Три мушкетёра. 1973. США, Великобритания, Испания

Проект: "Несколько просмотренных экранизаций знаменитого историко-приключенческого романа Александра Дюма-отца "Три мушкетёра" (Франция, 1844, 1845, где 1844 - первая публикация в парижской газете "Le Siecle", с 14 марта по 11 июля), а также прочтение самого романа".

Часть 2. 10 экранизаций сего романа.


Франция, XVII-й век, 1625-й год, весна. По дороге в Париж (после происшествия в Мэнге). На одном перекрёстке...

"Прошу меня простить, сударь, но я еду в Париж, пребываю в не наилучшем расположении духа, так как на меня напали сзади, как трусы, сломали отцовскую шпагу, оставив только рекомендательное письмо к капитану королевских мушкетёров. Не будете ли вы столь любезны отодвинуть повозку с вашим кучером-крестьянином и дать мне проехать?".
"Конечно, конечно, сударь! Сию минуту! Милейший, пропусти благородного господина! Он торопится в Париж. Вот так... Счастливого пути! И удачи вам в столице!".
"Благодарю, сударь!.. Как? И это всё? И вы даже ничего не скажете про мою лошадь?".
"А зачем мне что-то про неё говорить? Лошадь, как лошадь. Удачной вам дороги!".
"Но позвольте! Вы даже не будете искать со мной ссоры? Совсем? Знаю, что моя шпага сломана, но мои верные кулаки всегда со мной! Так что, я в к вашим услугам!".
"Сударь! Ну, что вы! Я простой, мирный странник, который также, как и вы направляется в Париж. Только я не спешу, и поэтому пропускаю вас вперёд. Лошади у меня нету, но зато попадаются добрые крестьяне. Я их лечу, а они везут меня в свою деревню, близ столицы".
"А! Так вы лекарь!".
"Нет, что вы. Просто человек, который разминает тела. Это не совсем одно и то же, но, чтобы вам было понятнее - это близко к тому".
"Понимаю. Ученик?". 
"Да, именно так. Обучался в своём краю одному делу, вот теперь хочу его закрепить в столице".
"Что ж. Тогда я желаю вам успехов! И пусть нам обоим сопутствует удача!".
"Благодарю! А я желаю вам стать хорошим мушкетёром!".


Доброго всем времени суток!

Кажется, что два месяца назад, до курсов по массажу, у меня был один проект. Про мушкетёров. И так как ранней осенью мне захотелось поучиться, узнав что-то новое, то я его прервал...
 
Правильно! Ведь подобные статейки, эссе, рецензии (как по строгим правилам, так и в своём стиле), комментарии в интернете - я всегда могу "нацарапать"! А вот учиться, да ещё и на курсах... Это можно только в определённое время, отложив на это предварительно некоторую сумму денег. Так что, "делу - время, а потехе - час", как говорится... К тому же, писанина только хобби, развлечение, отдушина от сложной жизни и реальности, отдых от основной работы (от пекарни в крупном супермаркете, в которой надо быть РА-А-А-А-АНО, РА-А-А-АНО утром, сонным и монотонным, ответственным и терпеливым, с силой воли и крепкими нервами, уф...), а стало быть, всё в норме!..

Итак, мы остановились на том, что два месяца назад была прочитана (во второй раз в жизни, кстати говоря) книга выдающегося французского писателя Александра Дюма-отца, под названием "Три мушкетёра" (которой я поставил высший балл, несмотря на некоторые "шероховатости". Классика, всё же!) А также было просмотрено три экранизации:

1) "Три мушкетёра" (США, 1939). Весёлая, несерьёзная музыкальная комедия с красивыми песнями советского композитора (Самуила Покрасса), переехавшего в Америку. И ей я поставил 8 из 10.

2) "Три мушкетёра" (США, 1948). С кривляющимся танцором Джином Келли из "Поющих под дождём" и затмившей его блистательной Ланой Тёрнер в роли миледи. 7 из 10.

3) "Три мушкетёра" (Франция, Италия, 1961). Первый фильм из списка, состоящий из двух частей, двух серий. Первая -  "Подвески королевы" и вторая - "Месть миледи". Первой серии - 10! Второй - только 7,5 (к сожалению). За уважение к сильным актёрам и прекрасным дуэлям, но не к сюжету (увы). Итоговая, общая оценка 8 из 10. И разочарование, так как советской версии с Михаилом Боярским пока достойных конкурентов нет... Идём дальше.

Экранизация № 4. "Три мушкетёра" (США, Великобритания, Испания, Панама. Ого, сколько стран! И ни одной Франции! Значит, декорации будут испанские, как пить дать. А английские замки пригодятся для того, чтобы показать владения Бэкингема). Состоит из двух фильмов: "Подвески королевы" (1973) и "Четыре мушкетёра. Месть миледи" (1974).

Самое забавное, что актёрам не сказали о том, что они снимаются в двух картинах. Бедные люди подумали, что кино выйдет, как громоздкое историческое полотно - длительностью более, чем на три часа, а оказалось... В 1973-м году - один фильм, а в следующем - другой! Хитрый бизнес ход! Так что, читайте внимательно контракт, слушайте, что говорят, соглашаясь на ту или иную роль. И, если вы актёр, то вступайте в Гильдию, организовывайте профсоюзы, но боритесь за свои права. Чтобы не вышло, как здесь. Фильма два, а денег получили только за один. Вот так. И судись потом с кинокомпаниями разных стран мира, участвовавших в проекте, нанимай адвокатов, трать нервы, годы, драгоценное время. И не факт, что выиграешь. Так что, все вопросы оговаривайте заранее... Поучительное начало...
 
А мы... Поглядим сначала постеры к первому фильму.

Хм... Неоднозначная реакция. Костюмы есть, мушкетёры, шпаги, дамы, но... Но мне совсем не нравится лицо д'Артаньяна!.. 

Так-с, так как это личное, то оценку снимать нельзя. Это было бы неправильно. Значит, просто пока посмотрим, мол, кто это такой и чего он стоит...

Д'Артаньян - Майк Йорк (1942 - по наши дни. Англия, Великобритания, 80 лет жизни. Ещё жив). Н-у-у-у, где-то он мелькал, лицо знакомое, но, в целом, не припомню. Значит, обратимся к любимой "Википедии". "Вики", выручай!..

Хм... "Ромео и Джульетта", 1968-го года, роль Тибальда. Затем "Кабаре" с Лайзой Минелли, "Убийство в "Восточном экспрессе"... Знаете... Мне видится, что это больше актёр второстепенных ролей, чем главных. Лицо и взгляд не привлекают внимание. Честно. Но он может дополнять главных персонажей. Однако в роли д'Артаньяна я его не вижу. Честно...
 
Режиссёр Ричард Лестер (1932 - по наши дни, США, 90 лет, также ещё жив). А вот его я знаю! Это же он снял "Вечер трудного дня" и "На помощь!" (обе картины с легендарной рок-группой "The Beatles"). Значит, у него стиль ближе к клипам и музыкальным видео зарисовкам. Впрочем, он мог и набить руку на всём этом, ну, и научиться снимать настоящее, художественное кино. Ведь потом даже "Супермен-2" и Супермен-3" в 80-х - его рук дело. Так что. Пусть пробует.
 
Композитор Мишель Легран (1932-2019, 86 лет жизни, Париж, Франция). А? Что? Настоящий француз? Да и ещё и такой выдающийся? Это небольшое уважение к Александру Дюма и его произведению! Неожиданно. И приятно...
 
Пока всё. С остальными будем знакомиться по ходу действия... Итак, включаем сразу два фильма! С паузой на обед, конечно же... 


"Подвески королевы" и "Месть миледи". 

Из моего вступления-фантазии, мы узнали, что у д'Артаньяна в Мэнге не забрали рекомендательное письмо отца, сломав лишь только шпагу, да надавав по шее. Отсебятина, но интересная, товарищ сценарист (сценарий: Джордж Макдональд Фрейзер, 1925-2008, 82 года жизни, Великобритания. Человек также являющийся писателем и автором приключенческих романов о герое Гарри Пэджете Флэшмене - офицере Британской Армии в XIX-ом веке. О! Любопытно. Такой точно будет переделывать Дюма-отца!). Вы подчеркнули, что Рошфор не принял его за шпиона, а только лишь за глупца-юнца, желающего из провинции оказаться в самом Париже, восседая на красивой лошади, с обнажённой шпагой в руке, да в мундире королевского мушкетёра, посылать второй рукой воздушные поцелуи местным дамам. Принимается!..

С Рошфором (кстати, это был сам КРИСТОФЕР ЛИ!!! Комментарии излишни) была рядом и миледи (Фэй Данауэй, 1941 - по наши дни, 81 год, США. Какая находка... "Бонни и Клайд"! Да перед нами сама Бонни Паркер! Эта красота, взгляд, мимика, жесты. А из неё получится хорошая, привлекательная аристократка-злодейка. Даже несмотря на то, что ей за 30. Верю. Зачёт). А с нею и Кэтти (очаровательная Николь Кальфан, Франция! Также зачёт).
 
В Париже гасконец спешит к капитану королевских мушкетёров де Тревилю (Джордж Уильсон, Франция. Э-э, что? Не опечатка? Точно Франция? Да, точно. Французский актёр), который принимает его ОДНОГО (ага, Дюма-отец, видишь! Трое закадычных друзей уже побывали в его кабинете, но нам этого не показали. Да даже, если бы и показали, то главное тут другое - капитан принимал шевалье одного, и после них!), в присутствии своего секретаря (хм... интересно. Записывать-то тоже надо. Да и помощник капитану кстати. Принимается). Де Тревиль дарит д'Артаньяну одну из своих шпаг (хе! Какой слабый гасконец. У писателя он пошёл и сделал себе новую, ну, да ладно) и зачисляет его во второй полк (по старой по памяти и дружбе с отцом), подчеркнув, что плащ мушкетёра ещё нужно заслужить...

Далее, гонясь за Рошфором, шевалье наталкивается на Атоса, Портоса и Арамиса, из которых мне сразу понравился Атос... 

(Небольшое отступление. Что-то в экранизациях только его подбирают тщательнее всего. Портоса - чаще выставляют глупцом, балаболом и толстяком, а Арамиса - чересчур нежным, иногда чересчур худым или чересчур высоким. Но вот Атоса - таким, как надо. И харизматичным, представительным, что... Что он сразу начинает вызывать восхищение. Выделим же его...
Атос - Оливер Рид, 1938-1999, 61 год жизни, Великобритания, Лондон. Помимо того, что понравился сам, с ним мне приглянулись ещё и некоторые сцены. Особенно его рассказ о прошлом, подслушивание миледи и кардинала, азартные игры... Кстати говоря, никто его не идеализировал, но даже здесь он выглядел достойно и круто, как всегда... И, конечно же, понравился военный завтрак на бастионе Сен Жерве. Вот-с...).    

И это всё было мило. Но как только началась первая дуэль с гвардейцами кардинала, я огорчился и понял, что пора ставить минус...
 
Да, это так. Я не сказал, что фильм начался с некоего фантастического элемента, похожего то на боевик, то на фэнтези, не придав этому должного значения (мол, начало 70-х, киношники балуются, оригинальничают). Но когда начались сражения на шпагах - меня однозначно воротило в строну от них. Смотрите! Оказывается, не умея фехтовать, здесь мог участвовать любой актёр! Как? Очень просто! Каждый может махать железкой, как простой палкой, кидать ею в соперника и использовать кулаки, подножки, толкаться. Но это не фехтование! Да здесь не было красивых дуэлей, вообще! Четыре страны не подумали о том, что это главная особенность историко-приключенческого романа! И мне их было жаль. Не-е-е, это минус. Просто драки мне здесь не нужны. Аж, "Зорро" с Аленом Делоном захотелось включить, чтобы успокоиться и показать, как надо со шпагой работать. Но проект - есть проект. И надо уметь доводить его до конца. А значит, мне терпеть подобное, если что, ещё 6 раз. Ок. Наберёмся терпения...
 
"И заметил мастер Богомол, что мир стал вертеться вокруг него быстрее, чем он сам... И научился терпению" ("Кунг-фу панда. Секреты неистовой пятёрки"). 

А вот, что мне очень понравилось, так это антураж, детали, быт того времени и некоторые второстепенные герои. Глядите. Глупого короля (Жан-Пьер Кассель) и находчивую королеву (Джеральдина Чаплин, дочь великого комика) показывали не только во дворце, но и на природе, во время охоты, каждый раз придумывая интересное и увлекательное развлечение, которое могло бы подходить под те годы.
Это же касается и главных героев, которые не только любили посидеть в трактире и выпить, но и азартно поиграть (Дюма-отец тоже это выделил, но я не думал, что такие вещи покажут. А это плюс киношникам!). Ведь чем ещё было заняться людям, служащим в королевском полку и скучающим дни напролёт? Службой, беседам, любовным интригам, выпивке и закуске, прогулкам на лошадях, азартным играм, но главное - дуэлям, схваткам, ПРИКЛЮЧЕНИЯМ!!! А если их не было, то приходилось искать. Иначе...
 
"Ой, простите, я вас нечаянно толкнул, а у вас рана. Извините. Мне надо идти. Гонюсь тут за одним негодяем".
"Ничего-ничего, бывает. Бегите. Только не наскочите на кого-то ещё".
"Хорошо, буду осторожен".

Ну? Разве так бывает? Даже в XXI-ом веке...
 
"Ау! (Пи-ип!) Дебил, что ли? Смотри куда прёшь! Сейчас урою нафиг!".
"Да пошёл ты! Спешу я! Навалять тут одному. Отвали, уйдёт су...!".

Хо-хо! "Сладкая" речь. Но, тссс! Тише. Мы уже в доме господина Бонасье (Спайк Миллиган, 1918-2002, 83 года жизни, Индия, с ирландскими корнями. Писатель, комик, актёр, соавтор и ведущий сценарист радиопередачи "Шоу болванов"). О, какой милый и очаровательный дедушка. Ему за 50 тут, а выглядит хорошо. Ухоженный, со светлой бородой. И простой такой, смешной. Ну, точно не отрицательный персонаж. Не могу считать его злодеем, предателем, хоть это и так...

И между прочим, его жена обратилась сначала за помощью с подвесками именно к нему, как это и было в книге! А когда он ей отказал, то согласилась на помощь гасконца, который всё слышал. Вот так. О, а вот и она сама. Констанция... И это ещё один минус. Сразу... Почему?.. Ну-у-у...
 
Когда я был подростком, то часто смотрел такие вещи, как "Playboy", Penthouse". И это нормально. Но! Разве модели, снимающиеся там могли претендовать на серьёзные роли в кино, даже, если и очень хотели? Ну, на участие в исторических картинах, к примеру. А? Нет. А вы можете себе представить таких грудастых барышень в роли Констанции Бонасье? Я нет...

Так и тут. Эта Ракель Уэлч (1940, ещё жива, ей сейчас 82 года, США, Чикаго) мне видится только для одного... Хотя, ладно, ещё для комедий...

Ну-ка, проверим моё чутьё. "Вики"! Расскажи мне что-нибудь про эту женщину...

"Добившись определённого успеха, она с уверенностью отправилась в Голливуд, где с 1964 года стала получать первые роли в кино. Популярность к ней пришла в 1966-м после ролей в фильмах «Фантастическое путешествие» и «Миллион лет до нашей эры» (1966). Последующие её роли на большом экране не принесли ей должного успеха, так как сексуальную актрису не воспринимали на серьёзных ролях. Исключением для неё стала роль Констанции Бонасье в фильме «Три мушкетёра: Подвески королевы» (1973), за которую она была удостоена премии «Золотой глобус» ("Википедия").
 
Как я и думал! И сравнил я её с моделями 90-х, но она-то звезда 70-х! А это значит, что из "старой школы", ну, и что-то сыграть может. Но, в целом...
 
"Золотой глобус", говорите? Хе! Могу себе представить, мол, за что она его получила. Только гляньте на эту Констанцию. Стройная, высокая, с большой грудью, частенько с игривым и, глуповатым одновременно, выражением лица. Её игра, мимика, жесты также говорят о том, что эта дама кокетка. Ей только в комедиях сниматься и в "Playboy"...
 
"Её приятная внешность и слава привели актрису в 1970-х годах на обложки «Playboy», который в свою очередь назвал Уэлч «самой желанной женщиной 1970-х». Помимо этого Уэлч неоднократно появлялась на телевидении, будучи некоторое время ведущей собственного телешоу, а также участвовала в музыкальных шоу в Лас-Вегасе. Упомянута в фильме "Побег из Шоушенка", как девушка на постере в камере главного героя" ("Википедия").

А я о чём! Н-да, американцы... Её место только на постере... Вот она уже и ложится в постель с д'Артаньяном. А ведь только-только познакомились. И никакой тут любовью и не пахнет! И драматического выражения на лице нет (ей же надо идти к Бэкингему, отводить его к королеве). Искреннего чувства. Это больше похоже на комедийный "Playboy", только без обнажёнки... Только послушайте, что эти двое говорят...

"Они хотят с моей помощью причинить вред королеве".
"Я чувствую биение вашей груди". (Ещё бы, она в такой ночнушке ходит, что не заметить "холмы" было бы невозможно). 
"Кардинал хочет воспользоваться мной".
"Но не можете же вы идти к королеве с грязными ногами".
"Конечно, нет!".
"У вас хватит сил, чтобы их вымыть?".
"Нет... Мой бедный муж. Без него я чувствую себя такой беспомощной".
"Мне ещё никогда не приходилось мыть ноги женщинам. Только лошадям. Начинать мыть надо сверху".
"Ах, я не могу пойти грязной к королеве"...

И койка... Кстати, последняя фраза была вырезана в прокате. Её добавили позже. Ещё бы. Это же чистый намёк на... Ох... Если бы её игра была хорошей, то тогда было бы всё, как надо. А так - вышло смешно. Наверное, за эту клоунаду ей и дали приз. Эта актриса точно идеальна только для двух вещей: эротики и комедии (моё чутьё, но так видится). Какое ей ещё историко-приключенческое кино! Её место в другом жанре. А здесь - чистой воды неуважение к роману. Киношники-экспериментаторы. Минус... Захочу, включу всецело эротическую версию или даже порно про мушкетёров. Но пока мне интересны серьёзные экранизации. После прочтения книги-то... Идём дальше...
   
Кардинал Ришелье... О! Чарлтон Хэстон (1923-2008, 84 года жизни, США). "Бен-Гур"! Ёкарный бабай! Конечно, собою он украсил этот фильм, но мне стало обидно, что такой сильный Красный кардинал участвовал в подобной экранизации. А играл он блистательно! Подчеркну: блистательно! При слабом д'Артаньяне и похотливой, несерьёзной Констанции, такой актёр сильно выделялся! Ему зачёт!

Бэкингем также понравился (Саймон Уорд, 1941-2012, 70 лет жизни, Великобритания, Англия. Он участвовал во многих исторических лентах, а это значит, что смог хорошо набить руку, ну, и как следует, прочувствовать этот сложный жанр кино. Молодец, мужик!).

Н-да-а-а... Я уже понял, что этот фильм хорош лишь отдельными актёрами и фрагментами, а стало быть, перематывал их ещё раз, чтобы подчеркнуть, мол, насколько они замечательны. Ну, и так как я больше не собираюсь глядеть ЭТИ ЖЕ экранизации, то прощался с ними навсегда. И прощался красиво...
 
Бэкингем и королева (очень хорошая сцена!); предательница, что их подслушивала, ну, и передавала всё кардиналу; английский герцог и его любовница миледи (о! Это многое объясняет! Отменный фрагмент); возвращение миледи в Англию. Темница, Тауэр, охранник Фэлтон (Майкл Готхард). "Обработка" сдержанного офицера (немного не дожали, но хотя бы попытались показать эту "игру со смертью" отчаянной леди, за что плюс). Убийство Бэкингема. Всё это было на уровне! И за всё это спасибо!..   

Знаете, многое бы спасло в этом фильме наличие красивых сражений и дуэлей на шпагах. Но, так как их не было, то по-настоящему приятных моментов в картине было мало. Увы...

Однако, если отбросить всё личное, то 6 баллов из 10 поставить можно. Обеим частям. Поставить и забыть об этой версии...

А значит, не будем больше ничего из себя выжимать, ведь я пишу, в основном, только на то, что оценил на высший балл (то есть, на 10 из 10, на века). А на всё остальное - сил, вдохновения нет (особенно, начиная от 7 из 10)...

Слабо... Да и "Википедия" хорошо может помочь закончить мою статью про эту ленту...

"Несмотря на то, что сюжет фильма достаточно строго следует первоисточнику, Джордж Макдональд Фрейзер, известный по серии пародийных исторических романов «Флэшмен», добавил в него большое количество комедийных сцен. В батальных сценах, поставленных Уильямом Хоббсом, в качестве оружия чаще используются предметы интерьера, чем шпаги, и соперники часто вступают в рукопашную. Персонаж Ракель Уэлч, в свою очередь, создает атмосферу легкомысленности".

Вот так. А один Ришелье, Атос, Бэкингем, Фэлтон, король, королева, Кэтти, господин Бонасье такую сильную книгу не вытянут. Даже несмотря на копировку страниц.
 
Занавес.

6 из 10.
 

И благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт. 

Продолжение следует.


P.S. Ах, да! Слуга Планше (Рой Киннир, 1934-1988, 54 года жизни, Великобритания, Англия. Уже не первый раз снимался у Ричарда Лестера. Умер, кстати, получив травму, упав с лошади во время съёмок фильма "Возвращение мушкетёров", всё того же Лестера, в 1988-ом году). Так как он был тут слишком упитанным, ленивым, молчаливым и несобранным, то и говорить о нём не стоит. Остальные слуги упоминались, но в картине я их не видел. А это значит, что должного значения им тут не придавали. В отличие от следующей, выбранной мною экранизации. Но об этом в другой раз...


Рецензии