Лидер - не флюгер

«Видите  ли,  мой  друг,  я  полагаю,  что  спорить - это занятие бесполезное. Я  разговариваю, скажем, с таким-то человеком. Что меня интересует? То, что он думает, и то, как он думает. Моя задача, задача всякого собеседника, помочь ему выразить свои мысли и ознакомиться с ними. Я бы  даже  сказал,  что,  чем  меньше  они совпадают с моими собственными взглядами, тем это для меня интереснее. Намерение, которое мне совершенно чуждо, это попытаться убедить моего собеседника в необходимости думать  так, как думаю я. И если  вы  доведете  это  до логического завершения, то вы увидите, что достижение такой цели привело бы к тому, что этот человек стал бы повторять ваши слова, и беседа потеряла бы  всякий  интерес. Потому что интерес начинается там, где начинается разница между людьми и их взглядами» (Гайто Газданов «Письма Иванова». )

Лайза Лейхи и Роберт Киган в книге «Иммунитет к изменениям» дают модель трёх уровней развития разума:
1- социализированный;
2- авторствующий;
3- самотрансформирующийся.

На первом уровне мы учимся играть по правилам других; на втором - изобретаем и отстаиваем свои правила; на третьем - меняем свои взгляды и убеждения.

Гайто в «Письмах Иванова» приводит гипертрофированный пример такой «текучести», изменчивости образа себя. Недаром в описании обстановки дома Николая Францовича на часах там, где обычно маятник, флюгер - символ наших поворотов в жизни то в одну, то в другую сторону - мы ведь часто «переобуваемся», даже не замечая этого. Флюгер - символ «успешного» чиновника - куда направлен вектор начальственной политики, туда и он тут же поворачивается.

Потрясывает меня, когда слышу в организациях, - «это вопрос политический…», - понимаю, что речь о чьих-то интересах или грехах - личная неприязнь, соперничество…

Недавно меня покоробили слова замминистра одного из регионов, - «Вы же слышали слова Рамзана Ахматовича, что мы все солдаты Путина? Это означает не только готовность умереть на поле боя, но и точное исполнение определённой сверху политики…» - так он объяснил, почему в моделируемой в тренинге ситуации он был словно глухой ко всем доводам о выгодности поддержки одного сельхозпредприятия для развития экспорта в регионе. Причина была проста - подобное предприятие поддержали в соседнем регионе, а суть федеральной политики в этом вопросе - не создавать конкуренции. Так решили сверху - давайте не будем усложнять ситуацию конкуренцией между регионами, - и повернулись послушно флюгеры…

А лидеры изменений - они про сложность, развитие, а не флюгерство.


Рецензии