Субмарины U-530 и U-977 в Аргентине. Был ли на них

«Послевоенная судьба забросила меня, жителя Берлина, в Дюссельдорф на Рейне. С трудом можно было узнать этот когда-то прелестный оживленный город. Я отправился гулять по центру и всюду видел изможденных, бедно одетых людей, руины на месте красивых домов, и везде солдаты в форме оккупационных войск ... . Проходя мимо газетного киоска, я услышал визгливый крик газетчика: Гитлер жив!
Присмотревшись внимательнее к заголовку, внизу я увидел набранные мелким шрифтом слова: «Бежал в Аргентину на борту подлодки 977».
Агентство из Буэнос-Айреса сообщало о книге некоего Ладислава Жабо, опубликованной в столице Аргентины. В книге говорилось, что подлодка моего товарища U-530 и подлодка U-977, моя собственная, - единственные оставшиеся на свободе суда немецкого военно-морского флота. Они появились у берегов Аргентины гораздо позже, чем была подписана капитуляция, и составляли часть «призрачного конвоя», который доставил Гитлера и других «больших шишек» Третьего рейха сначала в Аргентину, а затем в Антарктику. Газета поместила даже маршрут, которым следовал «призрачный конвой», и указывала точку, где подлодки отделились от него. Кроме того, в газете утверждалось, что оба упомянутых командира готовы поручиться за правдивость этой истории.
Хотя некоторые аспекты рассказа были довольно забавны, в целом он произвел на меня неприятное впечатление из-за тех ассоциаций, которые у меня возникли. Дело в том, что с 17 августа 1945 года надо мной постоянно тяготело обвинение: «Вы, Шаффер, тот человек, который привез Гитлера в Аргентину!» После этого, имел ли я дело со специальной комиссией союзников, приземлившейся в Буэнос-Айресе, или с офицерами американской разведки, отправившими меня в Вашингтон, чтобы подвергнуть допросу экспертов Британского адмиралтейства, я вынужден был сражаться изо всех сил, чтобы оправдать себя.
Нелегко забыть то значение, которое придавали нашему появлению в Аргентине. Его расценивали как один из ключей к решению не одной важной политической тайны. «Именно потому, что вы помогли бежать Гитлеру, Шаффер, - говорили мне, - вы гораздо более интересны с нашей точки зрения, чем даже Скорцени, освободивший Муссолини».
Этими словами начинаются впервые опубликованные в 1952 году мемуары “U-977 - 66 Tage unter Wasser” Гайнца Шаффера (Heinz Sch;ffer - 1921-1979), бывшего командира подводной лодки Кригсмарине У-997.
В отличие от У-530, сдавшейся аргентинцам 10 июля 1945 года, командир которой Отто Вермут (Otto Wermuth) перед заходом в Мар-дель-Плата приказал уничтожить все корабельные документы (что вызвало массу подозрений и всяческих инсинуаций), Г. Шаффер сохранил их. Даже личные дневники, которые он вел с начала своей морской карьеры.
У-977 относилась к средним лодкам типа VIIC - самому многочисленному в истории мирового кораблестроения. В 1940-1945 годах были построены 572 таких корабля. Лодка Шаффера модификации VIIC/41 имела следующие главные ТТХ:

Водоизмещение надводное/подводное, т - 769/1070
Длина, м - 67,20
Ширина, м - 6,20
Осадка, м - 4,74
Мощность дизелей, л.с. - 2 х 1600
Мощность гребных электромоторов, л.с. - 2 х325
Скорость надводная, узлов - 17,7
Скорость подводная полная (в течение 1 часа) - 7,6
Запас топлива, т - 114
Дальность плавания, миль (при скорости, узл. и запасе топлива 114 т):
надводная - 8500 (10)
подводная - 80 (4)
Вооружение:
торпедное - 5 торпедных аппаратов калибра 533-мм, 14 торпед;
артиллерийское - 1 х 37-мм, 2 х2 - 20-мм
Численность экипажа, чел. - 48
Глубина погружения рабочая, м - 120
Глубина погружения предельная расчетная, м - 300
Время погружения, секунд - не более 30

Лодка была построена на судоверфи Blohm & Voss в Гамбурге и сдана флоту в сентябре 1943 года. Ей не везло с самого начала. Во время учебных походов на Балтике для подготовки экипажа U-977 трижды сталкивалась с другими кораблями, что привело к ряду повреждений, в том числе и прочного корпуса. Поэтому ее признали непригодной для боевой службы и после ремонта использовали до 28 февраля 1945 года в качестве учебной лодки в составе 21-й флотилии ПЛ, базировавшейся в Пиллау (ныне Балтийск). В феврале-марте 1945 года U-977 оснастили шноркелем - устройством, позволяющим дизелям работать на перископной глубине.
В марте 1945 года в командование лодкой вступил обер-лейтенант (Oberleutnant zur See) Г. Шаффер. Он поступил в военно-морское училище в 1939 года и получил звание лейтенанта в апреле 1942 года, а в декабре следующего года - обер-лейтенанта. В качестве старшего помощника командира (1.Wachoffizier) совершил четыре боевых похода на «семерке» U-445, а с 30 ноября 1943 по 15 декабря 1944 года командовал учебной лодкой U-148 (малая лодка типа IID).
В апреле 1945 года молодому командиру и его лодке, признанной годной к боевой службе, приказали отправиться в их первый боевой поход.
13 апреля лодка под бомбами американских бомбардировщиков вышла из Киля и направилась в Хортен (Норвегия), куда прибыла 20 апреля. По пути командир по собственной инициативе зашел в Фредериксхафен (Дания), где ему удалось «выбить» у местного интенданта дополнительный запас продовольствия. 29-30 апреля U-977 совершила переход в Кристианзунд.
В Норвегии пополнили запасы топлива и продовольствия, провели тренировки по использованию шноркеля. 1 мая подводники получили воззвание гросс-адмирала Карла Деница, из которого следовало, что Гитлер погиб, а должность главы государства и верховного главнокомандующего перешла к Деницу.
На следующий день лодка вышла в море с заданием вести охоту на подходах к британскому порту Саутгемптон. U-977 следовала в подводном положении, 3-4 часа в сутки использовался шноркель для зарядки аккумуляторных батарей. Всплытие в районе ее перехода часто было равносильным гибели - индикатор радиолокационного облучения постоянно выдавал сигнал тревоги, так как вокруг было полно вражеских самолетов и кораблей, ведущих поиск У-боотов. Вдобавок ко всему, 7 мая вышел из строя один из перископов, что сильно затруднило наблюдение за морем. Гидроакустическая аппаратура была бесполезна из-за шума собственных дизелей.
4 мая было получено следующее сообщение:

«Мои подводники!
Позади нас шесть лет подводной войны. Вы сражались как львы. Подавляющее материальное превосходство загнало нас в угол. Продолжение борьбы с использованием оставшихся баз стало невозможным.
Подводники! Непобежденные и незапятнанные, вы складываете ваше оружие после героической битвы, которой нет равных. С глубоким уважением мы вспоминаем наших павших товарищей, которые своей смертью подтвердили верность Фюреру и Родине.
Товарищи! Сохраняйте ваш дух подводников, с которым вы многие годы храбро и упорно сражались за счастье Родины.
Да здравствует Германия!
                Ваш Гросс-адмирал, 4 мая 1945 года.»

Позднее были получены указания о том, чтобы лодки направлялись в назначенные союзниками порты, им следовало идти в надводном положении с большим черным или синим флагом.
После получения сообщения о капитуляции (в это время лодка находилась к северу от Британских островов), командир принял решение обсудить с экипажем сложившееся положение и выработать план дальнейших действий. Г. Шаффер поставил подводников перед выбором: сдать лодку противнику или затопить ее, попав таким образом в плен; уйти в одну из дружески настроенных к Германии стран.
В первом случае их ждало бы жалкое существование в расчлененной и разграбленной оккупантами по «плану Моргентау»* стране, где мужчин ждала незавидная судьба рабов или даже стерилизация. Кроме того, в памяти немцев оставались воспоминания о плохом обращении с военнопленными во Франции после Первой мировой войны и задержкой с их освобождением.
В качестве страны-убежища командир предложил Аргентину, в которой у него и механика были знакомые и друзья. По его мнению, эта южноамериканская страна всегда благосклонно относилась к Германии и имела большие экономические перспективы, что позволило бы морякам найти там достойное занятие. Вдобавок ко всему, там проживало много немецких эмигрантов.
После горячей дискуссии мнения подводников разделились. 16 женатых, 13 из которых были фельдфебели (включая единственного на борту медика), то-есть наиболее опытные специалисты, решили вернуться к своим семьям в Германию. Остальные 32, включая всех четырех офицеров, согласились попытать счастья в далекой Южной Америке.
Для высадки шестнадцати подводников командир выбрал остров Holsen;y в районе норвежского города Берген. Высадку произвели с использованием резиновых лодок в ночь с 10 на 11 мая. При этом U-977 выскочила на прибрежные камни, с которых с большим трудом удалось сняться только перед рассветом. И вовремя - прожекторы осветили место, где была субмарина, прогремели выстрелы береговой артиллерии.
Высадившиеся на берег члены экипажа попали в английский плен и выдали себя за спасшихся с затонувшей лодки.
А для U-977 и ее экипажа начался беспримерный, полный неизвестности и опасностей переход. Ведь никогда еще лодки типа VII не пересекали экватор. Наиболее острой была проблема с топливом - на момент выхода из Кристианзунда его запас составлял всего лишь 85 тонн. Лодка давно не проходила ремонт и многие ее механизмы находились далеко не в лучшем состоянии. Строго лимитировался и расход пресной воды. Ее расходовали только для приготовления пищи и утоления жажды. Имевшийся на борту электрический опреснитель производительностью 8-10 л/час производил воду только для доливки аккумуляторов и потреблял много электроэнергии и, соответственно, топлива.
До 7 июля, то-есть 66 суток, пока лодка не оказалась в безопасном, по мнению командира, районе к северу от Азорских островов, она следовала в подводном положении. Днем шли под электромоторами, а ночью под шноркелем на дизелях, заряжая аккумуляторы. Из-за плохого состояния дизелей и аккумуляторов, на зарядку батарей иногда уходило до 8 часов.
Неоднократно выходили из строя дизели, соединительные муфты валолиний, эти неисправности устранялись с большим трудом и все боялись, что лодка может в любой момент может потерять ход посреди бескрайнего океана. В начале августа вышел из строя один из двух воздушных компрессоров. Внутри стальной сигары стоял отвратительный смрад выхлопных газов, смазочного масла, гниющих отбросов и продуктов, потных и грязных человеческих тел. Борта и переборки покрывались слоем зеленой плесени и ржавчины, с них постоянно сочился конденсат. Закончилось мыло, выстиранная в морской воде одежда никогда не просыхала. Многие страдали от кожных заболеваний.
В ночь с 6 на 7 июля лодка впервые всплыла на поверхность к непередаваемой радости и облегчению ее экипажа. Шаффер вспоминал:
«Сначала мы решили снова погружаться на рассвете, но потом отложили до восхода солнца. Не хотелось упускать такого зрелища. Солнце вставало, кроваво-красный шар огня над бескрайним простором воды, а мы все стояли и восхищались этим спектаклем. Все молчали, только смотрели и смотрели, не отрывая глаз. Пока мы стояли в молчании, я как будто впервые увидел эти изможденные морщинистые лица, обросшие лохматой бородой, запавшие глаза, серую кожу с желтовато-зеленым оттенком, бледные губы. Эти лица, когда-то свежие и здоровые, за время нашего похода превратились в маски смерти, как будто эти 66 дней оказались труднее, чем вся огромная работа во время войны. Волосы моего старшего помощника стали совсем седыми.»
Дальнейшие перспективы были достаточно мрачными. U-977 прошла 1800 миль, затратив 40 т дизтоплива, а на оставшихся 45 т предстояло пройти 5500 миль! Поэтому было решено следовать в наиболее экономичном режиме в надводном положении: 10 часов в сутки под одним дизелем с одновременной зарядкой аккумуляторных батарей и 14 часов под электромоторами. Погружаться полагалось только в случае явной опасности. В случае нехватки топлива следовать под парусом или уходить в Бразилию.
14 июля командир решил предоставить экипажу короткий отдых. На 4 часа лодка стала на якорь у необитаемого острова Бранку (Острова Зеленого мыса), на борту устроили небольшой праздник с купанием в океане, что способствовало подъему морального духа экипажа.
С помощью парусины и простыней закамуфлировали лодку под торговое судно, а из жести соорудили «дымовую трубу», в которой в случае необходимости поджигали промасленную ветошь. Таким образом удавалось избегать внимания проходящих судов.
23 июля на борту организовали традиционную торжественную церемонию по случаю пересечения экватора.
17 августа 1945 года U-977 прибыла в аргентинскую военно-морскую базу в Мар-дель-Плата. За 107 суток лодка прошла 7644 мили (около 14 160 км), в ее цистернах оставалось всего лишь 5 тонн топлива.
Увы, в Аргентине немцев вместо свободы ждало разочарование. Они не знали, что в конце марта страна объявила войну Германии и их объявили военнопленными. Через несколько дней после прибытия U-977 в Мар-дель-Плата аргентинские власти начали следствие, в котором упор ставился на обвинении их (как и экипажа прибывшей в июле U-530) в потоплении бразильского крейсера «Баия» (“Bahia”) и доставке а Аргентину, а затем в Антарктиду, Гитлера и других высокопоставленных нацистов, секретных документов и ценностей.
На самом деле, бразильский крейсер погиб вместе с большей частью экипажа 4 июля во время учебных стрельб. Один из его снарядов по странной случайности попал в кормовые стеллажи с глубинными бомбами. Бомбы сдетонировали и старый корабль (постоен еще в 1910 году) затонул за три минуты.
В начале сентября экипаж U-977 и лодка были переданы американцам и отправлены в США. Здесь продолжились бесконечные допросы. В лагере для военнопленных подводники находились до конца 1946 года, а затем были репатриированы в Германию. В Европе Шаффер оказался в руках англичан, которые пытались принудить его «выдать правду» о Гитлере.
В конце концов, 86 членов экипажей U-530 и U-977, включая Шаффера, смогли осуществить свою мечту и перебраться и Аргентину.
О судьбе U-530 известно меньше, так как ее командир не оставил мемуаров, а корабельные документы были уничтожены. Основными источниками могут служить только протоколы допросов ее экипажа в Аргентине и США.
Эта лодка относилась к большим субмаринам типа IXC/40 с дальностью плавания до 13 850 миль при скорости 10 узлов (при запасе топлива 245 т) и экипажем 54 человека. Лодка вышла в боевой поход из Кристиансанда 3 марта 1945 года в район Нью-Йорка, покинула этот район 10 мая и прибыла в Мар-дель-Плата 10 июля. При выходе из Киля на борту было 222 т топлива, при прибытии в Аргентину оставалось всего 6 т.
Тем самым, можно считать доказанным, что на борту U-530 и U-977 каких-либо пассажиров, включая Гитлера, не было, тем более, что первая из лодок покинула Германию еще 19 февраля, то-есть до начала боев за Берлин.
Поход же этих субмарин в Антарктиду был невозможен хотя бы по двум причинам:
1. Нехватка топлива для перехода в Антарктику, а затем в Мар-дель-Плата.
2. Ледовая обстановка у берегов Антарктиды. Июль-август это время зимы южного полушария. Даже во время «всемирного потепления» (данные 2004 года) ширина пояса сплошных льдов в районе Земли королевы Мод, куда конспирологи поместили мифическую нацистскую базу (район современной российской станции «Новолазаревская»), в это время года составляла около 1670 км. Эти льды являются серьезной, а то и непреодолимой преградой даже для ледоколов, что уж говорить о подводной лодке с толщиной обшивки легкого корпуса в несколько миллиметров.
13 ноября 1946 года U-977 была потоплена торпедой американской ПЛ USS Atule у побережья США. 28 ноября 1947 года такая же судьба постигла и U-530, потопленную USS Toro.

Примечания

*Так называемый «План Моргентау» ("Suggested Post-Surrender Program for Germany" - «Предлагаемая программа для капитулировавшей Германии») был выдвинут министром финансов США Генри Моргентау и впервые опубликован в американской прессе в сентябре 1944 года. Предусматривал демилитаризацию и деиндустриализацию Германии, превращение ее в аграрную страну. Часть территории предполагалось передать соседним странам, а остальную разделить на три части: западную промышленную под международным контролем (подлежащую деиндустриализации с депортацией всего технически грамотного населения) и два независимых немецких государства. Хотя впоследствие план был отклонен, его частично использовали в американской зоне оккупации. Подхваченный пропагандистской машиной Геббельса, план способствовал более стойкому сопротивлению германской армии и населения.


Рецензии