Ч. 31 Севастопольская трагедия. Эвакуация

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/11/01/866

Число раненых в различных источниках называется разное. Кроме того, следует иметь в виду, что легкораненые бойцы и командиры продолжали сражаться, их не учитывали.

Как сообщается в книге Игоря Степановича Маношина, «по данным I тома отчёта по обороне Севастополя  1946 года раненых в СОРе с 21 мая по 3 июля было 55289 человек». Большинство раненых находилось в тяжёлом состоянии.

В Севастопольском оборонительном районе имелось семь медсанбатов, два эвакогоспиталя, два полевых подвижных госпиталя, два военно-морских госпиталя и один инфекционный госпиталь.

Эвакуировали 18734 человека. Ориентировочно 3 июля раненых насчитывалось 36 555 человек. Без сомнения, эти цифры неточные, но других нет. Это те, кого не эвакуировали. Раненые и медработники были оставлены на милость жестокого врага.

В Камышовой бухте у пристани, которую ранее построили из двух барж по распоряжению капитана 2 ранга Ивана Антоновича Зарубы, вечером 30 июня собралась огромная толпа раненых, которые ожидали эвакуации, гражданского люда, включая женщин и детей, военных с оружием и без оружия.

35-я батарея, все её подземные сооружения были забиты командным составом Приморской армии. Все части Севастопольского оборонительного района остались без командиров. К утру 1 июля толпа из Камышовой бухты переместилась к 35-й батарее.

Раненые, которые были не в состоянии передвигаться, остались в Камышовой бухте.
Немцы вели обстрел с Северной стороны, толпе людей прятаться было негде.

На Херсонесский аэродром стали приземляться поочерёдно «Дугласы». Лётчики не глушили моторы и в самолёты принимали людей на медленном ходу на посадочной стороне.

Никакого порядка при посадке не было - кто был сильнее, тот и пробивался к самолёту. Поэтому часть обладателей посадочных талонов попасть на самолёты не смогла.

На случай, если командующий флотом Октябрьский и сопровождавший его высший комсостав  не смогут сесть на самолёт, команду Октябрьского ждал контр-адмирал Фадеев, находившийся на подводной лодке Л-23.

В час ночи 1 июля вице-адмирал Октябрьский, дивизионный комиссар Кулаков и другие сопровождавшие их лица в сопровождении вооруженных автоматами сотрудников Особого отдела по подземному ходу вышли из 35-й батареи и направились к капониру, где находился под охраной специальный самолёт.

На вице-адмирале Октябрьском был надет гражданский плащ, чтобы его не узнали. Самолёт с 29 июня находился в капонире в готовности №1. Когда он стал выруливать на взлётную полосу, к нему бросилась многотысячная толпа, но автоматчики охраны её не подпустили, открыв огонь поверх голов.

Когда самолёт взлетел,  по нему из толпы стреляли. Всего из  Краснодара в Севастополь прилетели 13 «Дугласов», самолёт Октябрьского был четырнадцатым. На этих самолётах вывезли 232 человека, в том числе 49 раненых и 349 кг важного груза.

Когда улетел последний самолёт, толпа рассеялась, ища укрытия. Многие спрятались в здании Херсонесского маяка, где было не протолкнуться.

Посадка на подводные лодки Л-23 и Щ-209 для эвакуируемых командиров и партийно-советского руководства города происходила легче, чем на самолёты. Они прошли по подземному ходу из 35-й батареи, выход из которого был вблизи спуска к рейдовому причалу.

Причал охранялся автоматчиками. Но и здесь вокруг причала собралось много людей, гражданских и военных. Слышались проклятия в адрес людей, шедших к причалу. В книге Маношина приводится свидетельство начальника отдела укомплектования Приморской армии подполковника Семечкина:
 
«Мы шли на посадку на подводную лодку. Я шёл впереди Петрова. В это время кто-то из толпы стал ругательски кричать: Вы такие-разтакие, нас бросаете, а сами бежите». И тут дал очередь из автомата по командующему генералу Петрову. Но так как я находился впереди него, то вся очередь попала в меня. Я упал…».

Начальник штаба береговой обороны Иван Филиппович Кобалюк отказался переходить на подводную лодку, вернулся, передав, что погибнет вместе с батареей.
 
Генерал-лейтенант Пётр Алексеевич Моргунов описывает посадку несколько иначе:

«Около половины второго ночи на 1 июля Военный совет Приморской армии — И.Е. Петров и И.Ф. Чухнов, автор этих строк, а также Н.И. Крылов, К.С. Вершинин и другие из личного состава штабов армии и Береговой обороны стали выходить на пристань береговой батареи № 35 через подземный проход и левый командный пункт. Вокруг стояла глубокая тишина, лишь где-то были слышны отдельные ружейные и пулеметные выстрелы».

На подводные лодки с причала людей доставлял буксир «Папанин», на который сажали только тех, у кого были пропуска с подписями Октябрьского и Кулакова.

На подводную лодку Щ-209 приняли командование Приморской армии в количестве 63 человек, и она сразу после этого вышла в море. В Новороссийск подводная лодка прибыла 4-го июля.

Подводная лодка Л-23 ждала сигнала от Октябрьского. Она была его резервным вариантом эвакуации, если не удастся улететь самолётом. На неё приняли 117 человек руководящего состава Севастопольского оборонительного района, Охраны водного района и городских властей.
 
Вице-адмирал Октябрьский дал сигнал, что лодка может выйти в море, только когда приземлился в Краснодаре. Л-23 благополучно прибыла в Новороссийск 3-го июля.

Командир 35-й батареи капитан Алексей Яковлевич Лещенко в 1937 году был арестован органами НКВД за то, что был племянником певца Петра Лещенко. Ему повезло, что не расстреляли. После ареста Ежова его освободили и восстановили на службе.

Алексей Яковлевич, когда не осталось ни одного снаряда, в ночь на 2 июля подорвал батарею. При отходе к морю был ранен, его погрузили на один из морских охотников, которому удалось дойти до кавказских берегов.

Лещенко после выздоровления продолжал воевать, участвовал в освобождении Севастополя, снова там служил.

Однажды откровенно рассказал о последних днях обороны Севастополя и  был немедленно отправлен из Севастополя служить на Дальнем Востоке. В 1953 году его уволили по состоянию здоровья. Жил  потом в Киеве.

В бухте Казачьей стояли два замаскированных сторожевых катера СКА-021 и СКА 0101. Они ждали приказа на выход в море. Начальник ОВРа контр-адмирал Владимир Георгиевич Фадеев перед уходом на подводной лодке Л-23 передал приказ командирам катеров принять на борт командиров СОРа и ОВРа и следовать к кавказским берегам.

На катера ринулась масса людей, многие бросались в море, чтобы доплыть до катеров, которые несколько раз подходили и отходили от причала, чтобы масса людей не утопила катер. СКА 021 принял 70 человек.
 
В пути его атаковала вражеская авиация. Командир катера лейтенант С.М. Гладышев был убит, катер получил повреждения и затонул. В живых остались 16 человек, которых спасли с другого катера.

30 июня по приказу командующего фронтом маршала Будённого в Севастополь для эвакуации отправили все находившиеся в строю малые корабли.

Продолжение http://proza.ru/2022/11/03/1555

На фотографии: 35-я батарея после подрыва


Рецензии
Печально всё это.

Игорь Леванов   05.11.2022 17:04     Заявить о нарушении
Без сомнения.

Владимир Врубель   05.11.2022 20:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.