Осеннее утро Григория Мясоедова

Пейзаж «Осеннее утро» Григория Мясоедова полон таинственности и притягательности.  На него можно смотреть бесконечно, так и тянет прогуляться по этой усыпанной листвой тропинке, уводящей в лес…

Художник Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из основателей Товарищества передвижников. Все его знали как принципиального противника модернизма в искусстве и сторонника реалистической традиции в живописи.

Он много писал, делая упор на реалии современной ему жизни. Но помимо картин на социальные темы, как например, сделавшее его известным полотно «Земство обедает», Мясоедов создавал и прекрасные пейзажи. Один из них — «Осеннее утро», о котором пойдёт речь ниже, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Имение Павленки
Над этом лесным пейзажем, как полагают искусствоведы, Григорий Мясоедов работал в своём имении Павленки под Полтавой. Он приобрёл его в 1889 году и переехал туда на постоянное проживание.

К этому времени художник отошёл от исторической, жанровой и портретной тематики и занялся пейзажной живописью. В его усадьбе был большой парк, сад с прудом, проблем с натурой не возникало. Более того, природа настолько захватила мысли мастера, что он даже написал книгу по садоводству.

Возвращаясь к «Осеннему утру», замечу, что полотно понизано одиночеством и печалью. К слову, это соответствует реальному состоянию художника на тот момент.

В среде передвижников назрел конфликт «отцов и детей», Мясоедов, конечно, не мог от него абстрагироваться. Он всё более ощущал одиночество и разлад с современной жизнью. Однако очень хотел сохранить прежние высокие позиции среди товарищей по цеху, что в принципе ему удалось, сосредоточившись на пейзажах. Не случайно критики потом скажут об этом шедевре: «Прекраснее, чем фотография осеннего леса»…

«Осеннее утро»
Картина «Осеннее утро» передаёт сложную атмосферу. Раннее утро. Ещё не успел до конца рассеяться предрассветный туман, который синевато-белым облаком парит меж деревьев. Но лучи солнца уже пробиваются сквозь увядающую жёлтую, красную, коричневую и бурую листву, окрашивая стволы в красноватый цвет.

С одной стороны мы видим прекрасный, окрашенный осеннью лес, который не может не восхитить. С другой — мастер показывает, что скоро эти яркие цвета сменятся однотонными серыми и белыми и наступит зима, о чём буквально кричат одетые в багрянец деревья и даже сохранившаяся тёмная зелень.

На земле мягким покрывалом лежит опавшая листва. На первый взгляд кажется, что людей в лесу не бывает, однако пень на переднем плане от явно спиленного ствола даёт понять: человек здесь проходил… В лесу протекает небольшой извилистый ручеёк, берега которого тоже усеяны пожелтевшей листвой. Однако кое-где ещё осталась зелёная трава.

Произведение экспонировалось на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Григорий Мясоедов
Григорий Мясоедов был разносторонне одарённым человеком. Он всегда участвовал в музыкальных вечерах у коллег-художников, играя на альте, скрипке, рояле, исполнял вокальные произведения. В силу пристрастия к музыке был знаком со многими композиторами, в том числе с Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским.

«Мажор меня не трогает, в большинстве пустота, – говорил Мясоедов, – живу, лишь когда слышу правдивый минор, отвечающий всей нашей жизни».

Впрочем, известно, что отношение художника к окружающему миру было саркастическим, а неуживчивый характер отразился и на отношениях с семьей.

Скончался Григорий Мясоедов 18 (31) декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки (ныне в черте города Полтава, на улице Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы, где с 1926 года размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.


Рецензии