Граница отождествления

Я уже 30 лет живу на Западе: сначала в Западной Германии, потом в США. Подолгу бывал во Франции и Канаде. И мне кажется, что главное, чем отличаются жители бывшего СССР от жителей Запада, это потерей ориентации в пространстве - они не осознают своё место на Земле: у них может быть множество своих проблем, но вместо решения этих вот проблем они переживают о том, «как там в Венесуэле», или «как там поживает Фидель Кастро», тогда как собственные родственники давно нуждаются во вполне конкретной помощи. Со стороны это выглядит дико, но мы, воспитанные в СССР, этого даже не замечаем. Это у нас в крови: отобрав последнее у наших дедов, государство стало приучать своих граждан к тому, что «всё вокруг советское, всё вокруг моё». Советский человек начал отождествлять себя не с конкретным участком земли – своим домом, а с государством. Венцом этого заблуждения стала фраза «За державу обидно», высказанная вечно пьяным, лишённым всего таможенником. Мы все стали в каком-то смысле такими таможенниками, ибо наши размеры в нашем воображении разрослись до границ СССР.

Приведу пример такого государственного отождествления из своей жизни. Лет 10 назад я работал в одной из лучших лабораторий мира в лучшем медицинском институте США. У нас стажировалась масса иностранцев. И вот приехала к нам удивительно красивая весёлая девочка из Испании. Это был такой по самой своей сути счастливый человек, что все быстро с ней подружились. Бывают такие люди. И вот как-то разговорившись с ней, я спросил, откуда она конкретно. Оказалось, что из Гранады. Я, обрадовавшись, сказал, что у нас есть очень популярная песня о Гранаде на русском языке, и она конечно же сразу захотела её услышать. Я быстро нашёл песню в интернете. Музыка и исполнение испанке понравились, но она спросила: «О чём они поют?». Я начал переводить: «Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать…» Всегда весёлое лицо её буквально посерело. «Какое вам, русским, дело!?» - зло выкрикнула она, развернулась и ушла. Больше мы с ней не общались. А я задумался – ведь за всей этой революционной романтикой стоит элементарное небрежение чужими человеческими жизнями. Нас совершенно не интересовало, чем и как живёт народ Гранады – нам надо было его освободить, хотя сами мы были «голы и босы». Нам внушили, что зато мы полностью свободны, в том числе и от материальных ценностей. Пора от них освободить и других. Как глубоко пророс в нас СССР…

Вроде бы ерунда, но сейчас этот своего рода попечительский шовинизм привёл к войне России с Украиной. Казалось бы, какое дело русским до проблем в соседних независимых государствах, ан нет – надо там всех освободить.

Отождествление не всегда плохо – рождаясь, мы натягиваем на себя маску, чтоб быть своими в новом для себя окружении – это нормально. Но я видел людей, которые отождествляли себя с организацией (например, с милицией) – таких людей не любят. Особенно смешно и одновременно страшно такое отождествление смотрелось на юных помощниках милиции, чувствовавших у себя за плечами Большого Брата (смотрите фильм «Плюмбум»). Чем ничтожнее человек, тем смешнее его самоотождествление с государством. Помните сценку "галантерейщик и кардинал - это сила" из «Трёх мушкетёров»? Скромнее надо быть.

Обсуждение в ЖЖ: https://val000.livejournal.com/2735822.html)


Рецензии