Участие ВВС Закавказского фронта в оккупации Ирана

Участие ВВС Закавказского фронта в оккупации Ирана

О перелете 42 ДБАП из Воронежа в Закавказье вспоминает летчик Василий Проценко «После окончания Финской прилетели в Воронеж с промежуточной посадкой в Монино.  В Воронеже, получив по 10 дней отпуска, разъехались по домам, а дня через три всех вызвали назад перелетать в Кировабад. Числа 22 апреля 40 г. вылетели с Воронежа. Сели в Ростове. Переночевали и перелетели в Насосную, что возле Баку. При взлете старший лейтенант Ябриков отклонился с бетонки и поставил самолет на нос. Самолет сгорел, но экипаж остался жив. Переночевали в Насосной, и 24 апреля 40 г. перелетели в Кировабад.  Сели на аэродроме №4, что западнее города у железки Тбилиси – Баку».

Так 42 ДБАП оказался в составе ВВС Закавказского округа.

25 июля 1940 года вступило в силу Постановления СНК СССР об организационной структуре военных воздушных сил Красной Армии за № 1344-524сс, в котором Совет Народных Комиссаров СССР постановляет:

1. Утвердить следующую организационную структуру Военных Воздушных Сил Красной Армии:

а) Авиационная дивизия в составе управления дивизии и 4 - 5 авиационных полков.

в) Авиационный полк в составе 4 - 5 авиационных эскадрилий.
г) Авиационная эскадрилья в составе 4 - 5 авиазвеньев.
д) Авиационное звено в составе 3-х самолетов.

2. Утвердить следующую организацию авиационных дивизии:

Смешанные дивизии, имеющие своим назначением непосредственное взаимодействие с войсками и поддержку механизированных, кавалерийских и общевойсковых соединений. В составе смешанной авиадивизии иметь: 2-3 полка бомбардировочных и 3-2 полка истребительных. Основным типом смешанной авиадивизии 5-полкового состава считать дивизию, имеющую в своем составе 3 бомбардировочных авиаполка и 2 истребительных авиаполка. В бомбардировочных полках иметь по 1-2 штурмовых эскадрильи.

А в августе 1940 года была сформирована 26-я отдельная смешанная авиационная дивизия, в состав которой вошли:

6-й дальнебомбардировочный авиационный полк;
42-й дальнебомбардировочный авиационный полк;
83-й дальнебомбардировочный авиационный полк;
41-й бомбардировочный авиационный полк;
68-й истребительный авиационный полк;
84-й истребительный авиационный полк;
отдельная авиаэскадрилья и авиабазы.

6 ДБАП, 42 ДБАП, 41 БАП и 68 ИАП участвовали в Финской войне.

05 ноября 1940 г. вышло Постановление СНК СССР 2265-977сс «О Военно-воздушных силах Красной Армии», в котором Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

I. По дальнебомбардировочной авиации

1. В целях повышения специальной подготовки дальнебомбардировочной авиации, соответствующей возлагаемым на нее задачам - дальнебомбардировочные авиационные полки, вооруженные самолетами ТБЗ, ТБ7 и ДБЗ, выделить в самостоятельные дальнебомбардировочные дивизии в составе трех дальнебомбардировочных авиационных полков.

2. Дальнебомбардировочные авиационные дивизии именовать: авиационными дивизиями Дальнего Действия (ДД).

3. Авиационные дивизии ДД в учебно-строевом отношении подчинить Начальнику Главного управления ВВС Красной Армии, а в административно-хозяйственном отношении - Командующим войсками военных округов, на территории которых они будут дислоцированы.

4. Для руководства боевой и специальной подготовкой авиадивизий ДД ввести должность Помощника Начальника Главного управления ВВС Красной Армии по дальнебомбардировочной авиации и образовать в составе ГУВВС Управление дальнебомбардировочной авиации.

Помощником Начальника Главного управления ВВС Красной Армии по дальнебомбардировочной авиации назначить генерал-лейтенанта авиации тов. Проскурова.

5.Утвердить следующий состав дальнебомбардировочной авиации:

к) 27-я авиадивизия ДД в составе: 6, 42, 83, 12 авиаполков ДБЗ с дислокацией - Кировабад, Евлах, Базиани, Кутаиси;


В ноябре 1940 года 26-я отдельная смешанная авиационная дивизия была реорганизована в 26 отдельную авиадивизию дальнего действия, которая стала самостоятельным подразделением ДБА. Управление дивизии находилось в Тбилиси.

Состав дивизии на 25.12.1940 года был таковым:

6-й дальний бомбардировочный авиационный полк — с 1940 года по 7 августа 1941 года. Передан в состав 132-й бомбардировочной авиационной дивизии.
12-й дальний бомбардировочный авиационный полк — с 1940 года по август 1941 года. Передан в состав 134-й бомбардировочной авиационной дивизии.
42-й дальний бомбардировочный авиационный полк — с 1940 года по октябрь 1941 года. убыл в состав 133-й бад.
83-й дальний бомбардировочный авиационный полк — с 1940 года по 6 марта 1942 года. Расформирован.
 
Как пишет историк Сергиенко А.М. в статье «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДБА (АДД) НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»:

«Начавшиеся боевые действия на советско-германском фронте, сложная обстановка, вызванная коварным внезапным нападением фашисткой Германии на СССР, значительные потери, которые вынуждены были нести дальнебомбардировочные части и соединения, вызвали первые структурные изменения в ДБА ГК.

В рассматриваемый период реорганизации ДБА четко просматриваются два этапа организационно-структурных изменений: первый этап – от начала войны и до перехода к дивизионной системе (с 22 июня по 20 августа 1941 года), второй – от создания дивизионной системы до образования АДД (с 20 августа 1941 года по апрель 1942 года).

Сложное положение на советских фронтах в первые месяцы войны заставляло командование ВВС и начальника 5-го Управления использовать дальнебомбардировочную авиацию не по прямому назначению, а по необходимости, в связи со складывающейся обстановкой. Зачастую полки ДБА бросались в бой днем, без сопровождения истребителей или с плохо организованным прикрытием. Это привело к большим потерям материальной части и породило еще одну причину изменений в организационной структуре ДБА, а именно: в связи с уменьшением количества самолетов в результате боевых потерь и для удобства управления частями ДБА Ставка Верховного Главнокомандования приказала Военному Совету ВВС к 20 августа 1941 года авиационные корпуса упразднить, а вместо них создать шесть отдельных авиационных дивизий.

Перестройка ДБА проходила путем расформирования управлений корпусов, некоторых прежних дивизий и полков, с одновременным сохранением большинства дивизий и полков, которые были при корпусной системе.

Управление всех четырех корпусов, принимавших участие в боевых действиях, были расформированы, а их офицерский состав обращен на доукомплектование вновь формируемых авиационных дивизий.

В результате реорганизации ДБА было создано 8 отдельных авиационных дивизий. Шесть из них в составе действующих и две в Закавказье, которые к боевым действиям на период реорганизации не привлекались.

<И хотя> количество авиационных дивизий и полков уменьшилось, но зато все они были полностью укомплектованы личным составом и боевой авиационной техникой, что значительно повысило их боеспособность. В этом главная суть первого этапа организационно-структурных мероприятий в ДБА

Рассматриваемый период, как и прежний, характеризуется стремлением Ставки привлечь к боевым действиям имеющиеся резервы. Такими резервами оставались фактически две дивизии, дислоцирующиеся в Закавказье, – 26-я и 133-я. Однако включить их в состав действующих частей ДБА Верховное Командование смогло лишь в октябре 1941 г.».

В период с 23 по 29 июля на базе 42-го ДБАП были развернуты два полка – 42-й и 42-й с индексом «А» ДБАП. На их основе была создана 26-я с индексом «А» авиационная дивизия. В августе 1941 года директивой заместителя НКО 26-я дивизия с индексом «А» становится 1ЗЗ-ей отдельной авиационной дивизией, а 42-ой полк с индексом «А» дано новое наименование – 455-й дальнебомбардировочный авиационный полк.

В августе 1941 на базе оставшихся трех полков 26-й дивизии были развернуты еще три двух полковых дивизии:

обновленная 26-я БАД состояла из полков 83 и 83 с индексом «А», в дальнейшем переименованный в 452 ДБАП;
26-я БАД с индексом «Б», в дальнейшем переименованная в 132 БАД, в составе полков 6 и 6 «А», в дальнейшем переименованный в 453 ДБАП;
26-я БАД с индексом «В», в дальнейшем переименованная в 134 БАД, в составе полков 12 и 12 «А», в дальнейшем переименованный в 454 ДБАП;

С 25 августа по 17 сентября 1941 года все четыре дивизии участвовали в англо-советской операции «Согласие» по оккупации Ирана.

А теперь вернемся к событиям операции «Согласие», в которых были задействованы ВВС Закавказского фронта и в этом нам поможет;

ОТЧЕТ О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВВС ЗАКФРОНТА В ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ ИРАНА в период с 25.8 - 31.8.41 года.

1. ВВС ИРАНА

По разведданным ВВС ИРАНА определялись в 300 самолетов, из них: 70 ближних бомбардировщиков, 65 разведчиков и 165 истребителей.

К началу операции базирование авиации отмечалось на аэродромах: ТАВРИЗ, АРДАВИЛЬ и ТЕГЕРАН. Состав и количество базирующейся на этих аэродромах авиации установлено не было.

За весь период операции ВВС противника в воздухе противодействия не оказывали и по аэродромам Закфронта не действовали.

В 6:20 25.8.41. пять самолетов противника с большой высоты (точно не установленной) произвели бомбометание по мосту через р. АРАКС у ДЖУЛЬФА.

В 9:15 25.8.41. три самолета противника с высоты 2500 метров произвели бомбометание по тому же мосту.

В обоих случаях мост не пострадал.
*****

II. Задачи ВВС Закфронта

Оперативной директивой № 001 штаба Закфронта от 23.8.41. перед ВВС Закфронта были поставлены следующие задачи:

1.  Рядом последовательных ударов по аэродромам с рассветом 25.8.41. уничтожить авиацию противника на аэродромах: МАКУ, ХОЙ, МАРАНД, ТАВРИЗ, АРДАВИЛЬ, АГАРЬ, ХИОВ, РЕШТ, ТЕГЕРАН и в других дополнительно установленных разведкой пунктах.

2.  В случае оказания вооруженного сопротивления со стороны Иранских войск уничтожить группировки противника в районах: МАКУ, ХОЙ, УРМИЯ, МАРАНД, ТАВРИЗ, АРДАБИДЬ, КЕРГАНРУД, РЕШТ, не допуская выдвижения их в северном направлении; во взаимодействии с наземными войсками - уничтожить живую силу и матчасть противника на поле боя.

3.  Воспретить подход свежих сил на север из районов: СОУДЖБУЛАШ, ЗЕНГЯН, ТЕГЕРАН.

4.  Обеспечить Каспийскую флотилию и высадку десанта в районе ХЕВИ.

5.  Прикрыть с воздуха сосредоточения, действия своих войск и переправы через р. АРАКС.

6.  Вести разведку аэродромов и войск противника.

7.  Исключить всякую возможность налета авиации противника на район БАКУ.

8.  По утвержденному плацу порвать основные направления линии связи на территории ИРАНА с целью нарушить управление.

9.  Госграницу до утра 25.8.41. - не перелетать.

27. 8.41. когда выяснилось, что Иранские части оказывают слабое сопротивление и отходят на юг, оперативной директивой № 002/оп Штаба Закфронта перед ВВС были поставлены следующие задачи:

ВВС ФРОНТА: - а) Вести разведку до линии МЕХАБАД, СЕНЕНДЕДЖ, ХАМАДАН, КИШЛАК (50 км ю.-в. КАЗВИН), РУДЕСАР.

б) Быть готовым к действиям по аэродромам и живой силе Иранской Армии по особому распоряжению.

ВВС АРМИЙ: - Вести разведку в границах Армий и в случае сопротивлений Иранской армии уничтожать ее части.

В 2 часа 15 минут 2.9.41. оперативной директивой де 004/оп Штаба Закфронта было объявлено о принятии Иранским правительством предложения правительства Союза ССР.
*****

III. РЕШЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО ВВС ЗАКФРОНТА.

1.  Для непосредственного участия в операции привлечь части ВВС Закфронта в следующем составе и организации:

а) - ВВС 47А: - 71 и 135 САД усиленные 72 САД, 347 ИАП и 152 РАЭ.
б) - ВВС 44А; - 36 и 265 ИАП и 151 РАЭ.
в) - ВВС ФРОНТА: - 26, 132, 133 и 134 АДДД, 150 РАЭ.
г) - АВИАЦИЯ ПВО - 68 ИАП – ТБИЛИСИ; 8 ИАК - в составе семи ИАП - БАКУ.

Всего ВВС Закфронта в своем составе (без авиации ПВО БАКУ и ТБИЛИСИ) имели 522 экипажа, из них: истребителей 225, ближних бомбардировщиков и разведчиков - 90, дальних бомбардировщиков - 207.
*****

В частности, БОЕВОЙ СОСТАВ С УКАЗАНИЕМ БАЗИРОВАНИЯ ЧАСТЕЙ ВВС ФРОНТА следующий:

26 АДДД имела в своем составе два дальнебомбардировочных авиаполка: 83 ДБП и 452 ДБП.

Управление 26 АДДД располагало одним боевым экипажем, готовым летать как днем, так и ночью. Имело в своем распоряжении 3 Дб-3, которые базировались на аэродроме Вазиани.

83 ДБП располагал 33 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 20 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования в Вазиани полк имел 28 исправных ДБ-3 и 2 неисправных.

Также полк располагал 2 дневными экипажами для 2-х ПЕ-2, базирующихся на аэродроме Вазиани, и 8 дневными экипажами для 8 МИГ-3 / 7 исправных и 1 неисправный/, базирующихся на аэродроме Вазиани.

452 ДБП располагал 24 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 15 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования в Рустави полк имел 27 исправных ДБ-3 и 3 неисправных.

Также полк располагал 2 дневными экипажами для 2-х ПЕ-2, базирующихся на аэродроме в Рустави, 8 дневными и 3 ночными экипажами для 8 МИГ-3 / 7 исправных и 1 неисправный/, базирующихся на аэродроме Рустами.

133 АДДД имела в своем составе два дальнебомбардировочных авиаполка: 42 ДБП и 455 ДБП.

Управление 133 АДДД располагало одним боевым экипажем, готовым летать как днем, так и ночью на Дб-3, который базировался на аэродроме Кировабад 4.

42 ДБП располагал 28 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 17 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования Кировабад 4 полк имел 27 исправных ДБ-3 и 3 неисправных.

Также полк располагал 2 дневными экипажами для 2-х ПЕ-2, базирующихся на аэродроме Кировабад 4, которые к 25.8.41 г. были неисправны, 8 дневными и 2 ночными экипажами для 8 Як-1, базирующихся на аэродроме Вазиани.

455 ДБП располагал 28 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 15 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования Кировабад 6 полк имел 24 исправных ДБ-3 и 4 неисправных.

Также полк располагал 2 дневными экипажами для 2-х ПЕ-2, базирующихся на аэродроме в Кировабад 6, 8 дневными и 2 ночными экипажами для 8 Як-1 / 7 исправных и 1 неисправный/, базирующихся на аэродроме Кировабад 6.

132 АДДД имела в своем составе два дальнебомбардировочных авиаполка: 6 ДБП и 453 ДБП.

Управление 132 АДДД располагало одним боевым экипажем, готовым летать как днем, так и ночью. Имело в своем распоряжении 1 Дб-3, которые базировался на аэродроме Евлах.

6 ДБП располагал 32 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 28 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования в Вазиани полк имел 28 исправных ДБ-3 и 4 неисправных.

Также полк располагал 2 дневными экипажами для 2-х ПЕ-2, базирующихся на аэродроме Евлах, и 8 дневными экипажами для 8 Як-1, базирующихся на аэродроме Евлах.

453 ДБП располагал 20 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 14 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования в Намед-абаде полк имел 25 исправных ДБ-3 и 5 неисправных.

Также полк располагал 2 дневными экипажами для 2-х ПЕ-2, базирующихся на аэродроме в Намед-абаде, 8 дневными и 2 ночными экипажами для 8 Як-1 / 6 исправных и 2 неисправный/, базирующихся на аэродроме в Намед-абаде.

134 АДДД имела в своем составе два дальнебомбардировочных авиаполка: 12 ДБП, 454 ДБП и 150 РЭА.

Управление 134 АДДД располагало одним боевым экипажем, готовым летать как днем, так и ночью. Имело в своем распоряжении 1 Дб-3, которые базировался на аэродроме Кюрдамир.

12 ДБП располагал 32 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 15 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования в Кюрдамире полк имел 32 исправных ДБ-3.

Также полк располагал 8 дневными экипажами для 8 МИГ-3, базирующихся на аэродроме Кюрдамир.

454 ДБП располагал 18 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 6 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования в Кара-су полк имел 28 исправных ДБ-3 и 8 неисправных.

Также полк располагал 4 дневными экипажами для 4-х ПЕ-2, базирующихся на аэродроме в Кара-су, 8 дневными экипажами для 8 МИГ-3, базирующихся на аэродроме в Кара-су.

150 РАЭ располагал 12 боевыми экипажами, подготовленными летать днем и 7 экипажами, готовых летать ночью. На аэродроме базирования в Агдаме авиаэскадрилья имела 7 исправных СБ и 5 неисправных.

Итого Дальнебомбардировочная авиация в Закавказье на 25 августа 1941 года имела 266 исправных Дб-3 и 24 неисправных; 7 исправных СБ и 5 неисправных; 14 ПЕ-2 исправных и 2 неисправных; 30 МИГ-3 исправных и 2 неисправных; 29 исправных Як-1 и 3 неисправных.

Всего Дальнебомбардировочная авиация в Закавказье на 25 августа 1941 года располагала авиапарком из 346 исправных самолетов и 36 неисправных и имела в своем распоряжении 311 боевых экипажей готовых вести боевую работу днем и 152 экипажей ночью.
*****

2. В 5:30 (на рассвете) 25.8.41. составом ночных экипажей перелететь линию границы СССР с Ираном (одновременно на всем сухопутном участке) и южный берег Каспийского моря, с тем, чтобы нанести удар по авиации противника в воздухе и на аэродромах: МАКУ, ХОЙ, УРМИЯ, С0УДЖБУЛАГ, МАРАГА, ТАВРИЗ, МИАНЕ, ХИ0В, МАРАНД, АРДАВИЛЬ, ЭНЗЕЛИ, РЕШТ, КАЗВИН, ТЕГЕРАН.

Составом дневных экипажей, взлетевших с рассветом, нанести повторный удар по тем же аэродромам.

После первого вылета всей авиации для удара по аэродромам ближнебомбардировочную и истребительную авиацию передать в оперативное подчинение Командующих ВВС Армий для непосредственного взаимодействия с войсками.

Операцию первого дня по уничтожению авиации противника на аэродромах закончить ударом силами ВВС фронта по основным аэродромам в период 19:30-20:00,

При отсутствии авиации на аэродромах вывести из строя летные поля и уничтожить аэродромные постройки.

На основе данного решения штабом ВВС Закфронта 23.8.1941 года выпущен боевой приказ № 01 с приложением плана операции - см. приложение.
*****

ПЛАН БОЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВВС ЗАКВО В ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ДЕНЬ ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ ИРАНА ОТ 23 АВГУСТА 1941 Г., в частности, для ВВС ФРОНТА (Дальнебомбардировочной авиации) предусматривал:

26 АДДД. 83 ДБП в первый день операции с аэродрома Вазиани уничтожает авиацию противника на аэродромах Урмия, Соуджбулаг, Марага в период 6:10-6:30 составом 27 Дб-3; в период 7:10-7:15 составом 27 Дб-3; 20:00-20:15, полоса полетов в границах:  Делижан, ст. Араздаян, граница Турции с Ираном – М. Мазра, Джульфа, Дехкарган, Марага. Во второй день уничтожает войска в районах Урмия, Суджбулаг, Марага и не допускает их выдвижение на север.

452 ДБП в первый день операции с 12:00 находится в резерве Командующего ВВС Закфронта. Во второй день уничтожает авиацию противника на аэродромах Урмия, Соуджбулаг, Марага.

133 АДДД. 42 ДБП в первый день операции с аэродрома Кировабад 4 уничтожает авиацию противника на аэродромах Тавриз, Миане в периоды: 5:40-5:50 /21 Дб-3/; 6:45-7:00/21 Дб-3/; 20:00-20:15/27 Дб-3/; полоса полета в границах с 26 АДДД – Личин, исключительно Агарь, Миане. Во второй день операции уничтожает войска в районах Тавриз, Миане и не допускает их выдвижение на северо-запад.

455 ДБП в первый день операции с аэродрома Кировабад 6 уничтожает авиацию противника на аэродроме Ардибиль в период 5:35-5:40 составом 6 Дб-3. С 12:00 находится в резерве Командующего ВВС фронта. Во второй день операции уничтожает войска в районах Тавриз, Миане и не допускает их выдвижение на северо-запад.

132 АДДД. 6 ДБП в первый день операции с аэродрома Евлах уничтожает авиацию противника на аэродромах Тегеран 1,2,3,4 в периоды: 5:40-6:00 /21 Дб-3/; 8:10-8:20 /24 Дб-3/; 20:00-20:15 /24 Дб-3/; полоса полета в границах Караданлы, ос-а Бурана, Хуремабад, Караджи – Шильян, исключительно Петропавловск, Сальяны, меридиан 52° восточной долготы. Во второй день операции уничтожает авиацию противника на аэродромах Тегеран.

453 ДБП в составе 24 Дб-3 на аэродроме Намед-абад в первый и второй день операции находится в резерве Командующего ВВС фронта.

134 АДДД. 12 ДБП в первый день операции с аэродрома Кюрдамир уничтожает авиацию противника на аэродромах Энзели, Решт и суда в порту Энзели в периоды: 5:30-5:35 /9 Дб-3/; 7:00-7:10 /27 Дб-3/; 12:45-12:50 /18 Дб-3/; 20:00-20:05 /9 Дб-3/; полоса полета в границах Ленкорань, Нувары, Зенгян – ос. Обливной, исключительно Хуремабад. Во второй день операции уничтожает морской флот в порту Энзели.

454 ДБП в первый день операции с аэродрома Кара-су уничтожает авиацию на аэродроме Казвин в периоды: 5:45-5:50 /3 Дб-3/; 7:15-7:20 /9 Дб-3/; уничтожают авиацию на аэродроме Ардабиль в период 6:25-6:30 /9 Дб-3/; полоса полета в границах Ленкорань, Нувары, Зенгян – ос. Обливной, исключительно Хуремабад. На второй день операции не допускает выдвижение резервов из Энзели и Решт на северо-запад.

134 АДДД в первый день операции не допускает выдвижение резервов из Энзели и Решт на северо-запад. Во второй день уничтожает авиацию противника на аэродромах Зенгян.

В ходе операции Командующей ВВС Закфронта в свое решение внес следующие коррективы:

1. В 01:00 25.8.41 по приказанию Начальника Генерального Штаба полеты самолетов ДБ-3 над районом ТЕГЕРАН без прикрытия истребителей были запрещены и частям 132 АДДД была поставлена задача уничтожить авиацию противника на аэродромах: ТАВРИЗ, ЭНЗЕЛИ, РЕШТ.

2.  26.8.41 ВВС Закфронта, продолжал борьбу с ВВС противника, основные усилия сосредоточить на уничтожении резервов противника, подходящих к фронту.

3. 27.8.41 Вести периодическую разведку войск и аэродромов. Обнаруженные войска и авиацию противника уничтожать.

4.  На рассвете 28.8.41 ночными экипажами по девяти от каждой дивизии ДД, уничтожать авиацию противника на аэродромах ТЕГЕРАН.

5.  29.8.41 уничтожить отходящие и оказывающие сопротивление войска противника.

6.  30.8.41 частям ВВС Закфронта боевых действий не производить и 31.8.41 выполняя задания по разведке разбросать листовки.
*****

IV.  БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВВС ЗАКФРОНТА.

Боевые действия ВВС Закфронта по объектам и дням операции указаны в приложении.

Всего произведено (без 8 ИАК и разведавиации) 1514 боевых самолетовылетов, налет 3401 час 39 минут.

Истребителей - 774 вылета, налет 816 часов 48 минут.
Ближнебомбардировщиков - 213 вылетов, налет 456 часов 56 минут.
Дальнебомбардировщиков -  527 вылетов налет 2127 часов 55 минут.
По военным объектам на территории Ирана сброшено 434 тонны бомб разного калибра.
Распространено боевой авиацией 5.756.000 листовок.
Произведено самолетовылетов:

По аэродромам - 380; налет 1197 часов 11 минут;
По войскам противника - 386; налет 780 часов 42 минуты;
По разным объектам - 209; налет 764 часа 33 минуты.
На прикрытие своих войск - 636; налет 659 часов 13 минут.

Кроме того, на перебазирование и полеты внутри частей произведено 385 вылетов, налет 543 часа 21 минута

Общий налет за период 1899 вылетов, налет 3945 часов.

Примеры наиболее эффективных результатов.

РЕШТ - разрушен военный городок: казарма, в которой убито до 300 солдат, штаб, конюшня.
ТАВРИЗ - уничтожена авиамастерская и выведено из строя 7 самолетов противника.
В районе АРДАБИЛЬ выведено из строя 2 самолета противника.
КАЗВИН- уничтожен склад авиагорючего емкостью 2 миллиона литров.
27 И 29.8.41. в районах: ДЕХКАРГАН, МАРАГА силами 347 ИАП и 135 САД разгромлен 11-й артполк и нанесены большие потери 8 и 27 ПП.
Разрушено ж.-д. полотно и станция ЗЕНГЯН.
*****

На основании Приложения «БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВВС ЗАКФРОНТА» кратко опишем боевую работу ВВС РККА, задействованной в операции по оккупации Ирана в период 25 по 31 августа 1941 года, с упором на действия ВВС Фронта (ДБА).

25 августа1941 года ВВС 47 Армии в 6 часу утра начали боевые действия. Скоростные бомбардировщики СБ, а также Пе-2, истребители И-158 пытались обнаружить противника в местах заданных целей и нанести ему урон, но их усилия оказались счетными: противник «на войну не пришел» и в основном были повреждены летные поля, удалось уничтожить 8—10 автомашин в районе Хой, произвели бомбардировку по кавалерии и пехоте противника в районах Хиов и Агарь, уничтожили несколько палаток в районе аэродрома Маку, да учинили пожар на станции Маранд. Некоторые группы СБ были возвращены по радио командирами дивизий на свои базы из-за отсутствия противника или его авиации в предполагаемых местах бомбардировок.

И ВВС 44 Армии не пришлось особо отличиться в этот первый день операции в Иране: ее И-16 36 ИАП обстреляли казармы и склады на аэродроме Ардабиль, израсходовав патронов в количестве 8 тысяч штук. Одно из зданий загорелось. А 260 ИАП вылетев утром на боевое задание, был вынужден вернуться на свою базу из-за неблагоприятных метеоусловий. В период с 11:15 по 16:00 58 И-16 этого авиаполка осуществляли прикрытие своих войск, но противника так и не обнаружили.

25.08.1941 г.  26 АДДД ВВС Фронта получила боевое задание уничтожить авиацию противника на аэродромах Урмия, Соуджбулак, Марага и в период с 6:10 по 8:00 группами 8, 12, 9 и 12 Дб-3 четырежды вылетала на цель. Затем еще раз осуществила боевой вылет 22 Дб-3 в период 19:40-20:00 с тем же заданием. Сбросив 277 ФАБ100, 50 ФАБ-50, 135 ЗАБ-50, 160 Ао-25-8 и 350 ЗАБ -2,5-1, лишь повредило летное поле. Общий налет 26 АДДД составил 201 час 30 минут.

133 АДДД вылетала на уничтожение авиации противника на аэродромах Тавриз, Миане в период с 6:30 по 7:30 группами 21 и 16 Дб-3 и дважды бомбила цель. В 20:00 были сделаны еще две попытки уничтожить самолеты противника на тех же аэродромах группами 14 и 12 Дб-3. В этот день в результате бомбардировок было лишь повреждены летные поля.  В общей сложности за все вылеты было сброшено 312 ФАБ-100, 160 ЗАБ-50 и 25 РАБ-3. Общий налет 133 АДДД составил 251 час 00 минут.

134 АДДД имея боевое задание уничтожить авиацию на аэродромах Энзели, Решт и суда в порту Энзели. Была предпринята попытку группами 26, 24 и 8 Дб-3 прорваться к цели в неблагоприятных метеоусловиях, но лишь одно звено по расчету времени сбросило 30 ФАБ-100 на порт Энзели. Два самолета сбросили бомбы на Ардабиль и два звена сбросили бомбы на транспорты в море.  Остальные экипажи вернулись из-за плохих метеоусловий на свои аэродромы. Общий налет 134 АДДД составил 140 часов 00 минут.

132 АДДД должна была вылететь на уничтожение авиации противника на аэродроме Тегеран, но задание была отменено по приказанию Начальника Генштаба Красной Армии. В период с 14:00 по 16:00 группа из 19 Дб-3, в период с 15:15 по 15:25 группа из 11 Дб-3 и в период с 20:40 по 21:30   группа из 11 Дб-3, наносили бомбовый удар на уничтожение авиации противника на аэродромах Тавриз, Решт, Энзели. Было сброшено 280 ФАБ-100, 46 ЗАБ-3, в результате чего было повреждено летное поле на аэродроме Тавриз, в Реште бомбы упали в районе аэродрома, результаты бомбардировки аэродрома Энзель не наблюдались. Общий налет 132 АДДД составил 205 часов 00 минут.
*****

26.08.41 г. Второй день операции.

ВСС 47 Армии силами 366 ББП 71 САД вылетали на уничтожение войск противника в районы Маку, Дилман, Урмия. В районе Маку противник не обнаружен, бомбы сброшены не были. В районах Дильман и Урмия наблюдались попадания бомб в группы из 6-10 автомашин. И-153 269 АИП отбомбились по пехоте противника.  Другая группа И-153 этого полка сопровождала 366 ББП, но воздушный противник обнаружен не был.

72 САД силами 41 ББП была нацелена на уничтожение авиации противника на аэродроме Тавриз, но удалось лишь повредить летное поле. Так же был совершен боевой вылет на уничтожение войск противника в районе Шараф и Хане – наблюдался пожар автомашин. На озере Урмия было прекращено движение барж – наблюдалось попадания в баржи.

84 ИАП производил патрулирование воздушного пространства Еревана, но противник не был обнаружен.

135 САД силами 367 ББП вылетала на боевые задания по уничтожению авиации противника на аэродроме Тавриз, на уничтожение пехоты противника в 10 км севернее Тавриза, для атаки ж.-д. эшелонов на участке Дизедж, Желиль, на уничтожение складов в районе Хион. В результате бомбометания на аэродроме было повреждено летное поле; на отдельные группы солдат противника были сброшены бомбы; на ж.-д- путях наблюдались попадания в вагоны, и попадания бомб на склады.

348 ИАП своими И-153 прикрывало свои войска – 24 кавалерийскую дивизию, но воздушный противник не обнаружен.

347 ИАП пулеметным огнем обстрелял два самолета противника, служебные здания и ангары на аэродроме Тавриз. А также авиаполк в течении дня прикрывал наши войска в районе Нахичевань, Джульфа, однако воздушный противник не был обнаружен.

ВСС 44 Армии силами 36 ИАП и 265 ИАП в течении дня производил прикрытие в районе Аллар и Хеви вел воздушную разведку войск противника, но воздушный противник не встречался.

ВВС Фронта 26 августа 1941 года продолжила утюжить летные поля противника, уничтожать иранские войск, суда в портах, разрушать ж.-д. пути и станции.

Так 26 АДДД в период с 11:30по 12:40 в составе 9 Дб-3 с Н=3500-4000, сбросив 18 ФАБ-100, 20 ЗАБ-50 и 32 Ао-25-8, вспахала летные поля на аэродромах Миандоаб, Соуджбулаг, Урмия. В период 10:15-17:10 силами 29 Дб-3 с высоты 4000 м произвела бомбометание по отдельным группам войск противника в районах Урмия, Соудолаг, Марага, Маранд, сбросив 142 ФАБ-100, 57 ЗАБ-50, 35 Ао-25-8.  Общий налет составил 156 часов 30 минут.

133 АДДД в 8:15 в составе 9 Дб-3 вылетела на уничтожение авиации противника на аэродроме Тавриз. С Н=4000 м было сброшено 40 ФАБ-100, 20 ЗАБ-50 и 6 РРАБ-3, в результате чего частично повредили летное поле. С таким же результатом был произведен налете на аэродром Миане в 10:30 в составе 12 Дб-3. С высоты 4000 м было сброшено 90 ФАБ-100 и 30 ЗАБ-50. Общий налет 133 АДД составил 70 часов 00 минут.

134 АДДД в период с 8:45 по 14:10 в составе 12 Дб-3 вылетела на уничтожение судов в порту Энзели.  С высоты 1500-2500 м было сброшено 120 ФАБ-10 по порту, но результаты бомбометания не наблюдались. В 18:00 15 Дб-3 вылетело на уничтожение авиации противника на аэродромах Энзели, Решт и на уничтожение войск, выдвигающихся из Решт на северо-запад. С высоты 1500 м было сброшено 150 ФАБ-100. Бомбометание произведено по порту Энзили. Наблюдались отдельные пожары. Общий налет 134 АДД составил 110 часов 10 минут.

132 АДДД в период с 11:00 по 11:24 двумя Дб-3 вылетала на уничтожение авиации противника на аэродроме Зенгян. С высоты 6000 м было сброшено 20 ФАБ-100, в результате чего было повреждено летное поле. В 11:44в составе 4 Дб-3 с высоты 3000 м был нанесен бомбовый удар по ж.-д. станции Казвин, Было использовано 20 ФАБ-100 и 6 РРАБ-3. На станции возник пожар. Общий налет 132 АДД составил 38 часов 00 минут.
*****

27 августа 1941 года боевые действия ВВС Закавказского фронта продолжились.

71 САД в составе ВСС 47 Армии силами 366 ББП поднялась 9 СБ на уничтожение противника, продвигающегося по дороге Дильман, Урмия. При бомбардировке наблюдались попадания бомб в мелкие группы пехоты в районе Урмия. А истребители И-153 269 ИАП этой дивизии прикрывали с воздуха во второй половине дня 36 горнострелковую дивизию в районе Маку и при движении ее на Маку на юг, но воздушный противник так и не появился.

72 САД в составе ВСС 47 Армии силами 41 ББП вылетел 10 СБ на уничтожение пехоты и конницы противника в районе Бинас. При бомбометании были нанесены значительные потери группам конницы и пехоты. Истребители И-153 84 ИАП этой дивизии с раннего утра до позднего вечера производили воздушное патрулирование Еревана, но противник так и не был обнаружен. Истребители И-153 347 ИАП из состава 72 САЛ также в течении светового времени суток прикрывали район Нахичевань, Джульфа и движение наших войск по дорогам Нахичевань, Хой, Джульфа, Маранд, но воздушный противник встречен не был.

135 САД в составе ВСС 47 Армии силами 367 ББП небольшими группами от 3 до 8 СБ в течении дня поднимался на уничтожение пехоты на автотранспорте в районе Туркменчай, Хаджи-ага; конницы с артиллерией в районе 20 км ю.-в. Мушкин; пехоты в районе Дива, Санчай. В результате воздушных налетов пехота противника разбежалась, понеся значительный урон. А 348 ИАП этой дивизии боевых вылетов не производил, но весь день находился на аэродроме в готовности № 2.

36 ИАП и 265 ИАП ВВС 44 Армии с раннего утра до позднего вечера производили воздушную разведку и устанавливали местонахождение своих войск, при этом воздушный противник обнаружен не был.

26 АДДД ВВС Фронта в период 10:40 – 17:10 в составе 7 Дб-3 попутно с разведкой бомбардировала отдельные группы противника в районах Урмия, Сауджбулаг, Бинаб, Марага. С высоты 3500 м было сброшено 5 ФАБ-100, 23 ЗАБ-50 и 41 Ао-25-8, в результате чего были поражены мелкие группы войск противника. Общий налет составил 29 часов 40 минут.

132 АДДД ВВС Фронта силами 16 Дб-3 в период 11:00-13:20 вылетала на разрушение ж.-д. станции Зенгян, Казвин. С высоты 5600 м было сброшено 96 ФАБ-100, 4 ФАБ-50, израсходовано 3200 патрон. Наблюдались попадания в ж.-д. полотно и станции Казвин. В период 8:25- 12:30 составом 18 Дб-3 132 АДДД бомбардировала войска противника в районе Зенгян, Казвин. С высоты 5000 м было сброшено 160 ФАБ-100. Результат бомбометания не наблюдались. Общий налет составил 153 часа 00 минут.

134 АДДД ВВС Фронта составом 29 Дб-3 вылетала на уничтожение авиации противника на аэродроме Казвин. В период 12:00 - 15:55 с высоты 4000 м было сброшено 230 ФАБ-100 и 11 РРАБ-3, в результате чего было повреждено летное поле и прилегающие постройки. Общий налет составил 137 часов 10 минут.

133 АДДД ВВС Фронта боевых вылетов 27 августа 1941 г. не производила.
*****

28 августа 1941 года боевые действия ВВС Закавказского фронта отражены следующими архивными записями.

66 ББП 71 САД ВВС 47 Армии боевых вылетов не производил. 269 ИАП этой дивизии в период с 6:00 по 11:50 в составе 6 И-153 с высоты 1000 м прикрывал свои войска в движении из Хой на Дильман. Воздушный противник не появлялся.

72 САД ВВС 47 Армии боевых вылетов не производила.

347 ИАП в составе 22 И-153 с раннего утра по поздний вечер взлетали на прикрытие района Джульфа и марша своих войск, в направлениях Нахичевань, Хой, Маранд, Тавриз, но воздушный противник не появлялся.  В период 11:25-18:00 в составе 22 И-153 вылетал на уничтожение пехоты и конницы с артиллерией в районе Дехкарган, Марага. По данным штаба 47 Армии, израсходовав 5092 патрона, был разгромлен 11-й артполк и были нанесены серьезные потери 8 и 27 пехотным полкам.

135 САД в 8:35 в составе 2 СБ совершили налет на батальон пехоты противника с артиллерией в районе Миандоаб. Батальон разбежался. В 9:16 в составе 4 СБ бомбили автотранспорт в районе 60 км севернее Миане. Наблюдался пожар автомашин. В период 15:30-16:25 в составе 10 СБ был совершен воздушный налет на конницу и мотопехоту противника в районах Соуджбулаг, Миандоаб. Поражено до полуэскадрона кавалерии, пехота разбежалась.

348 ИАП боевых вылетов не производил.

36 ИАП ВВС 44 Армии в составе 18 И-16 в период с 10:00 по 20:00 перебазировался на аэродром Ардабиль. А 265 ИАП с раннего утра по поздний вечер в составе 7 И-16 прикрывал действия 77 горнострелковой дивизии и вылетал на уничтожение войск противника на поле боя, но воздушный противник обнаружен не был.

26 АДДД ВВС Фронта задание на уничтожение авиации противника на аэродроме Карадж не выполняла из-за плохих метеоусловий. В период с 6:30 по 17:30 в составе 9 Дб-3, ведя разведку, действовала по войскам противника в районах Соуджбулаг, Миандоаб, Дехкарган. С высоты 2500-4500 м было сброшено 55 ФАБ-10 и 20 ЗАБ-50, в следствии чего наблюдались попадания в отдельные группы пехоты и гужевой транспорт. Общий налет составил 35 часов 50 минут.

133 АДДД ВВС Фронта в составе 3 Дб-3 летала на уничтожение авиации противника на аэродроме Тегеран. В 7:45 с высоты 4000 м было сброшено 30 ФАБ-100, в следствии чего было повреждено летное поле. Остальные 5 самолетов вернулись из-за плохих метеоусловий. А также 23 Дб-3 дивизии вылетало на уничтожение войск противника в районах Зенгян, Сейфиобад.  В период 10:00 – 12:00 с высоты 4000, м было произведено бомбометание 160 ФАБ-100 по отдельным небольшим группам пехоты противника. Общий налет составил 101 час 05 минут.

132 АДДД ВВС Фронта из-за плохих метеоусловий задание на уничтожение авиации противника на аэродроме Тегеран не выполняла. 8 Дб-3 дивизии попутно с разведкой уничтожали отходящие войска противника на дороге Менджиль, Зенгян.  В 10:43 с высоты 6000 м было сброшено 30 ФАБ-100 и 7 РРАБ-3, в результате чего наблюдались попадания в небольшие группы пехоты и караван верблюдов.

134 АДДД ВВС Фронта из-за плохих метеоусловий в составе 12 Дб-3 вернулась, не выполнив задание на уничтожение авиации противника на аэродроме Тегеран.
*****

Боевые действия ВВС Закавказского фронта за 29 августа 1941 года.

71,72 и 135 САД ВВС 47 Армии в этот день боевых действий не производила, а 347 ИАП в период 5:40 – 20:00 составом в 17 И-153 с высоты 4000 м действовала на прикрытие войск в районе Тавриз.

36 ИАП и 265 ИАП ВВС 47 Армии вели воздушную разведку с 8:00 по 20:00: первый в составе 14 И-16 с поля боя, второй в составе 6 И-16 в районе Пехливи, но воздушный противник не появлялся.

26 АДДД ВВС Фронта в этот день боевых вылетов не производила.

132 АДДД ВСС Фронта вылетала на разведку и на уничтожение войск противника на дорогах Зенгян, Казвин. В период 10:30-16:40 15 Дб-3 с высоты 4000 м было сброшено 70 ФАБ-100, 4 ФАБ-50 и 15 РРАБ-3, в следствии чего наблюдались попадания в районе ж.-д. станции Казвин и Зенгян. 3 Дб-3 в 8:17 бомбардировали цистерны на ж.-д. станции Султания. Было сброшено 30 ФАБ-100, в следствии чего бомбы легли в районе станции. 7 Дб-3 в 11:40 бомбардировали автомашины и обозы в районе Шариф-абад.  С высоты 5600 м было сброшено 50 ФАБ-100 и 6 РРАБ-3, в следствии чего наблюдались попадания в отдельные группы автомашин и обозов. Общий налет составил 111 часов 00 минут.

134 АДДД ВСС Фронта вылетала на уничтожение войск противника на дорогах Хурамабад, Ленгерут, Решт, Менжиль. 8 Дб-3 в 8:30 с высоты 1000 м сбросили 80 ФАБ-100. Войск не обнаружено, бомбометание произведено по казармам в Реште. 6 Дб-3 в 15:35 с высоты 600 м бомбардировали аэродром Казвин. Было сброшено 60 ФАБ-100, в результате чего было повреждено летное поле и нефтесклад. Общий налет составил 67 часов 20 минут.

133 АДДД ВСС Фронта боевых вылетов в этот день не производила.
*****

Боевые действия ВВС Закавказского фронта за 30 августа 1941 года.

71 и 135 АДДД ВВС 47 Армии боевых вылетов не производили. 347 ИАП в период с 5:40 по 20:00 в составе 8 И-153 с высоты 2- 4000 м прикрывал свои войска в районе Тавриз. Противник не обнаружен.

36 ИАП ВВС 44 Армии в период с 8:00 по 18:00 в составе 18 И-16 с высоты 2-4000 м вел воздушную разведку района Миане и поля боя. Противник не обнаружен. 265 ИАП боевых вылетов в этот день не производил.

ВВС Фронта боевых вылетов в этот день не производили.

Боевые действия ВВС Закавказского фронта за 31 августа 1941 года.

Части ВВС Закфронта боевых действий не производили.

34 АДДД ВВС Фронта в составе 37 Дб-3 в период 7:30 – 9:00 с высоты 3-6000 м производила разведку районов Тавриз, Миане, Зингян, Тегеран, Решт с разбрасыванием листовок. По неправильному приказанию бывшего командира 134 АДДД подполковника Абраменко шесть самолетов сбросили 60 ФАБ-50 по аэродрому Тегеран.

26 АДДД ВВС Фронта в составе 8 Дб-3 разбрасывала листовки.

Общий налет ВВС Фронта в этот день составил 292 часа 00 минут.
*****

V. БОЕВЫЕ И НЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ.

За период операции ЗА противника сбито 3 самолета и предположительно зенитно-пулеметным огнем сбит 1 самолет.

Не вернулись с выполнения боевого задания 4 самолета.

На своей территории произошло 15 катастроф и 18 аварий.

Погибло летного состава на территории противника, не вернулось с выполнения соевого задания и при катастрофах на своей территории 63 человека и ранено 6 человек.

Из строя выведено 41 самолет.

85% всех происшествий падает на части бывшей 26 АДДД ГК, основные причины:

Плохая организация летной работы.
Незнание фактической подготовки летного состава.
Неудовлетворительная ночная и штурманская подготовка летного состава.
Низкая дисциплина летного состава.
Зазнайство и переоценка своих сил.
Неграмотная эксплуатация материальной части.
Проявление трусости отдельными экипажами.
*****

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РАВОТА ШТАБОВ

К 18.00 24.8.41. штабы ВВС располагались:

Штаб ВВС Фронта - СТЕПАНАКЕРТ с последующим перебазирование в НАХИЧЕВАНЬ.
Штаб ВВС 47 А - НАХИЧЕВАНЬ с последующем перебазирование в ТАВРИЗ.
Штаб ВВС 44 А - ЛЕКОРАНЬ с последующем перебазирование в АРДАБИЛЬ и РЕШТ.
ШТАБ ВВС Закфронта самостоятельного узла связи не имел в силу недостаточного наличия линий связи на территории Азербайджанской ССР и Нахичеванской автономной области, недостатком матчасти и обслуживающего состава. Базировался совместно на узле Штаба Закфронта с использованием своего стационарного узла связи Тбилиси и вспомогательного узла связи - Евлах.

Наличия одного канала связи СТЕПАНАКЕРТ - ЕВЛАХ несмотря на его устойчивость в работе, не обеспечивало нормальной связи штаба с подчиненными частями.

Радиосвязь использовалась с малой нагрузкой.

Схема проводной связи полевого управления и наземной радиосвязи указаны в приложении.

Штабы ВВС Армий и авиадивизии ДБ в период боевых действий проявили слабую сколоченность и недостаточную подготовку к руководству боевыми действиями частей.

Основные недочеты:

а) - Начальники штабов не всегда подтверждали получение боевых документов и не докладывали об их исполнении.
б) - Штабы не сумели организовать своевременный сбор донесений о результатах выполнения боевых задач, не имели учета результатов боевой работы. Слабо учитывали боевые и не боевые потери.
в) - Слабо проверяли достоверность донесений ниже стоящих штабов.
*****

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Взаимодействие ВВС фронта с ВВС Армий выражалась в распределении объектов действий по глубине.

С Каспийской Военной Флотилией взаимодействовали:

а) - ВВС 44А - по прикрытию высадки десанта и обеспечении Каспийской флотилии. Задачу выполнили.
б) - 134 АДДД по уничтожению флота противника в порту ЭНЗЕЛИ. Четкого взаимодействия организовано не было благодаря отсутствию прямой связи между штабами дивизии и флотилии.

Лучше было организовано взаимодействие ВВС 47 А с войсками, которое выразилось в следующем:

а) - Установлены единая кодированная карта, радио сигнальные и переговорные таблицы, перечни опознавательных знаков и сигналов.
б) - Организована связь по радио и через делегатов связи.
в) - Части ВВС распределены по дивизиям наземных войск.

Штаб Армии планировал задачи авиации в основном на прикрытие войск и разведку. Задачи для действия над полем боя ставились в тех случая, когда перед фронтом наших войск противник оказывал сопротивление.

28.8.41. Командующий 47 А потребовал немедленного содействия авиации 236 МСД в уничтожении противника в районах: ДЕХКАРГАН, МАРАГА, по этому требованию вылетели 347 ИАП и 135 САД, силами которых в указанных районах был разгромлен 11-й артполк и нанесены большие потери 8 и 27 ПП противника.

Взаимодействие авиадивизии со стрелковыми и танковыми дивизиями иногда нарушалось по причинам:

а) - Отсутствие предварительной подготовки и организации взаимодействия между частями.
б) - Отсутствия постоянной радиосвязи между войсками и авиацией.
в) - Не все командиры наземных войск умели инициативно использовать прикрепленные к ним части авиации.
*****

VIII. РАБОТА ТЫЛА ВВС ЗАКФВОНТА

а) СОСТОЯНИЕ ТЫЛОВЫХ ОРГАНОВ К НАЧАЛУ ОПЕРАЦИИ.

В боевых действиях против ИРАНА непосредственное участие принимали СЕМНАДЦАТЬ авиаполков (ВОСЕМЬ ДБ, ТРИ СБП и ШЕСТЬ ИАП). Боевую летную работу авиаполков обеспечивали ВОСЕМНАДЦАТЬ батальонов аэродромного обслуживания. ПЯТЬ БАО были организованы из старых авиабаз, остальные ТРИНАДЦАТЬ БАО сформированы в июле-августе 1941 года. Вновь сформированные БАО начсоставом и авиаспециалистами были укомплектованы на 50% и слабо сколочены.

Батальонами руководили ВОСЕМЬ управлений авиабаз и ЧЕТЫРЕ управления районов авиационного базирования.

Армейский и фронтовой аппарат Тыла ВВС не создавался. Функции Тыла ВВС фронта выполнялись аппаратом Начальника Снабжения ВВС Закфронга.

Опыт периода операций показал, что управления авиабаз являются лишним звеном.

б) МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАО.

В среднем все ВОСЕМНАДЦАТЬ БАО имели обеспечение:

грузовыми автомашинами 22%;
автобензозаправщиками 17%;
легковыми автомашинами 12%;
водомаслозаправщиками 9%;

Из наличного количества 25% автомашин имели негодную резину.

в) ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВОЙ РАБОТЫ ЧАСТЕЙ.

Несмотря на крайнюю ограниченность автотранспорта и заправочных средств БАО с задачей обеспечения боевых вылетов частей справились.

Боеприпасы и ГСМ были завезены на все оперативные аэродромы еще до начала военных действии и регулярно подвозились в период операций.

К началу операций на оперативных действующих аэродромах было сосредоточено: авиабомб 5085 тонн, что обеспечивало 12 вылетов всей авиации фронта, авиагорючего 4594 тонны, что обеспечивало 4,5 заправки всей действующей авиации.

В процессе боевых действий израсходовано: авиабомб 434 тонны, авиагорючего 1312 тонн. Одновременно в период с 25.8 по 31.8 на аэродромы подано: авиабомб 2354  тонны, авиагорючего 1173 тонны. Таким образом к концу операции обеспечение частей ВВС Закфронта авиабомбами и авиагорючим не уменьшилось.

г) ОПЫТ ПЕРЕБАЗИРОВАНИЯ ЧАСТЕЙ ВВС И БАО.

В процессе операций на территорию ИРАНА были перебазированы ЧЕТЫРЕ ИАП, для их обслуживания переброшено ТРИ БАО.

508 БАО из НОРАШЕН в ТАВРИЗ на расстояние 240 км по железной дороге.
500 БАО из ПУШКИНО в ЭНЗЕЛИ на расстояние 230 км своим ходом.
533 БАО из КУМБАШИНСКАЯ в АРДАБИЛЬ на расстояние 100 км своим ходом.

Перебазирование батальонов своим ходом было произведено с большим напряжением, так как не хватало транспортных средств, а Армейский автотранспорт был предоставлен в размере 15% потребности. Особенно трудной оказалась переброска личного состава и имущества 348 ИАП из АГДАМ в ТАЙРИЗ на расстояние 500 км по горным дорогам. Из автоколонны в 43 машины в дороге 4 автомашины вышли из строя, а по прибытии в ТАВРИЗ 14 автомашин требовали немедленного ремонта.

Автоколонна прибыла к месту перебазирования полка через 3—е суток после перелета самолетов. В это время полк обслуживался передовой командой другого БАО.
*****

IХ. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ БОЕВОЙ РАБОТЫ

В период с 24.8. до 27.8. атмосферные процессы над Закавказьем определялись вторжением с Запада холодных континентальных масс воздуха, обусловивших неустойчивый характер погоды (дожди, грозы, сплошная облачность, вспышка сильных ветров) захвативший район базирования авиачастей по всей долине р. КУРА от ТБИЛИСИ до БАКУ, Нагорный Карабах (АГДАМ, СТЕПАНАКЕРТ), Ленкораньскую низменность и Иранское побережье Каспийского моря вдоль северных склонов Эльбурского хребта. Особенно сложные метеорологические условия были в районе ЛЕНКОРАНЬ, АРДАБИЛЬ, РЕШТ.

С 28.8. по 31.8. на всей территории базирования частей ВВС Закфронта и к югу по направлению к ИРАНУ установилась безоблачная антициклональная погода.

Пограничный район Армении (ЕРЕВАН, НАХИЧЕВАНЬ) и северные районы ИРАНА (ХОЙ, ДИАЬМАН, ТАВРИЗ, ТЕГЕРАН) находились под воздействием устойчивой массы континентального тропического воздуха, обусловившего в этом районе в течении всего периода боевых действий ВВС безоблачную сухую погоду с хорошей видимостью.

Неустойчивый характер погоды в начальный период операции значительно усложнил условия первых боевых вылетов.
*****

РАЗДЕЛ АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА

1. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ ЗАКФРОНТА НА ПЕРИОД с 25.8. ПО 1.9.41 г.

Конкретными задачами воздушной разведки в указанный период ставились;

1.  Вскрыть оперативную группировку противника перед фронтом и определить основные рубежи сопротивления.

2.  определить интенсивность подвоза из глубины страны к линии фонта. В случае отхода противника, вести разведку отходящих войск и наблюдать за продвижением частей красной Армии.

3. Наблюдать за транзитными путями, идущими из ТУРЦИИ в ИРАН.

4. Определить характер, возможных военно-инженерных работ на ДЖУЛЬФИНСКОМ, ВЕЛЯСУВАРСЮМ, АСТАРИНСКОМ, РЕШТСКОМ направления. Инженерные работы на втором и третьем рубежах обороны, на основных операционных направлениях (горные перевалы, ущелья и т.д.).

5. Вести разведку ВВС противника на аэродромах ХОЙ, УРМИЯ, ТАВРИЗ, АГАРЬ, АРДЕВИЛЬ, ПЕХЛЕВИ, РЕШТ, ЗЕНГЯН, КАЗВИН, ТЕГЕРАН. Установить количество, тип самолетов и места их расположения. Все обнаруженные аэродромы сфотографировать в масштабе 1:10000.

6. Разведкой южной части Каспийского моря и портов установить интенсивность морских перевозок, вскрыть систему обороны побережья и определить места годные для высадки морского десанта.

7.  Вскрыть систему ПВО в районах: ТАВРИЗ, АРДЕВИЛЬ, ПЕХЛЕВИ, РЕШТ, ТЕГЕРАН.

8.  Имея ввиду, возможность воздушного вторжения противника отдельными группами ВВС и путем выброски на парашютах диверсионных групп, в тылу наших войск, организовать силами авиачастей наблюдение, с целью своевременного обнаружения и уничтожения противника.

Выполнение поставленных задач возлагалось на разведывательную и боевую авиацию, действующую по аэродромам противника, по войскам в районах сосредоточения и по срыву перевозок.

Разведывательная авиация-150, 151 и 152 РАЭ принимавшие участие в операциях, были распределены:

150 РАЭ - подчинена Штабу ВВС фронта. С 24.8. по 29.8. базировалась на аэродроме АГДАМ. 29.8. эскадрилья перебазировалась на аэродром БАШ-БАШИ - (район НАХИЧЕВАНИ).

151 РАЭ - подчинена Штабу 44 армии. С 23.8. базировалась на аэродроме АСТРАХАН - БАЗАР.

152 РАЭ - подчинена Штабу 47 армии. До 28.8. базировалась на аэродроме ЕРЕВАН. С 28.8. эскадрилья перебазировалась на аэродром ТАВРИЗ.

Все разведывательные авиаэскадрильи вели разведку по плану, согласно прилагаемой схемы разведки Штаба ВВС Закфронта.

Наряду с выполнением разведывательных полетов, перед разведывательными эскадрильями была поставлена задача: в течении 25.8. «кошками» порвать телеграфную и телефонную связь крупных населенных пунктов и районов, занимаемых войсками Иранской армии, с центром страны – ТЕГЕРАН.
*****

II. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ НА АВИАЦИОННУЮ РА3ВЕДКУ.

На период с 25.8. по 1.9.41 г. авиационная разведка велась главным образом в интересах общевойскового командования.

Разведывательной авиации - задачи на разведку, на первые три дня были поставлены Штабом ВВС фронта, исходя из общего плана операции.

В дальнейшем задачи на разведку ставили: фронтовой разведывательной авиации - Штаб ВВС Закфронта, по заявкам РО Штаба фронта. Армейским разведывательным эскадрильям - Командование армии.

Для уточнения места нахождения своих войск и наблюдение за их продвижением, наземное командование ставило особо задачи, перед разведывательной авиацией.

Данные авиационной разведки, в общевойсковые Штабы и в Штаб ВВС фронта передавались по аппарату СТ-35 и «БОДО» открытым текстом. Авиационному командованию, данные авиаразведки докладывались лично.

О разведывательной работе за день, ежедневно к 20.00 составлялась разведсводка, в которую включались и данные наблюдения за продвижением своих войск.
*****

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ

За период проведенной операции удалось выявить положительные стороны и недостатки в организации и выполнении авиационной разведки разведывательной авиацией и боевыми частями. Наиболее характерные из них следующие:

а) ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. Советско-Иранский театр военные действий, вследствие пересеченности местности горными хребтами и большого превышения ее до 3000 метров над уровнем моря, является трудным для полетов боевой и разведывательной авиации.

Плохие метеорологические условия в течении 25 и 26.8.1941г. значительно затрудняли вести авиационную разведку. Однако и в этих условиях разведывательная авиация в первый же день операции установила, отход противника малыми группами в Юго и Юго-восточном направлениях. Разведкой аэродромов: МАКУ, ХОЙ, УРМИЯ, АРДЕВИЛЬ, АГАРЬ, ХИОВ, ПЕХЛЕВИ, РЕШТ, МИАНЕ - авиация противника не обнаружена.

Обнаруженные до 10-ти одномоторных самолетов на аэродроме ТАВРИЗ, не пытались оказывать сопротивления не только боевой авиацией, но разведывательным самолетам, летающим в одиночку. Это давало возможность Командующему фронтом, в первый же день операции, делать вывод о слабости вооружения Иранской армии. В последующие дни операции авиационная разведка и главным образом разведывательных эскадрилий, ежедневно доносила об отходе частей противника, разрозненными, мелкими группами в направлениях:

СЕНЕНДЕДЖ, МИДЖИД-АБАД, ТЕГЕРАН. Визуальные наблюдения разведчиков фиксировались аэрофотоснимками, которые своевременно представлялись общевойсковому командованию.

За время операции разведывательные авиаэскадрильи сфотографировали все крупные населенные пункты, важнейшие объекты и дороги на Иранской территории занятой частями Красной Армии. Особенно большую работу провели 151 и 152 РАЭ.

2. Одновременно с выполнением разведывательных полетов, экипажи вели наблюдение за продвижением своих войск. Этим давали возможность Командующему фронта, даже при отсутствии связи с частями, знать на каком рубеже находятся свои войска и в каком положении.

б) НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ.

1. Части боевой авиации и главным образом дальнебомбардировочной, плохо подготовлены для ведения воздушной разведки.

2. Командиры частей и их Штабы плохо знают театр военных действий и военные объекты противника, даже те, на которых имелись в частях описания (пакеты объектов), не требовали этих знаний и от подчиненного летного состава.

По этой причине произошло большое количество летных происшествий и напрасное расходование бомб при атаке объектов.

3. Невоспитанность личного состава в духе честности и правдивости даваемых ими донесений.

ПРИМЕР: старший лейтенант ПАВЛЮЧЕНКО - 26 АДДД донес 25.8.в 6:30 в МАРАНД обнаружен аэродром. С Западной стороны аэродрома пять ангаров, один из них при бомбометании загорелся. В Восточной части аэродрома обнаружены замаскированные самолеты. Количество не установлено.

Штаб 132 АДДД в разведсводке № 01 25.8. донес: по наблюдению экипажей в 13:20 с Н=5600 метров, З км западнее ТАВРИЗ - обнаружен аэродром. Размеры 2000Х2000 м. На аэродроме 13 ангаров, 15 бомбардировщиков и 9 истребителей. С аэродрома обстрелян слабым огнем ЗА.

Штаб 133 АДДД в разведсводке № 03 26.8.41. донес: В 12:18 26.8. экипажи бомбили аэродром МИАНЕ. Отмечены прямые попадания в ангары.

Фактически во всех указанных пунктах нет никаких аэродромов. Не проверив достоверность донесений экипажей, не потребовав от них фотоснимков о результатах бомбометания штабы авиадивизий в разведывательных сводках, помещают неправдивые донесения и вводят тем самым в заблуждение выше стоящие штабы.

4. Неумение бомбардировочной авиацией использовать имеющиеся у них фотоаппараты. Представленные штабами 132 и 134 АДДД фотоснимки являются неудовлетворительными и свидетельствуют о том, что аэрофотослужбой в бомбардировочных частях не занимаются. По этой причине не фотографируют и результаты боевых действий.

5.  Летный состав не обучен грамотному составлению разведывательных донесений. Как правило донесения составляются обобщенно, не указывая количество в тактико-организационных единицах.

6. Начальники разведывательных отделений полков и дивизий использовались не по прямому их назначению. По этой причине они оказались в большинстве своем, слабо подготовленными для организации и ведения разведки в боевой обстановке.


7. Не привито чувство ответственности о своевременном представлении в вышестоящие штабы донесений, о результатах выполнения заданий.

8. Пренебрежительное отношение командиров частей и их штабов к организации разведки погоды.
*****

IV.  ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ.

1. Немедленно устранить все недочеты, как в области организации боевой работы, так и в области организации авиационной разведки.

2. Решительно потребовать от всего личного состава глубокого изучения вероятных противников и отличного знания физико-географического положения страны противника.

3. Настойчиво и повседневно воспитывать личный состав в духе правдивости и честности в выполнении поставленных ими задачи. За малейшую попытку лжи и неправдивого доклада виновников решительно наказывать.

4. Поднять аэрофотослужбу на должную высоту, при каждом учебном или боевом полете использовать фотоаппаратуру полностью. В боевой обстановке результаты бомбометаний объектов фотографировать обязательно.
*****

ВЫВОДЫ

1. Командиры авиадивизии ДД после придачи полкам ДБ звеньев разведки на самолетах ПЕ-2 не уделили должного внимания подготовки этих звеньев, а поэтому в период операции использование экипажей на самолетах ПЕ-2 оказалось мало эффективным.

2. Действия бомбардировочной авиации по уничтожению авиации противника на аэродромах оказались мало эффективными так, как противник заблаговременно вывел свою авиацию в глубокий тыл, что своевременно не было вскрыто ни агентурной ни авиационной разведкой.

3. Командиры авиадивизий и полков особенно ДБ авиации слабо учитывали сопротивление, оказываемое противником, назначали большие высоты для бомбометания, а поэтому результаты бомбометания оказывались низкими.

4. Использование истребителей 347 ИАП в качестве штурмовиков дало хорошие результаты: 28.8.41. разгромлен 11-й артполк и нанесено серьезное поражение двум пехотным полкам.

5.  ДБ авиация оказалась слабо подготовленной к выполнению боевых задач, требующих длительных маршрутных полетов ночью.

6. 132 и 134 АДДД, в которых дисциплина не соответствовала требованиям Народного Комиссара Обороны, в период операции показали наименьшую эффективность выполнения боевых задач и дали наибольшую аварийность.

7. Обще войсковые командиры недостаточно подготовлены к использованию придаваемой им авиации.

8.  Для обеспечения тесного взаимодействия стрелковых частей с авиацией, стрелковые части необходимо обеспечить полотнищами для обозначения достигнутого рубежа.
*****

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Части ВВС Закфронта выполнили задачи, поставленные перед ними Военным Советом Закфронта.

Большие не боевые потери дальнебомбардировочной авиации явились результатом недостаточной боевой выучки частей в мирное время.

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ВВС ЗАКФРОНТА КОМБРИГ /ЛАВРИК/
ВОЕНКОМ ШТАБА ВВС ЗАКФРОНТА СТ.БАТАЛЬОННЫЙ КОМИССАР / БЕЗДАНСКИЙ /
ВРИД. НАЧ.ОПЕР. ОТДЕЛА ШТАБА ВВС ЗАКФРОНТА ПОЛКОВНИК /ЛОБАХИН/

Как говорили у нас пацаны, играя во дворе в футбол, при неудачном исполнении 11-метрового – «разбег на рубль, удар на копейку»… извини, мой терпеливый читатель, ассоциации из детства…


Рецензии