О методе совершенствования - для дарящих искусство
(об универсальных методах для эффективного действия классической литературы в современности)
Чтобы жизнь эволюционировала, становилась лучше, тем более, жизнь разумная, на которой лежит ответственность и обязанность к усовершенствованию себя и окружающего мира как раз таки ввиду и в силу обладания этими двумя дарами – самой жизнью и интеллектом – необходимо совершенствование самих представителей этой разумной жизни – людей. Чтобы этот процесс осуществлять, для этого нужен рабочий механизм, а именно - особый метод, хотя даже сам разум можно воспринимать в качестве такового.
Так, одним из направлений моих исследований долгие годы является интегрирование знания разнообразных сфер и поиск и разработка универсальных методов, в частности, в целях разработки нового учения (направления науки) и для интеллектуального и духовного совершенствования.
Метод – эта «палочка-выручалочка» для действия чего угодно - наряду с предметом в науках является обязательной составляющей, подчеркивающей самостоятельность и состоятельность учения как отдельного направления науки. Универсальность методов, которую я ищу, даст возможность их использования в различных сферах. Вы сами знаете примеры людей в поисках метода, и чтобы было близко многим, эти примеры и из жизни и из литературы, например, в науке - известный мыслитель и ученый Рене Декарт, из художественных произведений – литературный герой Шерлок Холмс. А так как задача духовно-нравственного, морального и идейного совершенствования всегда лежала на классике, в том числе, на классической литературе, то для ее продолжателей в современности постараюсь в помощь сформулировать основы метода для практического и эффективного действия их ответственного дела. Иными словами, нужно предоставить к замку этой сокровищницы ключ, как машине необходима энергия, чтобы привести ее в движение - заставить механизм работать.
Чистота и высокий стиль классического произведения восхищает. Именно такая высокоморальность укрепляет и позволяет стремиться к совершенству духовно-богатому человеку, и поднимает человека, в котором еще остается стремление стать лучше. Даже речь о пороке представляется в классике не в столь откровенном и открытом виде (как это делается современниками – а это вызывает привычку к порочному как к норме), чтобы не провоцировать души и умы, менее подготовленные к пути совершенствования. А у многих от природы заложено стремление к совершенству и улучшению – это естество эволюционных процессов. Мне посчастливилось быть наблюдателем одного такого сильного механизма действия классического произведения через театр, а так как я всегда анализирую, то еще и оценила реакцию зрителей. Так, например, Иммануил Кант вывел правило действующего метода, для которого «важно превратить оценку по моральным законам в естественное занятие, сопутствующее нашим собственным поступкам и рассмотрению свободных поступков других». То есть, превратить восприятие действительности, оцениваемой вашей душой и умом, в действующий метод и привычку совершенствования. Так, приведение примеров тех самых пороков и распространенных и принятых большинством в повседневности стереотипов и человеческих ошибок в основном заставляет людей добродушно и с долей одобрения согласиться, что это им знакомо, «да так оно и есть», «мы сами знаем таких людей», «мы и сами такие»..., но они еще не начинают искать в этом путь изменения к лучшему, к поломке стереотипов и клише навязанной обществом повседневности, а с долей иронии по отношению к себе и ближнему соглашаются с полным приятием сложившегося уклада человеческой жизни общества и их собственной. Вот здесь и нужен метод, который подвигнет людей устремиться изменить этот стереотипный и не ведущий к улучшениям «порядок» жизни. Мой собственный метод, кода необходима помощь, чтобы механизм заработал, – в любой сфере деятельности нужно обращаться к общим методам, пригодным для применения везде. Так, по одному из образований я исследователь, и изучала историю, философию и методологию науки: во всем и всегда вам помогут общенаучные методы и приемы формальной логики, известные нам и в обычной жизни. Так, например, наблюдение, анализ и синтез в своей триаде позволяют нам выработать действенное решение задачи или проблемы. А метод абстрагирования позволяет нам постараться уйти от субъективного взгляда и попробовать объективно взглянуть на себя, других, предметы, явления и события. Героем в этом методе является Кант – как его критиковали, даже любимый писатель – но это я отделяю друг от друга: для человека путь к просветлению, этому чистому разуму – всегда путь некоего отшельника, это и известный всем Даосизм, и Тибетская мудрость. И ничего удивительного, что обремененные тяготами повседневности люди с живой болью и трудностями жизни критикуют – это понятно – критика тоже приносит плоды. Я, например, еще больше полюбила этого великого мыслителя, а свой путь познания продолжаю и иду этой дорогой много лет – меня не знают с этой стороны, потому что я не публиковала наработанного материала - все годы анализа еще терпеливо пишу черновики для книги, чтобы с годами все объединить – задача объемная.
Так, в случае, как преобразовать и актуализировать для современности целебную силу классических произведений, таким действующим методом, ключом зажигания для запуска механизма, может быть хорошо действующий прием контраста – обязательная демонстрация альтернативного пути и той самой духовной чистоты, на которой держится классика – и каждый в своем уме уже устремится к совершенству – такова работа сознания и подсознания – это уже хорошо для начала интеллектуального и духовного совершенствования. И нужно еще исследовать – как эта красота работала раньше и может работать сейчас. Недавно я вспоминала любимый «Вишневый сад» А.П. Чехова – чистота. А чистая душа и разум – всегда предмет восхищения, и могут быть предметом для исследования наукой. Вот и И.Кант в своем учении о критике практического разума многое заложил из основ для совершенствования – просто для лучшего восприятия большинством людей текст нужно преобразовать и сделать по принципу «все гениальное просто». Вот его высказывание о том, что все по-настоящему Доброе люди всегда критикуют. Скажете, разве нет – да, подсознательно сами стремятся к свету и чистоте, доброму слову и делу, но в обыденной жизни критикуют Добро, так как сами с «бренной земли» и человеческие пороки их не избежали. Вспомните пример Доброго – самого Христа. Что сделали люди – вы тоже помните. Но мудрость и духовность рождают добро. Я сама знаю мудрых ученых, людей, светящихся добром, теплотой, ставших такими в трудном жизненном пути знания и труда, из их уст не услышишь ни тона пошлости, нет ни грязи, ни порока – такие люди льют свет – мне посчастливилось всего с несколькими общаться лично и узнать прекрасного человека, сохранившего этот моральный закон в себе – это его душа, и в своем пути борющегося и стремящегося привнести в современную жизнь мощь классики.
Каким бы ни был любой человек – его природа – быть человеком, стать Человеком, как бы ни были мы порочны – мы должны стремиться к Свету и Добру и их охранять и созидать для других людей – в целях совершенствования душ и умов. А я продолжу свое исследование. Мы можем смотреть на мир напрямую, а также через умы и воображение других людей, писателей и исследователей, - так можно многое узнать за одну единственную короткую жизнь – через множество жизней других.
Свидетельство о публикации №222103100039