Путевые заметки по Чуйскому тракту. Часть9
Собственно говоря это не есть слияние двух рек, скорее впадение Чуи в Катунь. Катынг – хозяйка, ханша. 688 километров пути среди вздыбленных скал и гор от ледника Геблера. Чуя, 217 километров (с рекой Юстыт - 320 километров) от перевала Чихачева – в переводе большая вода, в смысле главная. Есть еще один топоним – тихонькая, что совсем не соответствует действительности.
В Горном Алтая много рек, более 12000. Всякое соединение струй воды – священное место, овеянное мифами и легендами. Место, где река Чуя впадает в Катунь, также не стало исключением. Ранее оно называлось Кюё-Моин (или Тее-моин, Т;б-моин), что переводится как «Верблюжья шея». Издревле из уст в уста передается одна легенда, объясняющая происхождение этого названия.
В незапамятные времена на местные поселения надвигались китайские воины. Жители, испугавшись, собрали необходимые вещи, скот и пустились в бегство. После переправы через Чую на другой берег, решили укрыться здесь.
Приближалась ночь. Чтобы не замерзнуть, один из алтайцев решил убить своего верблюда, перерезав горло, и переночевать в его шкуре. Ночью начался небывалой силы град. Проснувшись на утро, алтаец обнаружил вокруг бездыханные тела соплеменников и скота. По чудесным обстоятельствам выжил только он один. С тех пор это место стали называть Верблюжья шея. Действительно, изгиб реки очень ее напоминает.
Белесо бирюзовые воды хозяйки принимают мутные воды Чуи, в верховьях последнее время дожди и вода приобретает цвет грязи. Они, воды, еще некоторое время бегут, показывая четкую границу и затем перемешиваются. Две большие реки приносят энергию гор. Катунь в разломах каменных скал по руслу, проложенному сходом вод древнего Уймонского озера, собрав чистоту снегов ледника Уч Сумер – трехглавой священной Белухи. На главную вершину смотреть алтайцы не имели права, чтобы не разгневать богов и духов Алтая. Чуя, сжимаемая по ходу течения горами в узкой теснине, проложенной так же водами сошедшего палеоозера – Чуйского, самого крупного.
На левом берегу излучина, где можно остановиться и поставить палатку для ночевки. Сюда ведет дорога от Ини, она далее уходит по коридору, вырубленному в скале на Инегень – жемчужину Алтая. Местные называют ее «дорогой смерти» и на Инегень ездят по новой. Мы видим мост через Чую и за увалом на другой стороне – мост через Катунь, которая делает несколько поворотов и изгибов. Гуляющая река, своенравная и свободная, сама себе хозяйка.
От площадки вверх поднимается террасами скала, давно осыпающаяся под ветром и осадками, под ногами туристов. Большинство автобусов останавливается наверху и зрители спускаются по ступеням террасы, как в древнем амфитеатре, чтобы увидеть и почувствовать силу энергии. С последней ступени красивый вид для выполнения фотографий и обзора окрестностей.
Долина Катуни в своем расположении ниже по течению реки открывает памятник археологии. В 1980-е года на восточной окраине села Иня археологи нашли лежащие и частично заросшие землей три длинные стелы. Высота самой высокой стелы превышала четыре метра. Все камни были установлены в предполагаемом первоначальном положении. Отнесли появление стел к эпохе энеолита. В те времена, свыше пяти тысяч лет назад, оленные камни являлись основой древнего культового объекта. Недалеко расположен раскопанный курган.
По некоторым данным здесь раньше стояло еще одно каменное изваяние, относящееся к той эпохе. Его верхняя часть была отбита уже в наше время и сейчас находится в Краеведческом музее Горно-Алтайска имени Анохина. Самый высокий камень соотносят с символом плодородия. С замиранием сердца слышу горловое пение алтайского кама, творящего обряд на прибыль потомства в табунах и отарах, гулкие удары бубна, призывающего духов. Кам собрался далеко – к священному дереву, где духи играют в азартные игры. Путь его через семьдесят семь перевалов и девяносто девять рек. Пусть и сегодня благодать остается с этими священными горами.
Потянуло дымком снизу, в стрелке рек палатки туристов. Время готовить обед, насыщенные энергией двух великих рек.
24 августа 2022 года
День третий 12.00
Свидетельство о публикации №222110200545