о Красном бароне

Запутанная и непростая история в сонетах https://stihi.ru/2022/10/06/4092
Совместно с Алексеем Фоминым https://stihi.ru/avtor/fox20
На странице Психоделика или Три Де Поэзия https://stihi.ru/avtor/psid3






КРАСНЫЙ БАРОН


Часть 1. ХАМЕЛЕОН (Алексей ФОМИН)

……………………..Не понятое вами
…………………….. остерегайтесь называть несуществующим


Лето 1925 года. Крым. Гора Узун Сырт. Закрытый аэродром молодой республики Советов еще только в планах. Где-то внизу шумит море, бьются бортами друг о друга у причальной стенки рыбацкие баркасы. Еще не зализаны раны гражданской войны, не преодолены последствия разрухи, а там внизу в Коктебеле, в домике Макса опять собираются писатели, поэты, художники и даже проводит свои тайные заседания, соблюдая все меры строжайшей конспирации, русское антропософское общество. Туда ли обращены взоры молодого Бартини, командированного в те края специалиста в области авиастроения и инженерного дела? Самолеты – модно и перспективно – но это проза, а поэзия – это Космос.
Там внизу в Коктебеле, на берегу залива, наблюдая как слева от него меняет свою окраску огромный неподвижный хамелеон, сидит молодой Булгаков и размышляет о мастере, который может путешествовать во времени и пространстве, знаком с совершенно иными проявлениями этого мира и был бы он сейчас здесь и сидел бы рядом, достал бы из своего невидимого цилиндра черного ворона, поднял его над головой и тогда проснулся бы каменный хамелеон и своим языком слизнул бы с руки мастера птицу, как будто это маленькая мушка.

Кривые гор, кривые судеб, скоро
прямить вас будет пятилеток вал
«за» в угол перекованный овал,
хлопушка, рупор кинорежиссёра

Душ человеческих всяк инженер
Соцреализм: Островский, Горький, Лацис,
И в мыслях больше нет импровизаций
И стерт как класс оппозиционер

Серебряного века пыль тускнеет
Стирают пятна крови с косяков
и ленинских не станет ходоков
Страны Советов гражданин взрослеет
Еще рывок – пунктир узкоколеек,
с карт удалят летящих вдаль веков.


Затерянная во времени древняя Киммерия. Дом Поэта. Зайдя в мастерскую Максимилиана Волошина взгляд молодого Булгакова сразу выхватил молодого Бартини, стоящего у скульптурного портрета египетской царицы Таиах, чьи удлинённые, миндалевидные глаза смотрели на него, а едва заметная таинственная улыбка, указывала на то, что ей нравится то, о чем он ей говорит. И действительно Булгаков слышал голос, слова на незнакомом ему певучем языке, видел шевеление губ. Но тут в открытое окно ворвался порыв ветра, как будто это был огромный невидимый язык проснувшегося хамелеона и слизнул мгновение оставив другое в котором итальянец, смотря ему прямо в глаза и улыбаясь, протягивал свою руку: – Роберто, меня зовут Роберто…


Часть 2. ХАЙАТ (Оксана КОНЫШЕВА)

………………………Тревожа древний сон могил,
………………………Я поднимал киркою плиты...
………………………Ее искал, ее любил в чертах
………………………Микенской Афродиты.
………………………Пред нею падал я во прах,
………………………Целуя пламенные ризы
………………………Царевны Солнца – Таиах
………………………И покрывало Моны Лизы.(с)

Луч августовского солнца скользнул по японским эстампам, по химерам Notre Dame, внимательно следящими за происходящим со шкафа, по разбросанным бумагам на столе, и наконец в двух шагах от двух молодых людей стал заполнять собой, какую-то невидимую форму. Время вышло за пределы своих границ и было не понятно прошла минута или прошла вечность, рядом с Михаилом и Роберто стояла красивая женщина в платье цвета эвкалипта, в шляпке с васильками, а в глубине ее печальных глаз, можно было увидеть осеннюю листву.
Ожившая Царица солнца улыбнулась, и ее улыбка повторила ту же линию в губах, что и у Таиах.
– Надеюсь моё имя – она не назвала своего имени, но молодые люди точно его уже знали – Надеюсь моё имя кому-то приглянется, хотя бы Вам, Михаил?
Немая пауза. Всегда, когда она наступает, ощущение, будто бы дымовая завеса зашторивает происходящее постепенно и наглухо. И хочется прояснить ситуацию, кажется, отдёрнешь шторку, и станет всё ясно, но что-то мешает. И есть непреодолимое желание продолжить разговор, а язык не слушается. Булгаков продолжал молчать.
– Только, пожалуйста, Михаил, не отправляйте меня на Лысую гору на аэроплане конструкции вот этого… римлянина.
После этих слов Царица цариц, полностью переключилась на Роберто, и взяв того под руку, перешла с ним к широкому окну с видом на Кара-Даг.
– я много слышала о Вас, Роберто. недавно в России, а слухи вокруг Вашего имени не перестают удивлять. Можно ли верить? Расскажите, расскажите мне о Ваших летательных аппаратах. Они действительно красные, как и Вы барон?

С карт удалят летящих вдаль веков…
в аэропорты звёзды не садятся
Блеск нищета …
вердикт …за тунеядство,

За мнительность в учении «верхов»,
За лес и дол, за тридевять оков,
отправят с картой в вегетарианство,

в советские таёжные офшоры,
Тунгусский изучать метеорит,
на тот предмет, не звездная ли флора,
как с космобандой прибывший транзит,

в Северодвинск.
на карте политкорра,
мигает чаще, а порой горит –
«включи» «контроль» и «выжми до «do it»»
Разрушить всё, и заново построить…

Несколько дней пути в пустыне вымотали её. Но оставаться в доме сестры, рядом с её властным и деспотичным мужем, в окружении бесполезных рабов, было мучительней. Она дойдёт до той серебряной туманности, в которую каждую ночь скатываются небесные колесницы, дойдёт так далеко, насколько позволит забвение, так далеко, что забудется и имя её … и тогда она вернётся… это сказал он. Или она не расслышала.


Часть 3. ОБЛАКО (Алексей ФОМИН)

……………….Изобретатель машины времени, посещает «старую» версию себя.
……………….Эта «версия» даёт ему идеи по созданию машины времени, а
……………….«молодая» версия использует эти идеи для создания самого аппарата,
……………….со временем возвращаясь к старой версии себя.

Лето 1900 года. Донна Паола была бездетна, возможно поэтому, увидев трехлетнего сына садовника, сидящего под кустом смоковницы и внимательно рассматривающего пойманного хамелеона, остановилась и стала с интересом наблюдать за происходящим. Пальчик ребенка сначала прошелся по двум продольным полосам на спине подопытного, состоящим из белых точек, они были похожи на жемчужины, которые со дна моря подняло изумрудное течение и положив их на гребень замершей волны, засомневалось бросить ли их на берег или утянуть обратно в море. Потом попробовал подковырнуть своим ноготком шлем, но оставив эту попытку незавершенной, начал вращать бедолагу над головой, словно это птица и то, что зажато у него в кулачке должно обязательно летать. Донна Паола, улыбнулась и уже хотела было уходить, но рука ребенка вдруг, будто окаменела, а изо рта хамелеона выпал не его длинный язык, а полился яркий солнечный свет. Под эту струю мальчик подставил ладонь свободной руки, и ни одна капля из нее не пролилась на землю, не потерялась в густой траве. Свет стал превращаться в облако и когда оно стало размером с копну золотых волос этого удивительного ребенка поток иссяк. Мальчик положил хамелеона на переливающуюся солнечным светом перину и отпустил в лазоревое небо…


Разрушить все и заново построить…
Фамильный герб, старинная печать…
Дорожка сада к изумрудной Трое,
Из мятлика колючая кровать.

В высоких шпилях небо грозовое
И молнии далекой рукоять…
Попробуй угадать вне временное,
Витой ограды знак расшифровать.

Попробуй жить внутри пространств вселенной,
Внутри ее космических ветров,
Не обращать внимания на тени,
На те ходы, что выгрыз крысолов
Все люди, большинство… несовершенны
Из красной глины, мутных вод, дымов…

Дона Паоло подошла к ребенку и подставила ему свою ладонь, в тоже мгновение ладонь ребенка соединилась с ее… прожгла ее насквозь, но она почувствовала не боль, а очарованного хамелеона, внизу внутри живота, который поднялся к сердцу, запеленал его в солнечную перину, а потом кто-то аккуратно вынул их из её тела и подняв высоко к небу, отпустил.


Часть 4 КОНЦЕРТ (Оксана КОНЫШЕВА)

……………слушай беззвучие
……………слушай и наслаждайся(с)
Обычный концертный зал, обычный рояль, обычный плюшевый занавес. Собственно, Роберт ничего не ожидал от этого концерта. Разработка нескольких проектов отнимает почти всё время, но в последний момент, решил отдохнуть и принял приглашение друзей. И вот он здесь…в ложе Бенуар, закрытой от партера, обычное, видится волшебным. …Атмосфера…взволнованный гул гостей, нервный точечный свет рампы. Оркестр, и как же много в этом звуке. А главное рояль! Белый рояль, на натертом до блеска паркете, с приподнятой крышкой-крылом, парил над сценой.

Шло второе отделение, когда объявили новую исполнительницу.

Тонкая пианистка в чёрном концертном платье, затянутая в него, как змея в кожу, с лаковым чёрным клатчем в длинных крепких пальцах («зачем он ей сейчас» подумал Роберт), подошла к роялю.
Ведущая, с фигурой виолончели, выдавила академическим голосом:
– Рахманинов
«Прелюдия номер пять»
«Наедине с собой»

«Элегия»

Пианистка мягко поставила подушки пальцев на клавиатуру…
Правая рука вступила первой, и в стаккато зазвучали верхние октавы. Левая ответила басами. Потом они сходились и расходились, каждая в свою часть рояля, завораживая слушателя виртуозностью исполнения сложной музыки.



И он полетел…белым безмолвием арктических пустынь, бездонным космосом, над штормами мирового океана.

Играй, ангел, играй дольше всех.

«Ро, малыш, проснись». Роберт резко дернул головой и подскочил на стуле. На мгновение он ушёл в мир сновидений, и видел там Паолу, только молодую, как эта пианистка. Паола- пианистка читала ему сказку на немецком языке, а ему, как можно быстрее узнать, чем она закончится. Тогда он выучил этот язык, и читать вместе с ней, только в перевёрнутом виде.


Из красной глины, мутных вод, дымов
Востребована жизнь была на марсе…
За обещаньем, слышалось «готов».
За провансальской лирикой от стансов –

Там Вы, и вижу мачту корабля.
На палубе…невидимое я…
охвачено, ни логикой, ни взором.
И каждый вечен миг… благодари..,

Несущийся вперёд – в поводыри...,
Ушедшему в века-немым укором.
Под чёрной глиной умирает порох.
Дымов его завесу разотри
До сажи, и считай «один два три»,
Кварталы, собирающие город.


Легна стояла на мосту через Мелех-Чесма. Просто захотелось заглянуть в реку. Она и не предполагала, что в это время за ней наблюдают. Хотя, чего скрывать, догадывалась. Две столетние гаргульи, охраняющие мост, она уверена, ей не показалось, даже привстали со своих насиженных мест…

Легна ещё раз оглянулась, не слишком ли этом заметно, её счастье? Просто хорошо человеку!

Лауреат конкурса им. Чайковского! Не просто счастье, гордость и ощущение абсолютной невесомости над мостом, рекой, морем, до вечера, до ноября, до встречи…но всё время, которое она могла себе только представить. А представить она могла – приглашение в Карнеги-Холл! Или Москва?

Он из Москвы, конструктор, что-то открыл, что-то изобрёл.

А горгульи шипели и распускали крылья…

Монотонный звук мотора приближался к мосту, с плато на них летел красный дельтаплан, алмазный блеск из-под крыльев его, ослепил Легну. И тут же, два, ядовито фиолетовых потока энергии, напоминающие грозу, полыхнули над химерами…

Он улетел, но…
А химеры опять окаменели, ещё лет на сто…


Часть 5. БУЛАВКА (Алексей ФОМИН)

…………………………………..Тут казематы,
…………………………………..Светлая кровь в каменных застенках
…………………………………..Страшный стон замученных в моих ушах,
…………………………………..потом тишина…
……………………………………..вечное безмолвие необозримых просторов (с)

Лето 1946 года. Шарашкина контора ОКБ 86. Углубленный в себя, Бартини сидел за кульманом и производил впечатление какой-то экзотической птицы в клетке. Потертое кожаное пальто, карманы оттопырены, полные надорванными пачками «Беломора», на шее - шелковая белая косынка, заколотая булавкой с прозрачным камушком, в котором отражались испуганно-влюбленные глаза вольной чертежницы Вали, миндалевидные глаза египетской богини Таиах, звучащие прелюдией номер 5 и голубые глаза Ангела, итальяно-австро-венгерские глаза донны Паолы и множество других глаз, еще не пойманных тонкой паутинкой, которую плел превращающийся в хрустального паучка прозрачный камушек с булавки, которая тоже была не простой – ее острие использовалось когда возникала необходимость разбудить в женщине божество, которое живет в каждой, каждой, каждой…
Пропеллеры аэроплана, сделанного из органического стекла, покрытого с внутренней стороны амальгамой, ускорили вращение, из бортовых отверстий вырвались густые голубоватые выхлопы и все несовершенное во времени и пространстве исчезло, осталось только небо.

Кварталы, собирающие город
в надолго затянувшейся зиме…
Бутырка – замок? Или красный шорох
приговоренный сроками к тюрьме?

Над метрами трехкамерных распятий
Висит холодный мутный глаз луны
Багровые на серых стенах пятна
Не стерты и еще не сочтены

Подземные петляют коридоры
От пугачевской башни на покров
За восемь стертых до костей углов
Под ледяной корой небесной шоры
Как будто бы личинки ткут узоры,
Пасьянсы темных улиц и дворов


Под ее окном расцвел небесно-голубой меконопсис и видимо, чтобы отметить это удивительное событие, кабинетный белый рояль зазвучал: до ре ми фа… белый хамелеон замер… сделал еще два неуклюжих движения по клавишам – соль, ля… и еще одно – si, да, да, да… и тонкая паутинка прилипла к горячим влажным губам.


Часть 6. ВЫСОТА (Оксана КОНЫШЕВА)

………………….да, я
………………….вернусь, как
………………….несчастный
………………….Левий
………………….Матвей,
………………….слишком
………………….поздно(с)

До ре ми фа соль ля si
Роб уехал на такси…

Настроение дурацкое, грустно и хочется плакать, так бы и разрыдалась…
И только сейчас Легна заметила белого хамелеона, перебирающегося по клавишам. Странно, раньше она его не видела, думала, точнее слышала музыку, а рояль сам исполнял …«механическое пианино, механическое пианино». А это оказывается хамелеон виртуоз завёлся. Наверно кто-то забыл или потерял. Этого бы хамелеона, да писать научить…перелистываешь так себе мысли, а он стенографирует. Или как там, у зодчих, архитектура – застывшая музыка в камне …
Ходишь по площадям, и считываешь мелодии с высот шпилей зданий, просто с листа. И на этой грустной ноте, она выглянула в окно.
Расцвёл…горное чудо. Горы.


Пасьянсы темных улиц и дворов
Разложены и наша карта бита.
За нами, милость, воронок и свита,
А перед – измеренья в шесть дорог.
Не каждой покровительствует бог…
Иной – Пилат, … иному – Афродита.

Пересеклись на бравых виражах
Кривые оси, выгнутые в дуги.
И космос растолкали демиурги.
И ночью стало ясно – дело «швах».

Днесь семь молись, а то молись днесь сорок.
Раскроется ли небо … а чертог
Черкни линером, о, конструктор бог,
в дворцы твои – воздушного линкора.

– Мы летим над Уралом, почему нас не замечают, Роб, мы летим так низко, что можно бросил камушек с корзину грибника и не промахнуться. Или, в того манси оленевода, а-ха-ха, гляди, гляди как он погнал упряжку. Уверена, когда вернётся в свою юрту, бросится на колени и будет умолять своих духов о пощаде. Обычно сдержанный, Роберт расхохотался. Она конечно взбалмошная, но такая забавная, и главное, ничего не просит. На подлёте к аэродрому, они заметили странные изменения. Маленький провинциальный аэродром, теперь, по взлетным полосам уходил глубоко в тайгу, вокруг были разбросаны стеклянные и серебряные шары, размером со столитровый аквариум . Но не это удивило больше всего, две башни, одна с огромным окном вместо стены, а на другую… а на другую садилась металлическая стрекоза.
- Роб… что это



Часть 7. ПОЩЕЧИНА (Алексей ФОМИН)

……………………………Угол одиночной темной камеры. На каменной тумбе
……………………………неподвижно сидит стриженый и небритый арестант,
……………………………отсутствующим взглядом смотрит он в окружающую его
……………………………мрачную пустоту. Его голос глухой: – Опустошение...
…………………………….Какой мрак кругом... Лишь одна звездочка,
……………………………. далекая-далекая, но она ярко сияет высоко на небе...(с)


Лето 1972 года. Таганрог. Летнее кафе у Приморского пляжа.
– У нас было три отдела: Туполева, мой и Румера. Румер занимался у нас динамикой – фляттером, и мы были друзьями. В моем отделе работало много известных теперь людей, например, Королев. Будущий директор ЦАГИ у нас был чертежником… – Анна, сотрудница журнала Наука и жизнь, еще глубже заглянув в волондовские глаза Роберта Людвиговича, улыбнулась.
– …введение однородных координат позволяет свести теоремы проективной геометрии к алгебраическим эквивалентам и геометрические соотношения к кинематическим связям... – …а ведь он может говорить об этом бесконечно-долго, продолжала кивать головой Анна, показывая всем своим видом, что слушает внимательно.
-… форма существования объекта А является (3+3)-мерным комплексным образованием, состоящим из произведения трехмерной пространственноподобной и ортогональной к ней трехмерной времяподобной протяженности, обладающим ориентацией…– голова Анны качнулась еще сильнее как у вечно уставшей ямщицкой лошади, - фррр, и она вдруг спросила:
– расскажите о своих учениках, если они у вас есть и чему Вы их учите, если это не тайна? – теперь уже Бартини с любопытством заглянул в глаза Анны.
– я всегда говорил миру явно и тайно не говорил ничего... – в Анне как будто проснулась что-то древнее и темное… и она оборвала начатую фразу Роберта Людвиговича пощечиной.

Бартини, улыбаясь, только закрыл глаза. Рядом с их столиком, ожидая продолжения сцены, остановилась толстая дама в летней шляпке и зонтиком, с ее платья уставилась на Анну своими фасетками железная брошь-стрекоза.

В дворцы твои – воздушного линкора
влетают тени, ровно в два часа…
Гвардейцы же в казармах сушат порох,
забитых фильтров чистят корпуса.

Все заняты. из списков поручений
не вычеркнуть ни слова, ни абзац.
Клематисы цепляются за стены,
сушить служанка вынесла матрац,

готовит повар вкусные десерты,
учитель учит жить учеников,
а у станков петров и иванов
протачивают желоба для шкерта,
здесь все заверено печатью смерти,
строчат депеши из восьми штабов.


– Аннушка, за что же вы меня так при всех? - девушка растерялась. Почему, почему она так поступила, ей было ужасно стыдно, как будто она разлила масло на трамвайных путях, и поскользнувшийся на нем человек угодил под гильотину колеса.
– Роберт Людвигович, простите ради бога, я не понимаю, что на меня нашло…
– Мы готовы извиняться за свои поступки и свободны менять свои решения – до тех пор, пока не умрем… Но разве мы понимаем, что их след тянется не только в будущее, но и в прошлое… что мы можем менять свои решения и до того, как родились.


Часть 8. ОТСТУПЛЕНИЕ (Оксана КОНЫШЕВА)

………………Vere et integre


Толстая дама пренебрежительно фыркнула. Видимо, ожидаемой сатисфакции от этой сцены она не получила… (какая глупая девчушка, влепила – пощёчину и просит прощения). Дама хотела было уйти и даже раскрыла зонтик, но солнце иногда тоже наносит удары, и что-то нехорошее уже пришло ей в голову. Дама неспешно подошла к столику, за которым сидела журналисточка и пожилой мужчина, и влепила тому вторую пощёчину, достала из пачки толстую рыхлую папиросу, помяла её пальцами, закурила, и наконец выдохнула :
– вас не смущает, что я курю?

Спешат депеши из восьми штабов –
Приходят письма птички-невелички.
И три угла, заметное отличье
У треугольника из прошлых ВОВ.
Всё тоже, да, ты есть, и ты таков…
И почта отцензурена в приличья .

Чтоб заново родиться – умереть…
так замкнуто, что крУги крУги крУги.
Довольно по воде, на лэнд на Крузер…
А плотники стучат и стынет медь.

Там счёт идёт, им ведомо, их трое –
Ворота, вечность, и обратно, смерть…
Несёшься с ветром, а он тот же смерч,
В забытую и временнУю Трою


Мы можем менять свои решения и до того, как родились.
Этим летом она никуда не собиралась.
Может только на дачу, смородину собрать. Затем протереть её с сахаром, закатать в банки и поставить на полку. Сколько их там уже стоит, выдержки благородной. Телефон отвлёк от важных мыслей. Звонил приятель, археолог по призванию…
– едем на южный Урал?
ты же хотела смены мест и настроений, хочешь окунуться в бронзовую эпоху?
(вот так сразу и в бронзу…)
Приятель продолжал:
– городище там нашли, при нём древние захоронения.
Едем, значит летим… а по утру они проснулись, и степь да степь кругом была. Сначала даже и не заметишь…
Два кольца валов, по ним каменную круговую кладку – оборонительную стену. Внутри сооружения – кольцевая улица жилищ и деревянная мостовая, а под ней канализация. На отдельной площадке она заметила лестницу. Спустившись по ней на метра три, поняла, что попала в камеру захоронений, состоящую из трёх этажей. Нижний, её интересовал нижний уровень, минуя верхние жертвенники скота и утвари… подошла к саркофагу с табличкой «Ро-Ам-Ма, жрица, бронза, 20-18в. до н.э.»… и это была бронзовая мумия женщины с тонкими металлическими чертами лица, а на шее чокер, с довольно таки четкой чеканкой vere et integre . Латынь…Вот это да…когда-то он подарил ей кольцо из платины с такой же гравировкой.
А белая платиновая ящерка, оставаясь незамеченной на груди жрицы, отчаянно крутила своей головкой в разные стороны, затем уставилась на запад и замерла.


Часть 9. ИОН (Алексей ФОМИН)

………………………….Когда же он почувствовал приближение смерти,
………………………….то промолвил: «Увы, кажется, я становлюсь богом» (с)

Лето 1919 года. Специальный лагерь для военнопленных на Красной речке. Щелкнул дверной засов, и вместе с лучами утреннего солнца и свежим ветром в бараке оказалось несколько человек, среди которых был глава итальянской миссии в Хабаровске майор Манейро.
– ho bisogno di Roberto Oroz, dov';?
– Sono qua – ответил молодой человек, захваченный в плен еще в 1916 году на Буковине казаками генерала Брусилова.
– Он говорит по-русски? – Манейро утвердительно кивнул и с гордостью за свою нацию добавил – и еще на шести языках. Представитель Дальревкома знаком показал конвою, этого взять и за мной.
Ровно в полдень Роберто, окруженный сотрудниками местного ВЧК, первыми функционерами дальневосточной республики, держал в руках кожаную книгу, древний манускрипт,. Бросив короткий взгляд на присутствующих, он перевел название книги «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, а про себя подумал: – как давно я не держал ее в руках: Свет Он и Я мы всегда вместе, в любом времени, в любой точке мира. Бартини открыл первую страницу, часть пергамента сгнила: mas – мужчина, mast – мачта... а нужно ли окружающим меня революционным мечтателям, знать обо мне? Он помнил какие две буквы исчезли. Конечно, он все переведет по-настоящему, и полностью, они услышат все что хотят услышать.

В забытую и временнУю Трою
свалили всё и камни, и щепу
жилище снова сделалось норою
полынь-трава сокрыла всякий путь.
За черный пух кострищ, за белый пепел
уже не четвертуют бунтарей
и не зерно в ладони – божий плевел,
страницы незнакомых словарей.
От знания вещей остались вещи,
Мир околдованный, пустой, зловещий,
Базальное скольженье вечных льдов
Спасаться? Для чего? Смириться только,
Сойти беззвучно по судьбы осколкам
С тропы незримых в Красн и Оболовь


Уже стали историей проекты с маркировкой: Т-200, С-6, А-57, М-62 и обратная чайка, чайка Ер – мартын, первая, вторая…
– вас не смущает, что я курю? – еще не гуано, не разложившиеся естественным образом остатки помёта морской птицы, ослепили брошь-стрекозу и тем самым освободили Роберта Людвиговича от необходимости отвечать на вопрос эксцентричной дамочки, которой, очень кстати, нашлось чем заняться. Часы показывали двенадцать часов. Время, отведенное на интервью, истекло. Время и стекло. Свет Он и Я. Бартини мысленно перемешал буквы составляющие аббревиатуры его самолетов… и открывая их по очереди, как будто это карты, выложил: М..А..С..Т..Ер


Часть 10. НА ДНЕ (Оксана КОНЫШЕВА)

……….………………я чувствую как
……………………….кто-то
………………….……отпускает меня на
……………………….свободу(с)

Время и стекло. Время текло на стекло. Текло пока не покрыли это стекло сплавом ртути и серебра. Тогда оно стало зеркалом и отразило свет, время и пространство….
– Ро, маленький Ро, подойди ко мне.
Маленький Ро замер. Его звал любимый голос, голос дорогого ему человека, покинувшего Ро так рано и так некстати. Как бы он хотел опять увидеть её, прижаться к груди и успокоиться. Вот он бежит, раскинув руки, как крылья, готовый обнять, и никогда – никогда не отпускать её…и пропадает в молочно-белом ледяном тумане…
– мама, мама Паола…

С тропы незримых в Красн и Оболовь…
Уходят одинокие обозы,
Два рыцаря, засим, меча и розы…
И с Кинерета, рыбаки улов,
Несут к столу, но разве это клев,
Когда в сети одни метаморфозы.

Амфибия, как символ на воде.
Ладья, готовая до дна спуститься,
толкнувшись от него – стальная птица,
Взлетает к неизвестной высоте.

Он знает Кинерет – старик и море ,
где красный марлин ….водится пескарь ,
премудрый, и как всяка божья тварь,
в цепи развития его историй.

Он лежал на дне своей квартиры на Кутузовском, точнее, на дне одной из комнат, разрисованной им самим.
Он на дне. Н потолке небо. На небе Солнце, Луна, звёзды. Только узкая полоска солнечного света проникала в комнату, сквозь задернутые шторы, днём, лунного ночью, и реже фар. С молодости, после перенесённой болезни-осложнение, яркий свет режет ему глаза. В Италии, Австрии, Чехии, на «Галицийских кровавых полях» или уже в России, в плену это было?
Что видит он, лёжа часами на «дне»?
Оленя, разглядывающего взволнованные воды горного озера, озёра, точно алмаз, переливающегося под лунным светом., великана с колесом в руках, девушку средневековья с младенцем, замученных инквизицией, её брата рыцаря в доспехах, папского легата?
Точно огромные белые журавли взлетают самолеты и переносят время на своих крыльях.


Часть 11. ТЕОРЕМЫ (Алексей ФОМИН)

………………………………Smaismrmielmepoetaleu
………………………………mibuvnenugttaviras (с)

Лето 1965 года. В «Докладах Академии наук СССР» (1965, том 163, №4) опубликована статья «Некоторые соотношения между физическими константами».
В ночь было довольно холодно, шел дождь, но теперь сквозь облака прорезывалось ранее Солнце, и белесый пар поднимался над умытым дождем асфальтом. Зазвонил телефон.
Партийный функционер Отдела науки ЦК, не поздоровавшись, а только представившись сразу задал вопрос:
– В «Докладах Академии наук» опубликована представленная Вами статья… это не розыгрыш»?
После об этой истории было много слухов: якобы статью напечатали на спор, мол, а слабо протащить в «Доклады Академии наук» откровенный бред? Одни говорили, что академик Бруно Понтекорво поспорил с академиком Николаем Боголюбовым, другие – что с академиком, Игорем Таммом. Сам Бруно оправдывался: если бы не опубликовали, он с ума бы сошел, ведь этот текст дело всей его жизни. Статья ему не понравилась. Ставить в номер он ее не хотел, так как у него при чтении возникло к ней много вопросов. За окном восходящее Солнце стало обретать черты улыбающейся богини Таиах:
– С какой несуществующей теоремы и какого не существовавшего математика начнем? С «теоремы Стилова» или «теоремы Гамеля»?

В цепи развития его историй
есть звенья из агата и стекла,
из можжевельника и меди, вздора
и даже из яичного белка.

Куда б ни шел там звон, свернувшись в кольца
набрасывается на шляпки звезд,
за ним ползет вода со дна колодца,
в ней как в ветвях берез несметно гнезд.

В ней черное так ярко, что боишься
в нем отразиться трепетом цветов,
вернуться в ночь, в которой сто замков
и неподвижное четверостишье
прочувствованное сто раз затишье
навеки зашифрованных шрифтов.


Андерс Стиллофф наконец то закончил свой роман «Адвокат Хеллман» («Sagf;rer Hellmanns»). В котором Ганс Хеллман, спасаясь от фашистов эмигрировал из Германии в СССР, был расстрелян в 1938 году… Кто знает, что, спасая Роберто, этот физик просто захотел проверить: существует ли описанный в его теореме (Хеллмана-Фейнмана) мир, который в своей глубине подчиняется квантовым законам, внутри которого все зыбко, неопределенно; действительно ли он решил уравнение Шредингера о кошке, которая то ли жива, то ли мертва. Ведь, как только ты разберешься с этой квантовой механикой, ты получишь привычный «твердый», понятный мир, и дальше сможешь комфортно жить в этой иллюзии или в любой другой иллюзии тебя устраивающей.
Гамель Вулси наконец то закончила свой фантастический рассказ «Звезда двойной тьмы» (The Star of Double Darkness). «Темные звезды» – это звезды, которые невозможно разглядеть ни в один телескоп, тем не менее, они существуют. Значит есть и миры, которые мы не видим, но они есть.
Бартини по-дружески обнял Вулси и Андерса.


Часть 12. ШИРИНА ВРЕМЕНИ (Оксана КОНЫШЕВА)

……………..Вздор! Лет через триста это
………………пройдет(с)

Утверждают, что по крайней мере, один самолёт невидимка в СССР был построен. когда заводили мотор, он попросту исчезал.

– А почему мы исчезаем вместе с самолетом? – спросила Легна.
– теоретическая физика…
Ты видишь это наглядно, и веришь мне. Но стоит только написать об этом научную статью, засмеют, и чего доброго, хотя, чего тут доброго, отправят в клинику Стравинского.
Последняя его статья о пространстве из шести измерений, что время трехмерно и имеет высоту, ширину и длину, вызвала скандал.
– Так объясни мне, как это происходит и по каким законам, я-то тебя никуда не отправлю. Просто спрячу в одном из них, от всех, - и тихо добавила, - от всех женщин. Представляешь, гуляем мы с тобой по парку в пятом, а навстречу, …а навстречу…
- А навстречу моя жена. Он рассмеялся…над собой…над её фантазиями и планами, и до сих пор скрываемой ревностью…но стало немного легче, в последнее время повода для веселья представлялось всё меньше и меньше. И чего скрывать, погулять с ней по пятому измерению всегда
Вспышка. Три пучка света пересеклись над вершиной горы Узун Сырт. Это паук, стрекоза и ящерица, каждый в своём месте и в своё время, вышли в определенное пространство и выпустили потоки накопившейся энергии. (переглянулись они или нет, науке неизвестно), но что-то, похожее на усмешку, застыло на их ювелирных мордочках.
Мутадор… дело сделано.


Навеки зашифрованных шрифтов
На тростнике – эпохи манускрипта…

В эпоху музыкального транскрипта –
На партитуры альта и басов,
Оркестра и вокальных голосов –
пал век нервозности у первой скрипки

И примы… в переломанных руках….
Одна струна, как в бытность Паганини
Держала зал…то в бытность, а отныне,
Держался зал за нивелирный страх,
законов свиток пятикнижья торы,
За ветхого завета стих-набат..
молитвами не в лад и невпопад…
И разговоры разговоры разговоры

Время имеет ширину?

Он шёл по дороге вперёд, не оглядываясь. Да, собственно, он знал, что бы там увидел. ковровая дорожка постепенно скручивалась за ним в рулон, и в каком-то отрезке времени перетягивалась вперёд, чтоб расстелиться в новой версии. Траволатор? Он так не думал. Траволаторы служат для облегчения передвижения и транспортировки багажа, а его дорога, хоть и не налегке, багаж приличный, но только он и параллели, и радиальные. Прошлое в его настоящем и будущем, и это совсем нелегко протащить его по всем измерениям, так сказать, просканировать багаж.
Как сказал поэт, путь ошибок трудных. А когда идёшь своим, личным измерением, ошибки просчитать под силу?
В определенный момент, перескочишь на соседнюю дорожку и отклонишься от предыдущего маршрута на пару градусов…и что в результате? А в результате, вместо алюминиевого самолёта построен деревянный, вместо Италии переехал жить в Таганрог, задержался на три дня, и… стал отцом.
Это только одна из радиальных, или параллелей, правая, со своими ветвями развития. Бег по основной, запрограммированный, или бег на месте. А перепрыгнуть на левую, а вдруг с летальным исходом, вот и допрыгался.


Часть 13. ЧАСЫ (Алексей ФОМИН)

…………………………..Нет, не луна, а светлый циферблат
…………………………..Сияет мне, и чем я виноват,
…………………………..Что слабых звезд я осязаю млечность?
…………………………..И Батюшкова мне противна спесь:
………………………… «который час?» – Его спросили здесь,
…………………………..А он ответил любопытным: «вечность».(с)

– Ося, а при чем здесь Константин Николаевич? Его Опыты насквозь пронизаны эпикурейством, а сейчас в цене мазохизм. – на эти слова Михаила Валентина и Анна заговорщицки переглянулись и на их кофточках, чуть выше колыхающихся венериных холмов блеснули серебряные нити паутинки.
- Особенно я ненавижу, когда вечностями швыряются… Братья навек. Вечная дружба. Навеки вместе. Вечная слава… Откуда они все это берут? Что они видят вечного? – перебивая друг друга подхватили тему Борис и Аркадий, и вот это звенящая «Я», вместо «особенно нам ненавистно…» умилило стрекозу все еще пытающуюся выбраться из колец длинного языка хамелеона-альбиноса.
– А не провести ли нам прямо сейчас производственную гимнастику? – предложил Светоний – Ведь время утекает сквозь пальцы опущенных рук. Руки вверх, глубокий вдох, в стороны, медленно опускаем, выдох.
– Ночью время стоит. Идут только часы. – Эрих, сначала хотел передать, только что им заведенные часы, Таиах, но подумал, что этой солнечной улыбающейся женщине они не нужны, потом было протянул их Ленге, но тоже передумал и протянул их Роберто.

И разговоры, разговоры, разговоры,
Абсурдное начало всех начал,
В котором клеят ящики Пандоры
И злобный тролль шлифует блеск зеркал.
В чем истина? В соборах ли в терроре?
В наличие вершков и корешков?
Кто милосердней Рюрики, Тюдоры?
Не прерван род ли гениев, творцов?
Опять поломка англицкой рессоры,
И обсчитали в бюргерской конторе,
Похлеще азиатских продавцов…
Ведь Бога не касаются поборы
Прими же завитки в его декоре
Без смысла, без желания, без слов.

Декабрь 1974 года. Москва.
Роберто лег на пол в своей комнате, прижал часы к своей груди – теперь они его железное сердце, и начал подниматься со дна нарисованного моря все выше и выше к нарисованному на потолке солнцу. Но вдруг он понял, что это не он мысленно поднимается вверх, а солнце опускается к нему вниз, что он находится во времени самого настоящего заката, где-то в Крыму, а может в Адриатике. Каменный хамелеон открыл глаза и слизнул сначала солнечную богиню Таиах, а потом и его, маленького Ро, путешествующего по миру на облаке.
– Мы ждали завтрашний день, каждый день ждали завтрашний день. – пропела Донна Паола и закрыла двери в уже совсем темную комнату, дома, висящего на золотых цепях.


Часть 14. ЛИФТ (Оксана КОНЫШЕВА)

……………. Он не заслужил света, он
……………..заслужил покой (с)

– теперь я понимаю почему они так любят – разглядывать небо
– почему же
– у каждого из них когда-то был свой маленький принц Ро, и теперь, спустя годы, они стараются разглядеть его за пухлыми облаками, на прозрачных вершинах парящего молока.
– а зачем?
– Ро всегда в хорошем настроении и верит в удачу, и самое главное, добивается своего.
Следствие такое: количество жизни во Вселенной, то есть количество материи, которая в бесконечно отдаленном от нас прошлом вдруг увидела себя и свое окружение, – тоже величина постоянная. Мировая константа. Но, понятно, для Вселенной, а не для отдельной планеты».
А, значит, мы еще встретимся.

Без смысла, без желания, без слов
Без утвержденья «надо, значит надо»
И каждого героя ждёт награда?
Не отправляйте каждому послов,
Не отличая лжи от смелой правды.
Он сам идёт под удивленье ртов.
По облачному миру молока.
Тогда закончится сезон дождями …
И конница, вступая за вождями,
Не знает, есть ли шанс у рысака.
И снегопад спускается на город,
Меняя траекторию путей…
Бессмысленно, и чем вернуть затем
Кривые гор, кривые судеб…скоро?

Пустой зал областной филармонии. На сцене рояль и она. Что исполняем на это раз, опять Рахманинова?
Время не лечит. Может быть, врачует изворотливое сознание, где все ушедшие от нас, просто переехали в другую страну, скорее всего это Гренландия. Ты когда-нибудь доберёшься до Гренландии?
Опять снились гренландские родственники. Собрались на банкет, а на столах не накрыто. Ходят с недовольными лицами, и не понимают, зачем их позвали…исчезли.
Из мрачных мыслей выдернуло ощущение присутствия кого-то рядом.
Приглушённый звон бокалов, шуршание платьев и легкая женская поступь в сопровождении мужских шагов, отодвигающиеся стулья, тихие смешки, и колыхание воздуха…рядом, кажется руку протяни, и коснёшься …
И что-то ярко сверкнуло в глубине одной из лож, что-то давно забытое, и знакомое одновременно.
Полумрак не мешал.
Она играла для них, для тех, кто пришел ее слушать из темноты, для их тихого восхищения, нет, не её игры, а музыки, дарившей бурю эмоций.
Заключительный аккорд…и в зале вспыхнули прожектора, свет их пронзал купол, крышу, потолок и под разными углами точечно был направлен, каждый, на свою цель…сколько это длилось минут пять, десять час….
Но все закончилось. И уже, в полнейшей тишине, прозрачный светящийся лифт окружил ее и рояль…
Тепло и свет прошли через тело, проникая в каждую клеточку, до кончиков пальцев, в каждой артерии свет оставил частицу себя.
…и лифт исчез мгновенно, как и появился….
– прелюдия номер пять?
– лучше «наедине с собой»

================================
МАГИСТРАЛ

Кривые гор, кривые судеб, скоро
с карт удалят летящих вдаль веков
Разрушить всё, и заново построить…
Из красной глины, мутных вод, дымов,
Кварталы, собирающие город
Пасьянсы темных улиц и дворов
в дворцы твои – воздушного линкора
строчат депеши из восьми штабов.
В забытую и временную Трою
С тропы незримых в Красн и Оболовь
в цепи развития его историй
навеки зашифрованных шрифтов.
И разговоры, разговоры, разговоры
Без смысла, без желания, без слов.





=====================
Роберто Орос ди БАРТИНИ.

Этого человека историки считают одним из самых загадочных людей начала двадцатого века. В Москве о нём ходили легенды. Бартини считали шпионом, посланником итальянской мафии и даже инопланетянином. Некоторые литераторы утверждали, что именно Бартини стал прототипом знаменитого Воланда из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». О нем в интернете можно найти много информации, есть документальные фильмы.


Рецензии