Дембельский аккорд

   

 Есть в армии такая традиция  - дембельский аккорд. Для тех, кто хочет домой уехать пораньше и готов для этого на многое... 
Пока молодой и служить еще долго об  этом как-то не думаешь. Дембель и  аккорды представляются какими призрачными, далекими  событиями.
Но, жизнь берет свое и вот уже твои товарищи, ближайшие по призывам, осенники, начинают готовиться к дембелю. А что готовиться?  Только подпоясаться – альбомов нет, поскольку  нет фотографий, парадная форма осталась  в Алма-Ате. Осталось только подобрать шинельку поприличнее,  не забыть причесать ее.  Сапоги получше – ха, не тут –то  было, офицеры организовали целую кампанию по отлову дембельских сапог -  чтобы у молодых, только прибывших в часть солдат , не увели новые сапоги, заменив их на старые свои, дырявые опорки. В общем, даже если не готовишься, забот все равно много. Надо понимать, что  в Афгане, в действующей бригаде   подразделения   задействованы почти все время – или командировка, или караул, или операция – так у нас в то время назывались рейды. Оставалось одно – взять дембельский аккорд. В нашей батарее было два осенних дембеля - Максат Аманкулов и солдат по фамилии Пичурин, к сожалению не помню его имени. С Максатом мы как-то больше общались, и я даже помню, как  он уезжал, совершенно неузнаваемый, в  дембельской шинели.   
Отъезд Пичурина  остался для меня за кадром, я сам был в рейде и не застал его, вернувшись.
 История   занимательная.  Здоровенный курский детина, под два метра ростом, ручищи  с пивную кружку, обладал чудесным умением -  плотницким мастерством. И договорился с командиром дивизиона, а у нас был очень хозяйственный командир дивизиона – я еще об этом расскажу, что он построит туалет для всего дивизиона. Обращаю ваше внимание, что дивизион первым в бригаде построил оружейную комнату из самодельных саманных кирпичей, умывальник и душ для офицеров. Мы купались летом в реке, зимой мылись в бане. Умыться можно было в ручье.
Взялся  Пичурин  за эту стройку. Пригнали экскаватор и выкопал он глубоченный котлован под это дело. А плотник наш, умелец, построил просто дворец, на шесть персон. По сравнению  с выгребными ямками пехоты это было просто чудо. И свет туда провели! Красота получилась.  Вся бригада туда ходила.
Не знаю, что уж там случилось,  но, Пичурин все равно поехал домой последним.
  А дело пошло - весной, практически одновременно, были построены гауптвахта и караульное помещение на артскладе. Это тоже были аккорды, понятно, что на артскладе наши пацаны трудились. Помня историю с плотником, я решил – никаких аккордов. Пусть меня отпустят   с последней партией, но, я ничего делать не буду. Вызвалось несколько человек и то, довольно вяло.
  Командир дивизиона все понял правильно. 
 Не был бы майор Малюков командиром дивизиона, еслиб не знал, как  побольнее ущемить гордецов. Тут же перед строем он объявил, что таким труженикам  необходим доппаек – по банке тушенки на брата, выдавать каждое утро, и банку сгущенки на всех. В общем, весь армейский дефицит бросил к их ногам. И от всех нарядов, понятное дело освободил. Но, это было не все.
 - А вы - объявил он - будете им помогать !
Это он нам сказал. 
- Некогда строителям глину добывать, глину рыть будете вы!
    Вот это было уже обидно и несправедливо.
 То есть, когда каждым утром эта команда, получив перед строем доппаек, шла на стройку,  мы шли к банно-прачечному комбинату, где был небольшой обрыв, там мы и добывали глину.
 Копать-то мы научились хорошо, для чего еще армия нужна. Копали мастерски.
 Не застал я пуск караульного помещения в эксплуатацию – нашему взводу улыбнулось скупое солдатское счастье – в один прекрасный день нас отправили на охрану аэродрома,  по нашим понятиям, это был курорт.  Одно скажу – построили пацаны тот домик и первыми уехали домой.
 
Да что я все о делах наших мелких рассказываю, вот Роман Абрамович – предпринимательская жилка
Один из богатейших людей России, бывший губернатор Чукотки Роман Абрамович открыл с себе предпринимательские способности еще во время службы в армии. Занятную историю последних дней службы Абрамовича в ВС рассказала Татьяна Дьяченко, дочь Бориса Ельцина:
 "В армии есть такое понятие – дембельский аккорд: пока солдат не сделает для своей части что-то полезное, домой его не отпускают. «Дембельским аккордом» Абрамовича и его сослуживцев стал приказ о вырубке лесополосы для будущей дороги.
Выполнение этого задания могло растянуться на месяцы, но смышленый и предприимчивый Абрамович нашел выход: он разделил лес на квадраты и пошел в ближайшее село, предлагая купить у него эти участки. Жители села, где дома отапливались дровами, за три дня вырубили лес, еще и заплатив Абрамовичу за это деньги."
 Его бы к нам, в Афган, цены бы ему там не было.


Рецензии
Спасибо, история с Абрамовичем - класс, аплодирую, стоя!!!

http://proza.ru/2012/07/27/1057 Вот ещё пример, связанный с командиром полка и находчивостью курсантской «фантазии», до которой взрослым дядям-лётчикам никогда не дорасти. До окончания зимней сессии оставался ещё один экзамен, как два курсантика третьего курса Гена Напёрстков и Витюха Пожаров попались патрулю в «самоходе», после обмывания предыдущего экзамена. Ребята были с нашей эскадрильи, новость эта разнеслась быстро, и все им сочувствовали, т.к. в лучшем случае это грозило им суток 5-7 отсидки на гауптвахте вместо положенного двухнедельного зимнего отпуска. Дальнейшая сцена развивалась на наших глазах. Командир полка полковник Еремеев стоял перед нашей казармой, когда патруль поставил перед ним двух провинившихся курсантов.

Он недолго думал, как их наказать. «Моё терпение лопнуло, посему, пока не выкопаете траншею для отопления 40 метров между казармами, в отпуск не поедете. Всё – вопрос исчерпан». С этими словами он сел в свой уазик и проехал к следующей казарме, где вышел и стал давать очередные ЦУ (ценные указания) по наведению порядка в гарнизоне. А буквально секунд через 10, как Еремеев выдал своё решение по наказанию нерадивых курсантов и отъехал, туда подошла рота солдат-строителей, направлявшихся в баню, с полотенцами под мышкой.

«Товарищ сержант, остановите строй»,- зычным голосом скомандовал курсант Пожаров. «В чём дело, товарищ курсант?» - спросил сержант, но строй всё-таки остановил, уж больно голос у Пожарова был командирский.
«Только что, вы видели, командир полка приказал мне вам передать его приказ, вырыть 40 метров траншеи для прокладки новых труб системы отопления «Но у нас по плану помывка в бане» - начал сопротивляться сержант.

«Я знаю, - ответствовал курсант Пожаров. В баню команда уже дана, её для вас продлят, а ужин получите из расхода».

В это время машина командира полка поехала обратно. Напротив строя солдат, сержанта и стоящих двух курсантов она притормозила. Открылась дверь, оттуда высунулась физиономия полковника Еремеева со словами: «И что б было сделано!» помахала кулаком, и машина поехала дальше.
«Вот видите, тов. сержант, командир полка специально вернулся, чтобы персонально для вас повторить своё приказание»,- сказать эту фразу у двух новоявленных Остапов Бендеров получилось почти хором, как будто они её заранее отрапетировали. Сержанту ничего другого не оставалось, как поверить товарищам курсантам.

«Напёрстков, обеспечьте солдат шансэвым инструментом», - хозяйственным тоном скомандовал Пожаров и показал рукой на сарайчик между казармами, где хранились лопаты. Курсант Гена в роль врубился мгновенно: «Так точно, будет исполнено",- подобрастно ответил он. Тут же добежал до каптёрки, где хранились ключи от сарайчика, открыл его и начал выдавать лопаты, напоминая при этом, что копать надо тщательнее. А Пожаров каждому солдату с лопатой ставил персональную задачу по копке одного метра траншеи глубиной 80 см. Не прошло и 10 минут, как работа закипела.

Но минут через 15 стало ясно, работа идёт медленно, т.к. зима, верхний слой земли промёрз сильно. Это смутило бы кого угодно, но не курсанта Пожарова. Он бегом добежал до автопарка, захватив по дороге две бутылки водки, припрятанных в загашнике. Короче, ещё через 15 минут на помощь солдатам подъехал траншеекопатель. Он буквально за пол часа прошёл верхний мёрзлый слой, дальше каждый солдатик быстро доуглубил свой отмерянный для него метр, точнее даже меньше, и работа была сделана. Пока они работали Витюха Пожаров быстро порешал вопросы с баней и столовой для солдат, и, объявив им «благодарность» перед строем, отправил на заслуженную помывку.

Ровно через два часа в дверь кабинета командира полка полковника Еремеева раздался стук в дверь, и чётким, строевым шагом вошёл курсант Напёрстков: «Тов. полковник, Ваше приказание выполнено, прошу проверить качество работ».

«Напёрстков, мне не шуток, идите, не мешайте мне работать», ответствовал погружённый в свои командирские заботы полковник Еремеев. Но курсант стоял на своём и требовал проверить выполнение ими приказания. Еремеев пока они шли, пообещал дать каждому ещё по пять суток гауптвахты, чтобы знали, как шутить с командиром полка. Когда они подошли к свежевырытой траншее, курсант Пожаров, стоя спиной, и как будто не видя подходивших Еремеева и Напёрсткова, старательно лопатой доочищал стены траншеи.

Папаха на голове полковника Еремеева «поднялась сантиметров на пять», а челюсть ровно на столько же просто отвисла вниз. Он внимательно осмотрел все 40 метров траншеи, убедился, что глубина её по всему периметру соответствует «Госту» и произнёс: «Пожаров, я не буду спрашивать, как вы это сделали. Объявляю благодарность и разрешаю уехать в отпуск, как только сдадите крайний экзамен». В итоге, эти два новоиспечённых Остапа Бендера умудрились сдать экзамен досрочно и убыть на зимние каникулы на день раньше остальных «нормальных» курсантов. А теперь скажите, могут ли так быстро, по ситуации, решить эту поставленную задачу дипломированные дяди-лётчики??? Я думаю, вряд ли, тут им у курсантов ещё учиться и учиться надо.

А полковник Еремеев, к огромному нашему сожалению, через несколько лет погиб. Разбился при заходе на посадку днём на ИЛ-28, будучи Начальником Тамбовского лётного училища. По рассказам, повторяю, по рассказам, поэтому, за достоверность этой информации я не ручаюсь, прибыв с Военного Совета, без подготовки к полётам решил выручить своего штурмана – Начальника Политотдела училища, тому не хватало посадок днём при установленном минимуме погоды для подтверждения класса. Еремеев, не имея нормального предполётного отдыха перед полётами, принял решение – летать, а минимум был «жёсткий». В итоге произошла катастрофа, подтвердившая, что каждая фраза НПП (Наставления по производству полётов), прописана «кровью», и требование нормального отдыха перед полётами является неслучайным. Почему я привёл именно это нарушение НПП? На аэродроме в Чебеньках в 1975 году при заходе на посадку ночью в СМУ из-за потери пространственной ориентировки в районе Ближнего привода упал ИЛ-28, пилотируемый лётчиком 1 класса майором Толей Акининым, которого с нашего курса первым поставили командиром эскадрильи. Толю из горящего самолёта смог вытащить стрелок-радист, а штурман майор Филин погиб…

Жму кисть, полковник Чечель...

Полковник Чечель   28.08.2023 16:01     Заявить о нарушении
Армия, труд тяжкий, порой опасный, а вспоминается с теплотой. Страна вечномолодых мужчин. А бывает и грустно, как и все в этой жизни.
С уважением, Андрей

Андрей Полторацкий   28.08.2023 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.