Плюшкин Степан

«Не судите, да не судимы будете». Евангелие от Матфея 7:1


        Самой фамилией Н.В. Гоголь, мне кажется, изначально хотел расположить читателя к  этому персонажу, так как она просто не может не наводить на воспоминания о бабушкиных плюшках и пышках, об уюте и умиротворении! По сути дела, самыми первыми строками о Плюшкине Гоголь выводит его как рачительного  и хлебосольного хозяина, примерного семьянина, у которого приятелей море, а друзей по сути дела и нет, а если таковые и были, то были они до первого поворота в жизни Плюшкина. Следовательно, образ Плюшкина, это прежде всего резолюция его друзьям - дружба-дружбой, а беда у каждого своя. Не трудно быть друзьями в радости. Бог весть, почему только Плюшкин и именно он вызывает  столько насмешек и критики?
        Пожалуй, ни один персонаж русской литературы не вырисовывает так ярко русской души как Степан Плюшкин. Именно он ярко показывает, что русская душа не многогранна, не противоречива, а у неё вообще отсутствует система координат и тот же посыл может вызвать не только противоположные, но совсем непредсказуемые реакции. У читателя по отношению к Плюшкину не возникает ни сердобольности, ни эмпатии, ни сочувствия, ни жалости, хотя он достоин ее более чем. Главное чувство, наверное, досада: «Этакому дураку, да такое богатство – вот бы мне, уж я бы развернулся! А этот столько добра сгноил!». Не исключаю, что и у меня было такое ощущение при первом прочтении и тоже не без влияния окружающих, так как имя Плюшкин стало нарицательным задолго до того, как у меня возник интерес к книгам. Кто только не называл его русским Гобсеком?
        Кроме всего, этот персонаж поэмы «Мертвые души» является не только лишним подтверждением моего Десятого постулата: «Средний читатель к третьей странице забывает то, что было на первой... ну хорошо, к десятой», но и его же опровержением, так как в отношении Плюшкина средний, как в прочем и любой другой,  читатель забывает, что было всего лишь несколькими строками выше.
       Тот же средний/не средний читатель проливает слёзы над героем, заболевшим от неразделенной любви или горя, но в случае с Плюшкиным видит только сатирическую, сиречь, смешную сторону или даже возможность полюбоваться собой на его фоне: «Ну, может быть я не мот, но точно не такой, как он, скряга!»
       Вероятно, есть люди, которые находят что-то смешное в пациентах «Палаты №6» или подобных заведений, что, впрочем, я не исключаю, но мне они неизвестны. Не надо быть врачом или быть очень мудрым, достаточно небольшого жизненного опыта, чтобы сопоставить последовательность причин и следствий разрушения личности Плюшкина, тем более, что всё это очень доходчиво описано Н.В. Гоголем. Нельзя исключать вероятность того, что умерла его жена не от долгой болезни, а её смерть была неожиданной, и стала для Плюшкина сильнейшим нервным потрясением.   Вероятнее всего, от горя из-за потери любимой жены, у  Плюшкина случился микро-инсульт, не замеченный ни им, ни его близкими и родными. Сила чувств Ромео и Джульетты вызывают сочувствие и уважение только потому, что привела к их смерти, а представьте, что у одного из них или у обоих случился бы инсульт. Кто-то из них или даже оба превратились бы в городских сумасшедших, но вероятнее всего, были бы заперты их родней под постоянный надзор. Много ли слёз пролилось бы над ними людьми, чувств такой силы не испытавшими?  Вот и над Плюшкиным предпочитают смеяться и поносить его в школьных классах и на якобы литературных сайтах, вроде Litersturus. Стоит, наверное, напомнить, что дальнейшие события: побег дочери, поступление сына в армию, вопреки желанию отца, смерть дочери, отнюдь не способствовали восстановлению душевного здоровья Плюшкина и только усугубили его состояние. Вполне возможно, что дочь*, потерявшая мать и оставшаяся при Плюшкине на хозяйстве, умерла от нервного истощения. Попробуйте представить её муки: любовь к отцу (а ведь он был достоин всеобщей любви и уважения совсем ещё недавно), горячее желание помочь ему и сознание того, что это невозможно и его непонятная и не поддающаяся никакой логике встречное агрессивное недоверие! Разумеется, любой досужий читатель, а тем более, школьник, пройдёт выпавшие на долю отца и дочери, испытания с честью и не потеряв душевного равновесия!

      С другой  стороны: «Смеяться, право, не грешно,  над тем, что кажется смешно», так что смейтесь, веселитесь, и да минует вас чаша сия!

P.S. Читатель "Мёртвых душ" не учитывает, что он смотрит на персонажей поэмы глазами Чичикова - пройдохи, плута и жулика, которому нет никакого дела до переживаний и обстоятельств, например, Плюшкина, как, впрочем, и любого другого действующего лица... но почему читатель не может быть объективным?
________________________
* - кто-то может поручиться, а я точно нет, что дочери Плюшкина было больше 15-16 лет? В этом случае испытания, выпавшие на ее долю, читатель не представляет, потому что и представить  их ему не приходит ни на ум, ни в душу. Не лишним будет напомнить, что Офелия от горя сошла с ума и довольно быстро умерла, не осмеянная советским и постсоветским школьником.


Рецензии