Кратко о себе

Творческий стаж: 40 лет с длительными перерывами.

Наличие публикаций в сети Интернет:

http://lingvo.asu.ru/
и ряд других сайтов.

Наличие публикаций в печатных изданиях:

Многочисленные публикации в местной печати («Барнаул», «Алтай», «Свободный курс», «За науку» и др.), чаще всего короткие заметки, рецензии, и т. п.

В интернет-издании «Ликбез» часть материалов – в осн. до 2009 г была представлена в печатной форме, пока журнал не закрылся.

Кроме того публиковался в журналах «Новое поколение» (выходил в Кишиневе, сейчас закрыт) и "Дальнем Востоке", где восхищались моим талантом, но печатали около 10 лет примерно по одной большой статье раз в 2 года. Также многочисленные спорадические публикации в других журналах от 10 до 40, указать на которые нет возможности, ибо часто запрашивают данные, обещают выпуск в одном из ближайших номеров: иногда задним числом узнаю, что был опубликован (например, 2 достоверные публикации в "Литературной учебе"), а иногда результат закрыт завесой протекшего времени, которые, возможно, и обнаружится в связи с тем, что эта самая завеса времени протекающая.

Краткая автобиографическая справка

Закончил: Алтайский политехнический институт в 1972 и в 1980 – Литературный институт им. М. Горького. Начинал как критик и автор рассказов в стиле т. н. «городской литературы», типа Трифонова и Битова. Мне казалось, что и по стилю, и по тематике это так просто, что я могу написать не хуже. Позднее понял, что все не так просто у этих писателей, а убого. И я не один могу написать не хуже, а примерно каждый десятый, закончивший десятилетку. Но вот пройти с этим в литературу очень трудно: тут нужно работать в основном локтями, а если на бумаге, то больше не в жанре повести или романа, а в жанре доноса. Можно быть и честным человеком, если есть соответствующие папа или мама.

Работал: 1972–1985 – завод, НИИ – мастер, снабженец, патентовед. Нравилось быть патентоведом, я выуживал у авторов то, чего они не могли выразить словами, а главное, видел все их технические недоделки и глупости и с удовольствием критиковал. Пытался изобретать и сам. К счастью, вовремя понял, что видеть недостатки у изобретателя это одно, а изобретать самому – нечто совсем другое.

1985–1991 – редактор краевого книжного издательства; профессия, навсегда внушившая мне неприятие к тем существам, которые копошатся в издательствах и журналах: толстозадые тётки, к единственному достоинству которых относится их грамотность, а к недостаткам – она же, ибо они полагают, что писать жи- ши- через "и" это есть литературный талант. Но все же они лучше редакторов-мужчин, которые презирают литературу, потому что её не любят и не знают, но точно знают, что за любовь к литературе и её знание денег не платят.

1991–2012 – Алтайский госуниверситет, редактор сначала книжного издательства, потом сайта университета. Где проникся глубоким презрением к большинству учёных: мелочных, жадных, глупых, и понял, что главная проблема науки не в плагиаторах и хапугах, а в честной добросовестной посредственности. Впрочем, и писатели, и ученые, и даже редакторы за пределами их деятельности вполне нормальные адекватные люди. Мерзавцы, хотя и встречаются, но очень редко. Примерно по одному на коллектив в 30-40 человек.

Поле деятельности вне литературы: долгое время обучал переводу с иностранных языков: в основном, английского. Точнее помогал оформлять summury и abdtract'ы в научные журналы. Создал сайт по учебникам иностранного языка и параллельным текстам (lingvo.asu.ru).

Но это в прошлом. Сейчас глубокий пенсионер.

ПИСАТЕЛЬСКАЯ АНКЕТА ВЛАДИМИРА СОКОЛОВА

Ниже предлагаются вопросы, на которые просим ответить наших посетителей сайта: тех, кто пишет или собирается писать. Такая анкета должна быть интересна как для читателя, так и для пишущего, ибо позволяет ему самому уяснить свою позицию. Анкета дается в свободной форме, чтобы каждый отвечал на те вопросы, которые ему по душе, и формулировал их так, как ему бы хотелось. Кроме того, приветствуется, если пишущий добавит те вопросы, на которые ему бы хотелось ответить самому

I. ТВОРЧЕСТВО

Кто из современных писателей наиболее близок вам?

Практически никого не знаю, даже своих алтайских, с кем более или менее постоянно встречаюсь, ничего не читал. Нет как-то потребности в знакомстве с современной литературой. Может быть, зря.

Стоит ли быть писателем? Зачем?

Наверное, нет. Глупое и скучнейшее занятие. Но без него жизнь еще скучнее и глупее.

Как вы относитесь к славе, известности, популярности?

Слава, популярность, тщеславие, признание, похвала, понимание. Тщеславие присуще каждому из нас, чего греха таить. Но есть дешевая популярность. Мои молодые коллеги считают меня очень эрудированным, с уважением относятся к моим знаниям, и это льстит. Но если честно, цена этого уважения невелика: уж очень низок ныне уровень знаний сегодняшних молодых людей. Недавно они готовили презентацию к Дню победы, где встречались слова: "Мы памяти Эльбы верны". "А что это такое Эльба?" -- спрашивают они меня. Я им рассказал, что есть такая река в Германии, где в апреле 1945 советские войска встретились с американскими. "А что разве американцы в Отечественную тоже воевали?" И ведь это спрашивают люди с университетскими дипломами, хотя бы и по математике. Хорошо сказал Бах: "Я стараюсь играть так, будто меня слушает самый великий музыкант". Наверное, к этому и следует стремиться.

Главная черта вашего характера? Писательского

Потребность в систематизации. Я не могу думать никакую вещь, если не расщепил ее на составляющие. Допустим, любовная лирика, это во-первых, описание поэтом своего любовного опыта, во-вторых, дежурная тематика, в-третьих, нечто третье. А дальше уже возникает необходимость разъяснений и комментариев.

Ваш главный недостаток? Который мешаем вам творить?

Нужен отправной толчок. Иногда думаешь что-нибудь написать, вроде бы и мысли есть, но никак не идет. И только если что-то читаешь, делаешь выписки или переводишь, постепенно заводишься, и начинаешь сочинять за автора, а потом и за себя. Отсюда зависимость от внешнего, причем именно книжного импульса. В одиночке я бы не мог творить. И общение с живыми людьми как-то мало настраивает на творческий лад

Что мешает творить современному писателю?

Отсутствие литературы как сферы деятельности. Есть журналы, литературные сайты, издательства, филологические факультеты, но все это чисто административно-служебные структуры, созданные и функционирующие только для своих сотрудников, которым предписано, как и о чем писать. Никакого отношения к творчеству они не имеют, и в последнее время дохнут, как тараканы после обработки дустом под наплывом ИИ. Писателю со своим произведением не к кому идти и некуда обратиться

Что помогает?

Неистребимимое человеческое стремление выразить себя в слове.

Дар, которым вам хотелось бы обладать?

Я в основном отталкиваюсь от литературы, либо от письменного источника. Когда есть что перед глазами, делаю выписки, потом их упорядочиваю, сортирую, исправляю и комбинирую. А вот отталкиваться от жизненного материала не умею. И вообще не верю, что это возможно. Литература рождается не жизнью, а литературой. Тем не менее часто приходится читать про иной подход. Например, о Скотте Фицджеральде или там о Гашеке пишут, что они не могли работать с источником. Их вдохновение подхлестывалось исключительно жизненными впечатлениями. Вот о подобном даре я мечтаю всю свою пишущую жизнь.

И еще гоголевским даром подмечать в людях смешное. Хотя и сентиментальное и возвышенное тоже хотелось бы видеть. Я же в основном вообще не вижу людей. Есть мерзавцы, есть хорошие люди, но все как-то незаконченно, невнятно. Писать с натуры это не мое -- а очень бы хотелось

Прельщает ли вас статус профессионального писателя?

Нет. Денег, конечно, хотелось бы зарабатывать побольше. И хотелось бы ничем не заниматься, кроме писательства. Но ведь если кто-то будет платить, кто-то будет и требовать. А зачем тогда быть писателем? Возьмите советские времена. Писатели за право не ходить с утра на службу, не стоять у станка или не вкалывать в поле, платили восхвалением трудового подвига советского народа. И стоило ли ради этого лезть в писатели?

II. УВЛЕЧЕНИЯ

Ваши любимые литературные герои?

Таковых нет. В молодости, когда литературный персонаж еще был как живой человек, недостатки и достоинства которого можно обсуждать, были. А сейчас -- нет. Есть хорошо слепленные, удачно или плохо. Хотя и это не важно. Скорее можно говорить о любимых писателях, книгах. Впрочем, очень интересны мушкетеры. Особенно д'Артаньян. Этот провинциальный пацан, без особого жизненного опыта умел объединять людей, создавать вокруг себя друзей. Посмотрите, как по-разному он дружит с Атосом -- здесь имеют место отношения ученика и наставника, Портосом -- потакая неумеренному тщеславию великана, Арамисом -- на почве сходства увлечений и характеров

Ваш любимый исторический персонаж?

Любимых или нелюбимых нет. Есть интересные и неинтересные. Интересные для меня -- это недооцененные. Такие, например, как князь Воратынский. В 1572, когда опричное войско, которое так лихо вырезало свое население, в страхе еще до боевых столкновением вместе с царем бежало при нашествии крымских татар, именно кн. Воратынский одержал решительную победу. Пропустив татар на Русь -- а что он мог сделать с 50-тысячным плоховооруженным войском против 120 тыс хорошо подготовленного врага? -- он занял броды через Оку. И когда те, одуревшие от крови и добычи возвращались восвояси, порезал их всех, вместе с женами и детьми (таков был обычай татар: ходить в походы всем кагалом). Победа была столь впечатляющей, что во время Смуты, когда в Россию только ленивый не шастал пограбить, татары даже носа не сунули к нам. По сути -- Воратынский -- герой не хуже Дм. Донского и Кутузова. И вызывает немалое любопытство: почему это его так обошли в Пантеоне отечественной славы?

Ваш любимый писатель?

Пожалуй, никто. Хотя читал много, и нравятся очень многие. Постоянно перечитываю Марк Твена. Нравится его неиссякаемое чувство юмора. Конечно, он очень остроумен, но чувство юмора -- это нечто другое. Вот, скажем, Марк Твен поддерживал некоторого изобретателя, как он пишет в своей "Автобиографии". Каждую неделю он выплачивал тому 34 доллара, и тот в конце отчитывался. "При этом от него пахло спиртным на все 35. Откуда он брал недостающий доллар, до сих пор не могу понять". Также постоянно в ходу "Евгений Онегин" и "Война и мир". Уже под старость перечитал их с превеликим трудом: ну как можно так много и длинно писать. Но отдельные главы и сцены перечитываю постоянно и все время нахожу что-то новое. Например, недавно открыл, что Лев Толстой, вопреки мнению многих, в т. ч. такого в этой области авторитета как Б. Шоу, обладал удивительным чувством юмора. Уловить его непросто, для этого нужен не столько особый ум, сколько внимательное отношение к тексту. Полковник Мишо, француз на русской службе -- quoique ;tranger, mais Russe de coeur et d';me -- в момент нашествия Наполеона со слезами на глазах выражает перед царем "как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным". Вот это quoique ;tranger, mais Russe de coeur et d';me разве это не ирония, не юмор, самого тонкого пошиба. Вообще в разное время любимыми являются разные писатели. Любовь, как и в жизни, приходит, уходит, а порою возвращается.

Чье воздействие вы испытали?

Конкретно ничьего. Влияние накатывает на меня чаще всего незаметно и неосознанно. Например, я, как мне совершенно искренне казалось, изобрел замечательный способ изложения грамматики иностранного языка. Клянусь, ни у кого я ничего подобного не срисовывал, никому не подражал. И вдруг просматривая "Пособие по чтению газетных текстов на английском языке", я обнаружил там совершенно аналогичный подход. А поскольку книга находилась в моей личной библиотеке, значит, я, даже если и не читал ее -- а я этого не помню, -- то уж во всяком случае покупая просматривал. Следовательно, эта идея где-то у меня сфотографировалась в мозгу, долго там сидела, а потом вдруг объявилась как моя собственная. Или вот, допустим, много раз принимался писать дневник и много раз как-то не залаживалось. И вдруг наткнулся на совершенно оригинальные дневниковые записи Чехова, но не А. П., а П. Е., отца писателя. Он всю жизнь писал на клочках бумаги маленькие заметки о повседневной жизни такого примерно содержания: "Баран прыгает. Марьюшка радуется", "Ясный день. Парники готовы. Мамаше снилась коза на горшке", "Зацвела сирень, очень поздно и недружно" и т. д. И я как-то сразу загорелся писать нечто подобное, и вот уже много лет веду подобный дневник. Для себя, но потом, когда просматриваешь записи, вся прошлая жизнь как бы встает перед глазами.

Ваш любимый музыкант? Художник? Артист? Человек другой творческой профессии?

Из художников Ватто. Этот вечно больной нелюдим воспевал человеческую радость, его мир -- мир галантных кавалеров и красивых дам. Веласкес -- каждая его картина -- это размышления на античные сюжеты но о вечных проблемах: жизнь и смерть, искусство и жизнь, молодость и старость

Ваше любимое занятие? Творчество? А помимо?

Чтение, загородные прогулки. А также люблю фантазировать. Но для фантазий нужен стимул, который как раз и доставляет чтение, как материю фантазий, и прогулки, как форма, когда легче всего фантазируется. Отсюда и творчество. А вот писать не люблю: лень. Но иногда от этих фантазий просто распирает, и уже невозможно не записать, хоть что-то

Исторические персонажи, вызывающие у вас презрение?

Вообще-то что было, то было. К прошлому следует относиться sine ira et studio. Однако невозможно удержаться от нравственной оценки многих деятелей: слишком живо их восприятие и слишком тесно они завязаны на нашу обыденную жизнь. Не говоря о совсем современных не могу не думать со злостью о наших недавних реформаторах, типа Горбачев или Ельцин. Зачем было браться за великие дела, если кишка тонка? А такое сплошь и рядом. Любой начальник или бизнесмен сегодня одержим амбициозными планами и настроениями. "Нас ждут великие дела". Да ты посмотри на себя, чмо болотное, какие великие дела могут сопрягаться с такой рожей? Мне кажется, что вот такие ублюдки гораздо больше вреда делают в истории, чем самые отъявленные злодеи.

III. О "ЖИЗНИ"

Где бы вы хотели жить?

Всю жизнь прожил в Барнауле. И всю жизнь хотел бы жить в другом месте. Главное, где потеплее. Нравились Бишкек, если бы там было поменьше киргизов, и Пятигорск, если бы убрать оттуда всех этих многочисленных туристов. Иногда кажется, что севернее Барнаула уже и люди не живут. А ведь в сходных, и даже более суровых климатических условиях еще обретаются Новосибирск, Томск, Екатеринбург, Омск, Красноярск -- гигантские города. Не очень подходящая для жизни у нас страна. Москва и Петербург -- из-за библиотек и книжных магазинов. У меня дома подобрана неплохая библиотека. Процентов на 60 это книги, которые я в пору книжного дефицита натаскал именно из Москвы. Есть совершенно обалденные издания -- особенно немецкие. Тогда в соввремена книги братских народов можно было легко купить в магазине "Дружба": выбор богатый, а стоили они пшик. Но в Барнауле еще есть природа -- а я очень люблю загородные пешие прогулки -- а чтобы найти лесное или полевое уединение из Москвы нужно ехать куда-нибудь километров за 200-300. Вот такой бордель с местом жительства

Что такое для вас счастье? Творить -- это и значит быть счастливым?

Именно так.

Какие из человеческих пороков для вас наиболее гнусны?

Апатия, безразличие. "Моя хата с краю, ничего знать не желаю". "Мы люди маленькие, от нас ничего не зависит". "Если они думают, что мы получаем, пусть думают, что мы работаем"

Что вы больше всего ненавидите?

Жлобство, которое было всегда, но в последнее время стало чуть ли не доминирующей чертой поколения Next.

Каким вам хотелось бы себя видеть?

В моем возрасте уже смешно об этом говорить. Хотелось бы просто быть здоровым и работоспособным как можно дольше, и не нуждаться

IV. ЛИЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ФОРМЕ АФОРИЗМОМ

Еще на выходе из юности в мужество, я наткнулся тогда на афоризмы Флобера. Когда он писал их, ему было столько же лет, сколько и мне читателю. Афоризмы так себе и по отсутствию какой-то особой глубины мысли и по неприсутствию формальных затей. Их интерес был совсем в другом. Будущий писатель на заре своего поприща в ясных и простых предложениях, не стесняясь банальностей, высказывает свои мысли о жизни.

Наверное, каждому, и не только писателю было бы полезно проделать подобые манипуляции со своими взглядами. Люди часто хорохорятся "своим мнением", даже не подозревая, в чем оно состоит. Иначе бы не получилось так, что каждый второй у нас одновременно коммунист, православный и русский националист. Хотя вроде бы коммунистические взгляды предполагают атеизм, а христианство несовместимо с национальной ограниченностью.

Я выписал себе в тетрадку тогда эти афоризмы, а напротив каждому флоберовскому противопоставил или уточнил свой и сейчас рискую привести этот список, сохраняя нумерацию афоризмов, как они шли у Флобера. Привожу только свои варианты.

1). Нравственное чувство. Неизбежно, что человек безнравственный -- внутренне опустошенный

2). Все, что произошло, произошло закономерно, но всегда был возможен выбор

4). Обманутое доверие -- самое страшное из преступлений. Как и предательство

6). Человек никогда не может чувствовать себя безупречным, разве лишь дебилы. Отсюда успех в бизнесе и политике

7). Большинство людей глупы. Люди я любил вас, будьте бдительны

9). Человеческая история -- фарс, но фарс переполненный кровью

10). Есть ли в жизни смысл? Не в жизни отдельного человека, а в жизни, взятой в целом?

12). "Кто жил и чувствовал не может в душе не презирать людей"

13). Людям общественного темперамента нельзя обойтись без некоторой бесбашенности, и уже совершенно невозможно без безответственности

15). Искусство -- совершенно необходимо. Это представление жизни в ее идеальном варианте

16). Прогресс? Прогресс -- это идея прогресса

17). Расцвет христианства, как и коммунизма не позади, а впереди нас

20). Я материалист и атеист по убеждениям, и идеалист по мироощущению

22). Мы в ответе за тех, кого приручили

26). Зло -- это не метафизическая категория, а бытовая

27). Идеи бывают не истинными или ложными, а продуктивными или не продуктивными

35). Цивилизация только и делает человека человеком. Наши беды не от цивилизованности, а от варварства, слегка припудренного цивилизованностью

36). Худший вид невежества -- всеобщая образованность

Вот еще ошметки из собрания моих афоризмов, на этот раз без привязки к Флоберу. В жизни выработались некоторые правила и максимы, которыми играют для тебя роль маяковых истин

1). Женщина мало склонна к дискурсивному мышлению

2). Обычно люди корыстны ближней корыстью, и редко озабачиваются будущей выгодой или убытками

3). Опыт имеют цену или смысл, когда к нему приделаны глаза и разум

4). Если миротворцу достается с обеих сторон, отойди в сторону

5). "Знают все" означает не что иное, как "повторяют все"

6). Знания и опыт специалиста -- это знание сопутствующих обстоятельств

7). Критик -- это неудавшийся писатель

8). Непостоянство ведет к беспорядку

9). Чужое остроумие освежает мозг

10). Все время побеждать невозможно, а терпеть поражения можно

11). Опыт у каждого свой, но у каждого и своя голова на плечах, и если голова дурная, то и опыт скособоченный

12). Опасное заблуждение, что народ, то есть большинство, всегда прав

13). Рынок решает в конечном итоге все -- обманка наших дней

14). Талант талантливого человека окружающим по барабану, особенно если из него не можно извлечь никакой пользы

15). Нет смысла предвидеть вещи, к которым ты не в состоянии подготовиться

16). В политике преуспевают горлопаны, что не мешает им быть блюдолизами

17). Нужно не знать, чтобы переводить, а переводить, чтобы узнать

18). Перевод -- это та же интерпретация

19). Недоученого учить, только портить

20). Культура -- это опыт, уходящий за пределы опыта отдельной личности

Как вы хотели бы умереть?

В старческом возрасте, но не в маразме. Спокойно, без боли. И чтобы была полная атрофия воли: по фигу -- жить или не жить.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.