Нам не дало предугадать. Продолжение

Написав статью, редко когда перестаешь думать о вопросах в ней поднятых, вот и эта статья тему не закрыла. Более того, я пришёл к выводу, что всё это четверостишие не более чем поэтический бред, складный, но не несущий в себе никакого смысла, во всяком случае, позитивного.

      Дальнейшие размышления привели к таким вопросам и выводам:
1. Не хотел ли Федор Иванович этим четверостишием приобрести для себя, и не только, некую индульгенцию, отпускающую будущие неминуемые грехи? Индульгенцию, которая поможет откреститься от тех смыслов, которые читатели почерпнут из его и любых стихов? Дескать, мы не в ответе за то, что у нас вычитали.
2. Представить себя этаким слепым поводырем: откуда я мог знать, куда я вас приведу?
3. Не стоит ли прикинуть перед тем как что-то произнести или, тем более, написать крепко подумать: а не благими ли намерениями вызвано это желание? И вспомнить, куда именно ведут эти пожелания.
4. Вообще, стоит ли «лезть в воду, не зная броду» и нужно ли смущать «малых сих»?
5. Тютчеву не дано предугадать, чем отзовется его слово для НЕГО или для тех, кто его слово услышит? Если ему не дано предугадать всю меру страданий, которая уготована ему за слово Истины – это одно, но если… тех страданий и потерь, которые непременно достанутся слушателям, то это совсем другое.
6. Что поэт не обязан просчитывать все возможные варианты прочтения его стихов.
7. Если утверждение первых двух строк верно, то стоит ли вообще браться за перо если из-под него может выйти нечто ужасное.
8. Это утверждение касается только лишь поэтов, существ, как известно пылких, или вообще всей пишущей братии? Как же быть тогда с авторами учебников литературы, например или литературных/исторических исследований?
9. Если не можешь предугадать и не можешь не писать, то пиши в стол и никому не показывай, наслаждайся своим поэтическим гением в одиночку.
10. Если утверждение Тютчева верно, то не подлежит ли запрету вообще вся литература, да и вообще свобода слова, так как неизвестно как … далее по тексту.
11. Не следует ли бессмертные уже второе столетие строки выбить на зданиях, где размещены Союз писателей, Союз кинематографистов, Главлит, все типографии, книжные магазины, киоски по распространению газет и журналов?
12. Как быть с изданиями по направлениям «Сад и огород», например?
13. Вольно или нет, но Тютчев поставил под сомнение слова А.С. Пушкина, написавшего, что "чувства добрые" он "в душах пробуждал". Уж не зависть ли к славе гения двигала пером Федора Ивановича?
14. А так ли уж неправы были государи, становясь главными цензорами поэтов и писателей?

      Непременно возникает недоуменный вопрос: если А.С. Пушкин – наш гений поэзии и вообще наше всё, не мог предугадать, чем его слово отзовется, то в гениальности его гораздо обошли наши современники: С.В. Михалков, В.В. Добронравов, О. Газманов* или Н. Расторгуев*. Они абсолютно точно знали, что их слово отзовется звонкой монетой

       Ф.И. Тютчев точно не мог предугадать, что за свое четверостишье, которое из года в год с придыханием кто только  восторженно не декламировал, будет подвергнут суровой критике. Как бы он возразил, интересно?

       P.S. Не точно, но примерно я предугадываю, как отзовутся на мои слова… не все, но некоторые, мне не безразличные люди, уж извините, Федор Иванович, что не вписываюсь в Вашу формулу.

________________________
* - их ФИ не хочешь, да все равно услышишь, но я не знаю и не хочу уточнять их О.


Рецензии