Как двух Катерин грех привел в омут

А не вспомнить ли нам  двух Катерин, у которых похожи судьбы: Катерину Кабанову из пьесы А.Н. Островского «Гроза» и Катерину Измайлову из повести Н.С.  Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Имена подходят обеим: происхождение имени Екатерина связывают с Древней Грецией, где оно имело значение «непорочной» девушки. Образовалось имя от греческого Экатерини, которое произошло от древнегреческого слова «катарос» и означало «чистая». Тайна имени Екатерина скрывает женщину с высоким уровнем интеллекта. Ее поступки порой очень импульсивны, иногда она даже не успевает их обдумать. Признать чье-то превосходство для нее – это равносильно тому, что признать поражение. Ни одна, ни другая свое поражение признавать не захотела.
Думаю, вы согласитесь с моими мыслями. Обе героини совершают грех, который и привел  их в омут. Как же грех входил в Катерин? Точно так, как еще в 15 веке описал Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 года, принадлежал к крестьянскому роду; прозванье его было Майков. Пострижен Нил Сорский был в Кирилло-Белозерском  монастыре  Вологодской губернии. Временем его пострига можно считать середину 1450-х годов. По всей видимости, в монастыре Нил занимал заметное положение. Ряд монастырских документов от 1460 до 1475 года имя Нила называет среди монастырских старцев, решавших хозяйственные вопросы. Возможно, другим монастырским послушанием будущего святого было списывание книг. Во всяком случае, его почерк угадывается в ряде рукописей из библиотеки Кириллова монастыря. Примерно между 1475—1485 годами Нил вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным   совершил длительное паломничество в Палестину, Константинополь и на Афон. Долгое время Нил Сорский пробыл на Афоне, где основательно познакомился со скитским устройством.
После возвращения в Россию на реке Соре, в небольшом удалении от Кириллова монастыря, Нил основал скит  (впоследствии Нило-Сорская пустынь). В основу устройства скита были положены традиции скитского жительства древних скитов Египта, Афона и Палестины. От желающего подвизаться в скиту преподобного Нила требовалось знание Священного Писания и решимость следовать им. «Если есть и воля Божия, чтобы они пришли к нам, то подобает им предания святых знать, хранить заповеди Божии и исполнять предания святых отцов». Поэтому в скит принимались только грамотные монахи, прошедшие искус в общежительных монастырях. Предания святых отцов Нил Сорский не только изучил в совершенстве, но и  разработал  теорию: «Как грех входит в человека».
Cперва возникает представление помысла или предмета — прилог, проще сказать — это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум. Какая же мысль пришла Катеринам? Любовь, а не скука в купеческом дому с нелюбимым мужем. Но обе героини замужем и должны хранить верность своим мужьям, однако  тирания свекрови у одной, скука в купеческом доме у обеих  и мужская никчемность допустили принятие от Лукавого греховной мысли о любви к другому, достойному, по их понятию, мужчине. И вот уже наши героини подошли к сочетанию, которое святые Отцы называют собеседование с пришедшим помыслом, иначе, принятие приносимой от врага мысли, удержание ее, согласие с ней и произвольное допущение пребывать ей в нас. Как ни гонит пагубную мысль о Борисе  Катерина Кабанова, а она не хочет уходить: «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак».
Катерина Измайлова тоже себя переломить не может после такой характеристики «предмета» ее любви: « Всем вор взял-что ростом, что лицом, что красотой».
И вот уж грех уверенно идет по своей дорожке к сложению. Сложением святые отцы называют уже благосклонный от души приём помысла, в нее пришедшего, или предмета, ей представившегося. Это бывает, например, когда кто-либо порождённую врагом мысль или представленный от него предмет примет, вступит с ним в общение через мысли  и потом склонится  в уме своем поступить так, как внушает вражий помысл: Катерине Кабановой гулять ночи напролет с Борисом Григорьевичем, а Катерине Измайловой- убрать все препятствия на своем пути, а именно свекра Бориса Тимофеевича, мужа Зиновия Борисовича и племянника Феденьку.
Все ближе наши героини к пленению. «Пленение есть невольное увлечение нашего сердца к нашедшему помыслу или постоянное водворение его в себе — совокупление с ним, отчего повреждается наше доброе устроение, - вот что  говорят отцы об этом этапе греха. Катерина Кабанова так увлеклась своим помыслом, что ничего не боится; « Погуляем. А там…(Задумывается) Как запрут на замок, вот смерть! А не запрут, так уж найду случай повидаться с тобой!».А Катерина Львовна «…столь скверная бабенка испаскудилась, что уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боится».  Поэтому и удушила  ангельскую  душу-племянника Феденьку, чтоб не делить с ним нажитое Зиновием Борисовичем  богатство, а миловаться-любоваться с новоиспеченным купцом Сергеем. Никто и ничто теперь любви Катерины Измайловой не помеха.
Только любовь ли это? Нет, страсть! Страстью называют такую склонность и такое действие, которые долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; порабощается им. Страсть во всех ее видах непреложно подлежит или покаянию, соразмерному с виной,  или будущей муке, или смерти. Страсть, как известно, привела обеих Катерин в омут. « Не герой» Борис Григорьевич оказался слишком слабым, чтоб уберечь Катерину. «Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная»,- сокрушался Кулигин, жалея грешную душу. А по Катерине Измайловой и сокрушаться некому… Неудержимая женская любовь-страсть  превратила главную героиню в чудовище, убирающее с пути всех, кто мешал осуществлению ее планов. Таковой уже на этапе оказалась новая полюбовница Сергея: Катерина Львовна «…бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались».
В тихом омуте черти водятся.  Эта поговорка про   наших Катерин. Вначале они   не были замечены ни в каких скверных делах, пока не познали стасть.  Страсть (страдать), по В. Далю, страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска. 

 Любовь-страсть привела обеих к  дьявольским мыслям и погибели. В омут!
Как же избежать омута? Нил Сорский считал, что « …нужно каяться и молиться об избавлении от всякой страсти, ибо всякая страсть подлежит муке не за то, что подвергались брани от нее, но за нераскаянность».
Как видите, рецепт жизни без греха прост. Прост ли?









 


Рецензии