Как эволюционирует государство
Почему по мере развития самосознания индивидов и общества, требования социальной справедливости, прежде всего в материально-распределительном отношении, всё более нарастали? А учитывая развитие общественного труда, а не индивидуально обособленных хозяйственников, которые богатели, нанимая дешёвую рабочую силу ради своей жажды наживы, социалисты объясняли людям, что они сами виноваты в своей нищете, не желая объединяться в свою партию трудящихся для борьбы против своей эксплуатации богатеями для организации для себя более справедливых социально-экономических взаимоотношений в обществе.
Это породило конфликт по вертикали, когда при развитии капитализма после объединения в свою парламентскую партию сельских и промышленных наёмных трудящихся и их победы в парламентской борьбе, после революционных преобразований социально-экономических законов привело общество к переменам, которые воплотились в концепте социального государства! Или, точнее сказать, стало образовываться государство welfare state, то есть государства всеобщего благосостояния! Когда при стремлении к всеобщей занятости дееспособного населения в производстве необходимого для жизни и в оказании необходимых услуг для нормальной жизни и развития всех честно и добросовестно трудящихся и их семей стали включаться перераспределительные механизмы в финансовой и в материальной сфере по достойным человека нормам от общего количества социального и финансового богатства общества по заслугам перед обществом. При сохранении рынка лишь на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.
Сейчас эти социальные государства эволюционируют в государства всеобщего социального благосостояния и здесь важно почувствовать тонкий нюанс. Социальность — понятие шире, чем только материальное распределительное содержание, в нем есть и нематериальная важная компонента и обычно это упускают из виду. Социальное часто понимают только как welfare state и редко учитываются морально-нравственные аспекты такой организации общества.
Значит, социальная справедливость имеет два компонента. Первый компонент — это материально-распределительная справедливость. А второй компонент — морально-нравственная справедливость, что является более глубокой категорией как для отдельных граждан, так и для системы взаимоотношений «индивид-общество» и «индивид-государство».
Социальные государства в виде welfare state стали появляться, когда пришло понимание, что «советский социализм» не отвечает всем требованиям социально справедливого государства, особенно в социально-бытовом плане, когда зажиточно жили лишь те, кто был приближен к партийно-хозяйственной номенклатуре, а честные и добросовестные трудящиеся жили ничем не лучше наёмных трудящихся капиталистических государств.
Но не хлебом единым жив человек. Эволюционное развитие, безусловно, привело к относительно сытой жизни трудящегося населения и их семей, но только там, где с правом трудиться на благо общества, у людей есть право иметь от общества всё необходимое для счастливой жизни по достойным человека нормам от общего количества производимых средств для жизни! И где выполнению пороговых условий потребления благ, которые позволяют всем честным и добросовестным гражданам общества быть здоровыми и благополучными, позволяют им в материальном смысле чувствовать себя достаточно комфортно.
Но всё перечисленное еще не позволяет чувствовать себя комфортно в морально-духовной сфере бытия и для многих людей это очень важно. Ибо нравственность при взаимодействии добра и зла имеет иногда гораздо большее значение в обстоятельствах жизни человека, что вытекает не из биологической предыстории и природы человека как животного, а из великого звания человека — быть развитым в интеллектуально-духовном плане, чтоб достичь корней социальной справедливости при своём развитии в общество людей творческих и созидательных для счастливой жизни каждого! В общество людей высоконравственных, честных и добропорядочных, а не быть стадом диких жлобов с частнособственническими наклонностями и убеждениями.
Справедливость — это психологическое ощущение человека соответствия ожидаемого им, соразмерного представлению о самом себе и о своем достоинстве — от соседа, от общества и от государства! Когда воздаётся ему что-то реальное за его добропорядочность. Когда знак равенства появляется между ожидаемым в силу собственных представлений человека о его достоинстве и воздаваемом ему, то возникает состояние справедливости, у человека проявляется психологически комфортное состояние - все правильно, живем честно и справедливо!
Но у общества тоже есть ожидаемое от индивида — его обязанности, его ответственность, его долг учиться и трудиться на благо общества, чтобы иметь от общества все необходимые блага по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества! Быть нравственным, быть честным и законопослушным, быть готовым защищать свою родину и народ своей страны на основе священного долга как гражданина своего отечества от любых посягательств на право жить по СВОИМ ЗАКОНАМ!
В этом случае государство становится системой социума созданная обществом для максимизации всеобщего блага и мы подходим к нашему ключевому определению — что же такое социально справедливое государство, в отличие от государства-эксплуататора на правах своей силы и богатства, как правящего класса от буржуазии, в интересах этого эксплуататорского правящего класса.
Социальное государство в этом контексте, при отталкивании от природы явления — это социальная сущность созданная человеческим сообществом для максимизации успешности государства при достижении всеобщего блага! Создавая государственный аппарат во имя всеобщего блага для общества, есть сущность общественной справедливости для большинства трудящегося населения страны!
Этот аппарат при формировании наделяется теми ресурсами и управленческими властными мандатами для обслуживания всего общества, которые необходимы ему для обеспечения правопорядка и законности, когда такие законы принимаются всеми трудящимися гражданами страны! Ибо власть у народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть структурами государства во исполнении законодательной воли народа! Вот что такое социальное государство в точном, истинном, эволюционно нацеленном на бесконечное будущее в итоге развития смысла самого социально справедливого государства.
Функция насилия у него конечно есть, в том числе функция лишения свободной жизни для правонарушителей, то есть разного рода негодяев и преступников. Для чего? Для того, чтобы права, свободы и порядок соответствовали нормам в этом правовом, социальном, нравственном поле справедливо устроенного общества, чтобы люди были обеспечены всем необходимым трудом каждого для счастливой жизни всех!
Почему необходимо настаивать на том, что либеральная доктрина глубоко ошибочна, лукава и преступна? Да потому, что либерализм — явление в истории развития капитализма абсолютно буржуазное, как и любое общество с монополией капитала, властью денег и анархией рынка в эволюционной истории в любом случае является государством буржуазным. А буржуазное государство в любом случае подавляет в наёмных трудящихся их достоинство и индивидуальность, однако несмотря на это каждый человек имеет своё человеческое достоинство, но в условиях буржуазного общества оно часто трансформируется в качества далёкие от человеческого достоинства, превращаясь в преступные недостатки.
Оформилось это понимание, в конце концов, во Всеобщую декларацию прав и свобод человека, в которой и принят важнейший принцип равенства человеческого достоинства, на чём сейчас многие и строят свою модель социального благополучия. Но каким хотели бы видеть трудящиеся России облик будущей России? Это пока вопрос, ибо многие ещё не определились в вопросе, на каких принципах должно строиться будущее России, на принципе социальной справедливости по труду (это welfare state), или на принципе лукавого современного либерального подставного механизма обмана и эксплуатации якобы при равенстве возможностей без учета стартовых условий. Но в любом случае социальная защита трудящегося населения и их семей должно быть одним из важнейших направлений политики социального государства...
Свидетельство о публикации №222110101348