Первый стройотряд-1971

В моей учебной группе 164/1 в ЛПИ на физико-металлургическом факультете готовили металловедов. После первого года институтского учения нашу мужскую компанию  уполовинили: троих  отчислили за неуспеваемость Валеру Проконькина (по прозвищу Кастрюля), Владимира Ильича Ускова (тезку Ленина) и Гену Дмитриева (бывшего танцора из армейского ансамбля). И нас парней в группе оставалось только трое  на двадцать девчат.

И вот летом я, Костя Варшавский и Аркаша Болдин с парнями из второй дроби в большой группе сварщиков отправились  строить железную дорогу в Ленинградской области.  В Отрадном  Приозерского района на запасном пути станции нас уже ждал для заселения почти новый плацкартный вагон. Совсем рядом находилось большое красивое озеро с островом.  ССО  должен был проложить ж/д путь от станции до песчаного карьера  под руководством опытного путейского мастера. Нас приодели в сильно б/у  солдатское обмундирование.

Тут сразу мне  припомнился наш самый последний рабочий день после отшумевшей отвальной.  Мы с напарником, напрягая последние силы, с трудом  ползли вдоль пути  с большим гаечным ключом. Соединяли («сбалчивали»)  рельсы  недостающими болтами и гайками, упорно продвигались вперед: от стыка к стыку. Добрались до кучи песка. Передышка. Лежим без сил. Жарко и душно, нам очень хочется спать. На станции в это время остановилась  электричка с полуоткрытыми окнами. Слышим сочувствующий  возглас  какой-то сердобольной бабушки: « Ох, как умаялись служивые!».
Я использовал самые короткие промежутки времени для дополнительного отдыха и даже сна. Недостаточно видно было силенок у меня 18-ти летнего для тяжелой  физической работы. Кормили нас  девочки самой простой и однообразной пищей. Мы плотно набивали свои  желудки  макаронными изделиями - аппетит всегда был зверский. На работе позаботились и о нашей  внешней красоте. Так как мы работали в жару  с деревянными шпалами, смачно пропитанными креозотом, нам привезли для защиты лица целую бочку специальной мази. Но так как мазь  выглядела совсем  неприглядно, мы ей никогда не пользовались. На наших лицах появлялись небольшие ожоги от испарений креозота.

Работа железнодорожных рабочих тяжела, но разнообразна и поэтому совсем не скучна.  Попробую рассказать о постройке ж/д пути в те времена. Завозили песок, равняли бульдозером. На песок мы сгружали и раскладывали шпалы. Затем выгружали 12,5 метровые стальные рельсы, соединяли их между собой болтами и прибивали стальными костылями к шпалам. Особенным шиком у нас считалось забить  костыль за «полтора удара», то есть первым сильным ударом почти полностью вогнать его в деревянную шпалу, а вторым ударом слегка погладить. И вот железный  костыль уже на своем месте. Причем одновременно для поджатия шпалы к рельсу применяли специальный инструмент – стальную лапу, на которой «сидел» при этом друг-напарник желательно потолще. Вот так в результате у нас получались длинные извилистые совсем непривычные для глаза пассажира две железные «змеи»- рельсы, которые пока послушно огибали буквально все неровности грунта. Значит, нам еще предстояло их полное выравнивание по горизонтали и вертикали. Мы  домкратами поднимать их на один уровень. Потом уплотняли песок под шпалами - «штопали». А потом начиналось самое забавное. Мы строились в одну шеренгу вдесятером, становились спиной к нужному  рельсу, ломы просовывали между ног и подальше под рельс. Мастер  шутил: «Посмотрим, кто тут  сачкует?» Мы по его команде дружно  сдвигали рельсы вместе со шпалами  до полуметра. Если кто-нибудь при этом падал,  значит, он лишь слегка подсунул свой лом и не внес должный вклад в общее дело по перемещению ж/д полотна в горизонтальной плоскости. Он вставал под шуточки товарищей. Точно таким же способом с помощью русского лома создавались и все плавные повороты ж/д  пути. Все очень просто!

Эту энергичную операцию потом запечатлел  кинооператор,  приехавший снимать будни студенческого трудового семестра в Ленинградской области. Мне повезло, мастер скомандовал, мы с ломами остановились  и я оказался  напротив камеры. Повезло! Этот документальный ролик с моим крупным планом дважды потом показали по Ленинградскому телевидению. К сожалению, меня не узнала даже родная мать: «На экране появился какой-то сорокалетний мужик на тебя совершенно не похожий!». Но это  был я только с маскирующими лицо корочками от ожогов,  в офицерской рубашке отца  и солдатском галифе.

Нашему отряду кто-то дал оригинальное и красивое название «Сампо». Так в карельском народном эпосе, по-моему, называется волшебная мельница, щедро приносящая людям много полезного. Нам в институте выдали красивую форму и яркие стройотрядовские нашивки на грудь и рукав. Сейчас, пожалуй, таких не делают. В некоторых отрядах еще рисовали картинки на спине красками. У формы оказался и удачный фасон, и прочная ткань приятного зеленого цвета. Только в ней  мы всегда гордо ходили на танцы и участвовали в слете студенческих отрядов в Приозерске.
 
Кто-то из наших физически крепких сварщиков во главе с Сашей Абрамовым решили устроить веселое посвящение в строители, благо озеро Отрадное рядом. Несколько упирающихся человек  они силком затащили в воду. Мы в вагоне, видя такого насилие, забаррикадировались. Но нападающие проявили настойчивость и все же  окатили нас водой из ведер. Вместе жить в  вагоне было совсем необычно и просто замечательно. Например, я будил соседа, спящего надо мной, энергично поднимая и опуская его полку ногами, вместо зарядки.  Надо мною спал Володя Краснопольский,  в ответ он только добродушно посмеивался.

Вспоминается и такой почти драматичный эпизод. Ж/д ветка, которую мы упорно тянули, уже  далеко  ушла от станции. Нам дали небольшую колесную тележку для перевозки по рельсам тяжелого инструмента. Мы усталые  возвращались с работы и не могли удержаться, чтоб не прокатиться на ней.  Дружно разогнав тележку, быстро вскочили на неё и с криком лихо обгоняли  ползущих товарищей. Но совсем не учли, что среди них шел и наш с детства плохо слышащий Володя Горынин. Мы уже мчались прямо на него, а он шел  по  центру ж/д пути, не реагируя на наши громкие предупреждающие  крики. Хорошо, что впереди сидели смекалистые и сильные ребята, которые смогли на ходу резко подхватить его и поднять к нам. Думаю, что  Володя был в шоке от такой неожиданности. Так мы спасли будущего доктора технических наук и автора нескольких книг! Эту же телегу мы как-то вечером поставили на действующие пути (!) и отправились в местный клуб на танцы. Это гусарство могло выйти нам боком…

Как-то  мы присмотрели  богатый  яблоневый сад. Вечером, дождавшись темноты большой компанией с наматрасниками для яблок, мы отправились туда. Тихо проникли в сад через узкую щель в заборе и разбрелись по большому саду. Неожиданно на крыльце появился хозяин и пригрозил, что сейчас будет стрелять. Мы с разных сторон сада бросились наутёк к спасительному месту и хотя находились в разных частях сада, но оказались у щели в заборе почему-то одновременно. Под нашим мощным напором высокий деревянный забор не выдержал и рухнул.  Уже на следующий день к нам прибыла делегация  местных жителей. Они обвинили нас в совершении ночного воровского набега, но мы не признавались, хотя вокруг вагончика были предательски  раскиданы во множестве яблочные огрызки. Из  яблок потом девочки- поварихи сварили нам вкуснейший компот.

Надо, пожалуй, еще добавить пару слов об отвальной. Подготовили этот праздник для нас основательно, в лесу подальше от жилья сколотили низкие деревянные столы, рядом положили матрасы, провели туда свет, девочки приготовили разные вкусные закуски. Но мы – молодые балбесы, не дожидаясь начала праздника, умыкнули со стола водку и быстро распили ее  в тесном кругу, в кустах. А потом я еще долго  гордился тем, что хватило сил искать по кустам пьяненьких товарищей и при отъезде загружать  их «мешками» в грузовую машину. Находил на поляне и непочатые «мальки» водки. Наутро хватились моего соседа сверху – Володю Краснопольского. Неужели оставили его в лесу? Нет. Мы нашли его спящим в кузове грузовика  в тепле под грудой матрасов.

«На заработанные деньги, по совету друзей»…  я купил себе большой ленточный  магнитофон Астру-4, чтобы переписывать  диски зарубежных групп и записывать дома  всякую всячину.  Теперь он лежит  на даче совсем забытый ... А я проезжая мимо станции Отрадной  на Ладогу, всякий раз вспоминаю наш веселый строительный отряд.


Рецензии