Карлсон. Часть первая
1
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя.
Я не совсем люблю современное кино и в первую очередь за то, что большинство из него нарисовано компьютерщиками с помощью так называемой «зеленой комнаты»,- это когда актеры встали в определенное место в студии, помахали руками, походили, пошамкали губами, а потом программист пририсовал или палубу боевого корабля или избу (замок)14 века, да еще и приодел человеков по смыслу фильма.
А где трепетное отношение к деталям быта, амуниции, природы, где великолепная работа оператора?
Конечно есть определенные исключения,- ну тот же режиссёр Кэмерон с «Титаником». Я может скажу для кого-то кощунственную вещь, но Кэмерон, перед тем, как снять этот знаменитый фильм, организовал подводную экспедицию на подводных аппаратах на глубину 5000м, лично осмотрел лежащий на дне на большой глубине теплоход «Титаник» и при помощи манипуляторов глубоководного подводного аппарата достал отдельные предметы и части судна - мощи знаменито-трагического корабля.
И как вы думаете, когда в кабинете режиссёра на столе стоят частички, повторюсь мощи «Титаника», может ли он, - режиссер, бездумно, неэмоционально снимать свое кино? Да никогда.
И получилось замечательное кино и знаменитое кино, и очень-очень не обычное кино.
А рисовано-компьютерное кино (кроме мультиков) вызывает у меня невосприятие и неверие в то, что происходит на экране.
А вот в наше время если кино про сталеваров, то шли на сталелитейный завод, если про военных, то шли в воинскую часть, если про море, то на судно или корабль.
Но Вы, въедливо-внимательный читатель, спросите: «А если кино про пиратов или о землеоткрывателях - Колумбе или Магеллане, то куда шли ваши киношники?». Отвечу честно -никуда не шли, а строили настоящий парусник.
На ялтинской киностудии, естественно расположенной прямо в городе Ялта, построили большой, - по меркам средних веков, парусный корабль. Строили по настоящим чертежам средних веков, очень-очень долго, но и получилось очень красиво и конечно по настоящему. Пираты и Колумб были бы довольны.
На парусник набрали небольшой экипаж из местных яхтсменов и выдали им костюмы, как в песне Высоцкого - «раздали маски кроликов, слонов и алкоголиков», т.е. петровских матросов, ишпанских конкистадоров, пиратов Карибского моря и сразу запустили в производство т.е. начали снимать несколько тематических фильмов.
Киносъемочный сезон начали в начале крымского лета, т.е. в апреле, и очень быстро затем вошли во вкус - море, паруса, красиво-звучно разбивающиеся о нос корабля волны, чайки, крымское вино, затем черешня, персики, виноград, и ох!!! - девушки - есть много препятствий в Ялте не позволяющих вовремя окончить съемки нескольких фильмов.
Высокие производственные киносъемочные успехи начались только с наступление осенних штормов, когда начали ценить каждый день и час выхода на паруснике в море.
В зависимости от планов киностудии парусник выходил из ялтинского порта то пиратским кораблем, то торговым судном идущим в Индию за пряностями, то военным кораблем то ли императора Петра Первого то ли Колумба.
В один из вечеров, после напряженного съемочного дня, парусник пришвартовался у причала Ялты. Съемочная команда с актерами и экипаж пошел спать по домам - гостиницам, а группа специально назначенных реквизиторов начала переоснащение парусника из одного типа в другой - это несложно,- флаг поменять, пушки спрятать и повесить матросские гамаки, символику и название на борту поменять, паруса чуть подправить, да и не забыть снять с реи "веселый Роджер" -пиратский флаг.
Работы много и окончили её очень поздно вечером. Виноград, помидоры, крымское вино и красиво свистящий в парусных снастях, невесть откуда, поднявшийся ветер заставили задуматься, а надо ли идти в какие-то тесные маленькие гостиничные номера, а после 3-го трехлитрового бутылька портвейна, все поняли - идти никуда не надо, тем более и ноги уже не держат.
Спустились все в большие матросские каюты (кубрики) и улеглись в гамаки,- я ж упоминал, что деревянный корабль делался по настоящему и гамаки были обязательным атрибутом - спальным местом моряков парусного флота.
Ах, вспомните как чудно лежать и дремать в гамаках - можно сказать это мечта многих, а если ещё и набегающая и чуть поднимающаяся волна мерно качает парусник и так же мерно качает в гамаках наших будущих героев, то тройное ах,ах,ах.
И какой нектарно-виноградный сон.
Часа в 3 ночи настоящий шторм пришел к ялтинскому побережью. Волны бились о волнолом ялтинского порта взмывая столбы воды на уровень, если не по морскому, 2-3 -го этажа, пляжи заливало водой до подпорных стенок, ветер клонил деревья до земли, вырывал с корнями кипарисы.
В 06.15 парусник оборвав швартовые концы, отошел от причала (вернее его просто огромной волной, как щепку отбросило от причала в сторону моря), и он без парусов отправился в плавание. Наши будущие герои сладко спали и даже не почувствовали, что происходит, так как гамаки скрадывали весьма приличную качку парусника.
А поутру они проснулись! Одновременно! Так же одновременно пытались выбраться из гамаков, встали ногами на палубу и сразу упали, поднялись и сразу попадали, поднялись и опять попадали, опять поднялись - итог тот же.
И страшная мысль пронзила их и её вслух высказал плотник Васильев:«Портвейн был с карбидом, паленый портвейн! отравились! срочно надо подняться наверх и (извините) порыгать за борт».
На четвереньках и ползком очень долго поднимались наверх на верхнюю палубу и поэтому их ещё быстрее догнала морская болезнь. Для страдающих "морской болезнью" в сильный шторм выражение -"их чуть-чуть тошнило" не совсем корректно. Поэтому, как есть, порыгали они вволю часа полтора, передохнули 30 секунд, ну затем порыгали еще часа 2 и, насилу найдя путь назад, рухнули в полном, полнейшем изнеможении в гамаки.
Крупное парусное судно средних веков это не крейсер или эсминец, а двухпалубное судно длинной всего 25- 30 метров, с осадкой не более 1,5-2-х метров, легкое и очень валкое на волне и думаю даже бывалого моряка на таком судне догонит беспощадная морская болезнь
Художник-реквизитор Рымарь, человек крайне много пьющий, но не потерявший способности видеть прекрасное, и никогда в своей жизни не выходивший в море даже на морском или речном трамвайчике, на его же удивление не был подвержен морской болезни и поэтому, взобравшись на капитанский мостик к штурвалу и крепко в него вцепившись, созерцал бушующее штормовое море и уже скоро представлял себя вторым Айвазовским. Посмотрите картины Айвазовского посвященные штормовому морю - да Вас от репродукций начнет укачивать и вы поймете мощь штормового моря.
Парусник давно уже вынесло из ялтинского порта и там начало кидать как скорлупку на огромных волнах штормового моря. Для описания сильной качки в штормовом море у моряков есть простое выражение "голова-ноги" - сил стоять-ходить нет, ты ложишься на кровать и в зависимости от крена корабля на один и другой борт, ты в состоянии лежа буквально, то стоишь на ногах, то на голове опираясь на противоположные переборки (стены) своей каюты.
А на берегу спасать и заводить парусник обратно в порт никто не собирался, так как во первых, послать буксир из порта в такой штормище было равносильно погубить буксир с его экипажем в море, во вторых все были уверены, что на борту никого нет. Экипаж на берегу и слава богу, что и сторож напился и не оказался на борту унесенного корабля - так думал директор киностудии, а реквизиторов никто и не хватился.
Потихонечку- помаленечку, но к часикам 9 утра Ялта была уже в километрах 3-х от парусника, а новоявленный капитан - художник Рымарь, устал чуть-чуть от видов безумных волн и начал задумываться о смысле жизни на ближайшие дни - еда- 4-е кисточки винограда и 2-а трёхлитроооовыыых бутылька портвейна чудом не выпитого вчера - все это лежало, вернее, качалось в дальнем гамаке.
В чем теперь смысл жизни? В равномерном расходовании этих богатств.
Остальная новоявленная же команда парусника заползшая в гамаки и вцепившаяся руками и ногами во что можно, лежала и о смысле жизни не думала, думала о смысле смерти - это, по их состоянию, было ближе и желаннее -не верите - сходите в шторм даже маленький в море.
Ветер усилился и стал ураганным. Рымарь пригорюнился, предполагая, что их отнесет от берега и он перестанет видеть красоту разбивающихся о скалы волн, но к тому же ветер и сменил направление, поэтому парусник понесло к берегу. Да так скоро, что казалось высокий горный берег наезжает на парусник, как будто кинооператор быстро крутит телеобъективом киносъемочного аппарата.
Самой кромки берега практически не было видно, так как огромные волны бились о скалы и бетонные причалы и вздымали высоко в вверх белые брызги, заслоняя береговую черту.
Кстати, если вы, приезжающие на южный берег Крыма, подошли к берегу моря и увидели десятки бетонных причалов уходящих на 100-150 метров от того же берега в море, не обольщайтесь, что это сделано для того, чтоб вы в плавках или "мини-бикини" красовались на конце причала и ловко прыгали в воду широко расставив руки.
Это вообще-то берегозащитные укрепления (волнорезы-волноломы) , позволяющие сохранить от штормовых (или просто сильных) волн берега и узкие пляжи южного берега Крыма.
Причалы бывают разной геометрической формы (это если смотреть сверху): палочками, буквой "Г", буквой "Т" и даже, но очень редко буквой "П", образующей как бы закрытый от моря бассейн, это делалось у детских санаториев или у пионерских лагерей, чтоб даже небольшая волна не могла травмировать купающегося ребенка. Высота бетонных причалов составляет 1,5-2 метра.
Продолжим.
И вот несется подбрасываемый и качаемый на осень высоких волнах парусник к берегу к высочайшей белой стене брызг, вокруг грохот, подобный шуму взлетающего самолета, соединенный с шумом спадающей Ниагары.
Рымарь был художником и ему не надо было придумывать разных слов, для описания происходящего вокруг - он видел приближающуюся, к ним, несущуюся к ним стену смерти в преддверии АДА.
За 5-ть метров до сплошной белой стены судно резко поднялось вверх на очень высокой образовавшейся волне и было брошено в АД.
Рымарь даже не закрыл глаза, чтоб запечатлеть для своего загробного творчества прохождение адских ворот И И И И И все стало тихо и спокойно.
Конечно относительно тихо и спокойно - и конечно волны бились о причалы со страшной силой и грохотом, но и причалы то и назывались волноломами, чтоб сдержать, сломать, размельчить (оттуда и белые брызги стеной) штормовые волны и оставить у берега место, где вода почти относительно спокойна и молчалива, но заваленная на поверхности всяким прибившимся к берегу мусором. Вот и в этой П- образной бухточке такой мусоринкой, перенесенной через высокий волнолом, сильнейшей штормовой волной, оказался прекрасный парусник образа 15 века
Судно оказалось в П-образной бухточке окруженной волнорезами и его конечно качало и чуть приткнуло к берегу. И вроде и вот она свобода. Но свобода только для людей - и они спрыгнули на гальку берега, паруснику пути выбраться из П-образной бухты в открытое море абсолютно не было.
Но после нескольких часов жесточайшего шторма, временный экипаж судна о выходе в море не помышлял в ближайшие несколько часов и нескольких десятков лет.
1а
Но уже через несколько часов о бедственном состоянии парусника знали в самой Москве в Комитете кинематографии СССР, ну, а о судьбе людей вообще никто не интересовался.
А как теперь по вашему можно доснять много-много запущенных в производство фильмов.
Но не было в то время (да и в наше время тоже нет) таких кранов, подъемных средств, вертолетов, которые могли бы вызволить из этой, повторюсь, П-образной бухты такой парусник в целом виде.
А кто теперь голову на плаху положит и одновременно засунет её в гильотину, с одновременной покладкой остального тела на круг для четвертования.
И когда ответственные люди сидели и думали, какое же последнее желание им заказать перед казнью,- то ли мороженное, то ли пироженное, то ли выпить, то ли покурить, какой-то, ну очень пожилой дядька,- я думаю он принимал участие в съемках фильма "Потемкин", сказал:"Это же на море случилось, то пусть моряки и занимаются".
И уже через один час Главнокомандующему Военно-Морского Флота СССР позвонил, ну очень большой человечище и спросил, не смогут ли его доблестные, ловкие, смелые, красивые, и т.д. и т.п. морячки вытащить суденышко с какой-то мели и какого-то причала у какого-то берегового поселочка.
И оставлю пока на ваше рассуждение и соображение , - что на лесть ответил Главком?
конец первой части
Свидетельство о публикации №222110101808