Путевые заметки по Чуйскому тракту. Часть6

Калбак_Таш

Петроглиф. Тихо. Блещет в камне штрих,
Вещает в скалах гордый облик грифа.
Олень несет рога и мир притих.
Петроглиф. Тихо.
Сражен любой и видит ярче мифа,
Что Солнцем свет рожден, как стих.
В граните отражен рассказ о скифах.
Петроглиф. Тихо.
Года сменились. Время пролетит,
Но в камне труд останется «Сизифа».
Придет другой. Увидев мир, молчит.
Петроглиф. Тихо.

   Триста семьдесят километров асфальтовой ленты Чуйского тракта остались позади. Мы движемся по урочищу Калбак-Таш. Слева то приближаются, то удаляются склоны, а справа Чуя в разломе ищет путь навстречу Катуни. Мы движемся вдоль русла реки, припекает солнце. В этом мареве чувствуется приближение чего-то необычного.

   Горный Алтай любит сюрпризами встречать гостей в самых обычных на первый взгляд местах. Слева открывается взору многоступенчатая скала. Осыпанная местами от ветровой эрозии, с отколотыми пластинами камня. Строения для администрации, небольшое кафе, где можно выпить кофе. Туристы  группами и по одному, слушают экскурсовода или самостоятельно разглядывают петроглифы - выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от древне греческого ;;;;;; — камень и ;;;;; — резьба).

   Калбак-Таш: урочище и святилище, петроглифы, чуйские руны, писаница Горного Алтая. Все это об одном месте, мимо него невозможно пройти и не остановиться.
Калбак-Таш в переводе с алтайского означает «плоский камень». Это самый большой памятник наскальной живописи в России, который хранит около 3000 наскальных рисунков, возраст которых оценивается в 2,5–8 тысяч лет – от неолита до древнетюркской эпохи – бесценное наследие рисунков в камне, информация потомкам от людей проживающих некогда в горах Алтая. Генетический код культурного бытия, достояние человечества. Использовались сначала каменные, затем металлические орудия.

   Самое древнее изображение палеолитического быка просматривается сквозь лишайники: его касалась рука художника 8000 лет назад. Я прикасаюсь ладонями к поверхности, чувствую теплоту камня нагретого солнцем. Впитываю дух мастера взявшегося за изображение животных, людей таким необычным способом. Время сохранило для нас выбитые камнем в камне черточки и точки, знаки. Волна энергии покалывает подушечки пальцев – это время струится через меня.  Рядом песок сыпется в узкую щелочку, стекая вниз, словно живут в этом месте песочные часы, отсчитывающие секунды, года, тысячелетия.

   Богиня Умай ведет быка – Землю, женщина всегда дает новую жизнь. Здесь же козероги, благородный олень несет в рогах солнце, давая жизнь природе каждый год весной. А вот и охотники гонятся за добычей, и алтайский кам вершит обряд с заботой о своем народе.
 
   Жертвенник Умай, общей для всех степных религий Матери-Земли.  Умай - богиня плодородия,  покровительница матерей, потому её жертвенник чтим и в наше время. В основном тут подарки от женщин. Они просят у нее защиты и сохранения жизни.
Здесь находится руническая надпись, одна из самых длинных известных науке. Содержание весьма глубокомысленное: "Если на земле находящиеся болезни исчезнут, на вечной земле находящиеся люди придут в замешательство".

   Самые важные рисунки огорожены. Слабая попытка оградить культуру веков от современного вандализма.

   Ученые, работающие на Калбак-Таше, сделали удивительное открытие. Часть изображений сделана рукой мастера и повторяются на Елангаше. Выполнены одним человеком, его назвали Алтайским Микеланджело. Расстояние между географическими объектами более 150 километров. Немыслимое перемещение на дальнее расстояние? А может быть школа!

   Исследователи поднимаются по склону выше и находят новые рисунки. Они не заканчиваются и несут все большую информацию. Разгадать их, описать трудновыполнимая задача.

   Алтайцы не говорят: ребенок родился, они считают, что ребенок выходит в мир теменем вперед. Им он связан с миром, с его энергией и находится под защитой. Я ощущаю потоки небесной силы, входящие в меня в сакральном месте. Особое приближение к тайнам вселенной. Прикоснуться к ней должен каждый. Прикоснуться и стать мудрее и добрее.

   Спокойно льется речь экскурсовода, вслушиваются туристы, пытаясь сохранить информацию, щелкают затворы фотоаппаратов. А внизу зовет в дальний путь, шумит шинами Чуйский тракт. Скачет по порогам Чуя впитывая в себя сегодняшнее время и унося его на запад, а затем и на север в царство белого безмолвия.

22 августа 2022 года
День первый  16.00


Рецензии
Чарующий своей красотой рассказ!Каждое слово дышит покоем и вечностью изображений на камнях.Успехов! С теплом

Андрей Эйсмонт   01.11.2022 18:51     Заявить о нарушении
Спасибо Андрей Михайлович. С добром!

Валерий Неудахин   02.11.2022 11:04   Заявить о нарушении