Подставь другую щёку

       Много лет назад погожим летним днем шел я по улицам своего города.
Неожиданно старушка, идущая мне навстречу замедлила свое движение и
обратилась ко мне — Можно Вам задать вопрос? Естественно, я ответил, что
можно... Старушка — Скажите, а как Вы считаете, где больше всего
информации? Меня, конечно, удивил такой вопрос, но для меня ответ был
очевиден и я сразу же сказал — В интернете! А она подняв вверх палец важно
так сказала — Нет! В библии! Спорить и разубеждать старого человека я не
стал... Только подумал про себя — действительно, еще лет триста назад библия
была очень ценным источником информации. Но прогресс стремителен и
неумолим. И теперь относительно ценности библии, как источника
информации, что можно сказать? Можно сказать, что в определенной степени
ценность ее в этом плане все еще сохраняется. И будет всегда сохранятся.
Наверное, в первую очередь, когда речь касается морально-нравственных
аспектов поведения человека.
Одним из самых известных в библии высказываний является: ,,Если тебя
ударили в одну щёку, подставь и другую''. Ну, примерно, так. Как следует
понимать данное высказывание? Можно задать и другой вопрос, который
почему -то никто никогда не задает. Что же, тогда его задам я... Вот он —
Почему в библии не расшифровывается, не объясняется смысл этого
высказывания?! Возможно потому, что смысл высказывания настолько
очевиден, что тут и объяснять ничего не надо? Но давайте попробуем
произвести мини опрос среди своих знакомых. Получим совершенно разные
ответы. Конечно, всего скорее у церкви есть разъяснение, как следует понимать
данное высказывание. Не будем рассматривать и теорию писателя Льва
Толстого ,,о непротивлении злу насилием''. Но с моей точки зрения интересно
разобраться с этим высказыванием не с позиции веры и религии, а психологии.
Так почему все же в библии не растолковывается детально и подробно, как
понимать данное высказывание? Приходит понимание, что скорее всего, это не
случайно. Кто-то может сказать- Ну, если в библии будет расшифровываться и
объясняться каждое высказывание, то библия будет необъятных размеров. Тоже
правильно, согласен. А кто-то, возможно, скажет, что так сделано для того,
чтобы побудить человека к размышлениям... Можно предположить и такую
точку зрения — библию писали, вне всякого сомнения, люди умные и они
специально не конкретизировали высказывания, чтобы их можно было
трактовать в самом широком смысле в соответствии с ситуацией. Если поискать
аналогию, то пожалуй тут подойдет сравнение с универсальным ключом,
который может открыть многие замки. Разумеется, не все...
И ещё. На мой взгляд следует при обсуждении данного высказывания
обратить внимание на то, что в высказывании говорится об ударе по щеке. Удар
ладонью по щеке обычно называется пощечиной. Удар ладонью по щеке и удар
кулаком в челюсть — это совершенно разные удары. У них разные причины и
разные цели. Как правило, пощечина наносится человеком, который считает,
что ему нанесли оскорбление, и такой удар не преследует причинение
физической боли (в первую очередь), а подразумевает некую сатисфакцию за
причиненное оскорбление. Вполне возможно (а скорее всего, оно так и есть),
что данное высказывание в библии носит не буквальный смысл, а переносный
смысл. То есть имеется ввиду не буквально удар ладонью по щеке, а нанесение
оскорбления или обвинения в словесной форме. Тогда и ,,подставь другую
щеку'' следует, скорее всего понимать, как покаяние на словах.
Что же, давайте тогда поразмышляем дальше... Лично я, как атеист, со
своим жизненным опытом и со своим образованием понимаю это высказывание
следующим образом. В мире все имеет причинно-следственные связи. Так
когда -то нам говорила философия. С этим трудно поспорить... Человека
ударили по щеке... Значит была какая -то причина, из-за которой это произошло.
Какая? Не будем сейчас рассматривать вариант, когда удар по щеке нанес на
улице неизвестный гопник из хулиганских побуждений. Всего скорее в библии
говорится не об этом случае.
Значит, мы рассматриваем вариант, когда удар наносит человек, в общем-
то знакомый. И тут может быть две различных ситуации: 1- человек,
получивший удар, искренне не понимает, за что он получил по щеке. 2- человек,
получивший удар по щеке, прекрасно понимает, за что он получил по щеке.
Давайте для удобства обозначим персонажа, нанесшего удар, буквой А (будем
считать А первой буквой имени). Персонажа, который получил удар по щеке ,
обозначим буквой Б.
Ситуация под номером 1 может иметь подварианты: 1.1 — Персонаж Б
абсолютно ни в чем не виноват, он честный и порядочный человек, его просто
кто-то оклеветал. Нужно ли ему тогда подставлять вторую щеку?! По-видимому,
в этом случае вторую щеку ни в коем случае подставлять не следует. А следует
спросить — За что? И когда выяснится, что произошла ошибка, потребовать от
А как минимум извинения. Персонажу А прежде чем наносить удар по щеке
персонажу Б хорошо бы было сначала задать вопрос Б по сути дела. 1.2 —
Персонаж Б будучи человеком порядочным, непреднамеренно нанес персонажу
А материальный или моральный ущерб, сам не подозревая об этом (его
действия вообще не имели прямого отношения к персонажу А). И опять
персонажу А следовало бы сначала задать вопрос персонажу Б и выяснить,
почему случилось недоразумение. Здесь персонажу Б, пожалуй следует
принести свои извинения, а возможно и как-то компенсировать принесенное
неудобство. И здесь, да, в переносном смысле извинение или компенсацию
можно трактовать, как подставление второй щеки, и признание своей вины,
пусть и за непреднамеренные действия.
Ситуация под номером 2 может иметь подварианты: 2.1- персонаж Б
прекрасно знает, что он совершил подлость в отношении персонажа А.
Возможно, что Б считал, что А не догадается и не узнает даже, кто совершил
подлость. Получив пощечину Б понял, что А все знает, и подставляя вторую
щеку (в буквальном или переносном смысле), Б дает понять А, что он осознал
свою подлость и просит прощения. 2.2- персонаж Б не осознавал, что его
действия по отношению к персонажу А могут рассматриваться А, как
оскорбление. Получив удар по щеке персонаж Б наконец-то понял, что его
действия оцениваются персонажем А как оскорбление. Подставляя другую
щеку персонаж Б дает понять, что теперь -то он всё понял и раскаивается в
содеянном.
Вполне возможны и еще какие-то подварианты. И, пожалуй, последнее.
Люди, писавшие библию, на мой взгляд были не только умны, но и
наблюдательны. Впрочем, на мой взгляд, это вещи взаимосвязанные... Что же
мною имеется ввиду, когда я говорю о наблюдательности? Природа, природа,
природа. Возможно, что не все знают, как ведет себя животное, провинившееся
перед другим животным, своим собратом. Собака, провинившаяся перед другой
собакой, и осознавшая свою вину, ложится на спину и поднимает вверх лапы...
А вы думали когда-нибудь, откуда пошло выражение поднять руки вверх? Или
— повинную голову, меч не сечет...
                1.11. 2022


Рецензии