Беспринципность выживания

Беспринципность выживания.
Проекция романа «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского. - М. Шульгин, Сочи - 2022

Рассмотрим вопрос развития феномена «Эгоизма» как фактора развития общества

Цель:
а) показать беспринципный характер эгоизма;
б) вскрыть социальные мотивы оправдания эгоизма;
в) приоткрыть феномен соглашательской позиции, обеспечивающей выживание

Выделим ряд принципов, выведенных из романа «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского

1. Оправдание подлости
«Я не хотел лишать ее счастья, считать себя жертвенной, несчастной, проклинающей меня всю свою жизнь» (оправдание обмана влюбленной в него матери Нелли – он оставил ее с ребенком без средств за границей, не отдал денег).

2. Второй принцип - использовать подноготную человека
«Если бы могло быть, что каждый из нас описал свою подноготную, то в чем он сам боится признаться самому себе – то на свете поднялся бы такой смрад, от которого бы все задохнулись.  Вот почему приличия и нравственность служат для комфорта» (Достоевский, там же).

3. Быть откровенным, циничным – шокировать этим других, манипулируя их сознанием
«Вы вправе обвинять меня в пороке и разврате возможно потому, что я откровеннее других, не утаиваю того, что другие скрывают даже от самих себя»(там же).

4. Быть свободным от обязанностей
«Я давно освободил себя от всяких пут и обязанностей. И считаю себя обязанным только тогда, когда это приносит мне какую-нибудь пользу. Вы же не можете так смотреть на вещи; у вас ноги спутаны и вкус больной. Вы тоскуете по идеалу, по добродетелям. И я был раньше к этому готов»

5. Находить во всякой добродетели проявление эгоизма
«Я уже наверно знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело, тем больше тут эгоизма».

6. Расценивать жизнь как коммерческую сделку               
«Даром не бросать денег, платить за услуги, и вы исполните свои обязанности перед ближним – вот моя нравственность».

7. Использовать других и брать даром то, что возможно
«Да и лучше бы не платить другим вовсе, а суметь заставить их делать все даром» (за стеклянные бусы - отголоски психологии колониалистов).

8. Быть свободным от идеалов
«Идеалов я не имею и без них можно мило прожить. Люби чины, вино, а более всего женщин и во всяких видах».
 
9. Если разврат, то непременно с грязцой
«Люблю потаенный разврат с грязцой, для разнообразия».

10. Быть для всех своим и легко изменять мнение
«Я живу в обществе пустом среди дураков.
Я им поддакиваю и вроде стою за них горой, а при случае, я первый же их оставлю».

11. Придерживаться соглашательской позиции
«Я на все согласен,
лишь бы мне было хорошо и нас таких целый легион».

12. Выживать в любой ситуации
«Мы выживем всегда,
поскольку мы феноменально живучи, и сама природа нам покровительствует».

Заключение

Ф. М. Достоевский подметил и описал проявление деструктивных качеств личности, которые сегодня нещадно эксплуатирует либеральная идеология Запада, а в отсутствие идеологической воспитательной работы в современном обществе РФ, эти качества становятся разрушительными для государства.
Основываясь на материале романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», можно сделать следующие выводы:

1. Беспринципный характер эгоизма выживания заключается в том, что надо жить для себя за счет других - прибегая к влиянию, связям, лжи, наглости, подлости и лицемерию (это продолжение колониальной позиции западных стран). Данная позиция приводит к разрушению семьи, снижению доверия,  разобщению общества, манипуляциям сознания граждан;

2. Оправдание эгоизма базируется на существующем мнении, подкрепленном сегодня Западными науками – экономикой и психологией. Оно заключается в том, что «В основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм;
Другой вывод-  «Чем добродетельнее дело, тем больше тут эгоизма» объясняется социальной парадигмой проявления лицемерия, лжи для достижения целей и срабатыванием инстинкта выживания.

3. Важнейшей стратегией социального поведения современного эгоиста выступает феномен соглашательской позиции, обеспечивающей выживание: «Я на все согласен, лишь бы мне было хорошо и нас таких целый легион».
4.  «Эгоизма как феномена экономического развития» в Российской Федерации развился в отсутствии идеологии и закрепился в общественном сознании благодаря Конституционному праву РФ и Стратегии развития страны: Правам граждан на свободу волеизъявления, передвижения и пр., а также заявленной Концепции развития РФ на улучшение условий и повышения уровня жизни граждан. 

5. Распространенное мнение о значимости «Прав личности» в отсутствие представлений об обязанностях - породило инфантилизм, иждивенчество и внутренний протест молодых и не очень людей против спецоперации. Тогда, когда появилась угроза отлучения от любимых не к чему не обязывающих занятий, связанных с так называемым «личностным развитием», и угроза отлучения от любимых развлечений перед страхом быть убитым.

6. Движение "за мир" фактически было обусловлено мотивами сохранения комфорта, позицией избежания проблем и инстинктом выживания. Они - то и порождают такие действия как: соглашательство, предательство, бегство от мобилизации.

Как итог мы вдруг узнаем, что толпы беглецов почему-то скопились на границах.


Рецензии