Полный свод святоотеческих названий согрешений 2

В ПОМОЩЬ ИСПОВЕДУЮЩЕМУСЯ И ИСПОВЕДНИКУ.

УДОБНЫЙ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ ОБРАБОТКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИСПОВЕДИ ПОЛНЫЙ СВОД СВЯТООТЕЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ СОГРЕШЕНИЙ, ГРЕХОВ И ПРЕГРЕШЕНИЙ, А ТАКЖЕ РОДСТВЕННЫХ ИМ ПО СМЫСЛУ ИХ НАЗВАНИЙ, КОРРЕКТНЫХ С ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ, ПО ТРАДИЦИОННЫМ РАЗДЕЛАМ, С ПОЯСНЕНИЯМИ, РАЗЪЯСНЯЮЩИМИ ЦИТАТАМИ И КРАТКИМИ КОММЕНТАРИЯМИ.

составитель Иванилов А.Д.

ВЫПУСК ВТОРОЙ.

ПОЛНЫЙ СВОД НАЗВАНИЙ СОГРЕШЕНИЙ, ГРЕХОВ И ПРЕГРЕШЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ ГРЕХА.

/ Основу этого раздела составляют согрешения, перечисленные в соответствующих главах книги «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова./


Вводная часть.

Составитель хочет отметить, что при подготовке настоящей книги пытался составить полный свод или другими словами, как возможно более исчерпывающий перечень названий личных согрешений, грехов и прегрешений православного христианина, по возможности, без всяких добавлений и комментариев со своей стороны, опираясь только и исключительно на православную святоотеческую литературную традицию. В данной книге предельно удобно для читающего практически в виде современно понимаемого гипертекста подана достаточно полная информация по заданной теме. По существу, данная книга представляет из себя научно строгое логическое оформление всей специфической информации на этот счет. То есть данная информация организована так, чтобы быть максимально полной и ясной, понятной, не содержать внутренних противоречий, и при этом быть, насколько это возможно, относительно краткой.

Нижеприводимый текст разделен на разделы, традиционно характерные для описания сводов согрешений в святоотеческой литературе. В целях достижения предельной ясности, в каждом разделе вся основная информация по согрешениям, грехам и прегрешениям по возможности выстроена в нем в совершенно четкую иерархию по принципу «от меньшего греха к большему»; с подробным разъяснением где нужно данных согрешений, грехов и прегрешений через кропотливое перекрестное сопоставление ключевых цитат по каждому конкретному поводу из книг Святого Евангелия и Ветхого Завета, а также из самых значимых комментариев по данному поводу в православной святоотеческой литературе. Все это фактически представлено в виде взаимных гиперссылок, где Библия и писания святых отец приняты как неразрывный единый гипертекст в современном его понимании.
От составителя.

Грехи в каждом традиционном для святоотеческих их сводов разделе, расположены, насколько это возможно, по возрастанию степени их тяжести, так чтобы было ясно видно, впадение в какой предыдущий грех в последствии породило падение в последующий, или, точнее, какие предыдущие грехи в своей совокупности породили данное настоящее грехопадение и вхождение в связанную с ним греховную страсть.
За исключением исповеди взрослого человека перед крещением, и предсмертной исповеди, где лучше проработать сразу все представленные разделы, и подразделы, и выделить желательно хотя бы для самих себя письменно все те составляющие их грехи, которые тяготят душу исповедующегося; опыт показывает, что наиболее целесообразно, даже если ставится цель генеральной исповеди, исповедовать перечисленные здесь согрешения не все вместе сразу, а по крайне последовательной очередности по предлагаемым отдельным разделам, то есть отдельно по греховным страстям,  затем отдельно по направленности греха, затем отдельно по грехам нечестия, затем отдельно по неисполнению 10 Заповедей Закона Божия, затем отдельно по неисполнению Евангельских Заповедей блаженства и отсутствию христианских добродетелей. Более того, лучше всего чтобы не впасть в отчаяние, готовить генеральную личную исповедь отдельными этапами по каждому из внутренних подразделов отдельных разделов. Например, по подразделу «чревоугодие» раздела «по греховным страстям», а затем по подразделу «блуд» этого же раздела, а затем по подразделу «гнев» этого же раздела и так далее. Уже после исповедания всех подразделов всех основных разделов, можно при подготовке исповеди вновь прочитывать те или иные, или все подразделы, выделяя то, что наиболее тяготит совесть, и нуждается в срочном исповедании. Целесообразно так же, в целях экономии времени исповеди в церкви при длинных очередях исповедников, если у Вас к несчастью в полном наборе все грехи или большинство грехов по тому или иному подразделу или разделу, указывать на первых порах в течении не более двух трех максимум пяти минут времени исповеди только общие названия тех или иных разделов и подразделов с теми или иными оговорками о том, что наиболее беспокоит совесть. Исключение здесь будет составлять только перечисление грехов нечестия и тяжкого нечестия, то есть наиболее тяжких порочных грехов, приведенных как внутри специального крупного раздела по кругу грехов нечестия, так и специально отмеченных внутри всех прочих разделов и подразделов. Данные грехи лучше исповедовать, перечисляя исключительно все из них содеянные, но, вместе с тем, не повторяясь. Причем сначала при первой исповеди указывать их общее родовое название, затем в последующие разы называть их обнаруживающиеся, осознанные вами, более узкие внутренние направления и подразделения, то есть перечислить виды и подвиды внутри этой страсти нечестия, а потом постараться постепенно исповедовать и все случаи данных согрешений по числу их. Например, «С предыдущей исповеди вспомнил еще 20 случаев такого-то тяжкого греха нечестия (порочности) …, в коих искренне каюсь и впредь обязуюсь блюстись». Не нужно забывать каждый раз все более углубляться в исповедовании ранее уже исповеданных грехов нечестия, пытаясь исповедать каждый такой грех по возможности со всех его сторон, так как такие грехи как матрешки содержат в одном и том же прегрешении целый ряд различных других тяжких порочных грехов. Таким образом, необходимо при исповедании данного круга наиболее тяжких грехов по возможности не повторяясь рассматривать их при покаянии все глубже и глубже, обнаруживая и те более скрытые грехи тяжкого нечестия, которые сначала не были вами различимы.
Необходимо помнить, что не исповеданные вами и непреодоленные грехи нечестия с неотвратимостью приводят к непрестанно повторяющимся тяжким ударам судьбы. Всякого человека касаются слова Господа из Псалтири, содержащей пророчества царя и пророка Давида: «Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю перед лицом твоим грехи твоя» (Псалтирь Псалом 49: стихи 21-22). Что прямо означает, есть духовная закономерность, что пока человек истинно полностью не раскается в том или ином тяжком прегрешении, на его жизненном пути он постоянно будет искушаем уже от других неотрывно пребывающих рядом с ним людей, от которых никак невозможно будет удалиться, теми тяжкими грехами, которые он сам соделал в прошлом; да еще так, что каждый раз будет особо невыносимо нестерпимо больно душе его. "Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему." Точно сформулировал этот духовный закон Святитель Феофан Затворник Вышенский. Это и есть так называемый у святых отец «бесовский плен» равно неотрывное «соединение с демонами мучителями» обнаруживаемое через общение с нечестивыми людьми от которого никак не избавиться.

Людям самого преклонного возраста явно стоит обратить при подготовке своей генеральной личной исповеди самое пристальное внимание на следующее изречение одного из Оптинских святых старцев приводимое в «Настольной книге для монашествующих и мирян» известного всей православной России старца архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Много бывает примеров, что перед смертью долго томятся (тяжко мучаются – сост.), а не умирают, задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так и получают облегчение» . Для тех же, кто находится в других возрастных категориях, особо отметим, что доскональная сердечная исповедь главное орудие в борьбе со страстями. По очень точным словам профессора богословия А.И. Осипова, если человек всеми силами не борется со своими страстями, они быстро растут в геометрической прогрессии и скоро приводят к безумию.
Как составитель настоятельно прошу не давать читать нижеприводимые своды святоотеческих названий грехов, дополненные где это необходимо для современного человека близкими им по духу корректными в лингвистическом и научном смысле их названиями в полном объеме детям и подросткам как минимум до 15 лет. Есть грехи, о содержании которых в этом возрасте не надо даже слышать, что они существуют. Это принесет ребенку только явный духовный вред. Родителям можно самостоятельно сделать перечни грехов для исповеди для детей отдельно, и для подростков, а так же юношей и девушек отдельно, выделив в приводимых перечнях грехов их начальные части до отметки «вхождение в нечестие» при этом дополнительно тщательно отредактировав полученный текст. Отметка «вхождение в нечестие» прямо в тексте перечней есть во всех подразделах.

МОЛИТВА ПЕРЕД ИСПОВЕДЬЮ.

Господи, мой Господи! Я – бездонная пропасть греха: куда не посмотрю в себя – все худо; что ни припомню – все не так сделано, неправильно сказано, скверно обдумано …  И намерения, и расположения души моей – одно оскорбление Тебе, моему Создателю, Благодетелю! Пощади меня, Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Я, как ничтожный человек, согрешил, Ты же, как Бог щедрый помилуй мя! В покаянии прими мя! Дай мне время принести плоды покаяния! Не хочу больше грешить, не хочу оскорблять тебя Господи! Допусти мя до Причастия Святых Твоих Таин! Да снизойдет на меня через них твоя сила благодатная! Истреби живущий во мне грех! Живи во мне, Бессмертный Господи, чтобы ни жизнь, ни смерть не разлучили меня с Тобою! Ими же веси судьбами – как хочешь, как знаешь, - только спаси меня, бедного грешника! И благословлю, и прославлю Пречестное Имя Твое вовеки. Аминь!

Это молитва протоиерея-молитвенника отца Бориса Николаевского.

ФОРМА ПОСТРОЕНИЯ ПОЛНОЙ И ВСЕСТОРОННЕЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИСПОВЕДИ.
Данная форма составлена на базовой основе формы церковной исповеди предложенной Святителем Игнатием Брянчаниновым в его книжечке «В помощь кающимся».  В полном объеме по всем представленным разделам практикуется очень редко, лучше ее использовать для одного какого-нибудь раздела, или двух трех. Ее письменный вариант во всей полноте по доброму совету профессора богослова А.И Осипова должна прочитываться перед исповедью в церкви, и в несколько минут в больших сокращениях в виде обобщений излагаться исповедующимся уже на церковной исповеди у рукоположенного иерея.

ИСПОВЕДЬ.

Исповедую, я многогрешный(ная)  …. (имярек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, все мои согрешения и все злые мои дела, что соделал(а) во все дни жизни моей, и даже помыслил(а) до сегодняшнего дня.

Согрешил(а):

По нерадению к исповеди и Святому Причастию:…
По отсутствию добрых дел и добродетелей:…
По неблюдению девяти евангельских Заповедей:….

По грехам против Бога:…
По грехам против Церкви: ….
По грехам против ближних:…
По грехам против себя: …
 
Против десяти Заповедей Закона Божьего: …

По греховным страстям:

Чревоугодием и пьянством:….
Сребролюбием:…
Гневом:…
Печалью:…
Унынием:…
Тщеславием:…
Гордыней:…
Тяжким нечестием: ….

Прости мя честный отче.

Согрешил(а): словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и в неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и не неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощью Божиею обещаюсь блюстись. Согрешил(а) и раскаиваюсь и в расходящихся как круги по воде в знаемых и не знаемых мною злых последствиях грехов своих.

Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном(ой), а в оный судный день засвидетельствуй перед Богом об исповеданных мною грехах моих. Аминь.

Конец и Богу слава.    

Святой. преподобный. Иоанн Лествичник о том, как вести себя на исповеди.

"Во время исповеди будь как наружным видом, так и внутренним чувством и мыслию, как осужденный преступник, поникши лицом в землю; и если можно, то омочай слезами ноги своего отца духовного, как ноги Самого Христа. Бесы обыкновенно внушают нам или совсем не исповедовать согрешений отцу своему, или исповедовать, но складывая вину греха своего на других.  Не прельщайся духом возношения и возвещай отцу своему согрешения свои, не укрываясь; потому что без самопосрамления невозможно избавиться от вечного стыда. Обнажай струп свой врачу и не стыдись сказать ему: «отче, моя это язва, моя рана; она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености: никто не виновен в ней, ни человек, ни дух, ни тело, ни другое что либо, но только мое нерадение».


ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО:

Согрешил(а):

Не хранением христианской любви к ближним. Не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных, и в темницах заключенных. Нежеланием уступить ближнему. Немилосердием. Греховной привязанностью к людям не ради Бога, а ради них самих - человекоугодием. /Сноска 3. См Псалтирь пророка Давида Псалом 52 стих 6 «Тамо устрашишися страха, иде же не бе страх; яко Бог разсыпа кости человекоугодников; постыдешася яко Бог уничижи их»./ Малодушием. Отсутствием снисхождения к слабым, старым, малым, больным, убогим. Несдержанностью. Бесчувствием. Соблазнительным поведением с желанием нравиться и прельщать других. Вольностью, дерзостью, смехотворством. Пересудами, спорами, упрямством. Непримирением, нетерпением, раздражительностью, прекословием. Не должным почитанием родителей. Не должной заботливостью о детях, о родителях, о родственниках, о больных и увечных, об убогих. Не должной заботливостью о здоровье ближних. Не должной духовной заботливостью о ближних. Соделыванием своей волей якобы добрых дел для ближних, когда те о том и не просят и в том не нуждаются. Рассказыванием ближнему о своих грехах и искушениях и тем самым введением его в грех тяжкого осуждения./Сноска 4. «… своих искушений никому не поверяй кроме старца; от рассказов облегчения не получишь, а другому можешь принести вред: тебя выслушают из любопытства, а потом соблазнятся, да и тебя же осудят». Слова и изречения Оптинских старцев. Цитируется по книге архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Настольная книга для монашествующих и мирян»: Изд-во «Отчий дом», 2006. – с. 248./

Прости мя, честный отче.

Согрешил(а):

(Грань нечестия). Несдержанностью. Немолчанием, когда не спрашивают. Скупостью на милостыню. Неисполнением обещаний ближним. Несвоевременной уплатой долгов. Неусердием к своей должности, к порученному делу. Непочтением к высшим или старшим. Незащищением невинного человека и его правого дела с потерей для данного человека. Неуплатой долгов. Не смотрением с христианской заботливостью за детьми. Не должным христианским воспитанием детей. Не смотрением с должной христианской заботливостью за старенькими родителями. Несвоевременным обращением к лечению ближнего. Осуждением ближних. Отсутствием христианского воспитания детей. Непочтением  к родителям. Не почитанием родителей. Отсутствием христианской заботы о живых и усопших близких родственниках. Искушением ближних смущением, смешением (смехотворством), раздражением, раздражительностью, бестактностью, пустословием, многословием, подозрительностью, раздражительностью. Неправдою. Полным отсутствием христианской любви к ближним. Прижимистостью  к ближним. Скаредностью к ближним.

Прости мя, честный отче.

Согрешил(а):

Полным вхождением в нечестие. Полным отсутствием христианской любви к ближним. Несвоевременным обращением к помощи врачей при тяжелой болезни ближнего. Нарушением законной личной свободы ближнего, его автономии воли, нарушением законных границ его интимности, неволением во времени, необоснованным нарушением личного пространства. Лицеприятием./Сноска 5. «А это, как вижу, ныне бывает со многими судиями, которые легче простят самую важную вину людям значительным, нежели малость незначительным». См. Свт. Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т-1. –  М.: Сибирская благозвонница. – 2007. - с. 167./   Злословием. Оскорблением. Подслушиванием чужих разговоров. Подсматриванием. Подсматриванием чужих грехов. Разглашением чужих грехов. Сплетнями. Досаждением. Бесчинием. Уязвлением ближних жалостью, истериками, лестью. Введением в состояние блудного или какого другого грешного восхищения и восторга. Наглостью. Бесстыдством. Укорением. Оскорблением. Осмеянием. Надсмеянием. Напрасными подозрениями. Невежеством.  Лицемерием  - притворством благочестивым. Ревностью. Превозношением. Презрением к нищим. /Сноска 6. «А если стал перед нами нищий, который едва может говорить от голода, отвращаемся от того, кто одного снами естества, гнушаемся им, поспешно бежим прочь, как бы страшась, что пошедши медленнее сделаемся участниками в том же бедствии. И если он стыдясь что помышляет своего несчастья, потупляет взоры в землю, говорим что промышляет лицемерием. Если же, понуждаемый жестоким голодом, смотрит на нас смело, опять называем  бесстыдным и наглым. Если по случаю покрыт крепкой одеждой, которую кто нибудь ему подал, гоним его от себя, как ненасытного, и клянемся что нищета его притворная. А если покрыт зловонными рубищами, опять гоним прочь за зловоние, и хотя к просьбам своим присовокупляет он имя Творца, хотя непрестанно заклинает, чтобы  и мы подверглись подобным страданиям, никак не может переменить нашего безжалостного решения. За сие-то боюсь тягчайшего геенского огня в сравнении с оным богачом… О тех которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: Жертва нечестивых – мерзость пред Господом (Притч. 15, 8). А о немилостивых сказано: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить - и не будет услышан (Притч. 3, 9). Ибо если намериваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него. Дар чистый возносит молитву, как написано: молитва праведных благоугодна Ему (Притч. 15, 8). И опять, если приобретая праведными трудами не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие то сие вменится в хищение по сказанному у пророка Малахии: Принесите все десятины в дом хранилища, что бы в доме Моем была пища (Мал. 3, 10) … А если отнимая собственность нищих подаешь нищим, то лучше было бы не похищать и не давать.» См. Свт. Василий Великий. Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. – с. 497-499. «Нет, други и братия! Не будем неправедными распорядителями вверенного нам, чтобы не услышать нам грозных слов Петра: «Постыдитесь вы, удерживающие у себя чужое, подражайте равной для всех благости Божией, и тогда не будет ни одного бедного» (слова сии взяты из «Постановлений Апостольских)». См. Свт. Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т-1. –  М.: Сибирская благозвонница. – 2007. - с. 187./  Осуждением нищих. Надменностью к бедным и несчастным. Презрением к ближним. Дмением – явным показным презрением.   Брезгливостью без всякого повода. Нанесением ближним обид. Уязвлением ближних: руганью; полною несвободою; жестокосердием, жестокостью. Враждой. Мщением. Гневом. Глумлением. Чванством. Кичением. Лукавством. Обманом. Ложью. Жадностью. Завистью. Ненавистью. Гневом непримирительным. Гневом с услаждением. Памятозлобием. Злословием. Поношением. Клеветою на ближнего - оклеветанием. Гнушением. Желанием зла ближнему - зложелательством. Злорадством. Злосетованием. Проклинанием других. Необоснованной злой ревностью. Корыстью. Коварством. Воровством. Отнятием силой или тайным присвоением себе чужого. Блудом. Прелюбодеянием. Растлением. Гублением душ ближних через собственный дурной пример. /Сноска 7. «Блистательное положение в свете показывает вместе с собою и жизнь людей поставленных на виду. Воины всего чаще подражают военачальникам, живущие в городах начальствующим, и вообще когда многие почтут достойным подражания порок одного человека, тогда справедливо и прилично будет сказать, что от него распространяется в жизни какая-то пагуба душ. Ибо грех в лице именитом многих поползновенных привлекает подражать тому же. И поскольку один от другого заимствует повреждение, то о таковых людях говорится, что они губят души». См. Свт. Василий Великий. Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. – с. 202./ Гадательством. Астрологией. Колдовством. Кощунством. Коварством. Волшебством. Чародейством. Мучительством. Убийством. Детоубийством, отцеубийством и склонением к оным. Изуверством.

Прости мя, честный отче.

Дополнения, углубления и тонкости.

Например, из наиболее типичного. «Оправдываясь объективностью и якобы правдой, опускался до злословия ближних. Согрешил тяжким ропотом на всех ближних и осуждением их в минуты собственной особой жизненной тесноты. Согрешил тяжким терзанием всех окружающих неприятной и досаждающей им правдой, тем самым согрешал дерзостью и полным отсутствием в отношении к ближним искренней и истинной не осуждающей никого кротости. Согрешил злопамятством и злопомнением, отсутствием милосердия и беззлобия, по отношению к ближним своим. Согрешал сознательным искушением в детстве родственников во время молитвы, мешал и досаждал им. Громко ругался на людях, в общественных местах. Громко разговаривал во время, когда другие отдыхали, нарушая покой ближних. Упивался предерзостью и творил непотребное, нарушая покой окружающих на светские праздники, или в местах летнего отдыха. Любил предерзко надсмехаться над другими. Неразумно бесстыдно обнажался, в том числе полностью, склоняя ближних к греховным помыслам. На свои деньги в волю поил друзей и всех их знакомых вином и водкой, способствовал тем самым их заболеванию винопитием и алкоголизмом. Делился последним каждый день только с блудниками и пьяницами, ни давая ничего действительно бедным и несчастным. Соучастием, прямым участием, инициированием тяжких грехов нечестия своих ближних, усугублением своим поведением в свое время их душепагубных нечестивых страстей, приведших ближних к смерти душевной. Расплачивался водкой с пьяницами. Предоставлял кров прелюбодеям. Совершал отвратительные поступки на глазах детей. Грешил наставлением запойных алкоголиков пить, но только культурно: в меру и только натуральное вино, пиво, чем искушал их к тяжкому пьянству и их близких к тяжким скорбям; так как опыт показывает, что при  запойном запущенном алкоголизме алкоголь в любом виде вреден. Грешил преподаванием пустых душе вредных наук, оскверняя умы студентов лжеименными учениями и знаниями. Грешил разжиганием и подзадориванием ревности к себе всех тех с кем встречался в юности.  Досаждал обидами дружащим со мною или любящим меня. /Сноска 8.  По святителю Иоанну Златоусту «Ничто не оскорбляет так Бога, как обида, делаемая нами друзьям нашим»./ Разрушал все огромные усилия тех,  кто хотел вступить со мною в брак и встречался со мною, грешил тем самым черной неблагодарностью и черным использованием их в блуде. Раздраженный обольстительными зрелищами красавиц (красавцев) унижал(а) любимого своего, супруга своего его несовершенствами. Совершенно не чувствовал чужой боли от своих досаждений и обид. По черному невежеству в писаниях грешил кормлением овцами Христовыми волков, а именно согрешал тем, что наставлял ближних на непосильные жертвенные подвиги в угоду обретающимся в тяжком нечестии. Толкнул по неразумию человека при решении важной жизненной проблемы в руки духовника безопытного, чем только усугубил его несчастие. Согрешил полной передачей обязанностей смотрения за старенькими родителями на кого-либо в семье и отсутствием должной помощи ему. Безумным всегда и во всем попиранием свободы искренне любящих вас. Требованием от других себе во всем потворства. Враждой в семейной и домашней жизни. Закабалением супругов или детей в семье через доведение их до полного духовного истощения искушениями, и полным подчинением их своему произволу. Доведением супруга до полного духовного истощения гневом или ревностью. Уязвлением, угрызением супруга своей руганью, осуждением, жестокосердием, жестокостью, враждой, мщением. Согрешение мучительством своего супруга все годы сожительства через раздражение и осуждение исключительно всех его действий и поступков. Не относился к жене своей как к немощнейшему сосуду и не оказывал ей должной равной чести, отчего имел препятствие не только в молитве, но и в делах семейных. Согрешил постоянным раздражением супруга, приписыванием себе полной непогрешимости, а так же полным лишением его на этой почве Богом ему данной свободы воли. Согрешил полным попранием духовной свободы и волевым навязыванием без его на то произволения своему супругу христианских взглядов в качестве обязательных и неукоснительных. Согрешил тем, что все в семье своей, не имея никакой духовной зрелости, хотел поставить на принципах полного отсечения воли и беспрекословного послушания, и таким образом фактически с самого начала ее существования хотел сотворить из семьи тоталитарную секту, основанную на беспрекословном духовном и плотском послушании. Из-за грубого духовного невежественного максимализма жестко отказывал супругу своему в супружеском общении при ее явном желании во второстепенные и не принципиальные постные дни. Грешил по отношению к супругу разжиганием и подзадориванием грешной ревности к себе».
 
Прости мя, честный отче.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ.

Согрешил(а):

Излишним люблением удобств и привязанностью к ним. Излишним люблением телесного покоя. Расслаблением. Негою. Многоспанием. Леностью. Невыдержанностью. Несдержанностью. Несдержанностью к удовольствиям. Празднословием. Невоздержанием душевных и телесных чувств. Излишней грешной чувствительностью к огорчениям и обидами. Грешным внутренним устроением: рассеянностью ума, житейской многозаботливостью и пристрастностью. /Сноска 9. «… обратите внимание внутрь и смотрите, что там? … называют это думанием, - в существе же дела – это есть расхищение ума, или рассеянность и отсутствие сосредоточенного внимания, столько нужного в деле управления собою … Противоположное ему состояние у Святых есть внимание ума, по коему ничто самовольно не входит в голову и не выходит из нея …  Присмотритесь еще внимательнее, - и вы различите в себе, под этим смятением помышлений в уме, - в воле постоянную заботу об устроении своего быта, которая непрестанно точит душу, как червь, гонит человека труженника от одного дела к другому, устремляя все наперед, по недовольству ничем обладаемым, и при производстве одного всегда  представляя сотни других дел … Эта болезнь именуется многозаботливостью, которая снедает душу, как ржа железо. Ее и поставьте второю чертою бывающего внутрь нас. Противоположное ему свойство Святых есть беспечалие, которое не есть беззаботность, а есть смиренный труд … Подобно тому, как идущий где либо в лесу и запутавшийся там … точь-в-точь чувствует себя и пристрастный ко многому тварному. Это поставьте третью чертою нашего внутреннего состояния – пристрастность. Противоположное ему свойство Святых есть отрешенность от всего, свобода сердца, внутренняя независимость … Когда загорается какая либо страсть – это то же, как бы змий выходил из сердца и обращаясь на него уязвлял своим жалом. И когда выникает змий больно, и когда жалит больно …». Внутренне устроение обычного человека. «Это предприимчивость, забота, и многопопечение. Рай хочется человеку насадить взамен потерянного. – Это – так называемые невинные удовольствия … Вот и в душе три потребности: потребность знания, предприимчивость, или попечительность, и искание эстетических удовольствий… столько же в ней и жажданий. Тут жажда никогда не удовлетворяется а постоянно снедает человека … надо, то есть прежде всего – удовлетворить дух, - возведши его в Богообщение, Боговкушение и Богосозерцание. Далее силою духа и по его указанию и руководству, удовлетворять и потребностям душевным и телесным, Бог – полнота благ, - наполнив дух, чрез него низольет пополнительные удовлетворения на потребности души: на ея знания, предприятия и услаждения, и на потребности тела, дав им меру и вес и цель». См. Свт. Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. Слова епископа Феофана.- М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1893. (Репринт).с. 12, 13, 14, 40, 41-42./   Не понуждением себя на всякое доброе дело.  Саможалением и самооправданием. Нетерпением болезней и скорбей. Своей воли исполнением. Высокоумием – любовью к своему уму. Самомнением. Недобросовестностью в делах. Любовью к удовольствиям. Любовью к слушанию мирских песен. Услаждением соблазнительными картинами, фильмами, передачами. Пустым смотрением телевизора и кино, пустым чтением в ущерб молитве и добрым делам. Потворством духу времени и мирским обычаям. Желанием достигнуть успеха без нужных для того усилий. /Сноска 10.  «Потому мы не преуспеваем, что не знаем своей степени и своего чина и не понимаем, чего требует дело, к которому преступаем, но хотим достигнуть добродетели без труда. Почему, коль скоро встретим искушение на месте, в котором живем, переходим на другое, думая, что есть где-нибудь место, в котором нет диавола». Эти слова сказаны Св. Преп. Антонием Великим о духовных подвигах монашеских но несомненно относятся и к плотскому успеху в мирских делах. Цитируется по книге архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Настольная книга для монашествующих и мирян»: Изд-во «Отчий дом», 2006. – с. 316./


Прости мя, честный отче.

Согрешил:

Грехами против самого себя на явной грани нечестия.
Беспопечительностью и неосторожностью в общении с завистниками и другими тяжко нечестивыми людьми. Не борением с крайней бедностью и нищетой, с полным отсутствием достатка Евангельским способом то есть через добросовестный труд при выполнении Заповедей. Честолюбием  - грешной любовью к своим положительным качествам и общественному статусу. Внимал в поэзии и прозе, в кинофильмах и театральных постановках примерам грешников. Отсутствием трудолюбия. Леностью к труду. Не убиранием за собой. Не стиранием за собой. Не приготовлением для себя пищи. Всяким полным не обслуживанием себя в быту. Недовольством простой пищей и питием, простой одеждой. Полным не довольствованием тем, что имеешь достаточно пищи и одеяния и возможности проживания. Ненадлежащим сверх всякой меры превышающим необходимую потребность употреблением того, что нам даровано от Господа. Всегдашним нарушением меры во всем. Невоздержанием в пище и питии. Невниманием к внушениям совести своей. Потворством себе. Праздными и скверными мыслями в душе. Пристрастными воззрениями. Раздражительностью. Праздностью. /Сноска 11. «Праздность – сознательное уклонение от всякого труда» (из одной из проповедей патриарха Кирилла)./   Любовью к праздности. /Сноска 12. См. «К ненавидимому Господом принадлежит праздность, неделание того, что должны мы делать». «… худа праздность афинян, которые ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (Деян. 17, 21). Сей праздности подражают некоторые и ныне, употребляя свободное время в жизни на изобретение какого-нибудь непрестанно нового учения. Такая праздность приятна нечистым и лукавым духам». См. Свт. Василий Великий. Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола  Иоанна Богослова, 2003. – с. 353, 355./ Праздностью мешающей жизни духовной. /Сноска 13. «… должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожеланий земной славы, от наслаждений удовольствиями, о  зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакой страстью, в ней как в зеркале, было чисто и неомраченно Божие озарение». См. Свт. Василий Великий. Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. – с. 355./  Провождением времени в пустых и праздных занятиях: разговорах, шутках, смехе, плясании и прочем. Люблением путешествий и поездок, хождения по гостям. Пустым любопытством. Самолюбием, самомнением, высокомнением, самонравием, самочинием, своелюбием, себялюбием, самопревозношением./Сноска 14. «Скажи мне, для чего превозносишься благими (дарами - сост.), как бы собственностью, вместо того чтобы за дары исповедать благодарность Давшему. Что ты имеешь чего бы не получил? А если получил. Что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор. 4, 7). Не ты познал Бога через праведность, но бог позвал тебя по благости. Сказано: … Не ты постиг Христа через добродетель, но Христос постиг тебя пришествием … Не будь несправедливым судьей самого себя, испытывай себя не льстя себе, и если думаешь, что есть в тебе нечто доброе, - не это одно выставляй на вид, падения же намеренно забывая, не величаясь заслугой, какую сделал сегодня, извиняя же себя в том что делал худого за день и давно. Напротив того когда надмевает тебя настоящее, приводи себе на память давнее, и избавишься от глупой надутости. И если увидишь ближнего во грехе, не на это одно смотри, но размысли, что сделал или делает он хорошего, и нередко, испытав вообще, а не в частности судя найдешь что он лучше тебя.» См. Свт. Василий Великий. Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. – с. 427, 429./  Сквернословием. Страстью к наслаждениям. Курением. Винопитием.  Мечтательностью и постоянными мечтаниями./Сноска 15. «Как скоро остаются наедине или среди ночного безмолвия, вымышляют они сами в себе не имеющие существенности представления, удобоподвижностью мысли уносясь всюду, обещая себе знаменитость в жизни, блистательное супружество, благочадие, глубокую старость, от всех почести. Потом, будучи не в состоянии остановить на чем-нибудь свои надежды, простираются к тому, что у людей  признается наиважнейшим. Приобретают прекрасные и огромные домы, наполняя их всякими драгоценностями, присвояют себе столько земли, сколько суетность помыслов отделит им от целой твари; опять собираемые с сего доходы заключают в хранилища оной суетности, присовокупляют к ним стада, неисчетное множество слуг, гражданские начальственные должности, управление народами, предводительство войском, войны, трофеи и даже царскую власть. Перебрав все это в пустых мечтаниях ума, по чрезмерному неразумию воображают, что всем тем, чего надеются, наслаждаются уже как настоящим и поверженным к их ногам. Праздной и беспечной душе свойствен этот недуг – в бодрственном состоянии тела видеть сны. Посему слово, останавливая легкомыслие сердца и надмение помыслов и, как бы некоторой уздой, сдерживая непостоянство мысли, дает сию великую и мудрую заповедь внемли себе, не предполагай несуществующего, но располагай настоящим к пользе своей». См. Свт. Василий Великий. Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. – с. 457./
 Сладострастными мечтаниями.

Прости мя, честный отче.

Согрешил:

  Полным вхождением и укоренением в нечестии. Нечистыми и грешными сходбищами, собраниями, компаниями. /Сноска 16. «Ты худо посмотрел и на тебя смотрели худо: всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею (Мф. 5, 28). Ежели  случайные встречи столько опасны для взирающих мимоходом, то каковы нарочитые сходбища, где можно видеть женщин, не имеющих стыда от опьянения, принимающих на себя распутный вид, поющих нежные песни, одно слышание которых может возбудить в невоздержных неистовство сластолюбия? Что скажут себе в оправдание те, которые на таких зрелищах собирают рой бесчисленных зол? Скажут ли, что не для того смотрели, чтобы возбудить похоть? Итак по непреложному определению Господню, они подлежат осуждению за любодейство».  См. Свт. Василий Великий. Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. – с. 606. «Сверх многих неудобств, душа, смотря на множество живущих беззаконно, во-первых, не находит времени очуствоваться в собственных своих грехах и сокрушаться покаянием о прегрешениях, напротив же того, через сравнение себя с худшими приобретает какое то мечтательное понятие о заслуге; а потом мятежами и недосугами, какие обыкновенно производит мирская жизнь … совсем привыкает к пренебрежению и забвению судов Божиих. А больше и пагубнеее сего зла и потерпеть невозможно». См. Свт. Василий Великий. Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. – с. 612./  Худыми сообществами с людьми порочными./Сноска 17. «…  действительно вредны сближения с пороком, потому что у сближающихся такой союз дружбы возникает обыкновенно вследствие уподобления друг другу. Поэтому справедливо сказанное: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Как в странах нездоровых понемногу вдыхаемый воздух неприметно зарождает в жителях болезнь, так дурное сообщество вносит в душу великое зло, хотя вред в настоящее время и неприметен для ощущения». См. Свт. Василий Великий.  Избранные поучения. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. – с. 191. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Псалт. 17, 26-27)./ Согрешил неразборчивостью в социальных контактах, и грешным человекоугодием представителям социальных слоев состоящих из предерзких, своевольных и строптивых  людей, в так называемом «простом народе». Всегдашним низким угождением нечестивым богатым. Строптивостью. Дерзостью. Требованием от других себе во всем потворства. Тунеядством. Безудержным люблением путешествий, поездок, хождения по гостям и другим подобных удовольствий приводящим к постоянной растрате средств. Безумной тратой громадного времени на развлечения, в том числе на сатанинские зрелища. Не сбережением сердца своего от искушений и как бы специальным поиском их, отчего сердце становится больным и грязным. Греховными страстями: чревообъядением, сребролюбием, печалью, унынием, тщеславием, гордыней, гневом, любодеянием. Услаждением при воспоминании прежних грехов своих.

Прости мя, честный отче.

Особо тяжким нечестием: Отвержением любящего вас доброго человека, а вместе с ним и своего счастья. Нечистотою душевною и телесною. Лживостью слова, речи. Жестокосердием. Жестокостью. Завистью. Жадностью. Ненавистью. Мщением. Не исправлением своей греховной жизни. Алкоголизмом, наркоманией и прочим тяжким нечестием.

Прости мя, честный отче.

Дополнения, углубления и тонкости:

Согрешил:

К примеру. «Согрешил всеми грехами против себя, что перечисляет Святитель Филарет (Дроздов) в своем «Пространном православном катехизисе» /Сноска 18. «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», составленный святителем Филаретом Дроздовым. – М.: Издательский Совет русской Православной Церкви, 2006. – 168 с/: грешил  «неуважением к себе, неблюдением своего христианского достоинства; вредом жизни и здоровью своему  и беспопечительностью на этот счет; вредом чистоте своих нравов; вредом своей собственности -  расточительством по отношении к ней; вредом себе дурным словом, как о себе, так и о других; желанием порой навредить себе с досады, из-за жизненных невзгод и неудовлетворенности своей судьбой». Из человекоугодия попирал свое достоинство. Будучи в гостях согрешал полным отсечением воли перед хозяевами в ущерб исполнению заповедей Божьих. Согрешал ложным  человекоугодием к гостям с полным отсечением воли перед ними в ущерб исполнения заповедей. При выборе брачном согрешил неисполнением святоотеческих советов и разумных житейских установлений. /Сноска 19. А именно не учитыванием тех обстоятельств, что главным при выборе супруга наряду с чистой любовью к нему для счастливой семейной жизни являются: девство, благословление родителей, должная степень воцерковления и сама принадлежность к православной церкви, а так же красота душевная; во всем остальном крайне желательна национальная, сословная, имущественная и прочая однородность положения супругов, включая однородность душевного устройства, (то есть обоюдную принадлежность супругов к людям или плотского, или душевного или духовного склада). Так же весьма немаловажно при наличии всего перечисленного выше то обстоятельство, что внешность супруга должна полностью быть по сердцу./



Прости мя, честный отче.

Согрешил:

(Грань нечестия). К примеру «В детстве грешил любовью купаться в нечистых естественных водоемах. Тяжко согрешил по отношению к себе тем, что по неразумию и жадности к карьере, к интеллектуальным высотам не берег сердца и здоровья своего, работая всю жизнь не до усталости, а с обязательным надрывом, безумно тяжко истощая себя, делая после душу свою открытой всякому искушению и падению. Всю жизнь согрешал тем, что Святитель Григорий Палама называл ересью эллинской – то есть отдачей всех сил без остатка светскому образованию и науке. Не берег сердца своего от непомерного познания. Идолопоклонствал образованности. Не берег свое сердце от переизбытка чтения научной литературы. Широко открывал сердце свое всему тому, что не является истиной о тварном мире, но связанным с пустой образованностью и порождениям лжеименного человеческого разума. Согрешил пустым любопытством - страстью к разведыванию о делах века сего и мира сего /Сноска 20. «Не разведывайте о делах века сего, чтоб не стать подобными тем местам, в которые всякий идет отлагать испражнения чрева своего, и в которых потому большое бывает зловоние. … но понуждайте себя непрестанно возноситься пред лице Господа со всяким молением, да дарует он Вам простоту и детскую невинность и возьмет от вас противное тому, именно вселукавство, бесовскую мудрость, любопытство (блуждание всюду чтоб то видеть, другое слышать), самолюбие и злосердечие; ибо все такое истребляет труды тех, кои так действуют». Св. Преп. Исаия Отшельник. Цитируется по книге архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Настольная книга для монашествующих и мирян»: Изд-во «Отчий дом», 2006. – с. 312./ в частности бесцельным смотрением телевизора, чтением книг и прочего, безудержным изучением наук, пустым излишним интересом к политике, спорту, искусству и тому подобному. Не отдалялся добре и должно от тяжко нечестивых грешников, заражаясь их нечестием».

Прости мя, честный отче.

Согрешил:

(Полным вхождением в нечестие.) К примеру «Безрассудно очень тесно и близко и долго общался с одержимыми, пытался безумный духовно помочь им, не имея на то духовных дарований. Изменил(а) данной мне Господом романтической любви. Грешил порочной ленью, порождающей с юных лет всякое зло, породившей порочный беспорядок во всех делах, за ним житейскую  ложь, всяческое использование ближних, и предательство их с целью бытового использования. Не берег  ум свой и сердце от грязной информации в книгах и по телевидению и кино. Заложил много пакости в душу свою и сердце свое, премного наблюдая и изучая непотребное. Слушал блудную музыку. Грешил всю жизнь участием в безудержных дерзких танцах. Услаждался плотскими вожделениями сердца. Полностью загрязнил свое сердце и душу. От безудержного пьянства согрешил потерей доброго здоровья и обеднением. Согрешил частыми застольями и делился при этом всем заработанным с нечестивцами. Знался и вел дружбу с расточителями. Знался с тяжко нечестивыми, чем позорил себя. Согрешил по отношению к себе осквернением через плотские взгляды и помыслы. Согрешил осквернением души и тела и детородных органов при нечестивой  потере своего девства. Согрешил самоосквернением бесчисленными блудными грехами. Согрешил услаждением в раннем возрасте фотографиями с противоестественными совокуплениями. Согрешил присутствием при коллективном рукоблудии, осквернением при этом смотрении души своей, а с ней вместе и тела и духа и сердца. Осквернял так же душу и тело свое и детородные органы свои и сердце свое смотрением мерзких блудных и содомских фильмов. Неосторожно общался с содомитами, зная об этой особенности у них, и тяжко всяко оскверненял этим свою душу. Премного при нечистом соитии сочетался(лась) в одну плоть и установил постоянную порочную духовную связь нечистую со многими блудницами (блудниками), чем премного осквернил(а) тело, душу ум и сердце, и детородные органы свои. Осквернением души своей и тела своего и сердца своего и духа своего  через гнусное человекоугодие, заключающиеся в молчаливом согласии  и во всяком соучастии словом, делом, помышлением во всякого рода грехах особенно блудных и прелюбодейных, разврата, а так же в делах пьянства и алкоголизма. Из-за интереса к оккультизму - извозился в самом мерзком из осквернений в «онтологическом» зле  и мистической грязи.


Прости мя, честный отче.

Дополнение 1.

Грехи нечестия, вопиющие об отмщении за них на небо по Святителю Игнатию Брянчанинову.
    
Согрешил:

1. Умышленным человекоубийством (абортами), а в особенности отцеубийством (братоубийсвтвом и цареубийством).
2. Содомским грехом.((К содомскому греху относятся не только совокупления лиц одного пола, но и противоестественные совокупления лиц разного пола)).
3. Напрасным притеснением человека убогого, беззащитного, беззащитных вдов и малолетних детей-сирот.
4. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
5. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а так же насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им и вообще угнетение их.
6. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.

Дополнение 2.

Грехи нечестия порочные (пороки) особо противные Богу, однозначно по их не исповеданию и не исправлению делающие человека повинным вечной смерти или погибели по Святителю Игнатию Брянчанинову.

Согрешения:

1. Сатанинской гордостью презирающей всех, требующей себе от других раболепства, готовой на небо взыти и уподобиться Вышнему. Гордость до самообожения.
2. Иудиной жадностью к деньгам, соединенная большей частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блудом, или распутной жизнью блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Завистью доводящей до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодием или плотоугодием евангельского богача, не знающим никаких постов, соединенным  со страстью ко всякому увеселению во вся дни.
6. Гневом непримирительным (Иродовым) решающимся на страшные разрушения.
7. Леностью и совершенной о душе беспечностью, выраженной в нерадении о покаянии до последних дней жизни.

Дополнение 3.

ПО НАРУШЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СВЯТЫХ СОБОРОВ, АПОСТОЛЬСКИХ И СВЯТООТЕЧЕСКИХ ПРАВИЛ.

Согрешил:

Против запретов правил и установлений о пьянстве: Предающиеся вину священнослужители должны быть извержены, а низшие клирики и миряне отлучены, если не перестанут. Апост. 42, 43.
Против правил и установлений о запрете воровства: Татьба разделяется на разбойничество и тайное хищение. Григ. Нисс. 6. Похитивший что либо разбойнически подвергается епитимии челвекоубийц. Григ. Нисс. 6. Мирянин укравший и сам раскаявшийся удаляется от причастия на год, а обличенный на два года. Васил. 61. Тайно похитивший что либо и исповедающийся должен врачевать свой недуг раздаянием своего имения нищим или телесными трудами для пропитания и подаяния нуждающимся. Григ. Нисс. 6.


Рецензии