Это разговор о серьезном. часть 3 Т. Дума

Вероятно, многие читатели потеряли интерес  к теме – предложенный текст показался далеким от актуальных событий, да и сложным для восприятия.
Прошу набраться терпения. Тема актуальна, вы, дойдя до конца, обогатите свой мир новым знанием или увидите в теме новые аспекты для самостоятельных размышлений.

Любознательный и терпеливый читатель, мы двигаемся дальше.

Есть ли у вас представление о жизни Европы в 14 веке? Мне повезло. Достаточно давно по работе нам пришлось жить в старинном маленьком венгерском городке Вац, так он назывался, если мне не изменяет память. Этому предшествовало удивительное перемещение из Сибири, через Москву, до Будапешта. Впервые так далеко и долго мы ехали на поезде. Самолет не дает представление о масштабах, не оставляет ярких впечатлений – станции, люди, ароматы. Блюда местных жителей, предлагаемых на остановках. Эта поездка укрепила во мнении – наша страна большая и замечательная. Европа ухожена, сладко живет (это было до нашествия румын и арабов), но имеет кукольные размеры, лишена простора, дерзновения, во всем. Все ее достижения в прошлом.

Именно в той поездке я смогла представить Европу в далекие года. Не парадную, с памятниками мировой культуры, хорошо известных, а тихую, застывшую в своем развитии, остановившуюся. После работы я совершала прогулки в центр города. Самый короткий путь шел по старинной улице, идущей вдоль Дуная. Вначале я шла вдоль глухой стены старой тюрьмы, а следом шли дома, начавшие свое существование в 12-13 веках. И они сохраняются и поддерживаются в первозданном виде, там живут люди, в большинстве старые, молодежь уезжает в столицу, но стариков навещают, у них есть обильно плодоносящие сады у дома. Я сама покупала фрукты у старой венгерки, лицо которой было полно глубоких складок, как и кора огромной старой груши, плоды которой она предлагала мне купить.
Католический Храм Архистратига Михаила в Ваце был большим и величественным. Его стены были свидетелями многих событий. Когда-то в нем жила ВЕРА, это чувствовалось, а осталась культурная традиция, не больше, это сразу бросилось в глаза. Боюсь, что сейчас и это ушло.

Мои воспоминания имеют прямое отношение к теме. В той, далекой, живой Европе еще только начался путь к умиранию веры, скорее – только формировались пути. На мой взгляд, один факт отпускания грехов за плату говорит сам за себя. За всем величием сегодня стоит пропасть. Вера ушла из Европы, есть обрядовая сторона, следование традициям, не более. В большинстве случаев. Исключения, но именно исключения, есть всегда. Что, кроме тщеславия, движет нашими людьми, в стремлении  попасть за деньги на прием к Папе? За святостью за деньги не ездят.

В 14 веке все еще было иначе. Исихазм получил широкую известность, о нем говорили, спорили, не принимали, не понимали, восхищались. Не обходилось и без домыслов и вымыслов.
Было ли последователей много? Не думаю. Было много тех, кто не принимал и не понимал, но пытался оправдать себя, клеветой на молчальников, приписывая им темные стремления. Их активно обвиняли в ереси. Было и такое.

Организованное наступление возглавил Варлаам. Он был активен и настойчив. Григорий Палама вступил в полемику, защищая то, чем он жил на горе Афон, во что верил сам и верили те, кто был рядом. За его словами стояли не просто умозаключения, за ними стоял подвиг практического делания.

Меня всегда привлекают люди дерзкие, имеющие свой взгляд и умеющие отстаивать свою позицию, если за этим стоит большой труд и личный опыт.
Споры были такой интенсивности, что потребовалось созывать Православный Собор дважды.
Шел спор не просто о какой-то формулировке, это не был спор на отвлеченную богословскую тему. Речь шла о пути ЧЕЛОВЕКА к Богу, о его вере.

Понимаю, что даже православному человеку с современным менталитетом трудно понять всю глубину тех споров, их смысл. Позволю еще раз предложить к прочтению отрывок из текста в предыдущей части:

« На эти хитросплетения Палама отвечал, что свет Фаворский не есть ни сама сущность Божия (она не может быть сообщима человеку), ни тварное вещество (тогда бы человек спасался и обоживался сам через себя, т.е. не спасался бы вовсе), но присносущная энергия сущности Божией, отличная от самой сущности, но неотделимая от нее. Энергия не вносит в Божество никакого разделения, ибо сущность остается сама собой как носительница энергий. Переходя к твари и освящая ее, энергия сама не становится тварной, но остается неотделимой от Бога, т.е. остается Самим Богом. Всякая энергия и все энергии вместе суть Сам Бог, но Сам Бог не есть только Его энергии. Если сущность Бога не может быть сообщена человеку, то в Своих энергиях Бог проявляется и сообщается человеку, от крывается ему как Любовь. Поэтому возможно и должно быть всецелое общение Бога и человека Оно ведет к преображению всего человека - и его разума, и мысли, и воли, и чувства, и тела. Человек по сущности никогда не станет Богом, ибо он - тварное существо. Но человеку сообщима энергия Божия, которая есть Сам Бог, и поэтому человек может и должен стать богом, но богом по причастию к Богу, а не по существу. Наш Господь щедр, Он отдает нам не что-то от Себя, но всего Самого Себя, и только поэтому мы и живем, и спасаемся. Все сложнейшее богословское учение Паламы только и создавалось им для того, чтобы показать таинственную и чудесную реальность преображающей любви Божией к человеку и челове¬ческой любви к Богу. Для него важны были не сами доказательства, относительную силу которых он сам прекрасно сознавал, но утверждение действительного общения Бога с человеком.

Варлаам же посягал расторгнуть это общение и сделать его иллюзорным. Борьба шла не между двумя учеными монахами по отвлеченному богословскому вопросу, но между двумя образами жизни, один из которых вел человека к замыканию в самом себе и вечной одинокой смерти, другой - к любви и спасению. Учение св. Григория не сразу поняли и приняли даже многие православные того времени (некоторые спорят о нем и до сего дня), не говоря уже о еретиках. Многим оно казалось слишком смелым и безумным.»

Представьте на минуту – 14 век. Не так много было тогда дерзких мыслителей. За позицией Паламы стояли не ментальные конструкции. Он подтверждал верность своих слов всей жизнью На Афоне, рядом с ним, были его единомышленники. Их знали.

Путь, идти по которому призывал Варлаам, привел современную Европу к тому результату, который хорошо известен. Христианство умирает.
Как такое могло произойти? Собор дважды признал позицию Варлаама ересью.

Но об этом в следующей части.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.