Отпуск

   Отпуск.
После окончания школы я уехал в город и уже  как год отработал на металлургическом заводе в инструментальном цехе.Поступил я на завод в июле и в  июле же мне был положен отпуск.Но  как было заведено,в этом месяце часть рабочих от завода отправляли на  сенокос.Сия чаша не минула и меня,вместо законного отпуска наш начальник  цеха сказал мне,что,мол,съездишь на сенокос ,а уж потом в отпуск,он  от тебя никуда не денется,поскольку законный.Я в деревне уже порядком «насенокосился «,и перспектива ехать куда-то к черту на кулички делать то,чем я занимался с  шести  лет и до  семнадцати,меня не прельщала. Вечером ,придя с работы и сидя за ужином,я вкратце обмолвился,что меня гонят на сенокос в Тьмутаракань.Муж моей сестры-Александр Николаевич - философски промолвил,что утро вечера мудренее и что все может измениться. С тем и разошлись по комнатам.Утро на заводе началось как обычно,подвозились детали,мы   с ними делали то ,что нужно было сделать,детали отвозились и привозилась новая партия.Но ближе к обеду началась в цехе какая-то непонятная подозрительная суета.Пробежал раз-другой Петр Палыч,начальник,пробежал парторг и все оглядывались в нашу сторону.Мы с Толиком-моим наставником и по совместительству-напарником,сходили в столовую,отобедали,погрелись на солнышке еще положенные полчаса и вернулись в цех.Тут-то ко мне и подошла наш главный  контролер-начальник ОТК(отдел технического контроля)Надежда Павловна и   сказала,что меня ждут у начальника ремонтно-механического цеха, мы  им подчинялись.Я поднялся на второй этаж в конторку.Там сидели наш начальник,начальник ремонтного и парторг.Я поздоровался и оглядел  почтенное собрание,недоумевая,отчего моя скромная персона так заинтересовала вдруг все наше начальство.
«Василий Агеевич»,-до этого ко мне никто и никогда еще так  не обращался и я насторожился,-  «Василий Агеевич,ну что же вы так поступаете?Вас никто законного отпуска не лишал,вы отработали 12 месяцев и можете хоть с завтрешнего дня идти  отдыхать,я распоряжусь»,-начальник цеха беспокойно потирал ладони.Я ничего не понимал,вчера еще я ехал на сенокос,а сегодня волшебным образом могу ехать в отпуск.  «Зачем же вы, Василий Агеевич,сразу к прокурору города жаловаться пошли,что нарушается трудовое законодательство.Мы же не враги,могли прийти и сказать,что не желаете ехать на сенокос».От услышанного я потерял дар  речи,ибо никому я не писал,не звонил и не жаловался.  «Вы можете идти,оформляйте отпуск»,-начальник привстал со стула.Я  закрыл за собой дверь и спустился по   железной  лестнице в цех,осмысливая услышанное.К концу  рабочего дня  я уже получил отпускные и опять за ужином  рассказал,какие чудеса происходят в этом мире.Все оказалось намного прозаичнее- муж моей сестры  работал инженером на железно-дорожной станции,у него был  отдельный кабинет,стол, кресло и конечно-телефон.Вот с этого  то телефона  он ,представившись прокурором города,позвонил нашему начальнику цеха и потребовал,чтоб права рабочих не нарушались..Мы долго смеялись ,а я даже побаивался  ,что после отпуска все это вскроется.Но дело сделано,и  целых  две недели-я свободен от всех обязательств- я—в отпуске!Куда ехать,вопрос не возникал-конечно ,в мою родную деревеньку-Медкоедово,по которой я очень скучал,и к маме-моей любимой мамочке.Сборы были недолги,я купил сувениры для мамы,ума не хватила купить что-то посерьезнее,а взрослые не подсказали.С тем и сел в поезд,двенадцать часов  пути,кировский автовокзал,и вот рейсовый автобус-Киров -Нема мчит меня в родные пенаты.К обеду я был уже в нашем райцентре.Прошел год всего, как я закончил  школу и покинул родные места,но только теперь,завидя нашу школу,киоск  с газетами и журналами,столовую,магазины и парк,я понял ,как скучал по всему этому.Автобуса до Марково на сегодня уже не было ,и я пошел пешком-двенадцать километров до дома я ходил неисчислимое множество раз.Прошел районную больничку,куда мы приходили  ,когда лень было  учиться ,и натирали подмышки солью,чтоб поднять температуру-как-будто мы заболели.Прошел дом  моего одноклассника Коли Козырева, вот и околица,где у крайнего дома  у сарайки,мы оставляли свои велосипеды.Главная дорога разделялась за околицей на три-влево уходила дорога на Колобово,вправо -на Обжоры ,а прямо-на Марково.Получилось как в сказке-  налево пойдешь.......,направо пойдешь.........,а прямо-прямо-ДОМОЙ!Я шел по тропинке между березками,где мы ездили на велосипедах,если дорога была очень грязной,и где ,кажется , каждый бугорок и кустик ,и поворот тропинки мне был знаком. Я спустился по пологому спуску к речке Лобанке.Там тек такой же ручеек,как и прежде.   «Пока никаких изменений,»-улыбнулся  я мысленно.Поднялся по такому же пологому ,но уже подьему,справа от меня была деревенька Крестьянка.И опять дорога разделялась,влево уходил торный тракт на Вишневку и Слудку,вправо -на Марково ,а посредине шла полевка-,полузаросшая травой колея,видимо ,уже не часто по ней ездили и и она не была накатана.Я по ней спустился к леску и поскотиной прошел до деревни Агапово.Она осталась справа от меня, и я мысленно вспоминал друзей  Ивана -моего брата,моих ровестников там не наблюдалось почему-то.,их,Ваниных друзей,  уже в деревне тоже наверно не было,поразьехались. Я вспоминал вкус рыжиков,за которыми мы сюда ходили.Полем пройдя чуток ,я подошел к Провалову.Справа лесок,слева лесок ,впереди мостик через речку,скорее-ручей,и вот я уже поднимаюсь к первым домам.Так и кажется ,высунется в окно знакомая  лохматая голова и спросит,-   «Вася,а ты откуда тут?».До дома оставалась всего ничего- пересечь  дорогу,идущую  из Слудки в Антоново,пройти до конца деревеньку,пересечь поле и Проваловский лог,еще одно поле и все-вот она наша родная деревенька-Медкоедово.Вот и первые дома-тети Пухирьки,дяди Евсея и наш-с могучей березой и  раскидистой липой.
Я открываю дверь в ограду,поднимаюсь по ступенькам , открываю дверь в дом ,и душа моя трепещет—мама  сидит на скамеечке между окон,сложила руки  на  фартук.Но вот  она подняла глаза  на скрип двери ,увидел, меня, и в них  полыхнула радость  узнавания.  «Сынок,так почему не сообщил?Радость -то какая!»,-она легко поднялась,маленькая ,сухонькая,обняла меня,глаза ее были на мокром  месте.  «Ну ,мама, отпуск у меня.Чего сообщать-то. Письмо пока дойдет,а и телеграма-тоже, пока принесут тебе ее-я уже дома буду».  «Да ты ,поди,голодный?»,-мама заспешила на кухню ,захлопотала там у стола,готовя снедь.  «А я ,сынок,теперича не одна живу.Ты ,может,помнишь тетю Пашу,она жила в Антоново ,а когда жила в Краснодаре,нам всегда яблок привозила чемодан?Так она с детками пожила  да и решила вот вернуться.А деваться -то некуда,дом в Антоново без  пригляда порушился.Вот я ее и позвала,да и родня ведь она нам.Так ведь вдвоем-то и веселее и болячки легче преодолевать».Я смотрел на маму и мне казалось,что она после нашего отьезда  в город,сначала Иван  ,а потом и я,-чуток еще постарела.Умом я понимал,что тяжело  ей тут,хоть и тетя Паша с ней была и помогала,мы   наготовили дров на пару зим,но надо носить воду и убираться  по дому.,протапливать печку,на огороде управляться.Это же не в городе,кран открыл и потекло.   «Мама,ты правильно сделала,что тетю Пашу взяла в дом,»-я подошел ,обнял ее,-  « не суетись,чайку попьем,если ты не голодна,я в Неме перекусил немного.»    «Да мне много ли надо-то. А ты ,сынок ,надолго -ли?»,-обернулась она ко мне.  «Так отпуск две недели,дней  десять  побуду.» « А и ладно ,ну дай Бог,отдохнешь   да и воздух тут у нас,у вас  там ,чай ,и дышать -то нечем.С ребятами повидаешься.,кто не уехал.Давай повечеряем,а то вон уже и стемнеет скоро».Мы сели за стол ,и я принялся за еду,а мама смотрела  на меня,положив одну руку на стол ,а второй подперев  голову. «Повзрослел  ты,сынок,вроде год всего прошел,а вон как вытянулся и возмужал.А уезжал-то совсем мальцом».Мама  утерла глаза  кончиком фартука.
Дверь в горницу распахнулась  ,и вошла женщина  в цветастом сарафане и кофте ,которая не была застегнута.  «Ой,да у нас гости!,»-воскликнула она,и я узнал тетю Пашу.  «Дай-ка ,сынок ,расцелую тебя!»,-тетя Паша подошла  ко мне и обняла.  «Ну вот,как раз и к столу».Мы повечеряли,и разговоры продолжались до позднего вечера.Они распрашивали меня про житье-бытье в городе и сами рассказывали  деревенские новости,-  «Дед Лева вот недавно отошел,схоронили,Гришка-то ,внук,  только и был.Валька,Павла Протасовича дочка-то,тоже в город уехала,говорят в Ленинград.А друг-то твой,Сережка,он нынче на тракторе ,в колхозе работает».Меня начало кидать в сон,мама заметила,-  «Ой,да заговорили совсем гостя-то.Давай,я тебе в светлом чулане постелю,чай,помнишь,как с братом -то там спали.?».Она сноровисто   достала из комода  чистое белье  и пошла стелить постель.Я  сходил в ограду,достал  из колодца ведро студеной воды,слил на руки,сполоснул лицо и поднялся в дом.  «Иди,иди ложись уж,чай,устал с дороги-то,а я утречком печку растоплю,лепешек тебе напеку ,хоть и не с руки  печку-то топить,жарко,но ради гостя можно,побаловать тебя,да я намедни еще малинки около старой бани насобирала,вот с ней и поешь лепешек-то.И сметанка есть!Ну иди уж ,иди»,- мама перекрестила меня в спину,а я только коснулся головой подушки,спал -без всяких сновидений.Утром я проснулся от звенящей тишины.В городе то шум машин,то стук да бряк за стенкой,то сверлят,то ругаются-,а тут только иногда галки на березе пошумят.Некому шуметь—оказывается,Пухирька тоже уехала в город к дочке и дом пустовал,с нашего конца  жилыми были только  наш и бабушки Ульяны Семеновны  ну и дальше,дядя Мар и дядя Савелий жили.
«Вставай,лежебока»,-мама постучала в двери.,-  «Лепешки стынут.Пойдем,я тебе солью,лицо ополоснешь,а зубы в городе чистить будешь».Я скинул ноги с кровати и блаженно потянулся,  «Домаааааа!».  «Иду ,мам!»-я всунул ноги в тапки,заботливо  поставленные   мамой у порога и вышел.Она стояла  с полотенцем через плечо и улыбалась,  «Ну что,выспался?».  «Как младенец!».  «Ну ,то-то,не то что в городе.Ну пошли пошли, там и тетя Паша тебя ждет,не наговорились вчера-то.Ты чуть не уснул за столом.»Мама полила мне  с ковшика на руки,я умылся, и мы поднялись в дом завтракать.Тетя Паша стояла у печки со сковородкой в руках,где были  румяные лепешки, и цепляла готовые вилкой.Лепешек  была уже целая гора.  «Да хватит уже печь-то,вон лицо все покраснело от жары.».Я макнул  лепешку в малину со сметаной и отправил ее в рот,смакуя,вспоминая полузабытый вкус!  Мм ,вкуснятина!!!!!     «Да тетя Паша ,угомонись уж,ведь не сьесть!Садись сама за стол».Она послушно отставила сковородку,присела на краешек стула,-  «Вася,а может стопочку? Ты не бойся,у нас есть!  Красненькое!Осталось с майских!Налить?».  «Тетя Паша,с утра?»,-заулыбался я,-  «лучше вон друзей схожу навещу.А может  что поделать надо?».Обе, и мама и тетя Паша, замахали на меня руками,-  «Ты что.Отдыхай!Наработаешься у себя там,в городе.Сходи,сходи проведай»
Отпуск пролетел,как летний дождик,оглянуться не успел,как пришла пора собираться в обратную дорогу..Не думал и не гадал я,что в последний раз  вижу родительский дом,баньку,что больше не доведется мне ночевать в светлом чулане под пологом,что не сниму  я с полки в кухне ящик с фото и документами и орденами и медалями отца,больше не подержу их в руках,вглядываясь в лица,не перечитаю надписи на орденах.Не увижу больше,как мама крестится   украдкой на  красивые иконы на Божнице в комнате и кухне.,не полежать мне больше  на широких теплых боках русской печки-всего этого  я больше не увижу  никогда  ,и спустя 25 лет я приду на это место ,и только береза и липа поприветствуют меня,шумя листвой.


Рецензии