лс. Пушкин и трагедии болдинской осени 1830-го

В плену концепции доминирующего автобиографизма творчества Пушкина-поэта я при шел к убеждению, что сплошь трагедийные творения его болдинской осенью 1830-го вызваны оценкой им последствий женитьбы на нелюбящей  Натали через выкуп.

Бесы, Гробовщик… и так до Пира во время чумы и затем Истории села Горюхина  …

Я полагал, что этот шквал сплошных трагедий – и лирических как Бесы , и прозаических как Повести Белкина, и драматических как пять маленьких трагедий , и трагическая модель  нищей Руси в Истории села Г  = что это все следствие осознания «охладевающим рассудком после гона женихания»  одного трагического рокового факта ближайшего будущего = погибельного счастья, на которое чорт его догадал, а бесы провыли отпевание

Но изучение Поэтики – предпоследнего труда великого Аристотеля – заставляет  внести корректировки.

По Аристотелю высшей формой (продуктом поэтического творчества «подражаний»)  является трагедия

Она развилась из песнопений о «плохом», - о несчастьях, страданиях, горестях и обо всем погибельном: трагедия, по выражению Аристотеля, „выросла“ (aoWvetv)  из песен, исполнявшихся запевалами дифирамба.

Творчество-подражание = биологическое свойство человека, одна из его основных потребностей как мыслящего существа = одна из основ человека как вида живого. Из той же основы Аристотель выводит различные формы творчества: одни люди „по своей природе“ более склонны изображать положительные стороны жизни, другие — отрицательные. Вследствие этого — говорит он — являются два вида поэзии: серьезный и шутливый, эпос и сатира, а в дальнейшем их развитии — трагедия и комедия.

Одно из решающих значений трагедии – страдание, сопереживание, очищение, катарсис 

Трагедия – основа фабулы для литературы «высшего разряда», для литературы размышлений о людской жизни, полной роковых событий и трагических финалов

Поэтому Пушкин и обращается к трагедии как высшей форме выражения своей поэтической мысли о Сущем, Необратимом возмездии грешнику  и Смерти на этом Перекрёстке своей личной судьбы 1830-го, когда всё уже решено и ни от чего решенного не отказаться и … никто и ничто не спасут его впереди


Рецензии