Сергей Захаров. Я был злой очень!

В начале семидесятых на советской эстраде появился свежий образ. Сергей Захаров легко потеснил признанных мэтров отечественной сцены: он был молод, красив и обаятелен. Он не привык никого пропускать вперед и быстро стал одним из самых популярных исполнителей в нашей стране! Бойцовский характер помог ему быстро взлететь на вершину эстрадного Олимпа и удержаться там вопреки обстоятельствам.

ТАНЯ БУЛАНОВА, певица Он всегда был красавец.

ГЕННАДИЙ ШАГАЕВ, режиссер Это был очень благородный, очень яркий, и вместе с тем очень скромный артист.

ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Сергей был, что называется, подарком женщинам от Бога.
После перестройки на руинах советской эстрады зародился шоу-бизнес. Ко всеобщему удивлению примерно в это же время известный певец Сергей Захаров прихватил свою семью и переехал жить из центра Санкт-Петербурга в курортный городок Зеленогорск.
ЛЕВ РАХЛИН, режиссер По природе своей он умелый, он – хуторянин. Он много сделал своими руками, он давно об этом мечтал. Это его стиль жизни. Ему там было комфортно.
Сергей и Алла Захаровы прочно обосновались в загородном доме. Сосновый лес на берегу озера Красавица. Пятьдесят километров от северной столицы. Жена Сергея и сейчас круглый год живет на природе.
АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Мы один раз, купив эту дачу, решили переночевать в городе. Я не могла спать. То мне казалось, я где-то воду не выключила. То где-то собака залаяла. Утром проснулись, посмотрели друг на друга и сказали: «Мы больше здесь никогда не будем ночевать» (смех). И действительно, больше никогда. А здесь птички мешают по утрам, но это приятно. Я научилась делать всё – я стелила кафель, я вешала картины, люстры, я меняла розетки. Ну нет его! Кто будет делать-то? Это нормальная жизнь. Я таскала тяжести и здесь, и везде. Я была сильная, я могла два ореха вот так грецких раздавить.
В новой загородной жизни артист залечивал раны от ударов судьбы. Он лечился уединением, как раненый зверь: те всегда знают, какая травка от чего помогает… А ударов хватало. Карьера Сергея Захарова в самом начале оказалась под вопросом.
ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Мы с ним сталкивались и за кулисами, и в концертном зале, и на сцене. Вот я играла на скрипке, сидела и он выходил всегда из кулис - замечательный, фактуристый. Кроме прекрасного бархатного его голоса, конечно, он был, что называется «героем-любовником».

Тем неожиданнее для всех оказался трагический инцидент, случившийся в 1977 году. Как-то раз после концерта с молодым артистом затеял разборки некий администратор. Сергей Захаров не смог сдержаться. Ссора горячих парней, как это часто случается, закончилась дракой. А может, и не захотел. Вскоре страна с ужасом узнала, что ее любимец осуждён и получил год заключения. Такой вспыльчивый характер был у него с детства.

СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, народный артист России. Я был злой очень. Не в смысле я был злой на всех. Но если я чувствовал, что от того или иного пацана может исходить агрессия, я вёл себя так, что они меня обходили стороной.

ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Заигрался он, не заигрался? Та история, которая случилась с ним, могла произойти абсолютно с любым артистом.
ТАНЯ БУЛАНОВА, певица Это всё какие-то слухи. А раз ходили слухи, значит, человек действительно был очень популярен. Была потасовка с администратором, не очень чистоплотным на руку. И администратор ему отомстил…
АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Я там не была. Я не знаю правды. Но подозреваю, что это была уже немножко звёздность, которую попытались принизить. Только и всего. Получилась драка. Возможно, он просто не нравился этому человеку. Это всё было показательное. Так надо было кому-то зачем-то.
ЛЕВ РАХЛИН, режиссер Два молодых дурака подрались в кулисе, вот и всё. Случайно я был свидетелем. Не сделал администратор контрамарку, этот что-то ответил, администратор повёл себя возмутительно. Серёже надо было, конечно, сдержать себя. Это было не чванство, не зазнайство звезды, один молодой дурак оскорбил другого, вот и всё.
Когда 27-летний артист оказался на зоне, у него появилась масса свободного времени. День за днем он вспоминал свою жизнь с самого начала. Сережа родился 1 мая 1950 года в семье военного, в украинском городе Николаев. Петь начал в 5 лет. Вот как он сам вспоминал эти времена.
СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, народный артист России. Меня на праздники всё время заставляли петь, и причём обязательно про любовь. Я становился на табуретку и пел такие взрослые песни. И когда доходил до слова «любовь» я замолкал, пропускал это слово и продолжал дальше, мне было стыдно его произносить почему-то. Очень рано пришло ко мне ощущение, что такое благородство, что такое мужское достоинство, что такое цель в жизни, упорство. Это был трудный подростковый период, переходной возраст, и из школы меня выгнали. После того, как, как меня выгнали их школы, меня выгнали из дома тоже. Отец сказал: «Иди, куда хочешь. Мне такой сын не нужен.». В конце концов, с грехом пополам доучился до 8 класса.
На Байконуре, куда к тому времени перевели отца Сергея, парня и поджидала встреча всей его жизни.
ГЕННАДИЙ ШАГАЕВ, режиссер Я на пляже совершенно случайно увидел фантастической красоты девушку. Совершенно недостижимую, как будто она плыла в таком замедленном как в кино Мы прожили вместе больше 40 лет. И до сих пор она для меня такая, как я её помню. Может быть, это и называется любовью. Она многое сделала, чтобы я остался всё-таки таким, каким был в детстве.
АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Переделывать Захарова невозможно было никогда и никому. Он делал всё, что ему самому захотелось. Меня спрашивают: «А почему, вот, только один ребёнок?». Я говорю: «А у меня их было два. И неизвестно, какой из них трудней».

ТАНЯ БУЛАНОВА, певица Я думаю, что он просто жил так, как ему хотелось. Как он любил жизнь, как он относился к жизни.

ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Серёжа Захаров очень рано женился, и прожил более 50-ти лет с одной женщиной. Он был не совсем стандартной звездой такой, знаете, которая позволяла себе многое. Он играл роль героя-любовника. В жизни, очевидно, у него всё это сконцентрировалось в одном месте, в одной женщине.

ТАНЯ БУЛАНОВА, певица C одним человеком всю жизнь - это счастье. И раз человек этого был удостоен, значит он поцелован Богом.

ЛЕВ РАХЛИН, режиссер Это его судьба. Это его жизнь. Серёжа очень благородный человек был.
Захаров повзрослел и отправился служить в армии. В те годы он был ротным запевалой, пел в ВИА «Дружба» в Доме культуры строителей.
ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Мне ещё вспоминается рассказ моего брата, в его подчинении были солдаты срочной службы, среди которых был и Захаров. Служба Серёжи заключалась в том, что он пел в самодеятельности.
Женился Сергей Захаров рано, в девятнадцать лет он уже стал отцом. А потом артиста направили учиться в Москву. Он поступил в знаменитое училище имени Гнесиных. Вечерами парень подрабатывал в престижном столичном ресторане «Арбат» - пел с джазом. Там его и услышал великий джазовый музыкант Леонид Осипович Утёсов.

ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Его пригласил Леонид Осипович Утёсов в свой ансамбль. Он параллельно поступил в Московское училище Гнесинское. В 73-м году он перевёлся в наше училище Римского-Корсакова в Ленинграде. Ну, и попал в мюзик-холл.

АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Серёже предложили работу в «Мюзик-холле». И мы переехали сюда.
ЛЕВ РАХЛИН, режиссер Мюзик-холл 70-х – это было отдельно взятое государство. В монохромном мире чёрно-белом была жизнь в декорациях рая. Поэтому это был такой успех, люди приходили в сказку, перья, красивейшие девочки, замечательная музыка, уникальный оркестр, всё вместе это был такой фьюжн, такой сплав, равных которому не было, так совпали звёзды.
В семидесятые ленинградский мюзик-холл гремел даже в Европе. Сергей Захаров быстро стал ведущим солистом этого коллектива, любимцем публики и худрука - знаменитого на весь союз Ильи Рахлина.

ЛЕВ РАХЛИН, режиссер Папа тоже был человек очень живой, азартный в молодости, небезупречный, и он его очень строго корил, воспитывал, но сдержать своих эмоций, улыбки, любви не мог, это была его слабость, все это знали. Он ему очень много прощал.
В свое время в мюзик-холле дебютировал шестнадцатилетний певец Филипп Киркоров. За кулисами зашептались: «Как Филипп похож на молодого Сергея Захарова! Наверное, он - его сын!» Сходство было столь разительным, что режиссеры даже решили на этом сыграть.

ЛЕВ РАХЛИН, режиссер Я Филиппа увидел в Болгарии на пляже с родителями. Он был невероятно похож на молодого Захарова, и родилась мысль про папу с сыном, какая-то сюжетная линия. Я уговорил отца вытащить мальчика в Питер. Но Захаров ушёл в свободное плавание.
Сергей Захаров пел хиты, но на поводу у публики никогда не шел. Миллионы зрительниц влюбились в этого принца с первого взгляда. Вот бы добиться внимания такого красавца!
ЛЕВ РАХЛИН, режиссер В отличие от более взрослых мэтров: Гуляевых, Кобзонов и прочих - он был невероятно красив, и гораздо моложе.
АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Он был молодой, бесшабашный парень. И всё. Никакой вот «звёздности» такой вот не было. Ну да, поклонники были и поклонницы, очень много было, невероятное количество. У нас вот такие вот ящики стояли с письмами, только с письмами. И что только они ни творили, Господи.
ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Артист существует, пока у него есть вот своя пятая колонна. Какие цветы приносили Захарову его поклонницы! Я всегда думала: где они их покупают?

АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Чтобы я его боготворила как все эти поклонницы, которые (смех) смотрели на него снизу-вверх, у меня этого вообще не было. Он был для меня мой любимый муж, человек со своими недостатками, со своими хорошими чертами.

ТАНЯ БУЛАНОВА, певица Он был, конечно, академичен. Но это его была фишка, это его был стиль. Он настолько был красивый внешне, что мне кажется, это всё абсолютно было гармонично.
В 1974 году Сергей был удостоен премии «Золотой Орфей» в Болгарии. Потом стал лауреатом международных конкурсов песни в Дрездене, в Сопоте. И наконец - престижная «Братиславская лира».

ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Эти регалии давали артисту очень многое. Его ставка повышалась в той организации, в которой он работал, а, во-вторых, увеличивался отряд поклонников, публикаций, журналистского внимания. Это создавало звезду, создавало артиста.
ГЕННАДИЙ ШАГАЕВ, режиссер Он получал право сделать концертное отделение, что для некоторых было очень и очень существенно. Получал право на отделение, а потом право на кассету. Это очень сложно было, особенно на сольный концерт получить тогда разрешение.
В 1975 году режиссер Леонид Квинихидзе предложил Захарову сыграть и спеть одну из главных ролей в музыкальном фильме «Небесные ласточки». Это уже было широкое признание - партнерами Сергея стали признанные кинозвезды: Людмила Гурченко, Андрей Миронов и Александр Ширвиндт. Роль Сергея Захарова озвучил сам Олег Басилашвили.
ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Этот фильм вышел, все наблюдали Серёжу, это всё создавало вокруг него ореол звезды, ореол героя-любовника.
ТАНЯ БУЛАНОВА, певица Я его ещё помнила по «Небесным Ласточкам». Когда артиста эстрадного приглашают в кино, значит всё - артист уже состоялся и действительно настоящий артист - заслуженный, народный.

АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Он не актёр. И я не была уверена, что у него это получится и до сих пор, когда я смотрю, поёт очень хорошо, но как актёр он не очень. Ну, согласитесь?

Вот сколько встреч, городов, событий и впечатлений уместилось в жизнь знаменитого певца до его трагического ареста. Как ни странно, и тут певца выручил его непростой характер. Те, кто мог ему навредить, просто не осмеливались приблизиться к опальному певцу.

ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА, музыкант Он мгновенно сбросил с себя маску вот этого мистера Икс и героя-любовника, и выполнял то, что ему положено.
Захаров собрал в кулак всю свою волю - и не свернул с пути. Целый год заключения не сломил Сергея. В тюрьме он только возмужал и окреп. Выйдя на свободу, вернулся в мюзик-холл.

АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Он вышел из тюрьмы в такой форме замечательной – загорелый, как будто на курорте был. Смех. Видимо, ему разрешали где-нибудь там загорать. Накачанный, похудевший. Совершенно другой человек.
ЛЕВ РАХЛИН, режиссер Он вернулся в мюзик-холл, и возвращение было триумфальным абсолютно. Я помню сочинский зал «Фестивальный», это был взрыв каких-то невероятных эмоций. У него была песня, посвящённая своему взрослению.
А потом пришло время, когда все стали учиться зарабатывать деньги. Сергей отправился в свободное плавание. В 1985 году он стал солистом Союза концертных деятелей Ленинграда. Через год прошел первый сольный концерт Сергея Захарова.

ГЕННАДИЙ ШАГАЕВ, режиссер У нас в зале была кошка Анфиса. Она выходила на сцену только на Валерии Яковлевиче Леонтьеве, Борисе Тимофеевиче Штоколове и Сергее Георгиевиче Захарове. Она любила этих трёх исполнителей. Когда Сергей вышел на сцену и стал петь, в зале вдруг стали смеяться. Сзади за ним вышла на сцену эта кошка, и несла в зубах котёнка, чтоб приобщать к таланту.

АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Дома он говорил, что мы обслуга. То есть, актёр – ничто без публики. Ты работаешь только на людей. То есть, ты их обслуживаешь. Это грубо, может быть, сказано, но я другие не могу найти слова.
ЛЕВ РАХЛИН, режиссер Многое из того, что ему нравилось, стало не таким востребованным. С его взрослением, а, если говорить честнее, старением, старела и публика. И она уже представляла собой определённый сегмент «60 и выше.» Он стал, конечно, последние годы жизни немножко другим. Он стал весь печальный, ушёл в себя.
Повзрослевший Захаров нес по миру русскую романтическую музыку. Сергей пел даже лучше, чем в юности, пытаясь вдохнуть в любимый жанр новую жизнь. Он делал это наперекор изменившимся временам - вкладывая в пение весь свой талант, весь характер. И в конце концов ему удалось слегка потеснить шоу-бизнес.
ГЕННАДИЙ ШАГАЕВ, режиссер В Серёже чувствовали артиста, чувствовали личность. Он очень щепетильно, внимательно относился к тому, что он будет делать на сцене. У него был очень хороший репертуар. Он тембрально ложился на его голос. Он ложился на его фактуру.

ТАНЯ БУЛАНОВА, певица Голос просто невероятный, очень красивый голос, бархатный. И манера пения красивая, льётся голос такой.
АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Я не люблю романсы. Для меня они… слащавые. Когда-то у нас возник вопрос, что, может быть, всё-таки уйти в оперу. Он мне сказал: «Только ты понимаешь, что это - опять не будет денег.» Может быть, он был и прав. Может быть, у него был замечательный, красивый голос, но может быть, всё-таки на оперу не хватило бы сил, не знаю. Ну, он тогда отказался от этой идеи.
В своем домике Сергей собрал фонотеку лучших оперных вокалистов. В его коллекции скопилось около четырёхсот дисков джазовой и симфонической музыки. И хотя Захаров сам так и не стал петь в опере, он любил слушать, как звучат лучшие голоса мира.
СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, народный артист России, съемка 2007 года. Уже где-то в 6-7, может быть, 8 лет у меня почему-то абсолютная убеждённость в том, что я буду обязательно певцом. Может быть, я буду футболистом и певцом одновременно. Когда я понял, что мне уже яркой карьеры не сделать в футболе, по физическим особенностям, я полностью переключился на музыку.
АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Это спортзал моего мужа, в котором он каждое утро занимался зарядкой. У него там есть какая-то схема. Он очень любил велосипед.
СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, народный артист России. Прийти на утренний клёв - для меня это было просто наслаждение. Я вставал в 5, в пол 5. Кислое молоко, кусок белого хлеба, червяков покопал, удочку в руки, и вперёд.
АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Это любимое место моего мужа. Очень он любил баню. Он даже всегда душ принимал только здесь, потому что ему в доме было тесно. Каждое утро, холодный.
В последние годы жизни Сергей все больше работал в Москве. История знает немного певцов, в зрелом возрасте покоривших столицу. Сергей Захаров - из их числа.  Конечно, дело в таланте. Но умение сосредоточиться и победить любую ситуацию Захарову снова пригодились.
ГЕННАДИЙ ШАГАЕВ, режиссер Ему, очевидно, не хватало работы здесь. Он знал цену своему голосу. Он знал цену своему таланту. Но он никогда не делал то, что подряд щас делают многие артисты, чтобы попасть в тот или иной концерт: обзванивают всех, кого возможно.

ЛЕВ РАХЛИН, режиссер Москва – кормушка. Ничё другого тоже за этим не стоит. Почему все мои любимые артисты, которые были питерцами, все кроме меня переехали в Москву? В Москве – работа.
ТАНЯ БУЛАНОВА, певица В Москве сосредоточены все центры там, все записи, все телевизионные какие-то истории. Ну, всё, что артисту необходимо, чтобы продвигать своё творчество.
Вспыльчивый характер доставил Сергею немало неприятностей. Но он же помог артисту удержаться и задержаться на сцене. Захаров внезапно скончался в Москве 13 февраля 2019 года. Ему было 68 лет. Урна с его прахом покоится на Зеленогорском кладбище - рядом с домиком, в котором Народный артист России Сергей Захаров прожил много лет.

АЛЛА ЗАХАРОВА, вдова Счастье – это же мгновение. Вот оно появилось, потом оно куда-то исчезло. Потом будни, потом опять, вдруг, счастье, потом неприятности. Это всё вот это вот, вот этот клубок, он и хорош. Это у всех так бывает. Невозможно жить всё время в счастье. Это скучно, ну согласитесь…


Рецензии