Арифметическая медитация

Арифметическая медитация – это счёт в последовательности натурального ряда чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 - и, в идеале, до бесконечности.

Её цель - настраиваться на чувство истины: в мире очень много вещей, на которые можно смотреть с разных сторон - натуральный же числовой ряд практически бесспорен: всегда за чем-то одним следует другое, за другим - третье и т. д. до бесконечности... Конечно, он тоже не идеален: система счисления не обязательно должна быть десятичной, названия чисел могут быть иными, их обозначения - разными, но суть бесспорна.

Натуральный числовой ряд - эталон истины, на его фоне человек может лучше понять, насколько что истинно - так же ли, как он или допускает мнения?.. И арифметическая медитация учит не останавливаться на достигнутом, вечно двигаться к совершенству - как идут в вечность вечно, не останавливаясь, числа.

Арифметическая медитация наиболее эффективна, если ежедневно принимать позу, наиболее подходящую, чтобы находиться в ней долго, удобно, и устойчиво, и с закрытыми глазами ровно считать в уме в удобном темпе, стараясь прочувствовать каждое число, а по окончании счёта некоторое время проникаться чувством абсолютной гармонии, вызываемым натуральным числовым рядом.

Поскольку чем больше число, тем сложнее обозначающее его имя числительное, а для наибольшего эффекта нужно считать до как можно большего числа, то числительные можно упрощать.

Простейший вариант – произносить только числительные из одного слова, заканчивая словом «бесконечность». В случае русского языка порядок будет такой (в других языках может быть иным):

ноль,

один,
два,
три,
четыре,
пять,
шесть,
семь,
восемь,
девять,

десять,
одиннадцать,
двенадцать,
тринадцать,
четырнадцать,
пятнадцать,
шестнадцать,
семнадцать,
восемнадцать,
девятнадцать,

двадцать,
тридцать,
сорок,
пятьдесят,
шестьдесят,
семьдесят,
восемьдесят,
девяносто,

сто,
двести,
триста,
четыреста,
пятьсот,
шестьсот,
семьсот,
восемьсот,
девятьсот,

тысяча,

миллион,
миллиард,
триллион,

…,

бесконечность…

Более сложный вариант - считать от 0 до 1001, употребляя и числительные из нескольких слов, но упрощая их после 100, 200 и т. д., держа нужную сотню в уме: 0, 1, 2, 3… 99, 100, 1, 2, 3… 99, 200 и т. д.

По возможности, можно вписывать арифметическую медитацию в свою жизнь, считая во время ходьбы, занимаясь делами, позволяющими считать во время их выполнения, находясь в очереди, на остановке и т. д.

Дальнейший текст – теория арифметической медитации, преимущественно на примере счёта от 0 до 1001. Прочтение его так же является её вариантом.

Идея находится в разработке, поэтому не является окончательной. Время последнего редактирования 5.3.2024, 12:12 МСК (UTC+3).

СОДЕРЖАНИЕ (арабскими цифрами указаны пункты изложения)

I. Арифметичность мира 1
II. Арифметическая медитация как инструмент психокоррекции 17
III. Сущность арифметики 85
IV. Арифметическая медитация как инструмент развития критичности ума 94
V. Арифметика – двигатель прогресса 106
VI. Совмещение арифметической медитации с разными делами 116
VII. Арифметическая медитация как инструмент психодиагностики 131
VIII. Арифметика и древние философы 149
IX. Арифметика и христианство 152
X. Вычислительная теория разума 173
XI. История создания теории арифметической медитации 174
XII. Пути совершенствования арифметической медитации 190
XIII. Продолжение следует 201

I. АРИФМЕТИЧНОСТЬ МИРА

1. Всегда есть что-то 1-е.

2. Затем идёт 2-е.

3. Затем 3-е.

4. Затем 4-е.

5. Затем 5-е.

6. Затем 6-е.

7. Затем 7-е.

8. Затем 8-е.

9. Затем 9-е.

10. И т. д. до бесконечности.

11. Таким образом, арифметика даёт прекрасную возможность описать мир в его сути: всё - конкретные значения, подставляемые в формулу натурального числового ряда.

12. Всё можно описать как алгоритм: 1-е, 2-е, 3-е...

13. Когда всё правильно, это может быть описано правильным порядком чисел в натуральным числовом ряде: 1, 2, 3...

14. Когда что-то неправильно, это можно описать изменением натурального ряда чисел, например: 3, 2, 1…

15. Любая красота - это красота арифметики: когда что-то одно следует именно тогда, за тем и в том числе, когда, за чем и в каком числе оно должно следовать.

16. Любая ошибка - это арифметическая ошибка: это нарушение натурального ряда чисел.

II. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

17. Эту теорию можно применять для гармонизации внутреннего мира: заниматься арифметической медитацией - просто считать, в идеале, до бесконечности.

18. Натуральный ряд чисел - полностью правильная последовательность элементов, поэтому такая медитация настраивает на гармоничный лад.

19. В арифметике нет единого мнения, начинается ли натуральный числовой ряд с 0 или с 1, но для арифметической медитации наиболее подходит счёт с 0, напоминая о том, что сначала – нет ничего.

20. До бесконечности считать, конечно, невозможно - возможно считать лишь до определённого числа.

21. Можно выбрать для себя число, счёт до которого реально достижим и которое воспринимается как наиболее красивое.

22. В разных системах счисления это число может быть различным.

23. Если число слишком малое, считать до него будет недостаточно: не потребуется существенно изменить внутреннее состояние.

24. Наиболее подходящим числом является 1001 – наиболее красивое число в десятичной системе счисления, симметричное, тем самым особенно способствующим гармонизации. Так же оно не круглое, даёт ощущение движения натурального числового ряда и дальше, напоминает, что 1000 – хотя и большое число, но большое лишь для нашего маленького ума.

25. Начало счёта с 0 и окончание на 1001 очерчивает рамки медитации, давая чувство стабильности.

26. Если при счёте до 1001 упрощать числа после 100, держа в уме сотню, к какой они относятся, это развивает контекстуальное мышление – умение понимать контекст: например, 1 и 1 в контексте 100 – это разные числа, первое – 1, второе – 101.

27. Если считать очень сосредоточенно и медленно, то даже до 2 может быть достаточно, тем более что дальнейший натуральный ряд чисел может быть описан словами «и так далее».

28. Возможен и иной подход - считать до числа, до которого получается считать легко и без заминок.

29. Если считать не настолько быстро, чтобы скоро наступило утомление, но и не настолько медленно, чтобы скоро стало скучно, то и во всех делах человек будет учиться действовать в оптимальном темпе.

30. Важен и ритм: считать нужно совершенно ровно - ведь именно таков натуральный числовой ряд.

31. Можно определить для себя, сколько раз нужно просчитывать в день до определённого числа, чтобы быть в наилучшем состоянии.

32. Можно считать циклами: закрыть глаза, просчитать до своего числа - оценить, насколько внутренний мир гармонизировался; если есть время и возможность, повторить заново.

33. Красота счёта принципиальна, так как цель - гармонизировать душу.

34. Хорошо засечь время, сколько занимает счёт, и исходя из этого вписывать арифметическую медитацию в свою жизнь.

35. Сущность арифметической медитации в том, что натуральный ряд чисел полностью правилен: душевное состояние дисгармонизируется, когда непонятно, что за чем следует, следует ли что-то за чем-то, а в жизни очень мало вещей, в отношении которых, можно быть абсолютно спокойным: всё в той или иной мере условно, всё - просто та или иная договорённость, игра, а договорённость могла бы быть и иной, вовсе не обязательно, чтобы после чего-то одного следовало именно то, а не это - всё, в принципе, может быть по-любому, многое так, но и не так, и нахождение в этом зыбком неустойчивом состоянии часто и может быть причиной душевных проблем.

36. Каждый имеет, на что можно опереться в жизни, но все эти опоры, по существу, могут быть выражены натуральным числовым рядом: человек желает, чтобы после чего-то 1-го, обязательно следовало что-то 2-е, за ним 3-е и т. д.

37. Мы все всегда подставляем в формулу натурального ряда чисел свои значения: число 1 заменяем чем-то, что считаем первостепенным, 2 - второстепенным, 3 – третьестепенным...

38. Мы сначала делаем 1-е, потом 2-е, потом 3-е...

39. Но является ли действительно то, что мы считаем первостепенным, таковым?..

40. Не путаем ли второ- и третьестепенное?..

41. Вот поэтому имеет смысл заниматься арифметической медитацией.

42. Мы и так постоянно им занимаемся, распределяя перво- и второстепенное, в случае же счета в буквальном смысле мы входим в самое сердце своей души…

43. Можно сказать, что натуральный числовой ряд - это архетип, основа, на которую нанизывается мир, это позвоночник мира, его скелет.

44. Поэтому нужно считать очень внимательно, не ошибаясь, не пропуская числа и не путая их местами: ошибка в счёте означает настройку на дисгармонию.

45. Правильное положение вещей связано с натуральным рядом чисел.

46. Правильно считая, мы привлекаем в свою жизнь благословения.

47. Всё, что неправильно, связано с нарушением натурального ряда чисел.

48. Поэтому, ошибаясь, мы благословений лишаемся.

49. Нужно считать с благоговением, очень внимательно.

50. Лучше считать в уме, чтобы до глубины души проникнуться гармонией.

51. Оптимально - начинать день со счёта.

52. Арифметическая медитация в конце дня восстанавливает гармонию, утраченную от взаимодействия с зыбкостью жизни.

53. Чтобы считать правильно, нужно во время арифметической медитации настраиваться на психическое состояние, при котором счёт наиболее лёгок: на особое состояние бдительности - нужно чувствовать, как ум пытается отклониться от числовой последовательности.

54. Прежде, чем произойдёт отклонение, возникает ощущение, будто мысль начинает тянуть куда-то в другую сторону, - только заметив это, нужно мягко возвращать её к счёту.

55. Желая наиболее гармонизировать внутренний мир, не нужно создавать себе никаких опор для облегчения счёта, например, считать под тиканье часов, загибать пальцы, ассоциировать каждое число с годом...

56. Создание опор облегчит технику счёта, но уменьшит его смысл, ведь цель - привести в гармонию ум, а для этого лучше всего считать исключительно в уме, отключившись и от всего физического, и от всех других мыслей – создание же опор подобно тому, как облегчить гири, чтобы накачать мышцы, а потом быть довольным тем, что поднял много раз, - само умственное усилие, необходимое для счёта, и будет гармонизировать.

57. При очень большой беспорядочности мыслей, невозможности сосредоточиться, можно, конечно, и создавать опоры, в том числе считать и вслух, но это подобно облегчению физических тренировок на первых этапах - при регулярных занятиях в этом не будет необходимости.

58. Счёт отключает от всего происходящего, делая ум более свежим, способным посмотреть на всё со стороны, ведь числовая последовательность совершенно абстрактна, не материальна.

59. И по этой причине так же не нужно создавать мысленных опор, так как смысл - направить ум как можно более в самое сердце ума, а все подпорки могут быть очень различны и лежат на поверхности.

60. Считать будет легче, если стараться его прочувствовать, прочувствовать каждое число.

61. При этом оказывается, что каждое число имеет свой особый характер, выходящий непосредственно за пределы его арифметического значения.

62. Любая последовательность чисел верна только тогда, когда опирается на натуральный числовой ряд, например, сначала нужно зайти, в 18-й дом, а потом - в 17-й: в данном случае 18=1, 17=2, и если последовать логике, что после 17 идёт 18, а не наоборот, будет ошибка, но внешняя неправильность компенсируется внутренней правильностью, поэтому внешне неверный счёт является верным, а счёт, внешне верный, будет неверным.

63. В арифметической же медитации же нет более никакого подразумеваемого смысла, который бы мог компенсировать ошибку, поэтому необходимо считать точно.

64. Является упрощение чисел при счёте подпоркой?.. С одной стороны, да, но, с другой, сама система счисления и подразумевает упрощения, иначе у нас было бы не 10 цифр, которыми можно записать все числа, а бесконечное число - для каждого числа. Упрощая, достаточно легко досчитать до очень большого числа, называя же каждое число так, как оно написано, - труднее. Но если интеллект позволяет человеку оперировать полными названиями чисел, то прекрасно!.. Однако умный в гору не пойдёт – умный в гору обойдёт, поэтому умение упрощать – тоже показатель интеллекта. Мы упрощаем ежесекундно, например, не проговариваем для себя значение каждого слова. но если мы будем упрощать преждевременно, когда только учим новый язык, то так и не выучим его!.. Упрощая счёт, человек учится упрощать и жизнь, достигать целей кратчайшим путём.

65. Чтобы сконцентрироваться было проще, можно напоминать себе, как только мысли начинают отвлекаться, что любая мысль опирается на числовую последовательность: в ней есть что-то 1-е, за которым следует 2-е и т. д. - и чтобы успешно подумать о чём-то, сейчас нужно сосредоточиться на натуральном числовом ряде.

66. Можно представлять, что все мысли, вся жизнь во время арифметической медитации находятся на одном плане, а счёт - на другом, весь мир опирается на натуральную числовую последовательность, которая сама по себе нейтральна, совершенно спокойна, невозмутима, вечна - что бы вокруг и внутри ни бушевало, всегда можно найти отдохновение в натуральном ряде чисел.

67. Есть этот мир со всеми его всевозможными волнениями, волнами, а есть потустороннее, - и это потустороннее является натуральным числовым рядом, числа - по ту сторону, на другом берегу, параллельны всему происходящему.

68. При многократных арифметических медитациях одна за другой счёт постепенно ускоряется, так как считать становится легче - нужно меньше времени, чтобы сообразить и проконтролировать, какое дальше число, - не нужно сопротивляться этому ускорению, ведь оно вполне естественно.

69. После окончания счёта может возникнуть чувство бесформенной глубоко упорядоченной красоты, как будто находишься перед или даже внутри очень стройного архитектурного сооружения, но при этом это сооружение невидимо, - в таком случае хорошо просто проникаться этим чувством гармонии.

70. Суть арифметической медитации - как раз проникнуться чувством слаженности элементов.

71. Нужно стремиться, чтобы в жизни вообще было как можно больше всего гармоничного, упорядоченного, красивого - тогда ум естественно будет и сам стремиться быть таким же.

72. Важно не только заниматься медитацией арифметической - считая, в идеале, до бесконечности, но и в целом сохранять понимание того, что одно событие следует за другим - заниматься медитацией алгебраической: как в алгебре место конкретных чисел занимают абстрактные символы, так и при таком памятовании не называть конкретные числа, а просто осознавать саму последовательность событий.

73. Натуральный ряд чисел полностью правилен, а вот правильность последовательности конкретных событий может вызывать сомнение, но как бы сомнительна какая-либо последовательность ни была, в ней всегда верно то, что что-то одно следует за чем-то другим – таким образом, выделяя в событиях сам момент их следования друг за другом, мы имеем твердую опору в самой шаткой ситуации.

74. Занимаясь арифметической медитацией, нужно стараться проникнуть за внешнюю форму счёта: за название числа, за его изображение, за систему счисления...

75. За...

76. И тогда оказывается, что в основе - просто пульс, биение сердца, последовательность ударов, идущих один за другим...

77. Но не совсем...

78. Разве в самом по себе пульсе есть какой-то первый удар?..

79. Конечно, сердце каждого человека когда-то сделало первый удар.

80. Но абстрактно, сама идея пульса имеет его?..

81. Но мир - это не просто вечная пульсация – это именно числовая последовательность: 1-е, 2-е, 3-е - вне арифметики не объяснить ничего, не сказать ничего разумного…

82. Поэтому пульсация является уже неким следствием лежащего в основе мира натурального числового ряда, это как если кто-то вдалеке считает: «Раз, два, три...», но расслышать невозможно, и слышится просто пульс…

83. Натуральный числовой ряд - это сердце каждого сердца и Сердце Сердца Мира.

84. Пульс можно ощутить, положив руку на руку, но источник пульса - сердце - находится в другом месте.

III. СУЩНОСТЬ АРИФМЕТИКИ

85. Арифметическая медитация идёт намного проще, если глубоко понимать, что такое арифметика и что такое математика, разделом которой арифметика является.

86. "ЧИСТАЯ ЖЕ МАТЕМАТИКА ЕСТЬ НАУКА О ЧИСЛАХ, а числа суть созданные нами ЗНАКИ ДЛЯ УПОРЯДОЧИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАШЕГО РАССУДКА, которые допускают СОЧЕТАНИЯ ДРУГ С ДРУГОМ по определённым общим ПРАВИЛАМ."
(Аурель Эдмунд Фосс "Сущность математики".)

87. Или, немного короче, математика есть наука о созданных нами знаках для упорядочивающей деятельности нашего рассудка, которые допускают сочетания друг с другом по определённым общим правилам.

88. Можно запомнить определение математики и вспоминать перед началом арифметической медитации, продолжая сохранять понимание и в её процессе.

89. Математика изучает любые действия над числами, арифметика же – только простейшие – сложение, вычитание, умножение, деление, простой счёт и само с числами знакомство.

90. Даже если есть люди, которые никогда не слышали об арифметике и числах, то они всё равно делают сначала нечто 1-е, а затем 2-е, затем 3-е...

91. Человек может не говорить арифметическим языком, но сама любая последовательность - это и есть счёт, то, чем счёт, по сути, является.

92. Поэтому то, что в нашем обществе зовётся арифметикой, - это просто культурная особенность.

93. Известно выражение немецкого математика Леопольда Кронекера: «Бог создал целые числа, всё остальное — дело рук человека.» Целые числа – это натуральные числа (составляющие натуральный числовой ряд) плюс ноль и отрицательные числа, дающие возможность сделать вычитание такой же полноценной операцией, как сложение: не только из большего числа вычесть меньшее, но и из меньшего большее. Возникает вопрос: а разве ноль и отрицательные числа – так же не человеческое изобретение?.. Ведь в мире нет не только дробей и других чисел, выходящих за пределы натурального числового ряда, но и нуля и чисел отрицательных, - есть только 1-е, 2-е, 3-е и т. д. – всё можно пересчитать, используя лишь натуральный числовой ряд… Операция же вычитания так же является абстракцией – в реальной жизни невозможно из меньшего числа предметов вычесть большее: например, если в распоряжении имеется только 1 литр воды, а необходимо 2 литра, то выход лишь один – прибавить к 1 литру ещё 1 литр, использовать же 2 литра при имеющемся 1 литре, оставшись при этом с -1 литром, - на практике невозможно. Поэтому, медитируя над натуральным числовым рядом, человек соприкасается с реальностью, учит свой ум мыслить реальными, осуществимыми, категориями, не уходить в фантазии, то есть – становится адекватным.

IV. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧНОСТИ УМА

94. Поскольку в арифметической медитации нужно как можно дольше не сбиваться со счёта, арифметическая медитация может иметь и смысл повышения силы критического мышления – чтобы человек становится менее подвержен внушению.

95. Состояние, когда человек утрачивает критическое мышление, называется трансом, и это - очень распространённое явление: как правило, средний человек живёт именно в трансе, он загипнотизирован - как часто каждый человек не просто мыслит, а мыслит критически?..

96. Чем человек взрослее, тем более он живёт по накатанной, - а это и есть транс.

97. Это не плохо само по себе, но живёт ли человек по накатанной полностью правильно?..

98. Чтобы измениться, избавиться от плохих привычек, нужно критическое мышление.

99. Арифметическая медитация учит самообладанию: например, после 742 идёт 743, но если человек сбился на числе 742, то он ведь, получается, в буквальном смысле утратил разум!..

100. Точно так же и в жизни можно утратить критическое мышление и поддаться совершенно нелепому внушению.

101. Но когда человек тренирует критичность ума, медитируя, повышая число гармоничности своей души, он учится контролировать свой ум, не утрачивать самоконтроль.

102. Понимание, что достигнуто число гармоничности души - это уже критичность.

103. Можно остановить произношение в уме чисел, но сохранять понимание, что числа идут и дальше до бесконечности.

104. Дальше можно просто не думать о времени, но сохранять ощущение идущих и дальше чисел без их называния.

105. Очень хорошо медитировать, когда вокруг шум и гам: преодоление внешних сбивающих факторов способствует развитию критичности ума.

V. АРИФМЕТИКА – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

106. Жизнь это арифметика: годы идут, и, умирая, человек, в сущности, сбивается со счёта – человеку было столько-то лет, затем должно быть столько-то, но вот человека больше нет, а вместе с ним остановился и счёт годов, хотя число, которое должно было ему исполниться, так и продолжает идти в натуральном числовом ряде, - а раз продолжает и раз вся жизнь человека и была счётом в последовательности натурального ряда чисел, то, может, и жизнь продолжается на каком-то другом уровне – на таком же уровне, на каком продолжают идти и все числа лет, которых на физическом уровне для человека нет?..

107. Однако тогда разве нельзя аналогично доказать и вечность любой вещи, ведь всё сколько-то существует?.. Но принципиально, что человек имеет сознание, вещь же не сознаёт себя – по крайней мере, не сознаёт очевидно – и само то, что сознание человека содержит в себе и мысль о бесконечности, в бесконечность устремлено, разве не доказывает, что сознание вечно?..

108. Приходя на могилу, мы видим: дата рождения - дата смерти. Вот она и есть, арифметика жизни, жизнь – это промежуток между двумя числами. Говоря языком геометрии, – отрезок. Но прямая, которой отрезок принадлежит, не ограничена отрезком: она есть и до его начала, она есть и после его конца…

109. Вероятно, занимаясь арифметической медитацией, можно существенно продлить жизнь, ведь смерть – это, фактически, ошибка, сбой в счёте, поэтому, тренируясь не сбиваться, человек тренируется и не умирать.

110. А поскольку арифметическая медитация настраивает ум на то, что числа идут друг за другом в последовательности натурального ряда чисел до бесконечности, то, возможно, это и не просто путь к долгой жизни, а путь к бессмертию, и этот путь лежит где-то близко к идее регулярного счёта до числа лет, которое следующее должно исполниться.

111. Арифметическая медитация настраивает не только на долголетие, но и на продолжительность вообще – продолжение, развитие чего бы то ни было, причём не важно, до какого числа считать, ведь всегда одно число подразумевает следующее, то – следующее и т. д., поэтому, арифметически медитируя, мы учимся вообще мыслить: что дальше, что из этого следует, во что это превратиться и т. п. – оцифровывая что-либо, мы хотим, не хотим, задумываемся над судьбой этого… Поэтому, желая решить какой бы то ни было вопрос, очень хорошо, например, завести дневник этого вопроса: само проставление дат, когда то было, когда это, уже стимулирует творческую мысль, развитие… Этот же глубокий смысл имеет нумерация классов в школе, курсов в институте: учась в классе под номером таким-то, человек естественно стремится к номеру следующему, находя вообще во всём, с чем в жизни встречается, его продолжение, последствия…

112. Любое число подразумевает и число, идущее перед ним, поэтому арифметическая медитация настраивает и на поиск причин в прошлом, интерес к нему: как появилось то, что есть сейчас, «откуда есть пошла Русская земля» и земля любая другая…

113. Таким образом, можно арифметически медитировать, не только считая до 2, но даже и до 1, – просто держать число 1 в уме, концентрируясь на нём, - ведь 1 подразумевает 2, 2 подразумевает 3 и т. д. до бесконечности…

114. Любая концентрация подразумевает что-то одно, на чем внимание сосредоточено, – в том числе и арифметическая медитация. Даже если объектов концентрации более одного, вместе они составляют одно, на чём внимание сфокусировано. Простейший же вид концентрации - это концентрация на числе 1. "Простой" и означает "не сложный, не состоящий из частей", а что может быть проще, чем единица?.. Идея единицы заключена в концентрации на чём угодно, поэтому концентрироваться на единице не только проще всего, но и особенно эффективно, развивает особую глубину мысли... Выражение «зри в корень» можно перевести на язык арифметики как «найди 1-е» - концентрируясь на единице, мы зрим в корень…

115. Cуществует одна область, где арифметика особенно проявлена, - это деньги. Это человеческое изобретение потому получило мировое распространение, причём до такой степени, что на этом вся мирская жизнь и стоит, что в деньгах человек близко соприкасается с числами, настраиваясь на абсолютно точное, надёжное. Но деньги, тем не менее, не чисты: абсолютно правилен лишь сам по себе натуральный числовой ряд, а сколько стоит то, сколько это, чему равна эта денежная единица, чему та, - всё очень условно… Но даже если нечистые деньги так организуют жизнь, упорядочивают её, то бесконечно большая польза должна быть от арифметической медитации: считая деньги, человек и занимается арифметической медитацией, - но занимается не чисто, потому деньги и приносят вместе с огромной пользой огромный и вред – ведь всё самое большое человеческое зло тоже основано на деньгах!.. Если люди начнут заниматься арифметической медитацией, необходимость в деньгах отпадёт: они – как счёт вслух, необходимость в котором отпадает, когда человек научился считать в уме. Люди просто естественно начнут видеть, что и как, помощь денег не будет нужна. Разве между любящими друг друга могут быть какие-то денежные отношения?.. Вот так и между всеми людьми исчезнут деньги, когда люди просто начнут любить друг друга. а любить друг друга они начнут тогда, когда обретут ясность ума.

VI. СОВМЕЩЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ МЕДИТАЦИИ С РАЗНЫМИ ДЕЛАМИ

116. Можно заниматься арифметической медитацией всегда, когда есть возможность, занимаясь разными делами, особенно во время ходьбы.

117. Интересно сопоставить между собой разные виды счёта: счёт на каждый шаг, на каждый второй, на каждый, счёт вне соотнесения с шагами. Соотнесение может заменить счётчик шагов, хотя, конечно, измерять, сколько пройдено, не обязательно именно в шагах - можно и просто числом, до которого дошёл счёт.

118. Часто, когда человек куда-то идёт, занимается чем-то, что возможно осуществить практически автоматически, по привычке, долго сидит или стоит в очереди, у него начинаются сны наяву: он незаметно погружается в мысли, они уносят его, он уже и не замечает, что вокруг происходит, и часто эти мысли ничего не дают, ум работает вхолостую, просто тратя психическую энергию - от этого очень хорошо защищает счёт.

119. При пользовании общественным транспортом очень хорошо считать число остановок – достаточно большие промежутки между числами концентрируют сознание, путём чего тренируется способность долго удерживать внимание на одном предмете. Это делает ум ясным, причём без лишних действий, ведь если, например, промежуток времени между остановками составляет 3 минуты, то в течение этих 3-х минут сознание и удерживается на номере остановки, о чем-то другом уже сложно полноценно думать, что защищает от мышления вхолостую.

120. Чем более серьёзным делом занимается человек, тем более это дело может быть совмещено с арифметической медитацией: все самые серьёзные письмена – священные писания, государственные законы – тщательно пронумерованы, что очень облегчает ориентацию в них.

121. Арифметическая медитация может быть совмещена и с духовными практиками, другими медитациями, молитвами, ведь все они начинаются с чего-то 1-го, за которым идёт 2-е, 3-е и т. д.

122. Если перед духовной практикой считать, это сделает её более плодотворной, упорядочит ум.

123. Натуральный ряд чисел лежит в основе не только любого духовного действия, но и в основе вообще любого осмысленного действия или утверждения: излагая любую мысль, мы сначала говорим 1-е, затем 2-е и т. д.

124. Многие люди занимаются духовным поиском, изучают разные учения, не зная, какое верное, но любое учение подразумевает натуральный числовой ряд: есть что-то 1-е, из него следует что-то 2-е и т. д.

125. Всегда есть некие аксиомы, не доказываемые и принимаемые на веру, они – 1-е - и вот снова арифметика.

126. Проблема в том, является ли именно некое данное утверждение действительно 1-м, следует ли из него нечто 2-е или 2-м должно быть иное?..

127. Натуральный же числовой ряд - совершенно надёжен, так как после 1, совершенно однозначно, идёт 2, за ним 3, за ним 4 и т. д.

128. В обыденной жизни мы не всегда можем быть уверены, следует ли за чем-то 1-м нечто 2-е, правы ли мы, совершая после 1-го действия следующее - и это лишает внутреннего мира, в случае же арифметики, нет никаких сомнений: после 1 идёт 2, за ним 3 и т. д.

129. И нет предела этому отсутствию сомнений, в отличие от обыденной жизни, ведь всегда, до бесконечности, после 1 будет идти 2, после 2 - 3, и не существует никакого самого большого числа, после которого бы уже ничего не шло: натуральный числовой ряд выражает абсолютную, твёрдую, вечную, незыблемую уверенность - и даже не уверенность, а совершенно точное знание.

130. Занимаясь арифметической медитацией, человек соприкасается с эталоном красоты и гармонии и затем в повседневной жизни может видеть, насколько всё хорошо - так же ли то или иное хорошо, как совершенно точна, красива, уверенна последовательность чисел от 0 и до бесконечности?..

VII. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

131. По тому, насколько легко даётся арифметическая медитация, до какого наибольшего числа человек может ровно досчитать, не сбиваясь, можно определить, насколько хорошо его психическое состояние: чем считать легче, чем до большего числа, тем лучше.

132. Число, до которого человек может досчитать ровно, не ошибаясь, можно назвать числом гармоничности его души.

133. И человек может видеть ограниченность собственного ума, ведь до какого бы огромного числа он ни досчитал легко, по сравнению с бесконечностью это практически 0.

134. Идеальный ум считал бы до бесконечности без запинок и ошибок.

135. Поэтому, по большому счёту, все люди равны.

136. Но для практических целей хорошо было бы иметь определенный стандарт, чтобы, например, брать на работу людей только с уровнем гармоничности души не ниже определенного числа.

137. При этом лучше полагаться просто на слова самого человека, активизируя его совесть и проявляя доверие.

138. Психодиагностической значение имеет и характер счёта до числа гармоничности души – чем легче и ровнее, тем лучше.

139. Можно предложить классификацию душ по числу их гармоничности.

140. Если число гармоничности души лежит в пределах от 0 до 99, это души нулевого уровня.

141. От 100 до 199 - 1 уровня и т. д.

142. От 1000 до 1099 - десятого и так до бесконечности.

143. Обобщив, можно выделить классы душ.

144. Если число гармоничности души – однозначное (от 0 до 9), то это души 1-го класса (наверное, такой уровень возможен только у самых маленьких детей, которые только начинают учиться счёту).

145. Если число гармоничности души двузначное (от 10 до 99)- души 2-го класса (это дети более взрослые, но всё ещё очень маленькие).

146. Если число гармоничности души трёхзначное (от 100 до 999) - 3-го (это все, кто более-менее достиг нормального человеческого психического развития).

147. Если число гармоничности души четырёхзначное (от 1000 до 9999) - 4-го (это души с уровнем развития выше среднего).

148. Дальнейшее измерение гармоничности души на практике маловероятно, так как уже до 1001 досчитать в спокойном темпе в уме, - это около 18 минут, следовательно, за час можно досчитать примерно до 3000, а если число гармоничности души - пятизначное (от 10000 до 99999), то нужно как минимум 3 часа, чтобы досчитать хотя бы до 10000, но ведь есть люди, которые практикуют многочасовые медитации - среди них могут быть и души 5-го уровня...

VIII. АРИФМЕТИКА И ДРЕВНИЕ ФИЛОСОФЫ

149. Идея арифметичности мира - очень древняя: ещё Пифагор (ок. 570-490 гг. до н. э.) с учениками считали, что всё есть число.

150. О роли арифметики в развитии глубины ума говорится в 7-й книге «Государства» Платона (428/427 или 424/423 – 348/347 гг. до н. э.).

Главная идея, излагаемая Платоном, - искусство счёта  «усиленно влечет душу ввысь и заставляет рассуждать о числах самих по себе, ни в коем случае не допуская, чтобы кто-нибудь подменял их имеющими число видимыми и осязаемыми телами.»

И далее: «Приходилось ли тебе наблюдать, как люди с природными способностями к счету бывают восприимчивы, можно сказать, ко всем наукам? Даже все те, кто туго соображает, если они обучаются этому и упражняются, то хотя бы они не извлекали из этого для себя никакой иной пользы, все же становятся более восприимчивыми, чем были раньше.»

(Платон. Государство. книга VII. Перевод А.Н.Егунова. В кн.: Платон. Соб. соч. в 3-х тт. Т.3 (1). М.,1971.)

А. А. Тахо-Годи пишет в примечаниях:

«[8] Чувственно воспринимаемая единица ("одно") всегда включает в себя также и множество (один город – много людей, один человек – много частей тела, одна рука – много пальцев и т. д.). Попытки найти такое одно, которое не предполагает ничего, кроме себя, ведет к мысленному восхождению к беспредпосылочному началу, или Единому, т. e. наука о числах способствует стремлению к философским размышлениям.»

(Там же.)

151. В древнекитайском даосском тексте Чжуан-цзы говорится о трёх шестёрках, упоминаемых в последней книге Библии – Апокалипсисе, причём негативно, как и в Библии:

«Отстрани то, что расстраивает волю. Освободись от того, что смущает сердце. Прогони то, что обременяет жизненную силу. Устрани все препятствия для осуществления Пути. Знатность и богатство, почёт и чин, слава и выгода — эти шестеро расстраивают волю. Прелести и суетность, похоть и рассудок, кипение в крови и воображение — эти шестеро обременяют жизненную силу. Отрицание и утверждение, присвоение и отречение, знание и умение — эти шестеро создают преграды для Пути. Когда эти три шестёрки не тревожат нас, мы покойны. Когда мы покойны, наш разум просветлён.
Когда мы просветлены, мы обретаем пустоту. Когда мы пусты, мы следуем недеянию. И тогда все свершается само собой.»

(Чжуан-цзы, перевод В. В. Малявина, Издательский дом «Мысль», 1995, раздел «Разное», глава XXIII «Гэнсан Чу».).

IX. АРИФМЕТИКА И ХРИСТИАНСТВО

152. Очень арифметична Библия – она начинается арифметически: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1) – понятие "начало" может быть арифметически выражено числом 1 - это 1-е, затем говорится, что Бог делал в 1-й день, что во 2-й (Бытие, глава 1)...

153. Можно предположить, что число 666, о котором говорится в Апокалипсисе, - это число гармоничности души, которое должен перейти человек, чтобы хотя бы на минимальном уровне соответствовать стандартам Бога: число гармоничности души должно быть не менее 667:

«11 Увидел я еще одного зверя: он поднимался из земли. У него были два рога, походившие на рога агнца. Но говорил он, как дракон, 12 и имел ту же власть, что была у первого зверя. Он действовал на виду у того и заставлял землю и живущих на ней поклониться первому зверю, у которого исцелена была его смертельная рана. 13 Великие он творил знамения перед людьми, даже огонь низводил с неба на землю. 14 Обманывал он жителей земли всеми чудесами, какие дано ему было совершать на глазах первого зверя, и склонял живущих на земле сотворить образ этого зверя, который смертельно был ранен мечом, но ожил. 15 Дано ему было оживить образ зверя, дабы заговорил он и сделал так, [чтобы] все, кто ему не поклонится, были убиты. 16 Настоял он на том, чтобы всем: малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — всем ставили на правую руку или на лоб клеймо, 17 и чтобы никто уже после этого не мог ни купить ничего, ни продать, если нет на нем клейма: имени первого зверя или числа этого имени.
18 Нужна мудрость здесь. У кого есть ум, пусть подсчитает число зверя, человеческое оно, это число: 666 — вот число зверя.»

(Откровение 13:11-18, перевод Института перевода Библии им. М. П. Кулакова.)

154. Если округлить, то души с 1-го по 6-й уровни не соответствуют даже минимальному Божественному нормативу, угоден Богу человек становится, начиная, как минимум, с 7-го уровня.

155. Для того же, чтобы быть совершенно уверенно угодным, душа человека должна относиться как минимум к 4-му классу.

156. Однако всё это - практически 0 по сравнению с бесконечностью, числом Бога можно считать бесконечность.

157. Всё же зло, которое в мире есть, - не так уж серьёзно, с Высшей Точки Зрения, оно - как число 666 по сравнению с бесконечностью.

158. Но для нас, ограниченных существ - всё серьёзно, ведь даже досчитать ровно без остановок и ошибок в уме хотя бы до 667 - это уже надо быть достаточно собранным, сконцентрированным, внимательным.

159. Число 666 можно понимать как округлённое значение золотой середины для отрезка от 1 до 1000: значение с точностью до тысячных составляет 618 - то есть грех есть округление, неточность, приблизительность, которая ведь и есть, буквально, - "поГРЕШность".

160. Из арифметики известно, что если одно число округлить, второе и т. д., то, в конце концов, небольшие погрешности сложатся в большую ошибку - и это будет уже не просто погрешность - это будет грех.

161. Золотая середина - это самая красивая пропорция, это такое отношение частей и целого, когда отношения частей между собой и каждой части к целому равны, поэтому она сама есть вариант округления - равновесия между большим и меньшим, однако, ища золотую середину, нужно сохранять золотую середину и в самом её поиске, иначе, найдя баланс приблизительно, можно получить пропорцию дьявола.

162. Конечно, сложно отличить отметку 618 и 666 на отрезке длиной в 1000 единиц без линейки, но в том и состоит библейское предостережение: не замечая мелких погрешностей, мы впадаем в грех.

163. Число 666 - это округлённое значение золотой середины как 2/3, и если говорить об отрезке длиной в 3 единицы, то понимать так золотое сечение верно, но грех заключается в том, что и при при более детальном рассмотрении отрезка сохраняется то же приблизительное значение: когда отрезок делится уже не на 3, а на 1000 частей, и золотая середина должна определяться как 618, но она, оставаясь на том же, "инфантильном", уровне, составляет 666 - 2/3 от 1000, золотой же серединой число 666 является для 1078, а не для 1000.

164. То есть грех - это остановка в развитии, перенос прежних представлений, подходящих для более примитивных ситуаций, на ситуации более сложные, это смешение разных подходов, что перекликается и с апокалиптической идеей Вавилона (буквально, "смешения") как центра противления Богу.

165. Пропорцию золотого сечения можно увидеть и в двух главных евангельских заповедях: любить Бога и ближнего. Мы как части единого мироздания должны относиться друг ко другу так же, как к мирозданию в целом, - как к Богу - ведь Бог вездесущ, а значит - в каждой частичке мироздания есть Бог.

166. В некоторых древних текстах Апокалипсиса даётся число не 666, а 616 - и здесь тоже видна идея погрешности: число 616 симметричное, красивое, однако оно тоже содержит в себе погрешность - это же не 618. Возможно, 616 - это и не ошибка переписчиков: просто в числе 666 выражена идея переноса примитивных представлений на сложные ситуации, а в 616 - идея внешней красивости в ущерб сущностной красоте: 616 красивее 618 - две шестёрки, посередине единица - очень симметрично, а 6+1=7, Божественное число, но эта внешняя красота идёт в ущерб более глубокой сути - пропорции, которая определяется не через то, как число внешне выглядит, но через то, что оно выражает, - что отношения частей друг ко другу и к целому равны.

167. Библейское пророчество о 1000-летнем Царстве Христа, предшествующем установлению Царства Бога по всей Земле, можно интерпретировать так: чтобы войти в мир как Царство Божье необходимо заниматься медитативным счётом с 1 до 1001:

«1 И увидел я ангела, сходящего с неба. В руке он держал ключ от бездны и большую цепь. 2 Ангел схватил дракона, древнего змея, который и есть дьявол и сатана, связал его на тысячу лет 3 и низверг в бездну. Там и заточил ангел сатану, и положил печать на запоры, дабы не мог больше сатана обманывать народы, пока не пройдет тысяча лет. Потом он будет освобожден, но ненадолго.
4 Увидел я затем престолы. На них восседали те, кому дано было судить. Видел я и тех, кто был обезглавлен за свидетельство Иисуса и за слово Божие; были тут и те, кто ни зверю, ни образу его не поклонился и не принял клеймо его ни на чело, ни на руку свою. Ожили они и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Это первое воскресение. Остальные же до истечения тысячи лет не восстали из мертвых. 6 Блажен и свят, кому в первом воскресении суждено из мертвых восстать, — не властна над тем смерть вторая. Священниками Бога и Христа станут они и будут царствовать с Христом тысячу лет.»

(Откровение 20:1-6, перевод Института перевода Библии им. М. П. Кулакова.)

Считая до 1001, мы связываем сатану внутри себя, словно на 1000 лет, словно вступая на 1001-м годе в Царство Божье. Во время арифметической медитации в нас царствует Бог. Пропуская же медитативный счёт до 1001, мы не даём Богу времени воцариться в нас.

168. Если всё человечество станет заниматься медитативным счётом до 1001 ежедневно в течение 1000 лет, то на 1001-й год на Земле установится Царство Божье – люди просто прояснят свои умы и естественно поймут, что к чему.

169. Математическое понятие погрешности – это, в сущности, то же, что христианское понятие греха: Бог абсолютно свят, то есть не погрешим, и грех – это всё хоть чуть-чуть неправильное. Абсолютно святой Бог и в ангелах находит недостатки – погрешности. И потому главное, по христианскому вероучению, - это осознание своей греховности. Почему? Потому что вынести суждение о погрешности можно, только если есть представление о непогрешимом – а непогрешим лишь Бог. Значит, тот, кто видит грех, видит и Бога: именно Бог есть Тот Свет, в котором малейшие погрешности становятся видимы. Кто же не видит грехов, и Бога не видит, ведь лишён Света… При этом Бога невозможно увидеть без грехов, без искажений – любое наше восприятие Его имеет погрешности. Но мы можем Его понять, вынести о Нём суждение от противного: мы же можем теоретически помыслить об Абсолютно Непогрешимом?.. Само это рассуждение, конечно же, имеет погрешности. Но, видя собственную греховность, мы, видя одновременно и Бога, находимся ведь под Его воздействием – и Его Свет освещает нас, освЯщает нас, очищает от грехов, мы всё более приближаемся, стремимся к Его бесконечному совершенству… Вот так понимание своей греховности от грехов и избавляет!.. Есть одно, что следует делать – видеть греховность – себя и всего мира – и тогда действует Божественная Благодать, исправляющая недостатки, вплоть до практически полного их устранения – но только «практически», то есть они могут стремиться к нулю, но никогда не достигают нуля…

170. Греховность всего, кроме Бога, является и ответом, почему многие люди не находят счастья в вере в Бога: потому что их вера, какая бы она ни была, всегда имеет огрехи. Всё имеет огрехи, а когда речь идёт о Боге, огрехи становятся грехами. Поэтому любая церковь, любое священное писание – всё в какой-то мере неправильно. И что бы человек с этим ни пытался делать, всё это тоже никогда не будет совершенно верно. И когда человек идёт лишь путём стремления ко всё большему совершенству, он всё больше и запутывается – ведь всё в любом случае греховно. Если же он просто наблюдает греховность, тут-то он и становится на правильный путь – ведь наблюдать просто можно лишь тогда, когда с тобой Бог, - это Он даёт видеть – а раз с тобой Бог, то всё будет хорошо!.. И не только будет – уже!..

171. Математическое понятие погрешности – это ключ к пониманию всего: всё лишь приближённо равно тому, как оно понимается, а не просто равно.

172. И это ключ к тому, как любить ближнего(,) как самого себя: ближний имеет погрешности – математически точно понимая это, невозможно относиться к человеку плохо, ведь мы не относимся плохо к прибору, с погрешностями измеряющему, – просто делаем скидку на неточность, учитываем её и т. п. И так же, видя грех другого, что-то, в чем он не прав, что нам не нравится и т. п., мы ведь видим его в Свете Божественной Благодати – это Бог даёт нам зрение видеть его грехи. Но Бог, высвечивая его погрешности, делает его и красивым, освещённым Божественным Светом – а, видя человека в таком Свете, невозможно не любить его!.. Видя погрешности человека, мы видим, что он действительно хотел сказать, сделать, каким быть, – и это прекрасно!.. Недостатки же – это просто погрешности в осуществлении его намерения. Большие или меньшие, но погрешности!..

X. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РАЗУМА

173. Можно провести параллель между излагаемой теорией арифметической медитации и вычислительной теорией разума, согласно которой сознание является вычислительной системой, а основные ментальные процессы являются вычислениями. Вычислительную теорию разума можно проиллюстрировать словами Томаса Гоббса:

"Под рассуждением я подразумеваю, учитывая всё сказанное, исчисление. Вычислять - значит НАХОДИТЬ СУММУ СКЛАДЫВАЕМЫХ ВЕЩЕЙ ИЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ ОСТАТОК ПРИ ВЫЧИТАНИИ ЧЕГО-ЛИБО ИЗ ДРУГОГО. Следовательно, рассуждать значит то же самое, что СКЛАДЫВАТЬ и ВЫЧИТАТЬ. Если кто-нибудь захочет прибавить: и то же самое, что умножать или делить, то я ничего не буду иметь против этого, так как умножение есть то же самое, что сложение одинаковых слагаемых, а деление - то же, что вычитание одинаковых вычитаемых, повторяемое столько раз, сколько это возможно. Рассуждение (ratiocinatio), таким образом, сводится к двум умственным операциям - СЛОЖЕНИЮ и ВЫЧИТАНИЮ."

(Т. Гоббс "Основы философии". 1642-1658 годы.)

XI. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ МЕДИТАЦИИ

174. Эта теория арифметической медитации, как она здесь изложена, - результат моих поисков.

175. Читающий может и должен критически и свободно относиться к ней, может её дорабатывать, адаптировать и т. д. и т. п.

176. Инсайт об арифметической медитации пришёл ко мне таким образом, что, ища работу, я, более или менее познакомившись с разными вариантами, решил выучиться на практического психолога: внутренний мир мне всегда был очень интересен.

177. Поинтересовавшись разными направлениями этой области деятельности, я выбрал наиболее близкое - психосинтез, начал читать работы его создателя – Роберто Ассаджиоли – и особенно меня заинтересовало упражнение из его работы «Техники развития воли»: он рекомендует выполнять бессмысленные действия, ведь если действие имеет смысл, оно не требует столь сильной волевой концентрации, как в случае действия, не имеющего иного смысла, кроме как развития силы воли.

178. Я пробовал разные варианты: сначала я перекладывал с места на место карандаш в течение заданного количества времени, но затем мне подумалось, что эффективнее выполнять какое-то бессмысленное действие в уме ведь я развиваю психологическую, а не физическую характеристику – и я стал произносить про себя разные числа, выбрав именно их, так как они наиболее абстрактны и потому простое их произношение наиболее абсурдно.

179. Но я не был вполне этим удовлетворён: всё же душа просит чего-то эстетичного – и я попробовал произносить числа не беспорядочно, а строго в последовательности натурального числового ряда.

180. Вот тут-то я и нашёл золотую середину: равновесие между бессмыслицей и смыслом.

181. Сама идея бессмыслицы может показаться странной, ведь мы всегда ищем смысл, однако смысл никогда не может быть до конца найден, поэтому, находясь именно на грани между смыслом и бессмыслицей, мы и пробуждаем в себе наиболее смыслоискателя:  на фоне друг друга смысл и бессмыслица выделяются наиболее ярко.

182. В это время я уже записался на курс профессиональной переподготовки «Психосинтез в практике психолога» в Национальную академию дополнительного профессионального образования – и в числе рекомендованной литературы была 7-я книга «Государства» - когда я её читал, тогда примерно и получил инсайт об арифметической медитации в виде счёта в последовательности натурального ряда чисел.

183. Когда я только начинал арифметически медитировать, я считал под тиканье часов –так совпало, что недавно рядом на стене появились часы. Это было очень удобно, но потом я их убрал, чтобы быть в тишине, - чтобы больше тренировать ум.

184. Курс я закончил и получил диплом – и могу сказать, что, занимаясь арифметической медитацией, человек занимается психосинтезом, то есть становится более целостным, гармоничным, синтезированным, ведь натуральный числовой ряда – это символ идеальной упорядоченности, идеального синтеза, идеального, в том числе, и психосинтеза.

185. Ассаджиоли придаёт огромное значение работе с символами: созерцая, представляя какой-либо символ, мы пропитываемся тем, символ чего это, - и мне представляется, что идеальный символ, который практический психолог может рекомендовать любому клиенту как основу решения любого вопроса - это натуральный числовой ряд.

186. Книги Ассаджиоли – как и любые другие книги – пронумерованы: 1 страница, 2 страница – поэтому, занимаясь арифметической медитацией, мы погружаемся в суть всех книг.

187. Через две недели чтения 7-й книги «Государства» я узнал, что моя школьная учительница математики умерла - 1.11.2021, в понедельник, - примерно в тот день, когда я инсайт получил…

188. Может быть, это знак, что есть жизнь после жизни?.. И что с учительницей в ее новой жизни все хорошо – раз она вспоминается в таком контексте?..

189. Вскоре, в ночь с 9 на 10.12.2021, в четверг, на 40-й день после её кончины, я видел сон, что приехал на встречу с одноклассниками в город, где учился, в незнакомое место в полуподвале, была и учительница - я удивился: она же умерла!.. Во сне это был как бы фильм, в который я попал. Я хотел сказать ей что-то, спросить, как так, но не решался – не обращался с такими вопросами никогда к ней… Хотел предложить проводить до дома, чтобы она вновь стала участницей нашей жизни… Небольшое отступление - вдруг, как только я записал эту мысль, 20.10.2022, в четверг, примерно в 16:12 в городе, где живу сейчас, из-за туч просияло яркое-яркое солнце, озарив всё необыкновенно светом своим… Продолжим – итак, мне казалось, что это возможно… В этом полуподвале был и ещё один мой умерший знакомый адвентист 7-го дня, веривший, в соответствии со своей конфессией, что жизни после смерти нет и будет только воскрешение мёртвых при Втором Пришествии Иисуса Христа – я ходил, общался с ним… Помещение было похоже на полуподвал местной адвентистской церкви…  Хотел предложить и ему то же, что учительнице… Но надо было идти – не успел…
Я шёл по улице, переходил железную дорогу, шёл вдоль ограждения у неё… Впереди шла бабушка, она не могла через ограждение перелезть… Мы дошли до конца ограждения, я перешёл на другую сторону железной дороги, она тоже, стали спускаться вниз с возвышения…

Но вернёмся из сна – солнце то появляется, то скрывается за тучами… И только я вернулся назад и дописал, что учительница поминается в высоком ключе, - как вдруг снова солнце озарило всё как-то особенно необыкновенно…

XII. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕОРИИ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ МЕДИТАЦИИ

190. Данная теория арифметической медитации находится в состоянии разработки, и нужно сказать, в чем её можно совершенствовать.

191. Во-первых, можно задаться вопросом степени совершенства последовательности её изложения.

192. Во-вторых, каждый, конечно, может лично для себя выбрать число, до которого считать, но ведь можно вывести и некий стандарт, к которому все должны стремиться – каков этот стандарт?..

193. Любое число - практически 0 по сравнению с бесконечностью, когда же человек предпочитает считать всегда до того или иного совсем не большого в действительности числа, у него может возникнуть иллюзия, будто он досчитал до числа какого-то невообразимо большого, - а это ведь иллюзия.

194. При счёте до любого заранее определенного числа человек может допускать ошибки, запинки, что само по себе некрасиво, - тем более ради чего? - ведь всё равно любое число - практически 0 по сравнению с бесконечностью, - так не лучше ли останавливаться на числе, после которого ровно и красиво считать невозможно?

195. Если останавливаться в момент, когда произошла запинка, человек будет и всё учиться делать хорошо, останавливаясь там, где уже красиво не получается.

196. Если же человек считает каждый день до одного и того же числа, но допускает те или иные ошибки в зависимости от степени гармоничности души на сегодняшний день, то, вероятно, это будет склонять его и в жизни допускать ошибки, стремясь, прежде всего, к формальной, а не истинной красоте.

197. Однако можно, многократно занимаясь медитативным счётом до одного и того же числа, привести ум к такому гармоничному состоянию, что до этого числа человек будет считать легко.

198. Число гармоничности души подобно числу лет жизни: сбой в счёте подобен смерти – сбою в счёте жизненных лет.

199. Если числом гармоничности души называть любое число, то оно станет наиболее красивым, так как будет показывать человеку его личный уровень, в то время как число некий стандарт - очень общее.

200. С этой точки зрения, считать до числа гармоничности своей души лучше: при счёте до стандартного числа можно очень в общем охарактеризовать степень гармоничности души - насколько легко было считать, число, на котором произошла заминка, можно и забыть, продолжая считать дальше, - останавливаясь же на своем личном числе, можно в буквальном смысле математически точно видеть свой уровень.

XIII. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

201. Натуральный ряд чисел уходит в бесконечность, и это настраивает на бесконечное развитие темы - продолжение следует…


Рецензии