Владимир Мигуля. Здравствуй и прощай!

Сценарий написан от лица вдовы музыканта Марины.

Мы с тобой прожили вместе десять лет. Всего десять. Целых десять. Ни до, ни после я не жила так наполненно, никого не любила так сильно. Ты промелькнул, как падающая звезда, наполнил мир своими мелодиями и оставил меня на земле одну , заставив затосковать навеки. Иногда я выгляжу особенно отрешенной - но в эти моменты я просто перебираю в памяти небогатые факты нашей с тобой истории.

ТУХМАНОВ Композитор артист, певец, Владимир Мигуля, запомнился мне как добрый красивый человек.
СКАЧКОВ Это один из самых, наверное, мелодичных композиторов в советском времени.
ОСИАШВИЛИ Этот композитор достоин того, чтобы его песни знали люди, которые даже уже и не застали его в живых.
МАЛИКОВ Это творческое наследие нашей страны, и это золотой фонд - другого не скажешь.
ОЧИРОВА Я мало назову таких композиторов современных, которые останутся. Володя вот в числе первых.
ЗАБОЛОТНЫЙ У него было очень много удачи, просто очень много, а это о чем говорит? Талант, это боженька подарил дар такой композиторский.
ПРЕСНЯКОВ Хочется, чтобы все знали, когда запоют где-то песню его, что сочинил он эти песни.
СОСЕДОВ Владимир Мигуля последний из могикан. Его песни о нас, о жизни, о быте, о каких-то добрых чувствах к близким людям. Многослойность его песен, конечно, восхищает.
МОЛЧАНОВА Доброта, солнце, свет - это то, что насыщало песни Владимира Мигули, это неотъемлемая часть его музыки.

На фестивале «Песня-74» никому не известная Валентина Толкунова исполнила песню «Поговори со мною, мама» До нее ее уже пела молдаванка Мария Кодряну, ты показывал будущий хит своей однокурснице по ленинградской Консерватории Ирине Понаровской. Но прославились вы именно с Валей. Это был твой первый шлягер. Звезды первой величины выстроились в очередь за твоими хитами.

БЕРЛИН Он появился в очень выгодное время для музыканта: с одной стороны еще были и работали те великие, которые подарили нам просто нашу золотую классику, а с другой стороны - уже стали работать его ровесники.

СОСЕДОВ Первый его хит, прекрасный совершенно, «Поговори со мною, мама» был исполнен Валентиной Толкуновой.

ПРЕСНЯКОВ Там уже слова оказались просто такие - доходящие до самого сердца, просто исцеляющие.

ЗАБОЛОТНЫЙ Появился какой-то человек, который обладает вот таким даром мелодии какой-то удивительной.

МАЛИКОВ Володя уже был известным исполнителем и композитором А потом родились несколько песен, и они вошли в наши телевизионные передачи, в радиоэфир, и вышли на пластинках.
Одной из первых заметила твой талант редактор Центрального телевидения Анна Ермишева. В 73-м году вы поженились, в 75-м родилась дочка. Ты стал москвичом. На одном из «Голубых Огоньков» публика опешила: ты запел сам! Твои голос и яркая внешность произвели нужное впечатление. У тебя появились фанатки. Отношения с женой стали портиться. Анна была довольно властной женщиной. Она хотела стоять у руля семьи, у ее мужа была только одна обязанность: зарабатывать деньги. Вы прожили вместе пять лет…
РУБАЛЬСКАЯ У Володи был такой голос, что оторваться нельзя, мне вообще очень нравился он внешне: эти светлые волосы, светлые глаза, манера говорить - как он говорил, что он говорил.

БЕРЛИН Я работала на «Маяке», и услышала голос, голос который до тех пор я не слышала нигде. Он был совершенно особенный. Я открыла, спросила звукорежиссера: «А кто это?» и он мне говорит: « Это Володя Мигуля, ты знаешь он меня замучил? - сказал звукорежиссер - Мы который дубль делаем, а ему все не нравится!» Мы познакомились, и с тех пор началась наша дружба

МАЛИКОВ Женя Мартынов и Володя Мигуля - вот как они перекликались и по своему таланту, и по своему мелодизму, по своему, может быть, творческому вдохновению, которое у них было, вот они очень очень были похожи.

После развода с первой женой ты с головой ушел в работу. Кроме успеха, песни приносили неплохой заработок. Ты женился снова. Но со второй женой вы прожили совсем недолго. Она исчезла так же незаметно, как и появилась, не оставив следа. После расставания ты опять окунулся в музыку. К концу 70-х ты уже был признанной эстрадной звездой. В 1977 году вместе с певицей из Казахстана Розой Рымбаевой вас отправили на престижный песенный телефестиваль в польский город Сопот. Исполнив твою песню «Аве Мария» дуэтом, вы с Розой стали лучшими. Вернувшись домой, носа ты не задрал. А продолжал неистово работать и открывать миру новых авторов.

Володя Мигуля стал пациентом моего мужа Давида. По приказу Давида я написала стихотворение - как мне представлялось, похожее на песню - и он показал Володе Мигуле. Мы были приглашены на его творческий вечер, и вдруг он сказал, что прозвучит премьера песни: музыка моя, а автор вот новый - Лариса Рубальская. С Володей было легко, он меня не поправлял, он мне просто показывал готовые песни, и заколдовывал меня на время прослушивания.

ОСИАШВИЛИ Я пошел в союз композиторов, взял там справочник, выписал адреса и телефоны тех композиторов, чьи песни мне нравились - в том числе это был и Владимир Георгиевич Мигуля - и разослал разным композиторам свои стихи, и вот тут только один композитор известный, который отозвался на мой звонок: «Да, говорит, я почитал ваши стихи, интересно, приезжайте - познакомимся».

В 1986 году я работала на эстонском телевидении и на знаменитой концертной площадке «Линнахалле». Мы дружили с Урмасом Оттом и часто «подкидывали» друг другу героев. Он спросил «Ты не хочешь пригласить на гастроли Мигулю?» Я слушала кассету с твоими песнями и удивлялась: «Это что, все Мигуля написал?»

16 февраля я встречала тебя на перроне. Февральский мороз не помешал тебе начать с комплимента: «Я представлял себе пожилую женщину с буклями, а Вы - такая молоденькая и красивая». Мы сблизились. Ты всегда мечтал о такой жене, как я - «немного западной, немного восточной». Сам говорил. Ты пережил два развода, мои отношения с мужем тоже оставляли желать лучшего. Вернувшись в Москву, ты постоянно присылал мне подарки и каждый день звонил по телефону. У тебя был спортивный характер, ты привык добиваться своего. Хотя я была еще замужем, у меня росла дочь. Как-то я призналась: «Володя, я люблю своего мужа, хоть он меня и обижает». Ты ответил: «Все пройдет». И тогда я зажмурилась и прыгнула…

ОЧИРОВА Мы встретились в доме литераторов на одном из мероприятий и запала вот эта гармония отношений молодой женщины, элегантного мужчины

Мы так долго ехали по Москве, что я спросила: «Ты что, за городом живешь?» Квартира располагалась на окраине. Войдя в дом, ты стал извиняться за холостяцкую обстановку. Я ответила: «Ничего, исправим.» Мы поженились через полгода. Я упорядочила твой быт, научила планировать время. Этот брак стал для нас третьим…

БЕРЛИН Когда эти два человека встретились и поняли, что они должны быть друг с другом - все остальное им уже было все равно, поэтому они пережили то страшное, что навалилось на Володю, который не хотел никому подчиняться.
Я постоянно убеждалась, что поступила правильно. Ты - мой человек. Добрый, творческий, и при этом - настоящий мужчина. Однажды мы заняли очередь в кассы Аэрофлота, и тут у впереди стоявшей женщины украли все деньги. Платить за дорогой билет ей было нечем, она расплакалась, и билет для нее купил ты. Друзья вспоминали твою щедрость. Ты мог отвалить крупную сумму музыканту в подземном переходе – за то, что он хорошо играет. Сердце твое было огромным, но ты был довольно закрытым человеком. Это все закладывалось в детстве..
БЕРЛИН Это была мама, папа был летчик,  но они расстались. Это было все трудно, все сам, музыкальное училище сам, потом медицинский институт сам, потом работа доктором, это челюстно-лицевая хирургия, потом он перешел на скорую, и на протяжении всего этого пути человек жил музыкой.  Он он зарабатывал деньги - это очень важно для человека, который ответственен перед мамой - он должен ее кормить и ее содержать, и всё-таки он решился и он едет в Ленинград.
Твой отец был военным, и семья часто переезжала. 18 августа 1945 года в Волгограде увидел солнечные лучи мальчик. Ты. Когда ты подрос, отец привез из командировки пианино. Ты оказался так одарен, что строгий военком не стал забирать тебя в армию: «Отправляйся учиться в Консерваторию!» Но строгая мать считала: «Какая музыка? Мой Володя должен получить серьезную профессию!» К тому времени твои родители успели развестись. Не желая расстраивать маму, ты пошел по ее стопам. Стал медиком, и в то же время получил диплом музыкального училища.
МОЛЧАНОВА Он же ведь по второй специальности доктор врач, и вот эта чистоплотность в отношении к людям, во взаимоотношениях с окружающими, она и в этой его профессии тоже имела место.
В 1969 году ты переехал в Ленинград и поступил в Консерваторию. Сбылась твоя мечта: учиться на композитора в классе профессора Слонимского. Однако, когда мэтр предлагал тебе брать побольше аккордов, чтобы гармонии не повторялись, ты отказывался: «Сергей Михалыч, тогда мою музыку никто не купит!» Наверное, по-своему ты был прав: сложная музыка понятна далеко не всем!
ЗАБОЛОТНЫЙ Популярность определяется у кассы, подхватывают все или нет.

  ПРЕСНЯКОВ Учась в консерватории, надо сдавать разные формы произведений - начиная от какой-нибудь сонаты до симфонического произведения.

СОСЕДОВ Ленинградская консерватория да по классу Сергея Слонимского - это дает базу. От природы он был очень музыкален, конечно, основа - это природный дар, но и воспитание музыкальное и обычное человеческое воспитание личности, воспитание души.

Юноше, учившемуся в чужом холодном городе, очень были нужны деньги – и тебя содержал отец. Ты посещал все возможные концерты, на сэкономленные от обедов деньги летал в Грузию, чтобы послушать полифоническое пение, да и сам брал уроки вокала. А еще, став солистом «Ленконцерта», ты снимался на ленинградском телевидении. Но тебя уже влекла столица. А может, ты откуда-то знал, что в Питере ни за что не встретишь меня…

Когда я переехала к тебе в Москву, меня пригласили на ЦТ - вести программу «Время». До этого я уже освещала новости культуры Эстонии. Предложение было таким лестным! Но ты сказал, что быть женой, мамой, а впридачу еще и диктором - невозможно. И тогда мы решили родить дочку. Ты быстро нашел путь к сердцу моей старшей дочери Кетуши и предложил ей называть себя папой.

БЕРЛИН Она была уникальной женой, жить с музыкантом, жить вообще с творческим человеком - это надо или очень его любить или делать над собой усилие. Марина не та женщина, которая будет делать над собой усилие. Она так хороша сама, она просто красавица и когда они познакомились, она была очень известным человеком в Таллине.

 ОСИАШВИЛИ Володя не первый раз был в браке, но с Мариной у них был, по-моему, вот это был его счастливый период жизни, когда он стал мужем Марины Мигули и у них и дочка появилась общая, и они растили -  воспитывали Маринину дочку, это очень хорошая семья.

ЛИАНА Папа был очень светлым, очень теплым, очень любящим человеком. Он очень любил семью, для него семья была самым главным в жизни. Это ощущалось, хотя я была маленьким ребенком, но его любовь до сих пор живет в моем сердце, в моей памяти. Именно его отношение, любовь к нашей семье, любовь к маме, любовь к детям, любовь к Кетуше, ко мне, это то, что запомнилось мне больше всего.

Дочку назвали Лианой. После свадьбы я предложила тебе поселиться в Таллине, но ты ответил: «Я должен быть ближе к богу!» Без большой эстрады ты уже не мог. Шоу-бизнес еще не родился. Бал правила цензура. Две твои песни вошли в финал «Песни года», но это было против всех правил. Тогда твои друзья Андрей Дементьев и Иосиф Кобзон пошли к высокому начальству и отвоевали обе песни. «Я люблю этот мир» и «А мне не надо от тебя».

МАЛИКОВ «Песня 77» - это песня «Я люблю этот мир», музыка Владимира Мигули, стихи Леонида Дербенева - вы знаете, за эту песню мы боролись. «Если б небо было зеркалом» - это была песня, по-моему, солист Саша Нефедов по-моему ее исполнял наш, вот и песня такого тоже недокрученного шлягера.

БЕРЛИН У него есть песня «Человек породы Сен-Бернар». Это стихи Вознесенского. Я просто в этом уверена - он и был человеком породы Сен-Бернар: мужественный, это был человек, который не умел стоять на задних лапах ни при каких ситуации - он был смелый и наряду со всем перечисленным это был необычайно добрый человек.

ОСИАШВИЛИ Много уже было песен о скрипках, о Паганини, и я написал вот стихи, которые показал Владимиру, он сделал музыку, и сам замечательно исполнил, он же вообще был прекрасный исполнитель своих песен, но «Скрипка Паганини», мне кажется, у него очень получилась хорошо.

ТУХМАНОВ Мы были хорошо знакомы, но виделись редко, и очень короткий период, мы с ним встретились в Германии, в начале девяностых годов, и у меня он в памяти он оставался таким вот прекрасным милым и добрым человеком.

После ухода Высоцкого Андрей Дементьев написал стихи «Ещё одной звезды не стало», ты придумал музыку, а Иосиф Кобзон взял новую песню в свой репертуар. Но Высоцкий был запрещен. И тогда ты предложил показать эту песню по телевизору.  В Советском эфире действовал закон: все тексты должны пройти цензуру. Поэт опубликовал стихи в Твери. Но к эфиру песню должна была утвердить Стелла Жданова – зампред Гостелерадио СССР. В тот момент, когда Жданова принимала программу, ей вдруг позвонило начальство. Она отвлеклась, и песня уцелела. Потом позвонила мама Высоцкого и сказала: «Спасибо вам, Андрей с Володей!»

ОСИАШВИЛИ У нас получилась песня «Дни летят», которую исполнила тогда еще молодая София Ротару. Песня стала очень популярной, я был ужасно счастлив.
 
Толпы фанаток ломились на твои выступления. У дам ты всегда пользовался успехом. На меня часто оглядывались встречные мужчины. Но между нами никогда не было ревности. Мы были уверены: счастливая жизнь для нас только начинается! А ты уже занял место в первом эшелоне эстрады…

СОСЕДОВ Он, конечно, представитель высокой советской эстрады нашей и продолжатель самых лучших традиций Дунаевского Исаака Иосифовича, Блантера, Фрадкина, Соловьева-Седова, Богословского Пахмутовой, конечно, Тухманова, Зацепина… Прослеживается связь песен Мигули с песнями советских композиторов: безусловно с той же Пахмутовой или с Богословским, с Колмановским, с Фрадкиным - этот мелодизм, да эта легкость мелодического пера, да легкость интонации и вместе с тем - это очень европейская музыка, это европейская такая эстрада дорогая.

ПРЕСНЯКОВ Он самый настоящий романтик, потому что все его мелодии - они были пронизаны романтичностью. Он мог бы написать потрясающую музыку к фильму по мотивам Грина, к примеру «Ассоль»
Конец восьмидесятых стал нашим лучшим временем. Мы постоянно были вместе - чего еще желать? А будущие шлягеры - «Каскадеры» и «Трава у дома» - ты предложил ленинградской рок-группе «Земляне». И не прогадал. Ты уже пел их сам, но захотел проверить, как они будут звучать в рок-обработке. Новые аранжировки сделали тебя остросовременным. Критики на всех углах кричали: «У Мигули начался период мужественной романтики!»
ОСИАШВИЛИ У него тогда вышла песня «Трава у дома» и вся страна эту песню пела, и, естественно, он был на подъеме и все хотели с ним сотрудничать.
СКАЧКОВ Знакомство с Мигулей произошло во время Олимпиады. Была такая песня «Каратэ» -  вот это был первый эксперимент рок группы и композитор, который непосредственно в союзе композиторов состоял. Вторая песня - это была песня «Каскадеры» - мы ей сделали такую достаточно жесткую аранжировочку. Песня тоже удалась, и стала, наверно, первым таким хитом земляновским, вот, до этого были ещё песни, конечно, но вот «Каскадеры» и потом уже «Трава у дома», которая закрыла все предыдущее, это самые мегапопулярные произведения Володи. Эту песня мы записали в восемьдесят третьем году и буквально после первого же эфира «Песни года» она стала мегапопулярной. Лет десять назад мы как раз отмечали ее юбилей, «Травы у дома», и космонавты нам вручили бумагу, где было написано, что она официально является гимном для российских космонавтов.

ПРЕСНЯКОВ О космосе невозможно говорить без песни Володи Мигули «Земля в иллюминаторе», которая стала гимном наших космонавтов и с ней уже сроднились все люди - даже новое поколение, даже дети эту песню знают.

ЗАБОЛОТНЫЙ Из каждого утюга зазвучали «Земляне», и я понял что у нас есть настоящий мощный мелодист. Они так попали друг на друга, это редкая удача, вы ж знаете: чтобы песня стала хитом, она должна иметь композитора, в этой песне должны быть слова, которые трогают людей, потом стиль исполнителя, подача звука.

СОСЕДОВ Хит «Трава у дома» - это же тоже о родине, это трава у дома, это наша трава, которая вот здесь, трава у дома, зеленая зеленая трава - это о мире, о родине, о земле, о космосе, да о чем хотите.
Посмотрите, какие они разные, да? «Поговори со мною, мама» и «Трава у дома», да? Даже невозможно себе представить, что «Маму» и «Траву у дома» написал один композитор.

МАЛИКОВ Появился ансамбль «Земляне», и вот они ярко исполнили песню «Каскадеры» - мне очень она нравилась, но это был немножко не наш стиль, и она вот действительно была одним из ярчайших хитов уже восьмидесятых годов, так что я жалею, что мы эту песню не пели.

ЛИАНА «Трава у дома» - это такая замечательная песня, которую любили не только в России, но и в Японии. И еще в некоторых странах. Папина песня «Трава у дома» побила все рекорды популярности. На ней выросли несколько поколений людей, и я в том числе.
МОЛЧАНОВА Гимн космонавтов и песня «Каскадеры», и «Трава у дома» - это были песни такие, ну что-ли яркие, праздничные, прекрасные, кроме этого, у него были такие тихие спокойные, но не менее замечательные песни, такие как «Доброта», «Не остуди свое сердце, сынок» - уже названия и текст, в котором он обращался, говорят сами за себя: спешите делать добрые дела! «Солнечные часы», в которых, кстати, есть такие строчки «Солнце, дарите людям как весенние цветы и увидите  как вам вернется свет его доброты!»
Когда вокруг тебя толпились главные эстрадные звезды страны и героические космонавты, ты держался особенно незаметно и временами старался уйти в тень. «Ишь, какой скромный!» - подумала я и постепенно стала обновлять твой гардероб. На мой взгляд, прежде ты одевался чересчур академично. Отныне стал модным…

БЕРЛИН Этот Мигуля поражал всех своей одеждой, впервые появились эти роскошные яркие пиджаки и Володя позволял себе свободу. Он уже стал известным после «Поговори со мною мама», когда просто запела вся страна - и у нас мешки писем приходили, он не был звездным, он все равно оставался каким-то своим.

МОЛЧАНОВА Володя где-то, ну, может, в середине своей творческой деятельности купил себе красивую иностранную машину - это был голубой «Бьюик», невероятно красивый, потому что мы в то время не видели таких машин, и вот он иногда за мной заезжал и сидел в этой машине - такие русые волосы до плеч - такие никто никогда не носил, голубоглазый, светлая улыбка, в общем, такой вот образ современного принца - так у меня в памяти остался.

Парадокс: мелодии рождались у тебя с легкостью, но в то же время сама музыка давалась тебе очень непросто. Однажды я измерила твой вес - после дня продуктивной работы ты потерял два килограмма.

ЛИАНА Папа был популярным на всю страну. Естественно я не понимала до конца, что происходит. Я только ощущала, что происходить что-то очень важное все время в доме. И важное все время происходит что-то, когда мы куда-то выходим. Много внимания от людей. Мама просила тишины, когда папа работал.
ЗАБОЛОТНЫЙ У Володи звезды сошлись прежде всего, потому что труд - это такая необходимая прилагающая к таланту. Если этого нет, если в тебе это не заложили, если боженька не подарил этого, ты можешь долго трудиться, и все равно ничего не получится.
ЛИАНА Он был очень сосредоточен на своем деле. Он очень любил музыку. Очень хотел, чтобы я занималась музыкой. И за многие годы я делала все, чтобы заниматься музыкой. Я до сих пор ее очень люблю, до сих пор что-то делаю - как хобби в данный момент, но со временем мои приоритеты изменились в более серьезную сторону, в более важную для меня сторону. Но дома папа был таким, какой он был везде: творческим, честным, открытым, добрым. Иногда с трудным творческим характером.
В девяностые жизнь осложнилась. За десять лет до «Фабрики звезд» ты решил помогать молодым. При фонде Милосердия и здоровья создали Агентство «Мегаполис». Ты получил в аренду помещение, и все деньги уходили на его ремонт. Нужно было учиться зарабатывать…

ПРЕСНЯКОВ Наступили вот эти новые времена, так называемая перестройка. У него целый центр появился творческий - там можно было записать - раньше же песню записать - это громадная сложность, студии не было, а вот он как-то вот сделал это.

СОСЕДОВ Это большая трагедия, мне нужно было встраиваться в эту систему, понимаете, и Володе пришлось тоже встраиваться в эту систему Мигуле, потому что уже, извините, другие совершенно законы существования да артиста: уже рэкет, уже крыши, уже бандиты - его бандиты оказывается все время крышевали и требовали там какие-то деньги и откаты там, я не знаю что за за крышевание за это - да ужас один, интеллигентнейший человек да тишайший попадает вот в логово волков, волков, а Мигуля хорошо зарабатывал потому, что у него были концерты, и вдруг какие-то рэкетиры, и что-то там были какие-то серьезные истории - ему даже угрожали!

Казавшаяся незыблемой советская эстрада оказалась никому не нужной. Бывшие звезды поуезжали за границу, а оставшиеся дома придумывали себе новое занятие, чтобы выживать. Я, признаться, тоже задумывалась об отъезде, но ты отказывался наотрез. Ты не собирался становиться «вчерашним кумиром» в своей стране.

ПРЕСНЯКОВ Он любил заниматься своим делом, а его дело было - музыка. Он - прожженный композитор, самый настоящий музыкант и певец - этим он дышал. А тут нужно было проявлять деловые качества.

ЗАБОЛОТНЫЙ Очень много людей растерялось, очень много людей к этому моменту не достигли своего пика такого творческого, и к сожалению судьбы многих такие не очень, скорее даже печальные.
7 апреля 1994 года. Этот день стал для нашей семьи по-настоящему черным. Мы с тобой собирались ехать по делам, когда меня отвлекла подруга: «Рядом открыли новый продуктовый!» Ты отпустил меня, а сам вместе с шофером и нашим другом Эдиком сел в машину. И тут наш белый «Мерседес» взорвался - так бандиты хотели запугать тебя, чтобы отобрать офис. Эдуард погиб моментально. Ты получил сотрясение мозга и ушибы. Стресс запустил механизм врожденной болезни, которая дремала в твоем организме. Спустя месяц у тебя появились проблемы с речью. Голова оставалась светлой, а движения и речь - нарушились.
БЕРЛИН Этот кошмарный взрыв машины - это было в нескольких метрах от улицы Качалова - мы услышали этот жуткий взрыв.

ПРЕСНЯКОВ Случилось какое-то покушение, и через короткое время его не стало.

Летом 1994 года ты уже был тяжело болен. Недавно ты бегал по утрам, купался в проруби. Как всякий из нас, не любил лечиться. Только друг семьи и сестра Иосифа Кобзона Гелена Кандель уговорила тебя посетить докторов. Диагноз оказался смертельным. Гелена Михайловна попросила врача ничего не рассказывать тебе, и объяснить мне, что это за болезнь - БАС. У меня сердце оборвалось. «Сколько он проживет?» «Недолго!» Я долго блуждала, не зная, как выйти из больницы наружу.

ПРЕСНЯКОВ Я показывал Володе свои песни - он их одобрял и даже иногда давал какой-нибудь хороший совет, и это вдруг все оборвалось совершенно неожиданно, совершенно несправедливо.

РУБАЛЬСКАЯ С тех пор я его больше не видела, он уже был в таком состоянии, что ему было не до общения, конечно, я о нем спрашивала и у Марины, и у всех - я знала, как он жив, но общение уже было невозможно.

ЛИАНА  Я благодарна маме за то, что она показала мне, что такое семья, в которой люди любят друг друга, уважают и стоят друг за друга.
ОЧИРОВА Я видела, как этот человек и эта семья борется за жизнь. Это было очень трудно для Марины, потому что нужны были какие-то материальные средства, и очень трудное время для Володи, потому что по своей основной профессии он был еще и врач, он понимал, что с ним происходит.

СОСЕДОВ Марина и Володя очень хорошая пара были и безусловно один другого подпитывал, Марина - человек воли такой силы душевной, физической, это опора и, конечно, благодаря Марине многое Володя успел сделать. Тяжелейшая болезнь. Конечно, уйти с такой жуткой болезнью…

А потом ты обо всем догадался и как медик следил за угасанием своего тела. Правая сторона отмирала быстрее. Левая еще жила. Лечение было очень дорогим. Мы рисковали оказаться на улице. Но что это значило в сравнении с надеждой?

ОЧИРОВА Марине было очень трудно, но вот этот период - переезда из одного места в другую квартиру, чтобы сдать, чтобы получить деньги, чтобы довести его до ванной, чтобы то, что в быту называется выхаживание и ухаживание за больным человеком с очень сложным характером, и вот это терпение - ее я на тот момент я восхищалась как женой, и жена должна в такие периоды быть вместе со своим мужем, она с ним и была.

БЕРЛИН То что Марина пережила за время его болезни, может понять только та женщина, у которой это горе было. Это было невозможно просто даже смотреть. Человек, у которого также работал мозг, как и работал при жизни, но только ничего не действовало. Он уже лежал. Марина что-то придумывала, она придумывала для него такие устройства, когда еще рука, чтобы он мог писать, ну, вот он, кстати, написал за время вот этой болезни, по-моему, больше семнадцати песен.

ОЧИРОВА Наглядно видеть, как этот дух мощный борется со своей немощной плотью - это был очень большой урок. Он еще пытался что-то сделать, предложить какие-то проекты, потому что мозг его никогда не отключался. Он сказал, что «Ты мне помогла жить», я это всегда помню, я, может быть, это в первый раз говорю так на камеру, но эти слова были для меня были очень дороги.

Я боролась. Тебе вводили в спинной мозг недавно открытые стволовые клетки. Операция в Германии, премудрости знахарей - ничто не помогало. Ты оказался прикован к постели. Ты еще мог работать, но твою речь могла разобрать только я…

СКАЧКОВ В тот момент шла чеченская война и Володя написал песню, вот, после этого мне позвонила Марина, потому что он уже плохо говорил. Единственное, что у него работала одна рука, вот которой, собственно говоря, когда приехал он, мне написал там гармонии какие-то, пожелания - ну это, конечно, ужасная болезнь - не дай Бог кому, но держался он молодцом и «Когда закончится война», вот Марина проводила концерт, и мы эту песню записали и там исполнили, а он слушал и смотрел непосредственно дома весь этот концерт.

17 января 1996 года в ГЦКЗ «Россия» прошел твой первый и последний авторский концерт. Как бы мы радовались, окажись ты в зале! Но это было невозможно. Ты лежал в постели и, прижав к щеке радиоприемник, слушал трансляцию. Дни твои были сочтены, но ты до конца сохранял присутствие духа. Любимый, как же я тобой гордилась! Горжусь до сих пор!

БЕРЛИН Концерт нам удалось сделать в зале «Россия», посвященный его дню рождения, ему должно было исполниться 50 лет, он уже не мог быть на этом концерте, он слушал его дома по радио. Зал был полный, и Володя это услышал. 

ЛИАНА Впервые я вышла на сцену, когда мне было 9 лет. Иосиф Давыдович Кобзон меня вывел. И это было очень интересно, я чувствовала себя совершенно уверенно, как будто я там родилась. Да, это прекрасное воспоминание. Я исполнила песню «Поговори со мною, мама!»
ОЧИРОВА А «Россия» - это была песня, которую как бы я заказала, потому что я понимала, что он уйдет, и я хотела чтобы мы с ним записали песню о родине и о войне, потому что тогда была Чечня, я там была очень много.
Вскоре после этого концерта тебя не стало. Ты ушел во сне, не побеспокоив своих домашних даже звонком, что стоял возле твоей постели. Ровно через десять лет после нашего знакомства, день в день, 16 февраля 1996 года я осталась одна…

ОЧИРОВА Я написала песню «Марина», которую  исполнил Серов, я вложила туда те темы, которые мы с ним говорили, когда речь шла о Марине. Она очень талантливая, и может быть, пожертвовавшая своим талантом - при таком блестящем муже она могла блистать на сцене, у нее прекрасный голос, она прекрасный диктор, она очень хороший организатор, она прекрасно рисует, у нее хороший вкус. @ Она выполнила свой долг и она имеет право быть счастливой, и она должна быть счастливой, и, может быть, Володя ее так любил, что не хотел выпускать ее на сцену, потому что, чтобы она была принадлежала только ему, потому что он ее любил. @ Я всегда интересуюсь и девочками, и Мариной, я хочу, чтобы они были счастливы, потому что Володя так хотел.

Старшая дочь Кетуша - серьезный экономист, ее сын Никита - уже совсем взрослый парень. Он не знал деда, но фамилию Мигуля носит с гордостью. А Лиана отправилась покорять Америку. Окончила отделение актерского мастерства престижной Нью-Йоркской киноакадемии и недавно стала мамой.

МОЛЧАНОВА Двадцать пять лет уже прошло, а песни его звучат, его песни поют, его песни помнят, и его какой-то светлый, добрый образ принца на голубом бьюике, он у меня останется навсегда.

ТУХМАНОВ Его замечательные песни, искренние и естественные, душевные, они остались надолго, и думаю еще много много времени пройдет, и они будут звучать всегда, мы вспоминаем такие замечательные мелодии, как «Трава у дома», «Поговори со мною, мама», прекрасная патриотическая песня «Ты же выжил, солдат» с такими словами. И еще многие другие прекрасные мелодии, которые еще долго-долго будут радовать людей везде.

СОСЕДОВ Советская эстрада - это, кстати же, уникальное явление в мировой культуре, в мировой музыке, оно же не имеет абсолютно аналогов, понимаете? Советская эстрада - это такое же уникальное явление, как нью орлеанский джаз, как венская оперетта, как французский шансон, как латиноамериканская музыка танго и так далее - нет аналогов этим песням всех тех авторов, о которых мы говорили, к которым относится, конечно, Володя - время советской эстрады закончилось.

ПРЕСНЯКОВ Владимир Мигуля - это один из, может быть, десяти советских российских композиторов, которые внесли свой вклад в нашу популярную музыку, в песенную музыку вот, ну вклад большой - песни звучали и будут звучать, уже так случилось, что эти песни с нами вот и никуда не исчезнут.

Тебя нет со мной уже четверть века. Я очень скучаю. Наша с тобой история напоминает название фильма - «Здравствуй и прощай!» Те десять лет, проведенные с тобой, целиком перевернули мою жизнь. Ты сделал меня другим человеком. Ты подарил мне дочку. В час испытаний ты оказался очень мужественным. Я до сих пор благодарна тебе и горжусь тем, что была твоей женой. Твоя музыка и наша любовь будут жить всегда.


Рецензии