Александр и Анубис

Александр и Анубис
 
 В середине 332 г. до нашей эры Александр Великий с большим трудом подчинил себе Тир и Газу, показав Персии, что рано или поздно он заберёт себе и её. Но сейчас впереди был Египет. Египтяне не любили персов, и Александра все встречали с восторгом, как освободителя. Остатки персидских войск сдавались практически без боя. Став уже фараоном Египта, Александр решил посетить священный город Сива, что лежал далеко в Ливийской пустыне. В городе было несколько значимых для египтян храмов, посвященных многочисленным богам египетского пантеона. Александр был очень веротерпимым и старался не разрушать храмы чуждых религий. Как настоящий грек, он глубоко верил в своих богов, считая Зевса самым великим богом, а клятву именем Зевса – вечной и нерушимой.
 
И вот с небольшим отрядом отправился он через Ливийскую пустыню к далёким храмам и оракулам. Внезапно при приближении к городу на небольшой отряд Александра была устроена засада. Остатки персидского войска напали с трех сторон на воинов Александра. Македоняне мгновенно построились в небольшую фалангу и, хотя фланги у них не были прикрыты конницей, они достойно стояли перед численно превосходящим противником. Выдержав первый удар, потом второй, эллины шаг за шагом начали сначала медленно, потом быстрее, теснить врага. Не нанеся воинам Александра практически никакого урона, персы отступили в узкие улочки города, но не удержались и там. Под жестоким натиском македонян персы в страхе покинули город, потеряв в этой схватке сотни своих воинов. Несколько десятков самых упорных персов эллины взяли в плен.
 
На следующий день Александр посетил храмы города. Побеседовав с жрецами, пообщавшись с оракулом бога Амона, он был весьма удовлетворен, что все обращались к нему как к сыну бога. На вечер был назначен великий пир, посвящённый взятию города. В центральном дворце собрались все знатные горожане и македоняне, кроме воинов, занятых службой этой ночью.
 
Пиршество длилось уже давно. Жарко горели факелы, освещая зал. Звучали звуки флейты и били тимпаны. Танцовщицы и фокусники развлекали присутствующих. К Александру время от времени подходили воины и, склонившись к нему, что-то сообщали. Иногда он тихо отдавал приказания, и воин быстро удалялся исполнять волю царя. Иногда Александр просто кивал головой, давая понять, что понял сказанное, но не отдавал приказа и приглашал воина принять участие в пиршестве. Чувствовалось, что даже на пиру царь ни на минуту не терял нити и рычаги управления своей державой. 
В зал вошёл Антигон – начальник стражи и командир гоплитов, тяжеловооружённых пехотинцев, из которых состояло ядро фаланги. Девушки в зале прекратили свои призывные  танцы. Разговоры в пиршественном зале мгновенно затихли. Антигон подошёл к царю:
- Александр, - негромко сказал Антигон, - я допросил пленных. Все персы раскаиваются в своём противлении твоей воле. Они просят тебя пощадить их. Но среди пленных были обнаружены два египтянина. Они сопротивлялись нам более других. Они ни в чём не раскаиваются и жалеют только о том, что убили мало наших воинов. Они братья-близнецы: Джед-Амон-иуф-анх и Джед-Атон-иуф-анх. Это сыновья верховного жреца Анубиса, египетского бога смерти. Да, повелитель, в переводе их имена означают «Сказал Амон: он будет жить» и «Сказал Атон: он будет жить».
- Интересно, - ответил Александр, - насколько знаю, Амон и Атон это почти одно и то же.
- Не совсем так, царь, - возразил Антигон, - хотя разница и невелика. И Амон, и Атон – боги Солнца, только у Атона нет человеческого облика. Кстати, поэтому жрецы Амона и Атона находятся в постоянной вражде и никак не могут договориться – кто из их богов важнее.
- Вот варвары, - тихо, чтобы присутствующие на пире египтяне не услышали его, заметил Александр, - не знают, что самый главный бог Зевс!!   
Помолчав несколько мгновений, Александр громко, чтобы все его услышали, объявил своё решение:
- Я хочу проявить великодушие к поверженным врагам. Антигон, ты говоришь, все персы раскаиваются? Я дарую им жизнь и свободу! А два брата египтянина не хотят раскаиваться? Не хотят склонить свои головы перед силой македонского оружия? Ну, что же… Казнить их на рассвете! Продолжим пир.
И пир продолжился. Девушки, ударяя в тимпаны, снова закружились в своих призывных танцах. Разговоры в зале снова слились в единый гул.
Через час у входа раздался шум. В зал пытался прорваться какой-то человек, но стража не пускала его. Александр взмахнул рукой. Стража ввела в зал невысокого человека, у которого на правое плечо была наброшена шкура леопарда.
- Кто ты? Чего ты хочешь? Почему мешаешь нашему пиршеству? – властно спросил его царь.   
- О, великий царь, - со скорбью в голосе обратился к нему человек, склонив голову. – Я верховный жрец Анубиса, Пта-хо-фер. Я узнал, что ты приговорил моих детей к казни…
- Так. Они заслужили её.
- Умоляю, пощади их! Они просто воины, до конца исполнившие свой долг. Прости их! Оставь им жизнь! Ты же простил пленных персов! А их прегрешения против тебя более значимы!
- Дело не в прегрешениях. Дело в покорности. Они не склонили головы перед нашим оружием!
- Умоляю тебя! Возьми мою жизнь, но дай им жить! - слёзы лились по щекам Пта-хо-фера.
- Нет, - жестко ответил Александр, - пусть их смерть будет предостережением другим. Разговор окончен. Уведите его.
- Я верховный жрец Анубиса! Бойся его! Будь ты проклят! Возьми лучше мою жизнь! Ты пожалеешь! – кричал жрец, когда стража выводила его из зала.
- Вздумал напугать меня своим Анубисом, - сказал Александр Антигону, - хоть он и жрец бога смерти, меня не коснутся его проклятия пока я под защитой наших богов. Клянусь Зевсом. Моего решения никто не изменит, если только мои боги мне не повелят иное.
И пиршество продолжилось. С новой силой звучали флейты и били тимпаны. Танцовщицы двигались с удвоенной энергией. Великий царь молча наблюдал за всем происходящем в зале.
Вдруг звуки стали утихать, движения людей замедляться. С удивлением Александр заметил, что один из его воинов уронил чашу с вином, но она не упала, а так и зависла на полпути к полу. И все, находившиеся в зале замерли. Всё потемнело, помрачнело, свет угас, но не до полного мрака. Время остановилось…
Из этого полумрака вышел высокий… Трудно было понять, кто вышел. Высокий человек с головой собаки. Такие изображения Александр видел и на стенах храмов, и на папирусах. Он догадался, что ему явился сам Анубис. Страшный бог смерти и великий страж весов из царства мёртвых. Холод пробежал по спине царя, сердце забилось сильнее, тяжесть навалилась на него. Но Александр был воином, всегда готовым к смерти в бою. Анубис подошёл вплотную. Он внимательно разглядывал Александра огненными безжалостными глазами.
- Ты догадался, кто я? - наконец спросил Анубис.
- Да, - желая скрыть естественно возникшее напряжение, спокойно ответил эллин. – Ты Анубис, бог смерти.   
- И ты не боишься меня? Не боишься смерти?
- Я воин. Я всегда готов к смерти. И я царь. Бремя власти велико. И это может привести к внезапной смерти. Не стоит бояться смерти. Простые смертные никогда с ней не пересекаются. Пока мы живы, её нет. Как только она пришла – мы уже мертвы. Вот мой ответ. Я тебя не боюсь! Да ты и не мой бог. Ты не властен надо мной. Мой бог – великий Зевс! Только Танатос, наш бог смерти, может остановить мою жизнь!
- Танатос, ваш бог смерти… - повторил Анубис и грозно продолжил, - и ты, простой смертный, будешь противиться мне!?
- Зачем ты пришёл ко мне? Хочешь забрать меня в свой мир?
Анубис откуда-то достал весы с навершием в виде головы шакала, как у него самого.
Поставив весы на стол, Анубис сделал шаг назад. Чаши весов, покачавшись немного, остановились в равновесии. Ни одна из чаш не перевесила.
- Нет, рано ещё, не сейчас, всему своё время, - ответил Анубис, убирая весы,
- Ты многого не знаешь, - продолжил Анубис, - поэтому многого не понимаешь. Мир устроен так, что простым смертным не всё разрешается знать. Это хорошо, что ты меня сейчас не боишься. Страх не парализовал тебя. Поэтому я тебе что-то сейчас скажу, а ты слушай. Когда-то давно всё родилось из вечного Хаоса. Потом появились мы, боги, и только потом мы создали вас, людей, простых смертных. Люди размножились, разбрелись по всей земле. Мы, боги, следим за вами, играем вами, а вы должны поклоняться нам. Но вас стало слишком много, за всеми не уследишь. Поэтому на земле есть наши храмы, в которых нам поклоняются под руководством наших приближённых, жрецов и оракулов. Нам это нравится. Если будет не так, мир станет неустойчив и снова обратится в вечный Хаос. Жрецы передают вам нашу волю, а нам они передают ваши молитвы.  Вы, простые смертные, должны слушать жрецов. Но в редких случаях мы, боги, можем обратиться к людям, к избранным, напрямую, без жрецов. Через оракулов мы можем показать вам ваше будущее. Пта-хо-фер – мой любимый жрец. Он ни разу не ослушался моих указаний, постоянно мне молится и воспевает гимны в мою честь. Ты, Александр, должен послушать его и пощадить его детей, братьев-близнецов.
- Ты не можешь от меня требовать это. Я эллин, а не египтянин. Наверное, ты можешь забрать мою жизнь, но ты не в силах заставить меня подчиниться своей воле.
- Я тебе не всё сказал. Людей на земле стало слишком много, за ними всеми трудно следить даже с помощью жрецов. Но много тысячелетий назад было устроено так, что за людьми стало следить немного проще. Великое духовное начало дало нам, богам, возможность существовать во многих лицах. Смотри на меня внимательно.
Александр напряжённо, затаив дыхание, смотрел на Анубиса. Внешняя оболочка страшного и ненавистного людям бога едва заметно задрожала. Контуры начали расплываться. Постепенно собачья голова Анубиса преобразилась в человеческую и из размытых контуров появился крылатый юноша с погашенным факелом в руке. Вот теперь страх действительно охватил эллина.
- О, великий и страшный Танатос, бог смерти, сын ночи и мрака… Ты хочешь забрать мою жизнь? Срезать прядь моих волос и освободить душу от тела?
- Я уже взвесил твою судьбу сегодня. И уже сказал – рано. Ты и сейчас ничего не понял?
- Ты, Танатос, и Анубис – одно и то же?
- Ну, наконец! Да! За вами, людьми, трудно следить. Поэтому где-то я крылатый юноша с погашенным факелом. Где-то человек с головой собаки. В Вавилоне, куда ты скоро придёшь, я Эрешкигаль – великая подземная госпожа. Где-то я в виде мужчины, где-то в виде женщины.
- Я понял! – воскликнул Александр, - мир и люди управляются богами по единым правилам!
- Именно так. Ну, раз ты теперь что-то понял, я должен тебе сказать: то что ты сейчас узнал, это не для всех, только для избранных. Это скрытые от людей знания. Ты не должен о них никому рассказывать.
- Клянусь Зевсом!
- Хорошо. И последнее. Пта-хо-фер – мой любимый жрец. Он ни разу не пропустил моих указаний, постоянно мне молится и воспевает гимны в мою честь. Ты, Александр, должен послушать его и пощадить его детей, братьев-близнецов.
- Хорошо. Я прислушаюсь к тебе. О, великий Танатос! Братья-близнецы будут прощены, и я сохраню им жизнь. Но я сказал, что казнь состоится на рассвете. И чтобы мир не стал неустойчив и снова не обратился в вечный Хаос, всё равно нужна жертва. В назидание всем сомневающимся в моей силе и власти. Казнь состоится на рассвете. Пта-хо-фер, их отец, сам предлагал свою жизнь за их жизни.
- Мне жаль Пта-хо-фера. Он мой любимый жрец. Мы, боги, следим за вами, играем вами. А вы, люди, постоянно задаёте нам загадки, на которые подчас трудно ответить. В твоём решении есть логика. Судьба неотвратима… И, поверь мне, мы ещё встретимся.
Танатос медленно вышел из зала. Он знал, что был ненавистен не только людям, но даже богам.
 
Свет начал возвращаться в зал. Звуки возродились. Люди сдвинулись из своей неподвижности. Чаша с вином, которую уронил воин, наконец, со звоном упала на пол…
 


Рецензии
Александр, вы очень хорошо описали события. Здесь и история, и мифы, и правда жизни. Понравилось

Журавлева Татьяна Евгеньевна   19.12.2022 23:03     Заявить о нарушении
Татьяна...
Здесь и история - да
мифы - да
правда жизни - нет
Понравилось - спасибо!!

Александр Чистов   22.12.2022 00:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.