Нерусский друг

        Эта история произошла со мной на днях.
        Несколько лет назад я искала, в каком районе Москвы купить квартиру.

        Относительно недавно, на тот момент, мы переехали из Петербурга в Москву.

        Шумную Москву я откинула сразу. Достаточно того, что там живёт семья сына.
        Я искала место в зелёном и тихом районе за кольцевой дорогой, но вблизи метро и города.

        Мне повезло. Одна строительная компания начала работу в стародачном посёлке недалеко от МКАД, метро и электрички. До Кремля двадцать километров.

        По всему посёлку растут массивные ёлки, стоят красивые частные дома.
        В двух шагах от дома два озера, большой парк и конный клуб.
        От этих домов до моей дачи по прямой совсем недалеко.

        Я так влюбилась в это место, что, не размышляя, внесла оплату. А пока строили этот комплекс, я мечтала, как буду там вскоре жить.

        Пару лет назад мы переехали в новую квартиру.
Всё было очень сказочно. Ни пробок, ни высоток, ни толпы.
И тихо, и чистый воздух, относительно Москвы, и всё, что нужно, рядом.

        Кроме одного неудобства: поставить машину у нас во дворе - сущая проблема. Архитектор явно не учёл количество посадочных машинных мест для новых жильцов. Впрочем, как и везде по Москве.

        Однако, соседи научились уживаться между собой, ставя свои автомобили вплотную.
        Проехать между рядами всегда можно.

        Когда только мы въехали, то активисты дома приняли решение перед парадными поставить камеры видеонаблюдения. Мы все поддержали. Создали общий чат и все соседи друг о друге всё знали.

        Я из тех, кому некогда знать всё о соседях. Поэтому чат я заархивировала, чтобы не пикал.

        На днях те соседи, с кем мы изредка общались и даже подружились, стали звонить мне, кто по телефону, а кто-то в дверь. Был глубокий вечер.

        - Веста, тебя разыскивают в чате. Загляни,- сказала мне соседка, у которой очень вкусные печенья.
        - А что случилось?- спросила я в надежде, что мне расскажут и мне не придётся прочитывать тысячи смс. Соседи любят пообщаться между собой.
        - Там твою машину стукнули, пойди выйди, кто-то не из наших. И уехали,- ответила соседка, беспокоясь.
        - Может утром? Раз уж стукнули и уехали,- я как раз описывала интересную историю и совсем не хотелось отрываться от работы.
        - Веста, там же есть камеры видеонаблюдения, тебе дадут парни запись. Иди сейчас, посмотри,- соседка не понимала моей беспечности.

        Я спускалась в лифте, пролистывая последние соседские сообщения.
        Народ в чате негодовал по поводу нехорошего водителя, бурно обсуждая эту новость.

        Подойдя к машине, в свете фонарей, я увидела свежие полоски жирных царапин.  Кто-то ещё и протёр это место от городской пыли.

        "Видимо нарушитель протёр машину чем-то, чтобы получше оценить ущерб. И ему показалось, что не настолько всё страшно, чтобы отвечать за это. Был бы неплохой сюжет, но я описываю хорошие поступки. Жаль, материал для нашего сайта не годится",- размышляла я.

        Я собралась идти домой. В чате всё также кто-то что-то писал по этому поводу.
        Я не знала, что ответить соседям.

        Конечно, нехорошо поступил водитель, сбежавший от меня. Однако, что тут поделать. В прошлом году меня протаранил на перекрёстке водитель Камаза и спокойно уехал. Я даже не увидела номер, они были сильно загрязнены. Крыло моей машины было помято. Я куда-то торопилась и махнула рукой на это происшествие. Никто не пострадал и ладно.

        В таких ситуациях я часто думаю так: за что-то я расплатилась и, слава богу, таким образом.

        Но в этот раз мне почему-то пришла идея в голову вызвать ГАИ. Возможно, меня к этому подтолкнули соседи из чата. Их заботу и контроль как-то надо было оценить и что-то сделать.

        Соседи скинули видеозапись происшествия и фотографию машины с номерами.

        На записи я увидела, что водитель действительно протёр рукой место на моей машине, где появились повреждения. Сложив руки на груди, он некоторое время стоял в раздумьях. Затем сел за руль и укатил.

        Я вызвала полицию. Причина: водитель уехал с места происшествия.

        Такое в моей жизни тоже уже было. Я решила, что это надо остановить.

        Автоинспекторы пообещали приехать. Поднявшись домой, в ожидании доблестной полиции, я занялась делами.

        Через какое-то время мне позвонили и сообщили, что полиция меня ждёт во дворе.

        - Добрый вечер,- ко мне обращался парень лет тридцати пяти. За рулём сидел мужчина постарше.
        - Добрый,- сказала я, присаживаясь на пассажирское сиденье рядом с водителем.
        - Что у Вас произошло?- был поздний вечер, мужчины выглядели немного уставшими. Ну или работа у них такая, что уставшим выглядишь уже в начале рабочего дня.
        - Меня поцарапали и уехали. Соседи скинули на телефон видеозапись с номером автомобиля. Водитель тоже хорошо виден. Номер моего телефона на лобовом стекле, но человек не позвонил,- перечисляла я проблему.
        - Хорошо, пишите заявление,- устало сказал тот, что постарше.

        Я начала заполнять заявление. В промежутке говорю:
        - Вы понимаете, вопрос не в деньгах. Сам факт того, что человек так отнёсся к этому происшествию. Мне ничего от него не нужно. Просто хотела бы с ним поговорить.
        - Подпишитесь здесь и здесь,- мне указали, где поставить подпись.
        - Я могу получить номер телефона этого человека?- я, водитель со стажем десятилетий, совсем забыла, что нахожусь не в бюро находок.
        - Телефон мы не имеем право давать,- со мной стал говорить тот, кто постарше. Его начала забавлять моя позиция, судя по тому, что он оживился.
        - Понимаете, я хочу помочь, разъяснить, что так нельзя поступать, всего лишь предупредить, что всё возвращается,- казалось, что говорю простые и понятные вещи.
        - Вы ему уже очень помогли. Его лишат водительских прав до полутора лет,- автоинспектор не смог сдержать улыбку.
        - Как это? Я всего лишь хотела найти нарушителя через дорожных инспекторов. Нет, подождите, это слишком высокая цена. Возможно, он работает водителем. И тогда ему придётся туго.
        Давайте уберём это заявление.
        Я решила сдать назад.

        - Уже не получится. Заявление подотчётное,- сказал один полицейский.
        - Ребят, что мы можем сделать? Бог с этими царапинами,- я уже не на шутку обеспокоилась. Как заядлый водитель, я представила себя без водительских прав и стало не по себе.
        - Таких надо наказывать и Вы правильно всё сделали,- сказал автоинспектор.

        Я видела, что они меня понимают.
        Но работа есть работа. Я же пожалела, что затеяла это дело.
        Такое наказание было, и правда, слишком строгим.

        Ребята полицейские посоветовались и решили, как аннулировать моё заявление через другое заявление от меня, где я написала, что нарушитель выплатил деньги пять минут назад и что претензий не имею.

        Мне дали пару советов по вопросам, которые я задала.

        Мы дружелюбно и тепло попрощались.
        Я с лёгким сердцем пошла домой.
        Писать в чат соседям мне было нечего.

        Утром следующего дня мне позвонил неизвестный мужчина с акцентом.
        - Здравствуйте, Вас вчера поцарапали,- ему было явно неловко.
        - Ой, здравствуйте!- сказала я таким радостным голосом, будто позвонил долгожданный родственник,- как здорово, что Вы позвонили мне. Как Вас зовут?
        - Азиз, если трудно моё имя запомнить, то зовите меня Олег,- у него был доброжелательный голос.
        - Азиз, почему Вы вчера уехали?
        - Нет, это не я виновник. Это мой хороший знакомый, Анвар. Он рассказал, что стукнул Вашу машину, но было некогда и поэтому уехал,- я понимала, что это не совсем правда.
        - Расскажите, Азиз, правду,- мне было интересно.
        -Я нахожусь у Вашего подъезда, Вы могли бы выйти?- он был очень спокойным и вежливым.
        -Я сейчас собираюсь по делам и очень опаздываю. Давайте в следующий раз.
        -Я приеду, когда Вы скажете.

        Мы договорились.
        Азиз позвонил вечером.
        Я накинула лёгкое пальто и вышла на встречу.
        На вид молодому мужчине было лет тридцать. Как оказалось, он и нарушитель, оба были из Узбекистана.

        Я назвала своё имя.
        - Азиз, я достаточно просто отношусь к машинам и подобным происшествиям.        Номер моего телефона на переднем стекле. Можно было просто позвонить. Разобраться и в другое время не проблема. Мне вчера пришлось вызвать дорожную инспекцию.       Соседи бдительно следят за порядком.


        Азиз ответил:
        - Я понимаю Вас. Однажды Анвар и мне стукнул машину и тоже уехал. Я вчера долго беседовал с ним. Говорил, что он не прав. Так нельзя поступать. Надо позвонить и разобраться. Он не слушал меня. Тогда я ему объяснил, что скорее всего есть запись с видеокамер. Он ответил, что вряд ли там есть видеокамеры. Я приехал сам посмотреть, чтобы отправить ему фотографии. Мне жалко его. У него семья, дети. Он лишится прав года на полтора, я ему об этом и сказал.
        - Почему он сам мне не позвонил?- мне было приятно слушать человека, который пытался помочь своему другу. Я выросла в многонациональном городе Баку, забота о своих друзьях, даже непутёвых, была общепринятым долгом.
        - Я решил, что сам разберусь, так будет лучше и для Вас, и для него,- Азиз выглядел мудрым в свои молодые годы,- но номер телефона Анвара Вам вчера скинул.
        - Что Вы сейчас хотите?- мне было интересно.
        -Я хотел спросить, что для Вас лучше, ремонт или деньги?  Скажите сколько, если деньгами,- ему бы работать в каком-нибудь правительстве дипломатом. Я не шучу. Его тон и манеры соответствовали этому статусу. Хотя внешний вид его говорил об одном - этот парень из рабочей семьи не в одном поколении.
В силу своей профессии, я люблю смотреть вглубь человека и узнавать его таланты, способности. Сравнивать его возможности с тем, что он имеет или делает.

        - Азиз, скажите, если бы не было видеокамер, лично Вы стали бы мне звонить и разбираться?
        - Да, я считаю, что бумеранг возвращается. Лучше разобраться,- он был удивительно спокоен и прост.
        - А Анвар?
        - Нет. Он и сейчас не верит, что есть видеозапись. Вы могли бы отправить ему запись, чтобы он убедился?- Азиз старался уберечь друга.
        - То есть, если бы не было видеозаписи, Анвар бы просто забыл об этом,- я проводила расследование, мне нужен был материал для описания этой истории.
        - Мне стыдно за него, правда. Но я вижу, Вы добрый человек. И не сделаете плохого для него,- что он называл плохим, я не очень поняла.
        - Азиз, я отправлю видео Анвару. Но чтобы Вы знали, я вчера написала заявление в ГАИ, но отозвала его, поэтому Вы можете не переживать.
        - Почему отозвали? Разве так можно?- Азиз был удивлён.
        - Я написала, что Вы уже расплатились со мной и претензий не имею.  Так что Анвару бояться нечего.
        Азиз смотрел на меня таким же спокойным взглядом.

        Немного помолчав, он продолжил.
        - Я уже уточнил, сколько стоит ремонт. Но мы бы хотели, чтобы Вы были довольны, поэтому назовите свою цену.
        - Азиз, передайте Анвару, что водительских прав его никто не лишит,- мне было интересно, почему он не уходит. Ведь бояться больше нечего.
        - Пожалуйста, назовите свою цену,- повторил Азиз.
        - Нет. Я не буду думать за Анвара, как исправить его ошибку. Только он знает, что сделать, чтобы его совесть была чиста. Ему нужно усвоить урок. А то в следующий раз его действительно лишат водительских прав. Я хочу лишь помочь ему.       Для себя я ещё вчера закрыла этот вопрос. А Вы, Азиз, хороший друг,- сказала я, улыбаясь.
        Мы попрощались и разошлись.

        Я ушла домой. Мне было интересно, что сделают эти ребята. Им ничего не угрожало. Заявление в ГАИ не было.

        На следующее утро я получила СМС от Азиза с вопросом, куда перекинуть деньги на ремонт бампера. Я отправила номер карты.

        Через минуту я получила деньги на карту.
        Сумма была сильно завышена. Сначала я хотела вернуть часть денег, но потом подумала: я опять хочу решить за другого человека. Так он не усвоит урок. Это же и мой урок тоже. В чём? Я разобралась.
        "Пусть у него будет всё хорошо"- пожелала я Анвару.

        Следом пришла смс от Анвара:
        "Спасибо большое за урок. Он был для меня трудный, но полезный".
        "Интересно,- подумала я,- это тоже Азиз подсказал Анвару?"

        Если честно, я не ожидала ни денег, ни записок от нарушителя.

        Я тут же написала, как всё произошло, в наш домашний чат, поблагодарив всех за бдительность и помощь. Один -
двое соседей ответили, что получилась хорошая развязка.

        Я собралась позвонить в полицию и передать автоинспекторам, что действительно мне оплатили ремонт. Что люди неплохие в этом мире, просто запутаны иной раз. Или не имеют хороших друзей рядом.
Но решила, что выдам наш секрет с автоинспекторами. Ведь заявление о выплате мне правонарушителем было написано днём раньше, до фактической выплаты.

        А жаль. Так хочется рассказывать о хороших поступках. Это даёт надежду.

        Эта история не о нарушителе.
        Меня впечатлил его друг. Человек, который искренне беспокоился о непутёвом друге, взяв на себя ответственность за решение его проступка.

        Лично я хотела бы иметь такого друга.

        И ещё я рассуждала: я не наказала так строго парня, чтобы сбить его ритм жизни. Моя душа была спокойна. А в ответ мне пришли и компенсация, и сюжет, о котором можно написать. Это ли не чудо?!

        Вам кажется, что это простая история? И ничем не примечательна? Возможно.

        Решать, как всегда, вам, дорогой мой читатель.


Рецензии