Испытательный полёт

   Что такое испытательный полёт? Что чувствует испытатель? И каково человеку пойти на такой шаг?
   Первых воздухоплавателей, поднимавших в воздух сконструированные ими аппараты, вполне можно назвать лётчиками-испытателями. Но они тогда ещё не могли себе представить всех опасностей подобного занятия.
   Другое дело теперешние лётчики-испытатели. Профессионалы, чья работа - ежедневный риск.
   Мой первый инструктор, Деев Вадим Петрович, дал мне несколько уроков на небольшом самолёте под названием Авиатика. Никогда не забуду те полёты и его голос перед взлётом:"Готов? Взлетаем." А также на посадке:"Проваливаемся! Ручку на себя! Провалиться не дай! На себя! Руку твёрже!" Происходило всё в Москве, на Ходынском лётном поле. Исторический аэродром не существует давно уже...
Вадим Петрович был лётчиком-универсалом, способным летать на чём угодно. Позже он уехал в Приморье, работать испытателем на авиазаводе. Там и погиб. На боевом истребителе после ремонта взлетел с курсантом. На высоте 300 метров сложилось крыло. Они, наверно, даже ахнуть не успели. И не смогли катапультироваться.
   Мой инструктор, Устинов Николай Анатольевич, который обучал нас с Серёгой Макеевым на нашем Корвете в 2014 году, был боевым лётчиком и имел боевые награды. Сам он никогда об этом не рассказывал, и боевую звезду я увидел только на похоронах. Он работал на предприятии, выпускающем Корветы, а также Цикады. Его задачей было облётывать новые машины. Это работа испытателя. И вот, на аэродром Новинки доставили новую Цикаду. Да не простую, а экспериментальную. Была изменена конструкция хвостовой балки - убрали там один силовой элемент. И вот, Николай Анатольевич, вместе с представителем предприятия-изготовителя, взлетел на экспериментальной Цикаде. Вслед за ними взлетел другой самолёт, с которого велась видеосъёмка. И у меня есть видеозапись последних секунд того полёта. Неожиданно возник сильнейший флаттер хвостового оперения. Почти сразу разлетелся левый горизонтальный стабилизатор, и Цикада ушла из кадра, рухнув на лес.
   Вот что значит быть лётчиком-испытателем.
   Сам я не профессионал. Я просто пилот-любитель, летаю на лёгких аэропланах последние 22 года. Но и в моей жизни было три испытательных полёта. А потому я точно знаю, что это такое, и что чувствуешь, пойдя на испытания.
   Первый раз я взлетел на своём маленьком двухместном самолёте в 2000-м году. Летать ещё не умел, и знал полёт лишь теоретически. Выполнял начальное упражнение - подлёты. Нужно оторваться от полосы, затем лететь над ней не поднимаясь, затем сбросить обороты и мягко приземлиться. В какой-то момент я почувствовал, что больше не могу оставаться внизу. Вместо того чтобы убрать обороты двигателя и вернуться на землю, я увеличил обороты до максимальных и взлетел. Помню свои ощущения - отрешённое спокойствие, хотя всё во мне бурлило. Поднявшись, я хотел сделать круг и приземлиться. Но насторожило кое-что в моторе. Поэтому, не имея никакого практического опыта, я принял решение идти по прямой, и поднявшись метров на 50, перемахнув строения и деревья, благополучно приземлился на соседнем с аэродромом поле. Взлететь оттуда возможности уже не было, так как разгону мешала высокая трава. Так прошёл мой первый испытательный полёт. Наверно это было испытание ни столько для самолёта, сколько для меня. Друзья поздравили, но сказали, что надо учиться летать. С тех пор я летал много лет во 2-м Московском аэроклубе на планерах и на мотопланере.
   Второй испытательный полёт произошёл у меня три года назад, на аэродроме Малино. Это был двухместный самолёт Архангел, построенный в единственном экземпляре. Архангел до того в воздухе находился всего пять минут - один круг над аэродромом под Мурманском. Никаких характеристик никому не известно. К тому же, после того полёта был поставлен другой мотор, а следовательно изменилась центровка и другие параметры. Валера, создатель (он же хозяин) Архангела, намеревался пойти по моим стопам. Летать не умел совсем, но хотел делать начальные подлёты самостоятельно. Помня свой опыт, и понимая возможные последствия, я не мог такого допустить. А потому влез к нему в кабину. Мы бегали по полосе, затем делали те самые подлёты. В процессе Валера потихоньку входил в курс дела, а я изучал неизвестные никому характеристики аппарата. Прошла пара недель, и мы взлетели. К тому моменту я уже почувствовал самолёт. Поэтому поднял его в небо вместе с хозяином. Это, конечно же, были испытательные полёты - для меня, но не для Валеры. Потому что только опыт даёт возможность понимать последствия ошибок. Не обошлось без проблем - аппарат оказался тяжеловатым в управлении по крену, но это устранимо. А также, в первом полёте, перед первым разворотом на кругу, мотор стал забрасывать сильно обороты.При этом тяга падала. Тем не менее первый полёт, и все последующие, прошли хорошо - благодаря моей осторожности. А заброс оборотов, это стал проскальзывать ременной редуктор - Валера исправил потом. Мои ощущения - ещё большая, чем когда-то за 19 лет до этого, сосредоточенность и сверхестественная насторожённость. Чутьё подсказывало правильные действия.
   А третий раз я стал лётчиком-испытателем совсем недавно, 22 октября 2022 года. В Малино у одного человека была пара небольших одноместных самолётов. И, конечно же, сам он не умеет пока летать. Один из этих самолётов благополучно разбился в хлам. Хорошо, что лётчик, взлетевший на нём, не пострадал. Но поведение этого лётчика было слишком опрометчивым, необдуманным - отсутствовала подготовка. Остался второй самолёт - одноместный белый высокоплан. Пол года назад на нём выполнялись подлёты, после чего аппарат был признан негодным для полёта из-за сильно задней центровки. Но Сергей, хозяин самолёта, изменил положение мотора, тем самым улучшив центровку. Так же про самолёт известно, что изменена конструкция крыла относительно оригинала. А оригинал - иностранный аппарат с неизвестным названием. Попытка что-то найти в интернете про такие самолёты не увенчалась у меня успехом. Так вышло, что именно мне выпало поднять этот самолёт в небо - при общем негативном к нему отношении и при том, что про него ничего не известно. Но я всегда умел преодолевать страх. Естественно, я начал с выполнения первых упражнений - подлётов. Это заняло несколько выходных дней. Мною были обнаружены существенные недостатки по двигателю, но недостатки эти были устранены. А в целом самолёт мне понравился - с центровкой проблем нет, и летит нормально. И вот Сергей, в прошлый выходной, робко спросил про полёт. Я ответил:"Хорошо." Подойдя к самолёту, всё проверил. Завёл мотор и поехал на полосу. Сначала подлёт, чтобы лишний раз убедиться в готовности. Всё хорошо. Правда там открытая кабина, есть только лобовое стекло. Но, не смотря на наличие стекла, холодным потоком от винта почти срывает шапку с меня. Пришлось под неё одеть вторую, чтобы плотнее сидела. И вот я в начале полосы, и я готов. Я знаю про самолёт этот уже довольно много. Но ведь не всё знаю. Не знаю его безопасную скорость, скорость срыва в штопор, выходит ли он из штопора, и прочих вещей. Плюс общий негатив в адрес этого самолёта. Но я ведь мужчина, лётчик. Состояние отрешённости, внутренний диалог остановлен. Я решительно отрываюсь от полосы, затем иду над ней, не поднимаясь, чтобы набрать побольше скорости, затем ухожу в небо, на круг. Круг над аэродромом, это полёт, в котором есть всё - взлёт, посадка, маневрирование. Высота круга для таких самолётов - от двухсот метров. Необходимо, доверяясь чутью лётчика, провести испытуемый аппарат, не сорваться на разворотах, понять характеристики полёта...
   После выхода на глиссаду наступило небольшое расслабление. Посадка прошла хорошо. Наградой испытателю стали поднятые вверх большие пальцы людей, стоящих у края полосы, поздравления и рукопожатия. Хозяин самолёта счастлив. Я доволен, что смог сделать очередной шаг.
   Пусть я не профессионал - так сложилась моя жизнь. Но что такое испытательный полёт, знаю точно.

30.10.2022


Рецензии