие  важные  посты в  руководстве  Каз. АССР,  выступали  против  уравнения  в  землепользовании  коренного  и  «пришлого» населения.   Идея   на первый взгляд  правильная, что в  национальной  республике  преимущество  должно   быть  отдано  коренному  этносу,  но  в  условиях  Казахстана около  половины  населения  уже  не  были   коренными жителями. И республика была по статусу не национальная, а  многонациональная.  А  поэтому,  ставя   переселенцев,  приезжих  во  вторую очередь в  вопросах  землеустройства и других  прав,  нужно  было  ждать   обострения  национальных  проблем, роста  недоверия,  отчужденности и в  политических,  экономических,  культурных  и  других  сферах.  Это  в  планы  большевиков  никак  не  входило.  Их  основная цель  заключалась не  в  том, чтобы   растить  самостоятельность и  независимость национальных  республик и малых  народов, а в  том, чтобы усиливать взаимозависимость,  сближаться и дружно  подниматься  всем  вместе  в  едином  государстве.    Требования «национальной оппозиции» шли  вразрез с  политикой  центра.
     Проблемы возникли и с коренизацией управления. В  Казахстане  коренизация   часто  сводилась  к  выдвижению «своих». Руководящие  посты, зачастую,  стали  занимать  представители   той  самой  дореволюционной  интеллигенции, нередко сторонников «Алаш-Орды», поборников старых родовых традиций с  идеей   скорой полной независимости.  А  новые  кадры   советских управленцев-казахов  еще  не  выросли  политически и  сплошь  и  рядом  попадали  под  влияние  родовых  авторитетов. 
Москва  в  чрезмерной  коренизации  госаппарата  в  национальных  окраинах,  в  политике передела  земли  по  национальному  принципу почувствовала   потенциальную  угрозу  целостности  страны. 
В области культуры политика Советской власти была направлена на ликвидацию безграмотности, образование новой рабоче-крестьянской интеллигенции, повышения   статуса  и  расширение  прав женщины, отмены  устаревших  традиций  и  обычаев. Эта политика тоже  была  воспринята  неоднозначно.     Перевод  казахского  алфавита  с  арабского  на  латиницу, а  в  1940  году  и  на  кириллицу,  часть  старой  интеллигенции    восприняла  как  подрыв  национальных  корней,  разрыв  со  старой  культурой, забвение своей  истории  и  т. д.     Им  возражали, что казахский  язык  никто  не  запрещает и  не  собирается этого  делать.  Наоборот,  введен  закон  о  делопроизводстве на  казахском  языке, повсеместно  открывались  национальные и  смешанные школы,  а  в  перспективе  техникумы  и  ВУЗ ы, что  в  30 е  годы  и было  осуществлено. Стали  издаваться  учебники на  казахском  языке.  Для  казахской  молодежи  были  открыты  двери  ведущих  учебных  заведений  страны, в  том  числе в  Москве  и  Ленинграде.  Открыты   десятки тысяч изб-читален,  библиотек, начали работу тысячи  киноустановок,  созданы  первые национальные  театры и  концертные  залы.  Были приняты  меры  к   собиранию и  распространению казахской песенно-музыкальной  культуры,  изучению  памятников  прошлого. В  каждой  области  и  районе  появились свои  газеты на  казахском  языке. Москва инициировала,  подталкивала и  организовывала  воспитание  новой  национальной  интеллигенции.
Но  если  Казахстан  был   частью  СССР, то  логично, что  в  единой семье   алфавит и  литература  должены   способствовать  сближению  языков  и  культур. Отсюда и переход на кириллицу…                Как  видим, судя  по  реальной  политике  Москвы,  никакого  геноцида  казахов  вовсе  не  планировалось и  не  осуществлялось,  а  многое  делалось  для  подъема  и  выравнивания  окраин  и  центра. Этот процесс не смогли остановить даже массовые репрессии30 х годов, в том числе и против казахской интеллигенции. Жертвами репрессий  стали не только бывшие алашординцы и родовая знать, но и преданные Советской власти большевики  в чём-то противившиеся линии Сталина или оклеветанные. Тотальная чистка коснулась не только казахов, а затронуло буквально все народы СССР и в первую очередь русских.   В этой связи характерна судьба Филиппа Голощёкина, бывшего первого руководителя Казахской АССР, которого ныне показывают в учебниках как чудовище, организававшее «голодомор» и ликвидацию всех инакомыслящих в Казахстане.
     Однако с ним не всё так просто!.  Изучение его биографии показывает, что это был не какой-то монстр, а «твёрдый» большевик с дореволюционным стажем, много сделавший для осуществления Октябрьской революции в России. Бывал в тюрьме и на каторге, а позже активно участвовал в Гражданской войне. Затем успешно осуществлял НЭП в одной из губерний РСФСР.
В 1925 году он был направлен в Казахстан и  избран там Первым секретарём Казкрайкома ВКП(б). Лично от Сталина получил поручение организовать  в отсталом крае индустриализацию, оседание кочевников и коллективизацию, а также разобраться с оппозицией и отстранить тех, кто тормозил эти процессы.
   К  1925  году в СССР  был  окончательно  избран  путь  первоочередной  индустриализации  с  акцентом  на  тяжелую  промышленность,  что  было  закреплено  в  решениях ХIV съезда  ВКП(б). А в 1927 году принято решение о коллективизации. Решения казахстанских партийных форумов поддержали этот курс.      Голощёкин обязан был выполнять эти решения. И он энергично приступил к делу.
После комплексного изучения природных ресурсов края был запущен процесс строительства шахт, заводов, электростанций, железных дорог по первому пятилетнему плану. На это были выделены из союзного фонда солидные  средства. В Казахстан на стройки первых пятилеток приехали сотни тысяч квалифицированных рабочих и специалистов.
Вновь встал вопрос о  земле. Главными противниками  распределения земли по национальному признаку, а позже оседания и коллективизации стала  не только  старая элита, но и «национальная оппозиция» в рядах коммунистов, предлагавшая не ломать проверенные веками родовые отношения, а договариваться с баями…, ограничить число переселенцев. Они же выступали против  решительной ломки старых обычаев и традиций. 
В Казахстане  ситуация  осложнялась   подавляющим  превосходством  кочевого  и  полукочевого  населения,   малочисленностью рабочего  класса,  слабостью  коммунистической  прослойки. На  более чем  6 миллионное  население коммунистов  здесь насчитывалось  около  30  тысяч и  около  60  тысяч  комсомольцев. Часть из них были приняты  в компанию «ленинского призыва» и не имели практического опыта в работе с массами.  Ситуация  осложнялась  почти  поголовной  неграмотностью  населения, которое больше доверяло родовым лидерам и слухам.
     Голощёкин предложил увеличить число коммунистов и комсомольцев из бедняков и середняков, повысить их активность и вытеснить из руководства Советами баев и других представителей старого мира. Позже казахские историки назовут это «Малым октябрём» и осудят за разжигание в казахском родовом социуме классовой борьбы. Голощёкину и его сторонникам  удалось добиться,  что  VI   Краевая партконференция ВКП(б)  в ноябре  1927  года  после серьёзных  дискуссий  признала  ошибочным  национальный  подход к  очередности  землеустройства   и  заменила  его  на  «классовый» и одинаковый для  всех  национальностей,  населяющих  Казахстан. Лидеры « национальной  оппозиции»  были  выведены  из  состава Бюро  Казкрайкома  ВКП(б) .
     В ноябре 1927 года V  Всеказахская  партконференция   приняла  решение о необходимости  перевода  к оседлой  жизни  представителей   коренной    нации.  План предусматривал постепенный с 1930 по 1932 годы переход 242 тысячи хозяйств из 560  на осёдлый образ жизни. ВЦИК   СССР одобрил этот план
Отметим,  что  это  посильный  план,  растянутый  по  времени  и  дающий  возможность осуществить  его  не  спеша  и  обдуманно
 Однако с  1927 года,  когда  в  стране  возник  хлебный  кризис,   грозивший  серьезно  замедлить  индустриализацию, в СССР был  взят  решительный  курс  на  ускоренную  коллективизацию  и  вытеснения  кулака и бая.
Казахстан  был  важной  частью  СССР  и  его, естественно, не  могли  обойти  эти  процессы. Были резко увеличены планы хлебо и мясасдачи государству, ускорили процесс оседания и коллективизации…
    Оседание и коллективизацию  пришлось выполнять ускоренно до 1931 года силовыми методами. Побороть баев, биев, султанов удалось лишь путём репрессий и высылки.
 Это обернулось бедой. .Кочевники и полукочевники, напуганные слухами и репрессиями против старой элиты, начали резать скот, убегать в Китай или другие республики СССР. Часть населения приняло участие в восстаниях против Советской власти.
Беда, как известно. не приходит одна… Холодная и затяжная зима 1931 года  вызвала другую беду кочевников- джут, который перешёл в двухлетнюю засуху. Это привело к массовому падежу оставшегося  скота и голоду населения, от которого погибло  свыше миллиона жизней.  Причиной гибели скота и людей стало сочетание неосмотрительной, торопливой политики и природных факторов , но не специально устроенного голодомора.
  Голощёкина в 1933,несмотря на успехи в индустриализации, признали виновным  в этих провалах, отозвали в Москву, а позже расстреляли, как врага народа.
В Казахстан прислали более гибкого политика Левона Исаевича Мирзояна, который сравнительно мягкими методами сумел остановить отток населения и завершить оседание и коллективизацию.
Теперь об утверждении, что Казахстан стал в советское время колонией. Если с этим согласится, то нужно признать, что это была странная колония, которую не грабят, как Англия, Франция, Испания и т.д. свои колонии, а всесторонне развивают…
   За период  1928-1940  годы, начиная с Турксиба,  протяженность  железных  дорог  здесь  выросла  до 1658  километров. По  Казахстану  впервые стало  ходить  50  поездов.   
Кроме железных дорог были построены Риддерский и Карсакпайский полиметаллические комбинаты, Карагандийский угольный разрез, Шимкентский свинцовый, Балхашский и Жезказганский медеплавильные заводы, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, нефтепромыслы Эмбы.
Число рабочих выросло до 29 % населения.  Были  построены  Ульбинская  ГЭС,  и  много  мелких  электростанций, а также Карагандинская, Семипалатинская  ТЭС. Производство  электроэнергии  по  сравнению  с  дореволюционным  выросло    в 486  раз(!)
Построенные  комбинаты  и  шахты  не  только  были  сырьевой  базой  СССР,  но и  базой для создания местной  легкой промышленности,  рабочими  местами,  школами  профессионального  мастерства и  освоения  новых  технологий  для  миллионов  казахов.  Без  этой  индустриализации  не  было  бы  современного  независимого  Казахстана. Не будь целины у Казахстана были бы вечные проблемы с хлебом…
   Уже  перед  войной в  Алма-Ате действовала  обувная  и трикотажная  фабрики, плодоконсервный  комбинат, табачная  фабрика.  В  Семипалатинске заработали кожевенный  и  мясоперерабатывающий  комбинаты, в Талды- Кургане,  Мерке, Жамбыле- сахарные  заводы,  а  в целом  по  республике  много  хлебопекарных и  маслодельных  заводов.
  К  1940  году  предприятия  республики  удовлетворяли  спрос  своего  населения  на  60%.  Недостаток  восполнялся  поставками  из  других  республик,  и  в этом  была  ценность  пребывания  в  единой  семье  народов.  В  целом   индустриализация,  проведенная  в  республике  в  1926-1941  годах,  превратили  Казахстан  в  крупный  развивающийся  промышленный  край  СССР...  Как отметил в своих мемуарах Д. А. Кунаев, если подытожить все достижения Казахстана в промышленности, то за годы Советской власти с 1920 по 1986  годы производство промышленной  продукции выросло в …875 раз.
А  если  добавить  сюда   крупные  изменения  в  культурно - образовательной  сфере, в результате которых ликвидирована безграмотность, когда практически из ничего  и при помощи  центральных вузов, создано 55 казахстанских институтов и университетов, 289 научных учреждений с 50 тысячами научных работников, 231 техникумов и профучилищ,  то говорить о  Казахстане, как  колонии России,  подчеркивая  только вывоз,  голод, ошибки,  перегибы, не  замечая  остального,  будет  большой  натяжкой.  Такой  же  голод,  те же  ошибки  были  везде.   Это  издержки,  без  которых,  увы, не  обходилось  и не  обходится   ни одно  крупное  историческое  дело.
( Из книги А. Нижникова «Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе»)


Рецензии