П. И. Чайковский. Ода России-Руси, русскому народу

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ. ОДА РОССИИ-РУСИ, РУССКОМУ НАРОДУ, РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Петр Ильич Чайковский - величайший русский композитор, музыкальный гений божьей милостью.
Хотелось бы здесь напомнить проникновенные слова композитора о Родине, о русском народе, русском человеке, о своей влюбленности в матушку-Русь:

«— Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в особенности. Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки…
До страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, я русский в полнейшем смысле этого слова. Страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Лермонтов прямо говорит, что «темной старины заветные преданья» не шевелят души его. А я даже и это люблю.

– Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, — он любит потому, что такова его натура, потому что он не может не любить.

Меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголку Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязи то, что для меня несказанно дорого и свято».
— Из переписки П. И. Чайковского

* * *
Патриотизм П.И.Чайковского безыскусный, непоказной, от чистого сердца. Всем своим творчеством он продемонстрировал свое право любить Родину.
Его патриотические слова напрочь опровергают часто цитируемые пренебрежительные слова о патриотизме как чём-то недостойном для порядочного человека.

Его первое же крупное произведение — симфония "Зимние грёзы" — в полной мере свидетельствует о настоящем, нутряном патриотизме великого композитора. Я объяснился в любви к этой симфонии.
Вот это объяснение:

ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ЗИМНИЕ ГРЁЗЫ». ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Еще в юности я полюбил Первую симфонию Чайковского. Она была написана в 1866-1868 гг. и доработана в 1874 г. Симфония справедливо называется «Зимние грёзы». Это одно из лучших творений гения Петра Ильича. Все части симфонии прекрасны, гармоничны, ничего лишнего в них. Один восторг!

Но особенно мне полюбилась 2-я часть А называется она как точно — «Угрюмый край, туманный край»! Я просто без ума от нее. Слушал, наверное, миллион раз. Она берет за душу и так, что хочется слушать вновь и вновь, без конца.

На втором месте 1-я часть «Грёзы зимнею дорогой». Музыка первой части вполне соответствует ее названию.

1-я и 2-я части симфонии как нельзя лучше передают, выражают поэзию русской зимы, ее суровость, строгость и одновременно неподражаемую красоту, грацию (если можно так выразиться о зиме).
Русская зима в музыке симфонии не какая-то застывшая картина, не какая-то безжизненная холодная явь подобно куску льда или царству снежной королевы (как в известной сказке Андерсена). Она вся в движении, в борении, в сладких снах-грёзах, в млении-томлении, свойственному молодости. Русская зима в симфонии полна жизни, страсти, любви.

По-своему очень хороша 3-я часть симфонии. Первая тема части — как бы акварельные зарисовки, такая легкая зыбь в слегка волнующемся море. Вторая тема — необыкновенно красивая русская мелодия, восторг души!

Великолепна 4-я часть симфонии. Это настоящий апофеоз, прославление, торжество русского духа в его музыкальной ипостаси.

-----------

Нельзя не упомянуть здесь Торжественную увертюру "1812 год". Этот шедевр в память о победе России в Отечественной войне 1812 года - настоящий гимн России, ее богатырскому духу.


Рецензии