лс. Пушкин и трагедии болдинской осени 1830-го
Бесы, Гробовщик… и так до Пира во время чумы и затем Истории села Горюхина …
Я полагал, что этот шквал сплошных трагедий – и лирических как Бесы , и прозаических как Повести Белкина, и драматических как пять маленьких трагедий , и трагическая модель нищей Руси в Истории села Г = что это все следствие осознания «охладевающим рассудком после гона женихания» одного трагического рокового факта ближайшего будущего = погибельного счастья, на которое чорт его догадал, а бесы провыли отпевание
Но изучение Поэтики – предпоследнего труда великого Аристотеля – заставляет внести корректировки.
По Аристотелю высшей формой (продуктом поэтического творчества «подражаний») является трагедия
Она развилась из песнопений о «плохом», - о несчастьях, страданиях, горестях и обо всем погибельном: трагедия, по выражению Аристотеля, „выросла“ (aoWvetv) из песен, исполнявшихся запевалами дифирамба.
Творчество-подражание = биологическое свойство человека, одна из его основных потребностей как мыслящего существа = одна из основ человека как вида живого. Из той же основы Аристотель выводит различные формы творчества: одни люди „по своей природе“ более склонны изображать положительные стороны жизни, другие — отрицательные. Вследствие этого — говорит он — являются два вида поэзии: серьезный и шутливый, эпос и сатира, а в дальнейшем их развитии — трагедия и комедия.
Одно из решающих значений трагедии – страдание, сопереживание, очищение, катарсис
Трагедия – основа фабулы для литературы «высшего разряда», для литературы размышлений о людской жизни, полной роковых событий и трагических финалов
Поэтому Пушкин и обращается к трагедии как высшей форме выражения своей поэтической мысли о Сущем, Необратимом возмездии грешнику и Смерти на этом Перекрёстке своей личной судьбы 1830-го, когда всё уже решено и ни от чего решенного не отказаться и … никто и ничто не спасут его впереди
Свидетельство о публикации №222110100770