Культура страданий

Страдания давно считаются чем-то почётным и даже романтичным... у нашей цивилизации. Началось всё со священных писаний - там мучеников хватало. А дальше - мода на муки была перенята многими религиями. Добровольное (а порой и не совсем) ограничивание себя в мирских удовольствиях, частенько граничащее с самодурством, самобичевание и в исключительных случаях даже членовредительство, а также... пытки, взятые на вооружение какой бы то ни было Церковью с расчётом на то, чтобы грешники искупали свои грехи через страдания. И это лишь самый обобщённый список! Вот только какой смысл от этих мук? Мир же не стал лучше из-за них! Нам говорят, что это помогает в искуплении грехов, да и чем больше мы мучаемся на Земле, тем больше шансов, что, так сказать, в качестве компенсации нас пустят на Небеса. Но проверить это мы не можем, что уже должно не устраивать по-настоящему мыслящих людей. В конце-то концов, тут одна религия, а где-то там другие - и с чего бы тогда взяться уверенности, что именно здешние обряды с писаниями, а также мучения и мученики "самые правильные"?! У нас о своих чудесах рассказывают, а там о своих; так может - чудеса не слишком-то зависят от вероисповедания? Увы, слишком мало людей задаются этими вопросами. Конечно, больше, чем раньше, но всё равно мало! Ну, почему мы должны страдать, если не видим в страданиях практического смысла, а лишь слышали, что "так надо"? Есть же правило "что посеешь, то и пожнёшь", так почему люди не должны видеть результата своих мучений? Ведь это противоречит самой сути мира, нас окружающего! И некоторые ведь настолько верят этим неработающим обещаниям, что с невероятным упорством сеют камни! Например, монахи, презирающие комфорт, страдающие самобичеванием и ограничивающие себя от мира, которому они могли бы приносить больше пользы вне затворничества. Об этом они думали? А думали ли о том, что, по их же убеждениям, их собственные тела являются настоящим Божьим даром, но они обращаются с этим даром, мягко говоря, неуважительно? Думали ли они, что у любого тела есть потенциал, который нужно реализовывать, ибо если ты веришь, что Бог создал тебя, то вряд ли Он стал бы наделять тебя "лишними" функциями или "презренными" частями, отведёнными под самобичевание? Ещё раз: если тело - дар Божий, то с даром, тем более - Божьим, надобно обращаться бережно, и, уж точно, не стоило бы бросать его гнить на задворках мира!

Ситуация дошла до такого абсурда, что даже произведения из массовой культуры (не все, но многие), повествующие о превозмогании боли и обстоятельств вымышленными героями, кажутся логичнее, чем жития святых, кои в большинстве своём являются мучениками. Ибо в первом случае хотя бы виден практический смысл страданий - результат. Хорошее произведение не было бы хорошим, если бы не стало показывать результат чьего-то упорства. А рассказы о святых частенько проигрывают даже в этом. По-моему, это показатель.

Другое сравнение - в страданиях есть смысл, если это - опыт. Например, пережить что-то плохое, осознать, в чём заключалась проблема, и кто был к ней причастен, после чего распространять истину, желая, чтобы другие избежали схожей участи. Это вам не мазохизм, коим страдают религиозные фанатики, а ОПЫТ, к тому же пришедший не от поиска возможности помучить себя. Это опыт, которого добровольно никто себе не желает. Потому-то я, как автор этой статьи, считаю, что в моей жизни куда больше смысла, чем в существовании целых монастырей...


Рецензии