У каждого есть свои уникальные способности. Главно

В Советском Союзе уважение к людям рабочих специальностей пропагандировалось отовсюду.
Было множество плакатов, посвященных человеку труда.
- Почему же в нашем обществе изменилось отношение к рабочим профессиям, и когда появилось такое негативное отношение к ремесленным училищам (ПТУ)?
Раньше в них обучались, в основном дети из малоимущих семей, и выпускников хватало для профилирующих предприятий города.
Но с увеличением объемов производства и призывом партии: догоним и перегоним Америку…, на предприятия стали завозить жителей сел и деревень из дальних регионов, которые постепенно заполнили новые цеха.
В то время и появилось нарицательное слово – лимита (люди с временной пропиской).
Местных жительниц раздражало большое количество девушек, фривольного поведения.
Те приехали на заработки из глубинки, и без родительского присмотра, начали свою новую жизнь в городе по принципу:
-«Здесь меня никто не знает, что хочу, то и ворочу».
И общежитие текстильного училища, в народе прозвали - «курятником».

Но через десять лет работницы, как правило матери одиночки, получали постоянную прописку в Московской области, и в собственность - квартиры.

- А в школах учителя наставляли учеников брать высокие планки: в небо, – в космонавты…, но не на завод или фабрику…
-«Там место двоечников…», - говорили нам педагоги…
И в обществе навязчиво насаждался стереотип: неудачник – это рабочий…
И само слово уже подразумевало человека с низкой социальной принадлежностью.
Сегодня еще хуже:
- «Пропагандируются профессии в контексте: становитесь блогерами/артистами, а то ведь на завод работать придется пойти».

- После окончания школы, я поступила работать на фабрику и без отрыва от производства училась тогда в профильном институте.
Наш актив - отличники: Петя Канаев, Люся Маркина и еще трое бывших выпускников Глуховского интерната №2, ежегодно ездили в Звездный городок, чтобы поздравить любимую учительницу Тамару Васильевну Рыжову.
Она живо интересовалась нашей жизнью, - кто как устроился?
И очень расстроилась, узнав, что я работаю на фабрике…
Когда же я сообщила учительнице, что совмещаю работу с учебой в очень «престижном» в то время вузе, то она порадовалась и сказала при этом:
- «Я была уверена, что ты займешь достойное положение в обществе…».

Очень обидели меня тогда её слова:
- «А я сама, - без диплома, никому не интересна, - да?».

Помнится, как нас водили экскурсией по одному предприятию в Глухове.
Там плели корзины для пряжи.
- Низкий потолок, тусклый свет, густой смог или пар, и множество чанов с замоченными ивовыми прутьями.
Бородатые мужчины, опоясанные резиновыми черными фартуками и в резиновых сапогах, сидели на низких лавках:
- одни изготовляли дно корзин, следующие вплетали стойки в них, и так работал этот конвейер.
Зарплата у них была сдельная, - зависела от количества выпущенных изделий, и на пришедших, они не обращали внимания.
На выходе стояла их готовая продукция к отправке: красивые, коричневые корзины

Когда мы вышли на улицу, то учительница не преминула сказать нам:
- «Вот сейчас, вы можете дать собственную оценку тому, что видели: кто хорошо учится, - сюда никогда не попадет. Ваше будущее, - в ваших мозгах…».

Никому из учеников, даже и в страшном сне, не хотелось бы связать свою жизнь с этой работой.

Ведь, в юности человек представляет своё будущее только так:
- «Когда я вырасту, то...».

В следующий раз, классный руководитель повезла нас на птицефабрику.
Это была не экскурсия, а шефская помощь в вакцинации кур. Мы должны были их ловить по одной в цеху и передавать через окно в другое отделение.
Вонь там стояла невыносимая, и некоторые девчонки, даже теряли сознание.
Проработали мы там часов пять и быстренько уехали.
Но учительница в воспитательных целях использовала и это мероприятие, указав на связь с социальным статусом:
- «Объявление на входе все видели, что требуются рабочие. Так вот, кто не хочет учиться, - тем работа всегда найдется здесь…».

Да, - уж!

- Пионерский лагерь, в котором отдыхала я в каникулы, как-то поехал в дом инвалидов с концертными номерами.
На всю жизнь запомнила я этот запах, пропитавший все помещения, и пергаментные лица стариков на железных кроватях, укрытых под подбородок грубыми одеялами.
Они смотрели на нас какими-то пустыми, ничего не выражающими глазами, и нам захотелось побыстрее уйти оттуда.

Учительница сказала тогда дежурные фразы, что за стариками в нашей стране заботятся…, но добавила:
-«Если бы у них были семьи и достойные пенсии, то они бы жили дома, а не здесь... Вот поэтому, надо учиться и быть послушными».

В городе эта остановка, так и называется «Дом инвалидов», и рядом с ним находится огромное кладбище.
Ассоциации остались пренеприятные после посещения этого «дома»:
-«Брошенные старушки, запах старости, слова строгой учительницы о причинно следственной связи послушания с оценками, и завершающее –удары медных тарелок духового оркестра, исполняющего марш Ф. Шопена в похоронной процессии, которая направлялась, как раз в это время на погост».

- Была у нас в школе мастерская, в которой стояли 15 швейных машин.
Учительница по труду была от Бога.
Стараясь привить ученицам любовь к профессии - швеи, она часто приговаривала:
-«Девочки, как важно женщине научиться шить.  Вам в жизни этот навык очень пригодится. После, - спасибо скажете».

Доротея Федоровна, вечная ей память, - научила нас кроить и шить, сначала легкие вещи, а потом и сложные.
Мне же, так нравилось шить, что я все свободное время до 7 класса, проводила за ножной машинкой, и думала связать свое будущее с этой профессией.
Так в памяти и осталась картинка:
-«Специалист своего дела, и очень добрая учительница, высоко ценившая свою профессию, и привившая уважение к труду своим ученикам, - стоит, в залитой солнцем мастерской…».

- «Многие люди работают ради денег, и мало тех, кто любит свою работу».

Я, когда настали не очень благоприятные времена перестройки, шила для ребенка, перешивая вещи, и благодарила свою наставницу за уроки жизни.

Но установки, которые постоянно вкладывали тогда в умы детей, что не всяк труд респектабелен, - дал свои ядовитые плоды.

После окончания школы, я не пошла по этой стези.
— Это же рабочая профессия и она не для отличников, - убеждали меня окружающие.
И выбрала я престижную, среди среднего сословия, в то время профессию, ну соответственно и такой же институт...
- «Но человек, ведь никогда не будет хорошо делать ту работу, которую не любит с прилежанием и тщанием».
И это я осознала слишком поздно.
«Господь зовёт нас перестать пытаться соответствовать внешним, формальным представлениям о том, какими мы должны быть и целиком отдаться велению нашего сердца, научиться жить в гармонии со своим духом, в верности своему высшему призванию, критерии которого радость, интерес, вдохновение и то, как ты относишься к своей работе».

Это связано изначально с выбором профессии. Поэтому важно сделать правильный выбор. Слушать свое сердце и следовать за призванием…
У каждого есть свои уникальные способности.
Главное, их увидеть и развить.


PS:
Буквально на днях, на одном форуме встретила описание:
 «Безработный сегодня-это молодой человек 35-ти лет. У него диплом престижного ВУЗа, возможно и не один, свободное владение английским, зарубежные стажировки и опыт работы в крупной компании в должности менеджера.
Менеджер уволен по сокращению, потому что сегодня все экономят. Работы для него нет… Что делать этим молодым людям? Где искать источник дохода?».


Рецензии