Однажды на мосту

"За ради красного словца
не пощадит он и отца"

Оскар Уайльд
в переводе
Ю. Земляникина

1. КУРИКУЛЮМ ВИТЕ

По парку, над которым цинично и глумливо носился и бодался с полувековыми дубами Балтийский дух осени и с холодным сердцем рвал с клёнов барочную парчу, а с лип их золотые фижмы и рыжие парики, оставляя на дрожащих веточках тоскливое подобие ёлочных украшений, быстро, почти бегом, шла юная, прекрасная – скажем  женщина?  – добавим ей лишние тени на лицо;  скажем девушка - сразу заведём читателя в романтический тупик пера Стендаля.
Скажем красотка  – так и вовсе ничего не скажем!

Давайте так: каждый вообразит себе нечто удивительное, нежное и сияющее, прекраснее чего просто не может случиться на белом свете. Ну, скажем, юную царицу Нефертити, в возрасте шоколадницы Жана Этьена Леотара, но уже с биографией, просвечивающей в тенях под ресницами.

А кто видел полуобнажённую фигурку Нефертити украденную англичанами, а потом присвоенную французами? Ту, что припрятана в Лувре, в хрустальном шкафу галереи Сюлли, под лампочкой, которая так нескромно позволяет каждому заглянуть вглубь хрусталя и ойкнуть от потрясения, произведенного прелестными бёдрами этого кусочка песчаника ростом в несколько невинных сантиметров.

Это молодое, чистое существо расцветало именно в те годы, что совпали с испытаниями, с адской лихорадкой, сотрясшей страну, когда вся эта страна, как обобранная, брошенная любовником вдова, подступила к самому краю бездны и ужаснулась видением собственного будущего - того что должно было свершиться со страной берёзок и Березовских, белых грибов, рыжих чубов и пляшущих президентов. А тем временем край бездны понемногу зарастал лопухом, аптечной ромашкой и снытью; кто мог уехать - уехал, кто смог помереть - помер, и неотвратимо приближался такой КУРРИКУЛЮМ ВИТЭ**, где всё хорошее сменилось на всё плохое, плохое - на худшее, и так далее, до самого дна, которого нет по определению.

------------------------------------------------------
** Curriculum vitae (лат) - "ход жизни", сокращённо CV

Проклятье времён стократно перекрывало и тихую радость, присущую материнству - украшение жизни юных мамочек, неизвестным им самим образом произведшим на свет ещё одного человека и постепенно влюбляющихся в него. Оставляя мало надежды на то, что вопрос: "что мы будем жрать завтра?"  получит надёжный, легитимный ответ.

И юное существо взбежало на мостик. Мостик в осеннем парке - это не мост через Неву, Сену или там Гудзон. Это мостик с одного бережка на другой.  Никакого эпоса, просто вода, которая с равнодушным всплеском приняла небольшой, быстро ушедший на глубину дар - подношение реке. Или это не дар? Может это булькнул револьвер, которым был застрелен враг номер один – Страх Голодной Смерти?

Мне кажется, мы близки к истине, даже не устанавливая жучок прослушивания чужих мыслей. Впрочем, а какая разница? Если концы чего-то хотят спрятать в воду, то наше дело не попасть в лишние свидетели. Пройти мимо бесшумной походкой Оле Лукойе, чуть скосив глаз еще раз полюбоваться молодой женщиной в самодельном, из-под машинки Зингер, наряде, продуваемом балтийским пассатом сквозь ватин и ситцевый подклад. Но молодое существо уже сбежало с мостика будто и не замечая ветра и холода.
И, возможно голода.
И быстрым шагом направилась домой.

Красавица с серо-голубым взглядом на жизнь имела земной адрес:
Галактическая нить Персея-Пегаса, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Солнечная система, третья от Солнца планета Земля, Россия, Санкт-Петербург,  Павловск, улица Красных Зорь, дом 9, первый этаж, коммуналка,
.

продолжение:
http://proza.ru/2022/11/01/728

______________________________________________________
Все персонажи и события являются вымыслом автора.
Все совпадения с действительными людьми и фактами - случайность.
АС


Рецензии
Вдогонку к предыдущему отзыву: первое предложение я готова напечатать красивым шрифтом, распечатать и вставить в рамку – картина готова. И её большое преимущество состоит в том, что она многовариантна. Автору, по-моему, удаётся сделать из читателя соавтора, потому что пассивным читателем остаться трудно, Балтийский дух осени просто не оставляет на созерцательное спокойствие никаких шансов.

А теперь полностью вопреки своей манере не рассказывать личных историй опишу одно небольшое предновогоднее событие. 31 декабря муж возвратился от своего приятеля с куском оргалита и со словами: посмотри, тут мне что-то странное, вроде как картина, отдали за ненужностью, водрузил его на стол. Давно художник родом из этих мест в благодарность за постой быстро нарисовал на картину и подарил ее хозяйке. И хозяйка, и художник давно уже в мире ином, картина эта валялась где-то пока ее не извлекли и не отправили на растопку, но потом пожалели и положили за шкаф. Потом случился ремонт под новый год, картину снова извлекли, и тут очень вовремя подвернулся мой муж, обладающий твердым убеждением, что картины выбрасывать нельзя. Естественно, мы всей семьей стали её рассматривать и не смогли ничего увидеть, кроме крупных грубых мазков в темных тонах с небольшими светлыми вкраплениями. Дав себе время на раздумье, муж поставил картину ближе к свету на уровне выше человеческого роста. И тут случилось чудо. Мы увидели стоящий на столе букет цветов, причем цветы стягивали все внимание на себя.
Я думаю, что Вы поняли, зачем я это написала. Сравнение, конечно, же не прямое. Но чтобы в полной мере проникнуться вашими произведениями целиком, как таковыми, нужна определенная манера чтения. Не с телефона, не на бегу, не с мыслью получить ответный визит, не чтобы пробежать глазами в благодарность за визит или не просто чтобы провести время.
Я бы сказала, что для меня чтение на вашей странице – это чтение как предчувствие. Это постоянное удивление возможностью автора открывать пространства и населять их персонажами, поддразнивая читателя широчайшими возможностями развития событий. Но прочитав ССЖЛ целиком, я имею опыт погружения в ваши множественные вселенные и даже узнаю некоторые из встречавшихся ранее, хотя они каждый раз и проходят через фильтры восприятия как автора, так и читателя.
Буду продолжать.
Спасибо автору!

С уважением

Лидия Курчина   04.01.2023 19:15     Заявить о нарушении
Добрый день, Лидия.
С одной стороны мои извинения, что втянул вас в машину-читальню во дни гостеприимства и праздничных дел. Разумеется, мне неловко.
С другой стороны, нет человека счастливее.
Спасибо.
С натюрмортом метафора вполне рабочая.
Буквы обернутся материей только под острым углом зрения.
Как и киноварь со виридоновой зеленой станут букетом пионов только если угол падения совпадет с углом отражения.
Одна из целей - угостить текстом, как хозяйка угощает новым блюдом и смотрит в рот и глаз гостю. Каково его вкусовым сосочкам )))))))

Андрей Севбо   04.01.2023 22:50   Заявить о нарушении
Нет, нет! Дело не в том, какой угол зрения. Он может быть разным. Я имела в виду, что по вашему тексту нельзя водить носом. Он объёмен и живет своей независимой жизнью. И это нужно именно увидеть. Сложения слов в предложения недостаточно. Мне такое чтение вполне по душе.

Лидия Курчина   05.01.2023 00:44   Заявить о нарушении
спасибо Лидия.
Первые фразы - всегда ведь ключ под ковриком, чтобы войти в квартиру и в ней жить-поживать, выходить голым из ванны и напевать арию тореадора, не боясь ничего и готовиться прошвырнуться по вечернему Будапешту, благоухая розой.
для этого первая фраза, по моему мнению весьма важна.
что мы помним безусловно? Первые строчки!
- Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына ....
- Земную жизнь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу ....
- Мой дядя, самых честных правил ...
- Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.....

Я, как робкий ученик, подпихнул "балтийский дух осени" - спасибо что увидели.

там есть еще попытки сделать такие осенние "ключики под ковриком":
миниатюра 17: "Осень просвистела над верхушками клёнов Центрального парка, бросила к ногам бегунов и апологетов здорового американского образа жизни охапки шуршащего золотишки, поиграла с небоскребами, проверив на прочность сталь и стекло скалящегося небесам Манхеттена, вылетела из Нью-Йорка и через три часа накрыла собой Рослевилль"

миниатюра19: "Утро такого-то дня было похоже на аквариум, которому прочистили все стёкла, высосали со дна муть и всякие нечистоты стеклянным сифоном, поменяли воду и подбавили свежих рыбок ..."

Андрей Севбо   06.01.2023 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.