Экзамен

ЭКЗАМЕН

Жизнь научила меня обходится без людей с которыми, как мне когда-то  думалось, я буду вместе всегда. Даже больше. Жизнь научила меня обходиться без... Учила она меня этому с самого детства.

В родителях Анри, наш город больше не нуждался и они, подхватив моего лучшего друга до гроба, уехали в неведомую мне тогда Нормандию. На память о друге осталась игрушечная машинка без колёс и два взаимных письма.

Светлый локон первой любви обещал, что мы нарожаем детей, избалуем внуков и умрем в один день. Но за углом уже ждала Орнела. Она первая раздвинула ноги и я провалился в бездушную бездну отводя глаза от светлого локона.

Образование инженера и найденная после университета  работа дали возможность строить, пока есть силы, мосты. Соединять берега и людские судьбы. Но родился сын, затем дочь, а потом наступили "не лучшие времена в строительном бизнесе". Таксистом я ещё несколько лет  иногда делал небольшой крюк, чтобы проехать по единственному мосту который строил я. И который за меня достроили другие.

Толпы мужчин с их дружбой и женщин в любви, их лица на фотографиях, рукопожатия, объятия   - у них у всех появлялись  свои родители. Такие же как родители Анри. Обходилось только без писем. А часто таким родителем  бывал я сам. "Знаешь, а ты ведь мне не друг".

Отец и мать умерли в разное время. Прожив долгую жизнь. Помню в детстве утыкаясь носом одному из них в живот, я пытался обнять их обоих сразу. Помню то ощущение рождавшееся из теплоты. Так будет всегда. Но на похоронах бабушки  я представил, что когда-то, точно так же, тыкался носом в неё и обнимал её мой отец. Так жизнь приучила меня к тому что и родители не навсегда...

Всё не навсегда. И все не навсегда.
Сегодня я сижу на стуле. Салатового цвета. Железном. Прямо по середине дорожки в Люксембургском саду. Сижу опираясь на палочку. Там, за оградой есть люди которые... А я уже спокойно, без переживаний, могу без них. И они могут точно так же. Без меня. Учитель у нас у всех один. Жизнь... Учила, хваля и наказывая. И меня и их.  Принимать боль, бессилие, бессонницу, беспомощность и одиночество вместо молодости и здоровья. Которые оказались тоже не навсегда.
Здесь, в саду, засыпаемом охрой ноября, я пытаюсь повторить пройденное и сдать экзамен. Жизнь без всего и всех. И проваливаю его. Прости, дорогой учитель. Оказалось что я всё ещё верю, что есть та которая со мною навсегда.
- Ты где?
- Как где??? Рядом. На соседнем стуле. Поверни голову и увидишь. А впрочем ... Не надо. Не поворачивай. Я ведь в не в пример тебе сегодняшний экзамен сдала на отлично.


________________
©Алан Пьер Мюллер.
Из сборника рассказов "Таксидермия"
Перевод А. Никаноров


Рецензии