Выкуп из пиратского плена

Данная история должна быть написана от первого лица — это было понятно наперёд. Однако вопрос, от какого именно лица, довольно долго оставался мне неясным. В самом деле, непосредственными участниками были: капитан, старший помощник, боцман, рулевой матрос. Это жертвы. Естественно, пираты — захватчики. Остальная команда судна, забаррикадировавшаяся в машинном отделении, — пострадавшие.

Но ведь Он, руководитель компании, владеющей судном, оперирующий флотом, — ключевая фигура. От Его действия или бездействия зависел исход дела. Инициативность, готовность принять на себя груз ответственности за жизни моряков — эти качества были критически важны.

Итак, решено. Повествование аккурат от Его лица — самое правильное. А точнее, рассказ в форме прямой речи:

— 19 октября 2015 года. Тот день застал меня в командировке, в Санкт-Петербурге. Самой первой вестью о ЧП стал утренний доклад от заместителя по безопасности мореплавания с тревожным известием о том, что “Соларте” находится в дрейфе в береговой зоне, и его несёт в сторону мелководья. Также он сообщил о предутреннем звонке капитана рефрижератора. Тот спешно докладывал о пиратах на борту. Короткий сеанс спутниковой связи прервался звуками выстрелов, после чего капитан на связь не выходил и на вызовы не отвечал. Уже значительно позже, думаю во второй половине дня, удалось созвониться со старшим механиком судна, который и сообщил, что четверо членов экипажа захвачены, в их числе капитан и старший помощник. Пираты их увезли с собой. Управлять судном было некому. Из офиса дали команду механику на запуск главного двигателя. Отвели судно мористее к юго-западу, чтоб избежать посадки на мель.

О произошедшем известили МИД, консульства, связались с судовым агентом в Нигерии. С представителями прессы никаких контактов не было. Однако очень скоро новостная лента запестрела заголовками типа “Российский рефрижератор, шедший под флагом Коморских островов, был атакован пиратами у берегов Нигерии, в заложники захвачены четыре члена экипажа.” Это передавал “Интерфакс” со ссылкой на "Морской бюллетень". Информационные сайты перепечатывали эту новость друг у друга, лишь незначительно меняя формулировки. Из той же новостной ленты следовало: “Рефрижератор Solarte был атакован пиратами в точке 03;55’N, 005;26’E около 100 миль западнее Порт Харкорт, в 02:30 по Гринвичу 19 октября. Судно было на ходу, следуя в порт Харкорт из Котону, Бенин. Пираты взяли в заложники четырех членов экипажа: двух граждан Литвы и двух — Украины. Само судно 1982 года постройки в Порт Харкорт так и не прибыло. О его местонахождении данных не приводится.”

Изредка в новостях мелькали выступления официальных лиц. Вот пример такого выступления: “Секретарь департамента консульской службы МИД Украины Евгений Игнатовский сообщил в эфире телеканала «112 Украина», что министерство в сотрудничестве с нигерийскими и литовскими компетентными органами, а также представителями компании-судовладельца проводит работу, направленную на установление местонахождения заложников и их освобождение.” Сказать начистоту, эти выступления были пустой болтовнёй, простым сотрясанием воздуха… Никаких действий вслед за подобными заявлениями не следовало.

А мы ждали требований от похитителей. Думали, что разбойники выйдут с нами на связь. Будут искать контакт с нами. Так, по крайней мере, должен был развиваться сюжет по классическим канонам жанра. В реальности ничего подобного не происходило.

Я поддерживал связь с крюингом из Мурманска — компанией, которая набирала экипаж. Связался с юристом. Тот, будучи специалистом широкого кругозора и столь же широкого круга знакомств, изрёк: “У меня есть подвязка в Питере”. Пожалуй, на тот момент это была единственная нить, за которую я мог ухватиться. Не мешкая выдвинулся на организованную им встречу.

Крюков канал. Ресторан. Отдельный кабинет без окон на улицу. Круглый стол. За столом субъекты криминальной наружности, кто-то с Кавказа, кто-то стрижен “под ноль”... И, как бы в контраст с такой ассамблеей, я…

— В своём обычном прикиде “al estilo de Sir Elton John”: округлые очки да пиджак отнюдь не цвета “50 оттенков серого”! — не выдержал автор и прервал повествование рассказчика, — ясно, чувствовал ты себя там совсем не в своей тарелке!

— Вагнеровцы? Солдаты удачи?... — я перестал гадать, когда услышал от них предложение: “Сто тысяч долларов и мы их отобъём”. Отобъём??? Кто поедет за такие деньги в Нигерию стрелять? Было абсолютно ясно, что решение если и возможно, то при совершенно ином подходе к делу. Мне оставалось только дипломатично, но поскорее окончить эту встречу. “Тот ли это человек, которого я так ценил?” — думал я о юристе. В высшей степени компетентном, если исходить из давнего опыта нашего сотрудничества. И настолько безответственным в тот раз, когда речь шла о человеческих жизнях.

Наша страховая компания с главным офисом в Швеции, к слову сказать, из списка самых надёжных мировых брендов на рынке страхования, при плавании в водах Гвинейского залива требовала заключать дополнительный полис “Kidnap & Ransom” (“Похищение и Выкуп”). Потому у нас он был. С выплаченной страховой премией, опять же, к слову. Страховщики мне порекомендовали команду специалистов, которые могли помочь выйти на похитителей, вести переговоры с ними. Это была фирма EcoRisk, базировавшаяся в Лондоне.

Следующим днём я был там и подписал необходимый договор. До поры, пока неопределённой, находился в полном неведении о судьбе наших людей.

Судно, тем временем, привели в порт Харкорт. Тоже не просто это было осуществить. На борту из судоводителей остался только второй помощник капитана. Он был профессионально не готов самостоятельно управлять транспортным рефрижератором. К тому же, после нападения пиратов на мосту навигационное оборудование не работало, было выведено из строя — попросту разбито. Запросили местного лоцмана, которого срочно доставили на борт. Судно встало к причалу под разгрузку.

А время неумолимо отсчитывало день за днём. Прошло около недели с момента нападения пиратов. Наконец, долгожданная первая связь с капитаном. Я выступал в качестве связного лица. Перво-наперво надлежало установить, что я разговариваю именно с ним. “Как зовут кота?”, другие подобные вопросы личного плана, ответы на которые мог знать только он, помогли мне опознать персону. Контакт с семьями моряков дал возможность нам быть в курсе даже таких домашних тем.

Переговоры с бандитами велись под патронажем британцев. Первое требование выкупа — 4 миллиона долларов. Совершенно неподъёмная сумма для нашей компании. Англичане, тем не менее, заверили: “Это нормально. Продолжаем вести переговоры”. Чем мы и занимались. Я раз в неделю поддерживал связь с капитаном по телефону. Думаю, нет никакого резона называть моряков по именам. Не нужно это. Выяснилось, что их содержат в лесу, в халупе. Не бьют. У капитана проблемы со здоровьем — сердце. Его, достаточно великовозрастного человека (около 60 лет), пираты застали в каюте. Стреляли и под дулом автомата заставили покинуть судно вместе с вахтенными, находившимися во время нападения на мосту.

Торги с пиратами пусть останутся “за скобками”. Итог переговоров таков: размер выкупа упал до 250 тысяч долларов, а также 50 айфонов, 50 блэкберри, 20 лэптопов. Деньги перевели в Нигерию со счёта компании. Были трудности с перечислением денег. Такой перевод с назначением платежа “выкуп пиратам” банками обычно не проводится. Однако на месте в Нигерии оказалось специальное лицо, на счёт которого была переведена условленная сумма, как “оплата гонорара адвоката”. Валютное законодательство Нигерии имеет свои особенности. Там хождение долларов запрещено. Конвертировали… в два паллета местной валюты найра. Теперь, на грузовом фургоне, следовало доставить весь багаж в лес в устье реки Нигер. Из Лондона специально для урегулирования всех формальностей был выделен представитель, который полетел в Нигерию.

Так закончилась эта операция. После освобождения двое моряков отказались напрочь ходить в море, третий какое-то время работал, но недолго. Четвёртый до сих пор ходит в море. Пуля в каюте капитана, засевшая в обшивку, — судовая реликвия.

Впоследствии страховая компания вернула деньги. Как выкуп, так и стоимость айфонов. Кроме того, наша сторона выдвинула “Claim” (требование) на компенсацию испорченного оборудования. В результате на счёт судовладельца пришла страховая выплата общей суммой около 600 тысяч долларов. Но не стоит думать, что судовладелец что-либо заработал на данном инциденте. Наша компания выплатила зарплату похищенным, пока те находились в плену, вознаграждение судового агента за дополнительные услуг — много сопутствующих затрат легло на компанию. Если кто и заработал, то это благородные джентльмены, которые получили свои оговорённые заранее страховые премии и, разумеется, джентльмены удачи. А я чувствовал себя в роли облапошенного клиента и поражался чёткой работе отлаженной структуры — эдакого симбиоза банкиров, преступников, переговорщиков с киднеперами, страховщиков, агентов.

Итоговую черту подведу ссылкой и текстом статьи об освобождении моряков.

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5629dd329a7947f1d42eb677

“13 ноября 2015. Экипаж российского рефрижератора Solarte, захваченного нигерийскими пиратами возле порта Харкорт (Нигерия) в середине октября 2015 года, освобождён из плена, сообщил Фонд помощи морякам Ассоль. Представитель судовладельца, российской компании Arctic Shipping LLC, проинформировал правительство Литвы, что освобождённые литовские моряки прошли медицинский осмотр, состояние их здоровья удовлетворительное. В настоящее время решается вопрос с возвращением их домой, детали освобождения неизвестны.”

— Вспоминается такая страница истории, как каперство — это когда пираты находятся на службе британской короны. Исстари их услуги пользовались спросом в туманной метрополии. Почему-то данная история об освобождении заложников у меня вызывает мысли, которые ёмко и точно отражаются в диалоге героев О. Генри из рассказа "Корабли":

"— Создать спрос?

— Много вы понимаете в политической экономии, — ответил консул довольно невежливо. — Спроса создать нельзя. Но можно создать условия, которые вызовут спрос."

Чтоб читателю было легче понять суть логической параллели с цитатой из О. Генри, напомню о чём там идёт речь. Некий американец затевает торговлю обувью в банановой республике. Однако расслабленные благодатным климатом своей страны туземцы не спешат покупать штиблеты доставленные им из Штатов. Они привыкли ходить босиком и не знают о необходимости носить обувь. Тогда из тех же Штатов приходит груз колючек, которые предприимчивый торговец разбрасывает по тропинкам в округе. У наколовших ступни ног аборигенов вдруг проявляется влечение носить башмаки, возникает потребность следовать веяниям обувной моды. Торговля идёт в гору!

Возможно, что в страховом бизнесе действует похожая система сдержек и противовесов.

20/10/2022.


Рецензии