Дипломная работа

В 1975 году я узнал, что руководителем моей дипломной работой на кафедре стал всегда моложавый Гюлиханданов Евгений Львович (Гюля). Дымя хорошей сигаретой, он  сообщил, что у меня впереди большая научно-исследовательская работа по разработке  стали для тяжелонагруженных шестерен коробки передач трактора Кировец и выполнять я ее буду в НИИ. Я, конечно, сразу же загордился и даже почувствовал себя почти ученым. Евгений Львович на протяжении учебы был куратором нашей группы, но, по-моему, пришел к нам всего раз. «Как дела на третьем курсе?». «Мы еще на втором»- потупились мы.

Так  я впервые появился в ЦНИИМатериалов перед светлые очи одного из  старейшин лаб.11 Перельмана Ефима Григорьевича, но довольно быстро понял, что его эта работа  мало интересует. Мной руководил в основном  старший инженер Слава Добрых, который, правда через некоторое время уволился и я заработал самостоятельно с большим удовольствием, но, конечно, по плану, разработанному старшими товарищами.

Для разработки новой стали был выбран метод математического планирования эксперимента. «Матрицу легирования»  предложил Митенев Олег Алексеевич. В институтской индукционной печи  выплавили 30 плавок металла  для последующего обсчета на ЭВМ. Я организовал ковку слитков, изготовление более тысячи образцов и их термообработку. А потом сам проводил все механические испытания, которые запланировал для нас Прус Андрей Андреевич.

Ложную цементацию (только части образцов) делали на Кировском заводе. Хорошо помню, как собрались все работники цеха, когда  доставали из шахтной печи мои раскаленные докрасна образцы, развешанные «гирляндами» на специальном приспособлении. И это зрелище стоило увидеть: как будто высокая и стройная красавица-ёлка постепенно поднималась снизу, влекомая мостовым краном. Жаль, не было фотоаппарата.

И вот многие сотни образцов  готовы к механическим испытаниям. Последовательно я переходил от одной испытательной машины к другой из одного зала в другой,  много часов провел, сидя в одиночестве в подвале. Планомерно переводя вполне симпатичные стальные образцы в тоже нужный стране металлолом.

Наконец, большая простыня с результатами всех испытаний готова. Передал ее  на ЭВМ Митеневу. Вскоре он появился в нашей комнате и разложил свои формулы и выкладки перед Перельманом. Я затаил дыхание, сейчас на моих глазах должна родиться новая марка стали, над которой и я много потрудился. Митенев  объявил  химический состав. Смотрю на Перельмана, пауза, он молчал. Потом по-стариковски ворчливо заметил: « Так я без Вашей математики вижу, что из 30 составов эта сталь наиболее предпочтительна….»

Химический состав новой стали утвержден, можно делать уже большую плавку, изготавливать и испытывать опытные партии шестерен на Кировском заводе. Но это уже план на 1976 год, в котором я также приму активное участие с 9 марта после успешной защиты диплома в ЛПИ.
Потом Перельман Ефим Григорьевич неожиданно выбьет мне прибавку к окладу в 15 рублей со словами: « Вот самостоятельный молодой специалист старается и меня от основной тематики не отвлекает». Какие приятные воспоминания!


Рецензии