Последняя выпускница Смольного. Бабушка

        Смольный - это институт благородных девиц. До 1917 года в этом здании располагалось первое в России женское учебное заведение, которое положило начало женскому образованию.  Институт просуществовал более полутора века, вплоть до самой революции.

        Это реальная история, но имена я не изменила, как обычно это делаю, в память этих людей.

        Это было в Санкт - Петербурге.
      
        Мне посчастливилось быть в одной семье с этой удивительной и необыкновенной женщиной. Я расскажу об одной из бабушек моего мужа.

        Я вышла замуж в середине девяностых, ещё при Советском Союзе. Мой муж был петербуржцем в каком-то десятом поколении со стороны отца. Родственников было половина Петербурга. 

        Бабушка была старше дедушки на восемь лет.
Мне исполнилось двадцать один год.
При первой встрече с бабушкой Шурой я не могла отвести от неё взгляд. На тот момент бабушке было около восьмидесяти шести лет.
Первое, что у меня промелькнуло в голове, что это нереально. У пожилой простой женщины, серьёзного для меня возраста, необыкновенно одухотворённое лицо.
Нет, тогда бы я не могла дать полной оценки её необычной красоте. Красоте души. Но я её прочувствовала на уровне сердца.
        Глаза бабушки были удивительно молодыми, смешливыми, её светлая улыбка не покидала лица, её манеры были необыкновенно просты и одновременно элегантны.
О том, что она последняя выпускница института благородных девиц, я узнала много времени спустя.

        Было лето и мы только что с мужем вернулись из свадебного путешествия из далёкой страны.
        Мы собрались на родительской даче под Петербургом. Бабушка с дедушкой приехали в гости. После обеда мы сели с бабушкой Шурой возле дома на скамейке.
        Бабушка так просто приняла меня и так общалась на равных, несмотря на разницу в возрасте, что я провалилась в её бесконечное обаяние и даже не знаю, что больше грело - солнце или её общество.

        Она рассказывала истории, которые не вязались с её бесконечной улыбкой и одновременно мокрыми от набегающих слез глазами.
        Спокойный тон речи, мягкий голос. 
        Она начала рассказывать:
        - Моему сыну тогда было семнадцать. Их отправили копать траншеи под Ленинградом. Бомбили. Когда нам разрешили попробовать найти тела своих близких в окопах после бомбёжки, я с другими женщинами тут же отправилась на поиски сына. В окопах я смотрела всем погибшим в лица и искала своего мальчика. И мне очень повезло,- сказала она с такой улыбкой, что я решила, произошло чудо и сын её оказался жив, но бабушка продолжала,- мало кто нашёл, а я нашла мальчика своего. Я так благодарила Господа, что нашла его, что смогла его поцеловать на прощание, похоронить.
      
        Она искренне улыбалась сквозь слезы, а я смотрела на бабушку Шуру и не могла оторваться. Она говорила о гибели сына, а я не понимала, почему она, как обычно делают люди, не говорит об этом серьёзно, тяжело, в горе, стараясь вызвать сочувствие. Я смотрела на неё и вдруг начала слушать каким-то внутренним взором.
Бабушка не могла по-другому рассказывать. Она не могла расстраивать тех, кто рядом. Благородное воспитание.

        Однажды на даче, среди ночи я проснулась от лёгкого девичьего смеха бабушки и тихой речи дедушки в другой комнате.
Утром об этом я рассказала свекрови.
        - А, да это когда у бабушки Шуры бессонница, то дядя Коля ей рассказывает анекдоты, пока она не уснёт. Чтобы ей скучно не было,- сказала она это, не удивляясь.

        Бабушка с дедушкой жили на Петроградке. А мы на Васильевском острове. Часто на выходные мы с мужем и маленьким сыном ходили к ним в гости. Без предупреждения. И всегда нас встречали с тортом, вкусным обедом.
        Дедушка любил читать газеты, постоянно был в курсе всех политических новостей, что они с бабушкой и обсуждали.

        Но я никогда не слышала, чтобы они сравнивали прошлое время и настоящее, были чем-то недовольны.

        Как-то мы были у них в гостях.
        Бабушка, смеясь:
        - Сейчас расскажу тебе, как мы вчера с дедушкой смеялись пол ночи. Мы легли уже спать и через время я проснулась и вспомнила, что не полила свой любимый цветок. Спать не хотелось. Стала перелезать через дедушку и вдруг резко мою ногу прихватила судорога. Я от боли прилегла на грудь дедушки, он проснулся.
        - Шурочка! Что с тобой случилось?- беспокоясь, спросил он.
        - Ногу свело судорогой, прости и не беспокойся, сейчас поднимусь,- сказала бодро я, но подняться не смогла. Дедушка стал массировать мне ногу.  Пока он её растирал всеми силами, у него защемило сердце. Я, лёжа на его груди в неудобном положении, начала ему растирать грудь в районе сердца. А встать и вызвать скорую, конечно, не смогли бы. Так и лежим, он трёт мою ногу, а я - его грудь. Дедушка переживал не за себя, как обычно. А мне вдруг стало так смешно:
        - Коленька, до чего же мы дожили, что не можем с постели подняться!
Нам стало так весело. Смеялись и смеялись. А потом стали вспоминать какие-то весёлые истории из нашей молодой жизни. И когда я уже начала клониться ко сну, поняла, что у нас больше ничего не болит.  Хорошие такие воспоминания были! Наговорились, насмеялись.
Цветок уж утром полила,- закончила она, весело улыбаясь и накрывая на стол.

        Я смотрела на бабушку, тоже улыбаясь, но не могла понять, как у неё так получается. Из всего этого она выделила лишь то, что они смеялись, весело вспоминая истории. Будто и не было проблемы.
        Я подумала, что бы они делали, если бы действительно нужна была скорая? Но они этим вопросом не задавались.

        Как-то бабушка Шура сказала:
        - Дедушка Коля у меня второй муж, первый погиб на войне. Когда он мне сделал предложение, я напомнила, сколько нам лет и было стыдно идти в ЗАГС, а когда уже расписались, мне было столько, что уже было ничего не стыдно,- смеясь, вспоминала она.
        Они поженились, когда бабушке было больше восьмидесяти лет и почти сорок лет их совместной жизни. Сделали они это для того, чтобы оставить родне наследство без проблем.

        Каждый раз, уходя от них, я была под сильным впечатлением от бабушки и её восприятия мира.
        Никто никогда не слышал, чтобы они повысили друг на друга голос, выясняли какие-то отношения.  Они удивительно просто видели жизнь. Их в семье все уважали. Любили.
        Я очень жалею, что не смогла расспросить как можно больше об её образовании в Смольном, а она этой темы не затрагивала. Это понятно, революция наложила свой отпечаток, рассказывать раньше об этом было небезопасно.

        Когда бабушке уже исполнилось сто лет, она сломала шейку бедра. Пролежала она в постели чуть больше двух месяцев.
        Дедушке было девяносто два года. Он не отходил от неё. В это время они много разговаривали о прошлом, вспоминали разные истории, которые их веселили.         Как я поняла, их веселило очень многое, самые простые вещи они воспринимали как чудо.
        Однажды, сидя у постели бабушки Шуры, дедушка Коля, держа её руку в своей руке, сказал спокойно и с большой любовью:
        - Шурочка, я долго без тебя здесь не буду. Жди меня скоро,- они друг другу улыбнулись, глаза бабушки были наполнены любовью.
        В это время, как и обычно, никто из родни не видел от них горя или расстройств.

        Через два месяца, после ухода бабушки, дедушка скончался. Тихо в своей постели.
        Они вместе прожили более пятидесяти лет.

        Я не являлась прямой родственницей этой удивительной женщине. Я не так уж часто с ней общалась.
        Я мало что могу рассказать о ней.
        Но даже этого хватило, чтобы она оставила глубокий след в моей жизни.

        Когда я уже была постарше,  пройдя свой непростой путь и благодаря бабушке, я поняла, что образование Смольного включало не только знание разных научных предметов. Воспитывали женщину, умеющую вести хозяйство, общаться с достоинством, быть тылом мужу, хранительницей счастья и очага.

        Много позже, когда я специально смотрела фильмы о благородных девицах, я всегда сравнивала актрис с бабушкой. Не в пользу, конечно, актрис.

        Ни одна не может передать то, чего в ней нет - естественности, которая достигается благодаря высокому уровню воспитания и образованности.
И всегда думала: мне очень повезло. Я увидела живую представительницу образования начала прошлого, двадцатого, века. Я пришла в семью последней выпускницы Смольного и могла видеть её, общаться.

        Я начала писать реальные истории, трансформирующие сознание, благодаря таким необыкновенным людям как бабушка. Мне очень повезло в жизни встретить их на своем пути. Моя миссия выполнима.

        Моя команда по этому проекту меня очень сильно поддерживает, о которой я также пишу удивительную историю.

        В планах: помочь девочкам, девушкам, женщинам посмотреть на мир глазами бабушки Шуры, глазами счастливой женщины.


Рецензии
Здравствуйте, Веста!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/10/27/458 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   01.11.2022 10:23     Заявить о нарушении