Мне бы по жизни такого мужичка сценарий

МНЕ БЫ ПО ЖИЗНИ ТАКОГО МУЖИЧКА

Сергей Щербаков

     Сценарий по рассказу Татьяны Николаевской



НАТ. ОСТАНОВКА - ДЕНЬ

ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Однажды в сырой осенний день, подхватив простуду, я ехала из подшефного совхоза домой подлечиться. Развалюха-автобус дребезжал, спотыкался на каждой кочке, злил, а тут и вовсе встал, чтобы забрать пассажира, одиноко стоящего у обочины. Крепенький МУЖИЧОК в надвинутой на лоб кепке, снимая на ходу кривобокий мешок, вежливо попросил водителя подбросить до аэропорта.
Довольный, что не пришлось торчать под моросящим холодным дождём, какой-то весь просветлённый, он быстро устроился рядом.

ИНТ. АВТОБУС - ДЕНЬ

МУЖИЧОК
Чего пригорюнилась, молодёжь?

ПАССАЖИРКА
Молодёжь? А сам-то какой старый? Поди, лет пятьдесят?

МУЖИЧОК
Пятьдесят. Угадала! Молодчина!

Пассажирка прикрыла хлюпающий нос платком и скосила глаза в его сторону. Смешливый взгляд, открытое лицо и тёплый интерес расположили к разговору.

ПАССАЖИРКА
Могу и профессию вашу угадать? Вы электрик или плотник.

МУЖИЧОК

Верно! Я - плотник. А ты, небось, в конторе сидишь?

ПАССАЖИРКА
Ага. Куда едете?

МУЖИЧОК
В Саратов, еду домой. Билет на самолёт в кармане. Всё лето в районе плотничал, получил расчёт и, вот, к ночи буду на месте.

ПАССАЖИРКА
В деньгах-то, не обидели?

МУЖИЧОК
Слава Богу, нет. Знают, почтенные, — с плотником, который избу рубит, надо обходиться честно, чтоб не заговорил избу на голову хозяину.

ПАССАЖИРКА
Ты что ли шабашничал?

МУЖИЧОК
Шабашничал? Обижаешь работничка.


МУЖИЧОК
(продолжая)
Шабашники — это халтурщики, а я калымщик, и за хорошие деньги из дерева срублю картинку. Работаю не просто так, а с душой. Ясно? Здешние богачи знают, кто им баньку или дом срубит. Руки такие на-рас-хват!

Мужичок растопырил перед глазами пальцы в рубцах и ссадинах ладони рабочего.

ПАССАЖИРКА
Тоже, трудолюбец нашёлся. За деньги и поп пляшет. Только что делать тому, у кого денег мало? Ты ему и баньку не срубишь, и забор не поправишь. Так ведь?

МУЖИЧОК
Не совсем так, милая. Раньше помогал бедным, особо одиноким бабам с ребятками малыми, а теперь всё не то. На инвалидности я, по лёгким.

Мужичок достал из ватника старый тугой бумажник, нашёл в нём затёртое удостоверение, нервно развернул и, тыча пальцем в печать, признался:

МУЖИЧОК
Вот он, документик. Вторая группа инвалидности. Эмфизема неизлечимая. На ЖБИ схлопотал. Работать мне запрещено! В Саратове калымную работу не сыщешь, ну и приезжаю к пензякам, считай, пятое лето. Плотниковы заработки на стороне. Денег, милая, мне много надо.

ПАССАЖИРКА
(с усмешкой)
Куда тебе много?

МУЖИЧОК
Перво-наперво, на похороны хорошие. С оркестром. И чтобы гроб был в бархате, с золотыми рюшами. И чтобы в ресторане поминки мне пышные справили.

ПАССАЖИРКА
(смеясь)
Чудной ты человек. Ну, не всё ли равно, как тебя похоронят? Поверх земли никого не оставили, а про пышность и вовсе не узнаешь.

МУЖИЧОК
Не скажи, зато люди не забудут. Вспомнят и скажут: ну и отгрохали простому плотнику поминищи. Не поверишь! Своим деду и бабке по их сердешной просьбе я гробики загодя склеил. Лежали, лежали они на чердаке лет десять. Лёгкими стали, будто берестяные. Не рассохлись нисколечко. Схоронили стариков честь по чести. На одной неделе ушли...

МУЖИЧОК
(продолжая)
А вот ещё. Послушай. Дедок мой, Царство ему Небесное, умел зарабатывать. Шил туфельки и сапожки женские. Сапожный инструмент его — шарошку, урезник, как память храню. Башмаки своей работы он возил в Кимры на показ.

ПАССАЖИРКА
Куда?

МУЖИЧОК
Глухая, что ли? В Кимры, ну, всё равно, что в сапожную столицу. Там давали башмакам оценку верную. Самую лучшую обувь оттуда прямиком за границу отправляли. Туфельки его работы, женские, не больше ста грамм выходили. У сапожников из разных краёв смотры были, чья обувь легше. Ого-го деньги получали в награду. Холодным сапожником дедок не был.

ПАССАЖИРКА
Каким холодным?

МУЖИЧОК
Холодный сапожник, всё равно, что халтурщик. Сапожники-халтурщики работали инструментом холодным, а у моего деда инструмент лежал завсегда на горячих углях. Он ещё в конце обувь воском пропитывал и до блеску доводил. В такие сапожки можно было глядеться, что в стёклышко.

МУЖИЧОК помолчал. Через минутку встрепенулся, посмотрел в окно, потом на людей в салоне. Наклонился к  пассажирке, заговорил тихо, зачем-то теребя ее рукав.

МУЖИЧОК
Женщина одна, Раиса, меня ждет в Саратове. Не жена. С женой давно развелись; забоялась, что я вечный инвалид. Бог с ней. Сын Алексей сейчас взрослый. Из квартиры я сразу выписался. Куда деваться? Пошёл жить в общежитие. Понравилась там кастелянша Рая, полная, хорошая. Она нам постельное бельё выдавала. Стал ухаживать. Подарки дарил. Один раз купил ей картину — натюрморт, а рамку сам выточил и украсил под золото. Не гнала меня Раечка, встречала ласково, домой к себе приглашала.
Пролюбились мы годок. Посватался. Живёт-то она одна. Всё бы ничего, но старые хрычи, её родители, замучили меня. Сказал я, что хочу сойтись с Раей, так они, заразы, глотку мне чуть не перегрызли. Орали: «Жениться хочешь не на Райке, а на еённой квартире. Сам инвалид и ей жизнь испортишь».
В ту зиму не повезло нам. Рая моя возьми и заболей. Чуть не умерла. Паралич её разбил. Инсульт прилипучий. Слегла моя Раюшка. Стал выхаживать. Баба не старая. Жалко. После больницы нанимал за деньги профессора. Лекарства из аптеки приносил, на рынке покупал рыбу и разные фрукты. Бывало, и с ложечки кормил. Ну, и утку под одеяло совал.
Господь Бог помог. Встала Рая с постели. По квартире передвигается. Только вот правая рука плохая. Как и я, инвалидом она осталася. Старики говорят мне: «Сходитесь». Но — поздно. Теперь сам в возрасте. Денежки даю Рае каждый месяц; тяжело ей, бедной. Кто её пожалеет? От стариков проку нет. Что будет дальше? Во!

Мужичок нахмурился, раскашлялся. Наверное, непростым было откровение, потому как мужчина раскраснелся, помолчал. Отдохнул немного, невесело пошутил:

МУЖИЧОК
Столяры да плотники от Бога прокляты, а за то их прокляли, что много леса перевели. Дачу на Волге завёл. Домик на ней в ажуре. На такую дачу бы ноги резвые да руки крепкие... Распылители понаставил. Включишь насос — фонтанчики так и запрыгают под каждым кусточком. Поливать — благодать!

ПАССАЖИРКА
А кто урожай собирает?

МУЖИЧОК
Жена с Алексеем. Я по летам здесь калымлю. Видишь, мешок?

ПАССАЖИРКА
Вижу.

МУЖИЧОК
Везу Раисе картошку, в Саратове её не укупишь. И подарки везу. Ждёт меня касатушка, ждёт. Знаю.

Мужичок замолчал. При виде аэропорта подхватил мешок и заспешил на выход. Проводив его тёплым взглядом, пассажирка размечталась:

ПАССАЖИРКА
(мечтательно)
Эх! Мне бы по жизни такого мужичка, хорошего да мастеровитого. Была бы за ним, как  за каменной стеной!

КОНЕЦ


Рецензии