Заводы Демидова

 В 1826 году Николаю Никитичу Демидову принадлежали обширныя поместья с крестьянами в Касимовском уезде в селе Ерахтур с соседними деревнями. Сам помещик в имении не жил, управление производилось чрез центральную - Московскую его контору, сосредотачиваясь на месте в лице управляющаго Обедова...
 ...При объявлении набора рекрутА не выставлялись; взамен их представлялись зачётныя рекрутския квитанции по другим имениям г. Демидова, и уже когда недоставало до полного числа рЕкрут, управляющий ставил из своего селения тех людей, "кои приняли худую жизнь и поведение".
 Жаловались на то, что управляющий за недоимку отбирает скот; оказалось, что действительно у некоторых недоимщиков были взяты в уплату недоимок коровы, кои употреблены в пищу крестьянских учеников в заведённой в селе господской школы.
 Жаловались на отправление крестьян на заработки, отдавая полученные деньги в уплату недоимок.
 Большое неудовольствие составила отправка крестьян на заводския работы, что делалось по распоряжению Московской и Нижне-Тагильской конторы г. Демидова. 
 Ежегодно известное число крестьян было отправляемо на Пермские заводы; срок работы был годовой; по истечении срока крестьяне были возвращаемы обратно. За работу полагалась плата по 270 руб. на человека в год, при том часть денег шла на уплату оброка, часть на рекрутский денежный сбор. Доставка на место и обратно, содержание в пути, т. е. одежда, харчи производилась на средства помещика; от него же выдавалось на месте в содержание, кроме жалованья, по два пуда ржаной муки на человека в месяц...

 ...В начале текущаго столетия слух о том, что крестьяне будут свободными, были особенно упорны и вообще распространены, и ходили среди крестьян г. Демидова. Все были уверены, что время свободы от господской работы недалеко, все желали быть не господскими, а государевыми, все ждали по этому предмету государева указа.
 Весной 1826 года приехал в село Ерахтур для межевЫх работ землемер; управляющий приказал собрать народ и показать ему мЕжи. Народ собрался, порешил заранее отказать управляющему в повиновении. Постояли, погалдели и наконец вышел вперёд крестьянин Никон Ефимов и стал держать миру речь. Он говорил, что теперь не о межевании надо судить, а должно употребить все свои силы к тому, дабы господин их не отправлял на год на заводскую работу на золотые промыслы в Сибирь. Говорил он бойко, увлекательно до того, что сам пришёл в возбуждённое состояние и, бросив свою шапку о землю, заключил, обращаясь к управляющему так:
 " Не станем слушать ни тебя, ни господина, пойдём к государю, а на заводы и на золотые промыслы не пойдём!"
 Эта речь произвела в среде крестьян чрезвычайно сильное волнение, все единогласно отказались от повиновения господину. Все кричали:
 " Мы на заводы не пойдём!"
 Более других на сходке отличились крестьяне Никон Ефимов и Григорий Кумовитов; они более всех "хрипли" (смущали народ).
 Известие о событии в селе Ерахтур быстро распространилось по другим деревням г. Демидова, пошли сходки, стали составлять прошение государю взять их себе.
 Наконец, давно ожидаемый государев указ явился: то был манифест 12 мая 1826 года. Речь шла не о свободе крестьян, а о том, что они должны оставаться в прежнем повиновении помещикам своим...
 И вот когда в село Ерахтур приехал исправник, для объявления этого манифеста и пригласил священника в церковь, крестьяне туда не пошли, и выслушать манифест отказались. Исправник думал объявить его на площади перед церковью, но и здесь народ не стал слушать и все отошли прочь. Крестьяне объясняли, что они в своей повседневной рабочей одежде в церковь не пойдут, а для принятия присяги Демидову надо одеть обрядовую одежду - чистую косоворотку. Впрочем на старшин, старост и бурмистров повлияли, и на другой день те выслушали манифест в церкви и дали подписку исправнику....
 ...( Примечание В.Г.:  Крестьяне же отказались снова давать присягу помещику, разбежались по домам. Потом стали составлять прошения, на которые истратили много денег. И вот чем всё кончилось.)...
 ... 41 человека привлекли к суду. Все подсудимые судом признаны виновными и приговорены к наказанию по мере вины, начиная от тюремнаго заключения, батожья, до наказания кнутом, постановки штемпельных знаков (на лице) и ссылки в безсрочную каторжную работу.
 После сего дело поступило в ревизию в Рязанскую уголовную палату, которая благодаря вышедшему 22 августа манифесту, смягчила наказание для 18 подсудимых, вернув их домой.
 В отношении остальных подсудимых приговор уезднаго суда был утверждён в исполнение. 

 
 Материалы собраны начальником Архивной комиссии Рязани Александром Дмитриевичем Повалишиным долгое время были запрещены цензурой.
 Опубликованы в 1903 году на 450 страницах стараниями князя Николая Сергеевича Волконского.
 Переизданы в 1995 году при поддержке Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона.
 Прошу модераторов не удалять мою статью, материалы и так долго были под запретом.

Иллюстрация к произведению: Портрет Николая Никитича Демидова.


Рецензии
Кнут, виселицы и отрубание голов - судьба всех народов.
Когда народа два мужика - они дерутся, кто у кого будет всё отнимать.
Когда народа два мужика и баба - они дерутся, кто у кого будет всё отнимать, включая бабу.
Если третий повесит одного из них - они больше не дерутся.
Всё заберёт третий.
Когда народа - десять мужиков - они дерутся, кто будет отнимать всё у всех - включая баб.
Когда народа - сто мужиков - они дерутся, какая компания будет отбирать всё у всех - включая баб.
Если в компании два мужика - они дерутся, кому больше достанется баб.
Если в компании три мужика - одни из них кого-то повесит, и будет князем.
До очередной драки.
Когда народа тысяча мужиков, а в компании - сто - князья дерутся, кто будет отнимать всё у князей - и станет царём.
Он вешает чаще - пропорционально увеличению народа и князей - чтоб не дрались, а работали.
Если в обществе больше одной бабы - они дерутся, какая самому сильному мужику.
Дерутся - пока какую-нибудь не повесят.
Потом не дерутся, пока помнят.
Если - есть чем помнить.
Или - если не с кем драться.

А если у кого-то (обоих полов) маловато чисто физических сил для мордобоя, грабежа и мочилова - в ход у них идёт уже колдовство... тьфу - религии и психотерапия, а также - яд, ножичек и топорик.

Каждый выбирает себе пару, образ жизни (и форму финала жизни) - в соответствии с эволюционным уровнем развития своего собственного рода - относительно всеобщего предка-скотины.

Иван Иванович Иванов 2   27.12.2022 00:47     Заявить о нарушении
В данном случае все мужики действовали заодно.

Валентина Газова   26.12.2022 11:08   Заявить о нарушении
Так я и говорю - когда мужиков больше тысячи - вешают уже не мужики, а мужиков.
Мужик - тот, кто не князь .... или - уже не князь - даже если он считал себя князем ещё вчера ....

Вешаемые - между собой всегда единомышленники.

Иван Иванович Иванов 2   27.12.2022 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.