1-1 прах и амфора, from to1942, из цикла мои эссик

 1-1     ПРАХ и АМФОРА, (from…to1942), из цикла «Мои эссикумы»  (О предках, о роде и наследие)

Испытываю дрожащее искушение заглянуть в свой генокод и попробовать вжиться в неведомую неопределенность. Материала на эту тему - крохи! Первое - это рассказы и предания моих предков, второе – дом, в котором я родился, как факт, и третье – это мозаика деталей и черт, характеризующих родственников и нашего очага.
Чтобы не превращать в хронологию описание семейной истории, буду искать проникновение к деталям и привязываться ко всему, чему можно доверять, полагаясь на родовой тотем! 

По преданию, мой далекий предок, сбежав от кровной мести из чужих краев, обосновался в этих горах, где мы родились. Предок был богатым и обстоятельным человеком, имел рабов с запада! В доме, при мне, эхом отразился след предков в поступках отца: он не выдал мою сестру за обаятельного соседа, мотивируя тем, что он из «лагъмахIал» (дословный перевод с аварского – «раба запах»), впоследствии решение отца оказалось практичным и угаданным в отношении других претендентов на руку и сердце сестры, но во всем этом усматривался трайбализм! Нет сведений, откуда и как произошло название нашего рода «Шехтебелал»! Мой отец помнил лишь моего прапрадеда по имени Пирилла и по кличке «бечедав». Предок оставил дом своему сыну Муртазали, а он назвал своего сына Изаил - это звучание по-аварски. Фамилия моя Израилов от имени отца, в русифицированном виде; говорят, истоки имени - в ангеле Исраэль из Корана, который переносил умершие души по ту сторону «виртуала»… Мне дали имя Газали-Дибир – это имя деда-шейха со стороны матери. Родился я в мусульманской семье в горах Дагестана, в ауле Кобосида, но почему-то в моем паспорте местные чиновнички написали с. Мачаркалда!

Фамилию у нас в горах полагалось давать по имени отца, сущностное - это отец и сын с его сыном. В нашей семье не было предания, когда и кто из предков построил наш большой трехэтажный дом с необычным закругленным фасадом, сложной планировкой, буквально на скалах! Скалы  были  вокруг дома везде, где-то подточенные для хождения, где-то сложенная группа камней превращалась в щетинистый монстр, направляясь круто вниз, как будто выдавливалась из-под тяжести нашего дома, а выпуклые части скальных пород «текли» по склону к плоской крыше до нашего соседа снизу. Функциональная планировка дома была продуманной и целесообразной: 1этаж – это скальная яма-кладовая - предназначался для скарба,  2 этаж - домашние животные в разделенных по типам секциях, а тепло от животных согревал верхний жилой этаж. С левой стороны входа в дом было просторное помещение над этажом домашних животных, но по уровню ниже жилой части дома, оно использовалось для сухого сена на зимнее кормление животных.

Дом по архитектурному облику восседал над нашим аулом, как будто обозревал все вокруг своими маленькими окошками, как неведомый монстр с мордой-балконом! Я исколесил Аваристан, и нигде такого необычного архитектурного сооружения не увидел… 
По наследству дом, в котором сплавились камни от времени, должен был принадлежать младшему сыну Изаила и Патимат, его должны были женить, он должен был передать наследие и дом своему сыну – это был Я, но я уехал за своим искусством безвозвратно, и дом достался среднему сыну, в нем жила его семья, а после его смерти покинувшие дом последними из нашего аула переселились к подножью   горы  у  притока Аварского Койсу. Дом начал мокнуть и умирать! Может быть, когда-нибудь, кто-нибудь из наших, вернется туда?
Приехав по приглашению друга в его аул, с противоположной горы я увидел руины родного дома, мою душу «завалили» те мокрые от дождя и замёрзшие от одиночества и темноты камни. Они как будто говорили: мы замерзли без Вас,  продолжали  и продолжали падать из родных стен, с которых ветер каждым своим порывом отрывал запах нашего рода.

С горечью и с удивлением вспомнил: там ведь осталась громоздкая каменная амфора, она находилась в кладовой зала высотою больше метра, воткнутая в каменную основу формой – клином, где мама хранила муку, толокно, сладости… В детстве, когда дома не было взрослых, мы пытались достать оттуда сахар, но, увы, наши руки были слишком коротки. Полагаю, у взрослых был именно такой расчет!
По преданию, эта амфора предназначалась для вина. Непонятно, ведь виноград-то у нас в горах не выращивался. Немаловажная деталь, рядом находился дом нашей семейной мечети, там было дополнительное круглое окно, в которое  было вмонтировано точно такое же горло,  как у нашей домашней амфоры! Значит, были две амфоры. Как их привезли? Кто? По каменным тропкам гор? Лошади, ишаки, люди? Может быть, чем-то выдалбливали эти амфоры из особого камня, может, отливали из керамики? Не знаю!               

С завистью подумал, что у друга-политика село живет и развивается, а у художника аул умер? Возможно, это символ, необходимый для ориентации следующих поколений? Мой родной аул Кобосида остался лишь на моей картине, на бумаге в технике автолитография. Если думать о социуме, то моя фамилия Израилов  в окружении воспринимается как иудейское, живу среди православных христиан, думаю на языке русских, родной язык аварский. Интересно, почему судьба вовлекла меня в подобные противоречивые думы в новом пространстве России? Может, это связано с тем, что я увидел разницу в устройстве нашего и европейского пространства, выезжая в разные страны. Я видел чужой опыт, их поведение, культуру… В этих сравнениях моя страна проигрывает, особенно своими «недожаренными» законами и бабушками у мусорных ящиков! (Особенно, ФондКапРем - напоминающий бандитские приемы)… 

В СССР подобные мысли не возникали, хотя всегда присутствовал вялотекущий формат великорусского шовинизма и бесконечных очередей за дефицитом! Недальновидная пропаганда властей в новой России уничтожает во мне доверие к власти, но люди отличаются позитивом и добротой, хотя им не везет со столетними экспериментами, которые устраивает власть. Я, космополит,  мне нравятся языки и культуры народов, но не нравятся границы государств, которые организованы, как инструмент восседания власти имущих, без любви к людям, так же и «начальники» от религий, посредники между богом и мной, испорчены вкусом власти, они активны в образованиях своих активов и аморфны в духовных преобразованиях общества! Из-за искорёженного сервиса властей, наглости финансовой системы и конфессиональных подделок духовного продолжается падение морали в стране, возможно, и в мире! 

Возвращаясь к своей генетической памяти, нахожу ожесточенность в ней, а судьба, как будто в шутку, бросила меня на ковер искусства, где происходила трансформация в развитии моих взглядов и чувств в отношении окружающего мира и себя в нем. Два раза в жизни я оказался на грани возможного убийства человека, во мне был полностью отключен мозг, полагаю, от стресса;  почему это происходило, для каких сигналов, узнать всего непостижимого  непостижимо!…  но ОН оказался ко мне милостив, я живу! Человек, как живое существо, начинает искать хорошее, когда ему плохо, и притягивать к себе дурное, когда отрывается в разгуле! Если обществу доступно заостренное чувство разума, это как новая форма надежды, у него должны быть определены ценности гуманистического развития, но это иллюзия на фоне мизандрии, зависти, пушек и бомб…

Куда идти? Как быть? Талмуд, Библия, Коран, Будизм, Бахаизм, плюс мудрость и опыт человечества говорят об одном и том же: не убий, не лги, не кради, не отнимай, умерь свои страсти, будь скромен в своих потреблениях, не обижай слабого, чти мудрого…С этими постулатами   можно жить, молиться, спать спокойно и оберегать землю от беды!!! 

Секреты генетики непостижимы и неведомы, но я точно знаю, что я иду и поддерживаю гуманистическое полушарие земли, как завещание от Космической мудрости для людей! Я, знак из прошлого, в нем мои беспокойства и забота о будущем, творчество - это тоже знак, знак личного генокода в измерениях сущностного(?)! Во мне человек, в котором амфора и прах, позыв к мудрости и любви, усталые устные предания из брошенного и разрушенного дома в придачу с моими картинами и рисунками! Возможно, они послужат пояснением в расшифровках значимых символов человечества? Особенно, почему мы строим, а потом разрушаем, растем и убиваем…


Рецензии