Ротаны

     У дедушки и бабушки всегда было много животных, для которых постоянно приходилось искать корм. Для кур и уток покупали специальные смеси на местном элеваторе. Корова и овцы щипали травку под присмотром пастуха, но на зиму, когда поля покрывались снегом, приходилось заготавливать для них сухую траву.
     Брат моей мамы, дядя Гена, приезжал в Гумбею каждое лето на своём грузовичке. Он и дедушка по несколько дней проводили на сенокосе: скашивали траву, привозили её в деревню, сушили на солнце и складывали в большую кучу, которая называется «стог». Вместе с дядей Геной обычно приезжал его сын Юра, и мы отлично проводили время вместе.
     Однажды дедушка предложил: «А давай мальчишек тоже с собой возьмём, большие уже, пусть помогают. Или можно найти полянку рядом с речкой, мы покосим, они порыбачат». Дедушка накопал червей, достал удочки, и ранним утром мы поехали на сенокос!
     Косить траву оказалось сложно, ни у меня, ни у брата ничего не получалось - сухая степная трава приминалась под косой, а потом как ни в чём не бывало поднималась обратно. Мы отдали косы взрослым, взяли удочки и побежали к реке. Уже через пару минут поплавок ушёл под воду, Юра дёрнул удочку и вытащил на берег не привычного нам окуня, а неведомую чёрную рыбу с огромной головой. Как оказалось, это был ротан - хищная рыба, которая вскоре распространилась по всей реке.
     Всего было поймано 4 рыбёшки, которых Юра предложил запечь на костре. Вечером мы вышли в поле рядом с деревней, составили из камней небольшой круг, а внутри него развели костёр. Вокруг было много сухой травы, и огонь постоянно прорывался между камней, но я затаптывал его кроссовками. В какой-то момент Юра сказал: «Да дай немного погореть траве, пусть образуется ровная полянка». Мы дали огню немного расползтись и даже придумали название: «Поляна двух братанов и четырёх ротанов».
     Внезапно ветер усилился, и огонь с бешеной скоростью устремился в сторону деревни. Мы попытались затоптать огонь. Ноги нестерпимо жгло, подошва кроссовок начала плавиться, но мы не могли победить огонь. «Давай принесём воды!» - крикнул Юра. Мы добежали до дома, я схватил лопату, а брат - ведро воды, но когда мы вернулись обратно, то увидели, что полыхала уже вся поляна.
- Пора звать взрослых, - сказал я.
- Ты что, представляешь, как нам влетит! Давай просто убежим на гору и посмотрим, что будет дальше, - ответил Юра.
     С горки мы увидели, как хозяин ближайшего к поляне дома побежал по улице, и вскоре не менее десяти человек прибежали к месту пожара с граблями и лопатами. Они убрали сухую траву на пути огня: сначала со стороны деревни, потом охватывая огонь с других сторон. Не прошло и двадцати минут, как пламя было потушено, и на месте пожара осталась только чёрная поляна с дымящимися кое-где травинками.
     Дедушка и дядя Гена тоже принимали участие в тушении огня. Они увидели нас на горке и всё поняли. «Вот вы устроили, чуть деревню не спалили»! Нас не наказали, но мы и так отлично усвоили этот урок.
     Уже будучи взрослым, я нашёл эту поляну и снова собрал в круг почерневшие от огня камни. Я не помню вкус приготовленных здесь ротанов, но никогда не забуду запах горящей травы и ощущение беспомощности перед бушующей огненной стихией.


Рецензии